Конспект открытого урока "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях".
план-конспект урока на тему

Зотова Ольга Борисовна

Урок рекомендован для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью  1класс. В ходе урока использовались различные методы и приемы работы на развитие зрительного внимания, памяти, мыслительных операций, сочетались индивидуальнфй  и дифференцированный подход к каждому ученику. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_r.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук и буква [Р]

Цель: Автоматизация звука «Р» в словах и предложении.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепление правильного произношения звука «Р» в словах и предложении;
  • обучение правильному грамматическому оформлению предложений. Коррекционно-развивающие:
  • развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания;
  • развитие мелкой моторики рук, дикции.

 Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать навыки коллективной и индивидуальной работы;
  • воспитывать личные качества ребенка: активность, самостоятельность, творчество.

Оборудование: сюжетная картина; предметные картинки, набор букв разрезной азбуки; индивидуальные карточки.

Словарь: рыбак, рыба, Рома.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Л: - Сегодня я расскажу удивительную историю, которая произошла с моим другом. А чтобы узнать, кто мой друг надо отгадать загадку:

Кто у речки, на песке,

Дремлет с удочкой в руке?

Он вам всем давно знаком,

Он зовется ... : - рыбаком

Уч.: -Правильно, мой друг-рыбак.

- Назовите первый звук в слове "рыбак".

Р.: - Первый звук в слове рыбак «Р». Давайте дадим звуку краткую характеристику. Звук «Р» согласный, сонорный, не поется, обозначается синим цветом.

Уч: - Сегодня у нас урок чтения, на котором мы с вами будем продолжать учиться правильно произносить звук «Р» в словах и предложении. Звук «Р» сложный звук и чтобы правильно его произносить необходимо сделать артикуляционную гимнастику.

  1. Основная часть.

1) Артикуляционная гимнастика.

Уч : - Однажды рыбак встал пораньше, попил чаю с вареньем

(упр. "Вкусное варенье")

И пошел в лес за ветками для костра. Слышит, дятел стучит (упр. "Дятел").

  • Как дятел стучит? (д-д-д) Я по дереву стучу- д-д-д. Червячка добыть хочу-д-д-д. Хоть и скрылся под корой - д-д-д. Все равно ты будешь мой-д-д-д.
  • Дятел с дерева на дерево перелетает и постукивает - как будто зовет рыбака за собой. Вышел рыбак на поляну, огляделся и ахнул: грибов там видимо-невидимо

(упр. "Грибок").

  1. Фонетико-ритмическая гимнастика.

Уч: - Вдруг рыбак услышал шум в кустах. Огляделся и увидел. Отгадай, кого?

Этот зверь на кошку похож.

 Он - сильный хищник и очень пригож! Шерсти такой не бывает у кошки.

На рыжем фоне - черные полоски.

Р: Это тигр

Уч: - Правильно, в кустах сидел тигр. Тигр увидел человека и грозно зарычал: "р-р-р". Как рычал тигр? Р: -«р-р-р»

Уч: - Произнесите звук Р ещё раз. Р: «р-р-р»

  1. .        Автоматизация звука «Р» в словах.

Уч: - Хотите узнать, что случилось с моим другом после того, как он встретил тигра? Мой знакомый решил успокоить тигра и крикнул: "Я р-р-рыбак! Ловлю р-р-рыбу." Тигр развернулся и скрылся в лесу. Рыбак подумал: "Он, наверное, решил, что я тоже умею рычать. Ведь я произнёс слова со звуком Р."

Уч: - Какие слова со звуком «Р» произнёс мой знакомый? Р: Рыбак, рыба.

4)Звуковой        анализ слова (рыба, рыбак)

Уч: - Сколько слогов в слове "рыба"? Отхлопайте.

Р: В слове рыба два слога.

Уч: - Сколько звуков в слове "рыба"?

Р: 4 звука.

Уч: - Назови первый звук, второй, третий, четвёртый. Выложите при помощи букв слово.

Уч: - Сколько букв в слове "рыба"? Проверка.

Уч: - Сколько слогов в слове "рыбак"? Отхлопайте.

Р: В слове рыбак два слога.

Уч: - Сколько звуков в слове "рыбак"?

Р: 5 звуков.

Уч: Назови первый звук, второй, третий, четвёртый, пятый. Выложите при

помощи букв разрезной азбуки слово.

Уч: - Сколько букв в слове "рыбак"?

Проверка.

Физминутка.

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла,

Хвостиком виляла,

Корм себе искала.

Возле берега червяк,

Извивается - вот так,

Рыбка подплывает,

Червяка хватает.

Дернул леску рыбачек,

Да сорвался червячок,

Рыбка не попалась,

 С червячком умчалась.

5)Работа        по индивидуальным карточкам. Рыбак наловил много рыбы, давайте посчитаем их. Считать будем так: одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб, шесть рыб. Молодцы, ребята.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

  • Посмотрите, каких рыб поймал наш рыбак. Найдите двух абсолютно одинаковых рыбок и одинаково раскрасьте их.
  1. .        Автоматизация звука «Р» в предложении.
  • Составьте предложение по картинке. Дайте имя мальчику. В имени должен звучать звук «Р».

Рома ловит рыбу.

- Составьте схему этого предложения. Назовите 1-ое, 2-ое, 3-е слово. Повторите предложение. Выложите предложение из разрезной азбуки. Один ребенок работает у доски, остальные за партой.

  1. .        Автоматизация звука «р» в  чистоговорках.

Уч:- Иногда к рыбаку приходят ребятишки из соседней деревни. Тогда он с

ними сочиняет разные чистоговорки. Вот одна из них.

Ра-ра-ра- высокая гора.

Ро-ро-ро- новое перо.

Ру-ру-ру- скачет кенгуру.

Ры-ры-ры- много детворы.

Дети повторяют чистоговорку.

  1. .        Работа по индивидуальным карточкам. Упражнение на развитие зрительного внимания и слуховой памяти.

Уч: - Посмотрите, какие здесь слоги, соедините их со словами, которые начинаются на эти слоги. Молодцы, ребята.

3. Итог занятия.

Уч: - Вот такая история произошла с моим другом. Рыбак сидел у костра и вспоминал удивительную встречу в лесу.

 Уч:- Какой звук мы повторяли?

 Р: мы повторяли звук «р»

Уч: - Назовите слова, начинающиеся на звук «р»

Уч:- Вечером заучите чистоговорку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении"

Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении" для учащихся 4 кл. , обучающихся по программе 7 вида. Урок-закрепление пройденного материала....

Конспект открытого урока по теме "Односоставные предложения" 8кл.

Рассмотрены основные типы односоставных предложений...

конспект открытого урока "Вводные слова и знаки препинания при них"

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе "Вводные слова и знаки препинания при них"...

Конспект открытого урока "Вокальное слово и дикция"

Цель открытого урока "Вокальное слово и дикция" - это развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения....

Конспект открытого урока "Понятие об односоставных предложениях"

Конспект урока "Понятие об односоставных предложениях"....

Конспект открытого логопедического занятия для учащихся с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. (1 класс) Тема: Автоматизация звука РЬ в словах и предложениях. Лексическая тема: «Цветик - семицветик».

Конспект открытого логопедического занятия для учащихсяс фонетико – фонематическим недоразвитием речи.(1 класс)  Тема: Автоматизация звука РЬ в словах и предложениях.Лексическая т...