Крнспект занятия "Дружба чудесное слово"
план-конспект занятия по психологии ( класс) на тему

Сафронова Светлана Владимировна

Задачи:

▪         ознакомить с правилами дружбы;

▪         показать важность истинных друзей в жизни человека;

▪         способствовать усвоению некоторых правил бесконфликтного общения и выхода из конфликта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba-chudesnoe_slovo.docx841.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Дружба – чудесное слово».

Задачи:

  • ознакомить с правилами дружбы;
  • показать важность истинных друзей в жизни человека;
  • способствовать усвоению некоторых правил бесконфликтного общения и выхода из конфликта.

Материалы к занятию: презентация, разрезные буквы на магнитах, видеоролики с песнями «У друзей нет выходных», «Улыбка», карточки со словами -качествами друга, законы дружбы, бланки - пословица о дружбе; цветное соленое тесто, формочки, манка, клей, гуашь, ватман, релаксационная музыка.

Разминка.              Упражнение «Комплимент».

        Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, За что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Ход занятия.

Занятие начинается с фрагмента «У друзей нет выходных»

Ребята, попробуйте из данных букв составить слово. (На доске - буквы, ребята складывают из букв слово «дружба».)

Какое слово получилось?

Ученики. Получилось слово «дружба».

Психолог. Тема нашего занятия: «Дружба - какое чудесное слово». (Название вывешивается на доску.)

- Как вы понимаете слово «дружба»? (Выслушиваются ответы детей.)

Послушайте стихотворение о дружбе.

Ученик.

Дружба - главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда - не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Беседа

Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба?

     Дружба начинается с …. (с улыбки)

Сегодня наши улыбки должны светить, как солнце!

Точно так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает - подпевайте. (Звучит песня «Улыбка».)

http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/5/2/4/5777425.jpg

- О чем эта песня?

- Подумайте, для чего человеку нужна улыбка.

- Вспомните, в каких ситуациях (случаях) вам помогла улыбка.

- У кого в классе есть друзья?

- Какие чувства испытываете, когда встречаетесь с другом?

Игра «Колечко красоты».

Сейчас мы поиграем. У меня есть колечко красоты. Стоит только прикоснуться колечком любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое.

Психолог просит детей встать в круг и вытянуть сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Затем дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

Вопросы для обсуждения:

— Вам понравилась игра?

— Приятно было слышать добрые слова в свой адрес?

— Как вы считаете, в каждом человеке можно найти что-то хорошее?

Работа с пословицами

Выполнение развивающего задания

Расшифруйте пословицу.

 Дети получают распечатки задания. Работа в парах.

http://razdeti.ru/images/67(3).jpg 

Ответ. Дружба дороже денег.

Психолог. Объясните смысл этой пословицы.

- Какие пословицы о дружбе вы еще знаете? («Друг познается в беде». «Нет друга - ищи, а нашел - береги». «Новых друзей наживай, а старых не теряй», «В одиночку не одолеешь и кочку».)

Упражнение «Черты характера».

Расскажи о своём друге. Какие черты характера тебе нравятся больше всего в твоём друге?

Перед вами лежат лепестки ромашки, выберете те черты характера, которые  вы цените больше всего в людях, и прикрепите их на доску?

- смелость                                     - настойчивость

- скромность                           - решительность

-трудолюбие                           - неуверенность

- честность                              - капризность

- трусость                                - вежливость

- хвастливость                         - отзывчивость

- лень                                        - грубость

- открытость                            - общительность

- ответственность                    - драчливость

- активность                             - обидчивость

- замкнутость                               - заносчивость

- безразличие                                 - добросовестность

-правдивость

Законы дружбы.

Психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены 10 законов дружбы:

  • доверять другу;
  • делиться новостями, успехами или неудачами;
  • уметь хранить чужие тайны;
  • радоваться вместе с другом его успехам;
  • предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
  • стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций;
  • защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие);
  • не критиковать друга в присутствии других людей (если ты чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);
  • уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);
  • всегда выполнять свои обещания.

Обсуждение.

  • Какие из этих правил ты уже выполняешь, а каким тебе нужно научиться?
  • Какое правило тебе кажется самым лёгким?
  • Какое правило тебе кажется самым сложным?

Почему люди ссорятся?

Бывают ситуации, когда люди недовольны друг другом. И тогда возникает ссора. Давайте попробуем вместе понять, почему люди ссорятся и можно ли научиться жить дружно?

Иногда ссора возникает не из-за дела, а из-за грубых слов.

Подумайте, почему обиделись ребята на этих картинках?

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

Прочитайте и подчеркните причины, из-за которых чаще всего возникают ссоры.

Непонимание друг друга; неумение выслушать другого; нежелание уступить; стремление отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало; неумение поставить себя на место другого человека; обида на любое замечание; нежелание критически оценить свои поступки; неумение критически оценить свои поступки; равнодушие.

 

Упражнение «Как поступишь ты?».

Как ты поступишь, если тебе что-то не понравится во время игры? Выбери подходящий для тебя ответ и обведи его зелёным карандашом. Как ты поступишь и почему?         

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image2.jpeg

Перестану играть, обижусь и уйду.

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image3.jpeg

Буду спорить, и доказывать свою правоту.

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

Кто сильнее, тот и прав.

Как помириться после ссоры

Вы все понимаете, как важно научиться жить дружно, не ссориться.

Но, к сожалению, в жизни так не бывает, иногда мы ссоримся, хотя и не хотим этого.

Признать свою ошибку и не обижаться из-за каждого пустяка, наверное, самое сложное. Конечно, в жизни любого человека бывают ссоры, но нужно научиться мириться.

Есть даже такая пословица: «Худой мир лучше доброй ссоры».

Давайте подумаем, как можно помириться. (Ответы детей?)

С детства всем нам знакома игра, когда кто-то из нас показывает мизинец, мы начинаем улыбаться и, держась мизинцами, миримся друг с другом: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться». Эта поговорка помогает забыть о ссоре.

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

Давайте все вместе вспомним эту шуточную игру. Возьмитесь все друг с другом мизинцами, улыбнитесь и вслух произнесите: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться».

Молодцы. Шутка очень часто помогает выйти из трудной ситуации, умение вовремя улыбнуться и пошутить порой очень помогает. Но важно ещё научиться признавать свои ошибки и извиняться. Вряд ли кто-нибудь будет продолжать обижаться, если вовремя извиниться.

Подведение итогов

Психолог. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Дружить — значит...»

Коллективная творческая работа

создание поделки из соленого теста 

«Мир дружбы».

Цель: развитие групповой сплоченности, сотрудничества, развитие самосознания, самовыражение, повышение самооценки, формирование способности к эмпатии.

Задачи: актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе, развитие воображения, креативности, сплочение группы, создание доброжелательной атмосферы в группе.

Необходимые материалы: цветное соленое тесто, формочки, манка, клей, гуашь, ватман, релаксационная музыка.

Детям раздается по кусочку теста и предлагается создать город (Мир дружбы). Для этого берется лист ватмана.

На первом этапе требуется создать «зимний пейзаж», для этого ватман необходимо смазать клеем ПВА и сверху посыпать манкой (снег). Размер города планируется из числа участников, но он не должен быть очень маленьким, так как «зимним пейзажем» дело не ограничится.

   Далее педагог-психолог предлагает каждому ребенку выбрать на территории города понравившееся ему место и положить на него ладошку. Если чьи-то ладошки накладываются друг на друга, детям предлагается договориться между собой и решить эту проблему.

Затем ребята на своих участках начинают «строительство»: каждый обустраивает свой кусочек города так, как просит его душа. Важно чтобы ведущий не торопил детей и меньше говорил сам. В этом случае учащиеся начинают общаться друг с другом, стихийно возникают общие территории, где строят дома, парки, место встречи друзей.

1. Берем заготовку домика и, прикладывая на раскатанный пласт теста, вырезаем по контуру.

2. Делаем на нашем домике эффект кирпичиков.

3. Отдельно вырезаем и собираем окошки.

4. Соединяем все детали.

5. Края крыш смазываем клеем ПВА и берем манку - будем делать снег. Мажем те участки, где мы хотим видеть снег и посыпаем наши домики.

6. Даем клею высохнуть, лишний снег сметаем кисточкой.

7. Из зеленого теста с помощью формочек делаем елочки и украшаем наш город.

8. Из оранжевого теста с помощью формочек делаем человечков и формируем хоровод дружбы.

9. Можно сделать солнышко, облака и т.д.

После завершения «строительства» педагог просит рассказать о своей работе.

Заканчивается все придумыванием городу названия и торжественным разрезанием ленточки.

- Ребята, когда вы создавали этот Мир дружбы, вы ощущали себя единой дружной командой, а на ваших лицах я видела улыбку, каждый из вас старался внести свой вклад в общую работу. Теперь, когда мы иной раз посмотрим на этот Мир дружбы, нам будет приятно вспомнить то радостное настроение, с которым мы создавали эту поделку, и на наших лицах появится улыбка. Это   прекрасный подарок для нас всех и он будет радовать нас многие годы!

 А удавалось ли вам  дарить радость другому человеку?  Как это было?

Наше занятие подходит к завершению. Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе или классе, если все вокруг подружатся?

Чтобы солнышко светило

Чтоб на всех его хватило,

Чтоб цвели в лугах цветы,

Чтоб дружили я и ты.

За руки возьмемся, встанем в круг.

Каждый человек человеку - друг!

За руки возьмемся, пусть пойдет

По земле огромный хоровод!

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Пусть будет шире дружбы круг.

Я желаю, чтобы в вашей жизни встречались всегда только настоящие, верные и преданные друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дружба-какое чудесное слово"

Классный час для ребят 5 класса. Значение слова "дружба", пословицы о дружбе, ситуации по теме....

Презентация к классному часу на тему "Дружба - чудесное слово"

Цель:Дать понятие дружбы.Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.Учить доброжелательности, ...

Лингвистическая игра "В стране чудесных слов"

Лингвистическая игра «В стране чудесных слов» для учащихся 6 классов( занятие кружка по русскому языку в рамках внеурочной деятельности)Цели: расширить знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология»;р...

Классный час "Дружба - чудесное слово!"

Что такое дружба? Каждый знает.Может быть, и спрашивать смешно.Ну а всё же, что обозначаетЭто слово? Значит что оно?...

Открытый урок по развитию речи "Дружба - чудесное слово".

Конспект открытого урока по развитию речи по теме: "Дружба- чудесное слово". Основная цель: сформировать понятие настоящей дружбы, обобщить знания детей по данной теме....

Урок-игра по русскому языку для 5 класса "В стране чудесных слов".

Конкурсы и игры по русскому языку, занимательные задания....

Внеклассное мероприятие "Дружба - чудесное слово"

Конспект внеклассного мероприятия "Дружба - чудесное слово" для учащихся 6 класса с ОВЗ....