Открытый урок по развитию речи "Дружба - чудесное слово".
план-конспект урока на тему

Широкова Елена Дмитриевна

Конспект открытого урока по развитию речи по теме: "Дружба- чудесное слово". Основная цель: сформировать понятие настоящей дружбы, обобщить знания детей по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ V ВИДА»

Открытый урок по развитию речи «Дружба – чудесное слово».

Провела в 4 «Б» классе

 Широкова Е. Д.

 учитель-логопед

Конспект урока по развитию речи.

Тема: «Дружба – чудесное слово».

Цели и задачи: 1. Сформировать понятие настоящей дружбы, обобщить

                                 знания детей по данной теме.

                             2. Обогатить словарный запас.

                             3. Формировать лексико-грамматический строй по теме.

                             4.  Развивать память и логическое мышление.

                             5. Воспитывать доброжелательность, снисходительность,

                                 умение понимать друг друга.

 Оформление: 1. Иллюстрации  солнышка  и  детских  лиц;

                           2. Тема урока на разрезных буквах;

                           3. Толковый словарь Ожегова;

                           4. Однокоренные слова на карточках;

                           5. Текст песни «Улыбка» на плакате (1 куплет и припев);

                           6. Диск с песней «Улыбка»;

                           7. Стихотворение на листах по количеству детей;

                           8. Карточки с качествами характера;

                           9. Рисунок чемодана;

                           10. Картинный план;

                           11. Плакат с правилами дружбы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

На доске солнышко и детские лица.

- Ребята, к нам в гости пришло солнышко! Посмотрите, оно улыбается нам для того, чтобы у нас у всех было прекрасное настроение! Какие личики не будут присутствовать на уроке?

- На уроке не будут присутствовать грустные, тоскливые лица.

- Верно, поэтому снимите их с доски. (Снимает лица один из детей.) Я желаю, чтобы ваше настроение было прекрасным в течение всего урока!

II. Подведение детей к теме урока.

- Ребята, когда я готовилась к уроку, я случайно перепутала все буквы в его названии. Помогите мне, пожалуйста, собрать их в слова.

На доске  Р Ж У Д А Б – У С Д Е Ч Е О Н   В С О Л О.

Дети собирают: ДРУЖБА – ЧУДЕСНОЕ СЛОВО.

 - Прочтите, что получилось.

 - Дружба – чудесное слово.

 - Это тема нашего урока.

III. Работа по теме урока.

  1. Понятие «дружба» и однокоренные слова.

- Ребята, а как вы понимаете слово дружба?

- Дружба это то, что тебя объединяет или связывает с другим человеком.

- Это когда тебе нравится с кем-то быть вместе.

- Когда помогаешь кому-то и заботишься о нем.

- Хорошо! А теперь послушайте определение слова дружба из словаря Ожегова.

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

 - Давайте подберем однокоренные слова к слову дружба.

- Дружить.

- Дружный.

- Подружка.

- Дружок.

Дети называют и одновременно прикрепляют эти слова на карточках  на доску.

- Верно, но есть еще два слова, это друг и подруга, они тоже будут однокоренными к слову дружба.

2. Работа с текстом песни «Улыбка».

- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба?

- Дружба начинается с доброго слова.

- С помощи в каком-нибудь деле.

- С улыбки.

- Вы правы, дружба начинается с улыбки. Точно также считают композитор М. Пляцковский и поэт В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Давайте послушаем 1 куплет и припев песни.

Дети слушают  куплет и припев песни.  Одновременно вешаю на доску плакат со словами песни.

- Что происходит, по словам поэта, когда мы улыбаемся?

 - День становится светлей.

- В небе просыпается радуга.

 - Когда мы делимся улыбкой, то она к нам возвращается.

 - От улыбки запляшут облака.

 - Кузнечик запиликает на скрипке.

 - Дружба начинается с улыбки.

 - Верно, когда мы улыбаемся, мы излучаем доброту и мир вокруг нас становится добрее. Люди тянутся к нам и хотят дружить.

3. Работа с пословицами.

- Народ сложил много пословиц и поговорок о дружбе. А вы знаете пословицы о дружбе?

- «Друг познается в беде».

- «Нет друга – ищи, а нашел – береги».

- «Человек без друзей, что дерево без корней».

- «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

 - Молодцы!

4. Работа со стихотворением.

- А сейчас мы прочитаем стихотворение Самуила Маршака. Послушайте внимательно.

Чтение стихотворения одним из детей.

 - Есть у меня товарищ Федя,

Он очень жаден и упрям,

Мы стали с ним делить медведя-

И разделили пополам.

С тех пор никто на свете снова

Обоих мишек сшить не смог:

У Феди мишка безголовый,

А у меня -  без задних ног.

 - Можно ли этих ребят назвать настоящими друзьями?

- Их нельзя назвать настоящими друзьями.

- Почему?

- Потому что они не умеют уступать друг другу.

- Потому что они оба жадные и упрямые.

- Они не умеют делиться.

- Верно. Но в жизни бывает так, что и друзья ошибаются. Надо им прощать ошибки?

- Ошибки прощать надо, потому что любой человек может ошибаться.

- Если мы не будем прощать, то мы не сможем быть друзьями.

5. Работа с карточками.

- Правильно, это значит, что друг должен обладать какими-то ценными качествами. Выберите эти качества. Мы сложим их вот в этот чемодан и возьмем этот багаж в нашу повседневную жизнь.

У детей на карточках слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба.  Дети по одному слову прикрепляют на магниты к чемодану на доске.

- Почему вы не взяли карточки со словами: злоба, равнодушие, хвастовство, эгоизм?

- У настоящего друга таких качеств быть не должно.

- Если у человека будут такие качества, то с ним никто дружить не будет.

- Хвастунов и злюк никто не любит

- Верно. Молодцы!

Физкультминутка.

- А теперь немного отдохнем.

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Топни правою ногою,

Топни левою ногою

Повернись лицом ты к другу,

Правую ему дай руку.

6. Составление и запись рассказа по картинному плану.

- Мы отдохнули, а теперь составим рассказ по картинному плану. Рассмотрите внимательно картинки и составьте предложения по каждой из них. Что мы скажем по первой картинке?

- Сережа и Петя друзья. Они учатся в одном классе.

- Хорошо. По второй картинке придумайте предложение.

- Мальчики вместе ходят в школу, играют во дворе.

- Верно.  Что можно сказать по третьей картинке?

- Однажды Петя заболел.

- Правильно. По четвертой картинке придумайте предложение.

- Сережа навещал друга и помогал ему делать уроки.

- Молодцы. А по последней  картинке, что можно сказать?

- Когда Петя выздоровел, он пришел в школу и рассказал ребятам какой у него замечательный друг.

- Все верно. А какой заголовок можно придумать к нашему рассказу?

- Друзья.

- Хорошо. Кто хочет рассказать полностью весь рассказ?

Один ученик проговаривает весь рассказ.

 - Верно. Запишите рассказ в тетрадь.

Дети записывают рассказ в тетрадь.

Сережа и Петя друзья. Они учатся в одном классе. Мальчики вместе ходят в школу, играют во дворе. Однажды Петя заболел. Сережа навещал друга и помогал делать уроки. Когда Петя выздоровел, он пришел в школу и рассказал ребятам какой замечательный у него друг.

IV. Итог урока.

- О чем был наш сегодняшний урок?

- Наш урок был о дружбе.

- Так давайте прочтем, запомним и будем выполнять правила дружбы.

Дети читают правила дружбы на плакате.

Уступать.

Не бояться просить прощения, если обидел друга.

Не грубить. Не злиться.

Не жадничать.

Помогать своему другу.

Быть честным в дружбе.

- Как вы думаете, если вы будете соблюдать правила дружбы, вы сможете потерять друга?

- Нет.

- Правильно. Молодцы,  я желаю вам иметь настоящих друзей и дорожить своей дружбой!  Сегодня всем ставлю пятерки. На этом наш урок закончен.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок:" Прямое и переносное значение слова"

Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний.Цели урока: создать условия для осознания учащимися понятия метафора, на примере художественных текстов формировать умение находить...

Открытый урок по русскому языку "Озаряющие слова" (роль эпитетов в художественной речи)

Форма урока: работа в группах с элементами мастерской письма....

Конспект открытого урока литературы: "Война, жесточе нету слова..."

Размещенный урок литературы можно использовать так же, как вариант классного часа, посвещенного Дню Победы.Урок оставляет неизгладимые впечатления у учеников....

Открытый урок по русскому языку "Сложносокращенные слова" с использованием ЭОР. 6 класс

Открытый урок по русскому языку "Сложносокращенные слова" с использованием ЭОР. 6 класс...

Конспект открытого урока "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях".

Урок рекомендован для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью  1класс. В ходе урока использовались различные методы и приемы работы на развитие зрительного внимания, памяти, мыслител...

Открытый урок: "Подчинительные союзы и союзные слова"

Конспект урока для 9 класса "Подчинительные союзы и союзные слова"...