Программа индивидуального развития обучающегося 5-6 класса (ОВЗ) "Вербальное мышление"
план-конспект занятия по психологии (6 класс) по теме

Ольга Викторовна Еремина

Программа направлена на развитие вербального мышления подростков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ψ

Государственное бюджетное учреждение -

 ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ

И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «ЛИЧНОСТЬ»

городского округа Тольятти Самарской области

         445057, РФ, Самарская обл.,  г. Тольятти, ул. Юбилейная, 81,  тел. (8482)34 81 41

Программа индивидуальной коррекционной работы

 по развитию вербального  мышления у обучающихся 5-6 классов

Ф.И. ребенка ____________________________

Школа, класс ___________________________

Возраст _________

Результаты первичной диагностики (являются основанием для выбора направлений коррекции): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Цель: развивать вербальное мышление  младших подростков.

Задачи программы:

  1. Активизировать словарный запас.
  2. Развивать умение свободно распоряжаться исходным материалом, устанавливать ассоциативные связи.
  3. Развивать гибкость мышления.
  4. Развивать навыки  прогнозирования, самоконтроля, оценивания результатов своей деятельности.

Программа  рассчитана на 18 часов, 1-2 раза в неделю.

Срок реализации программы с_______ 20     г.    по _______  20   г.

Педагог-психолог: __________________________________________                        

Учебно-тематический план программы «Развитие вербального мыщления»

Дата

проведения

Решаемые задачи

Содержание (методы и приемы)

Отслеживание  динамики

1

Активизация познавательной деятельности.

Разминка

  1. Перепутанные буквы.
  2. Составь предложения.
  3. Пропущенные буквы.
  4. Что это такое?
  5. Запомни по порядку.
  6. Расшифруй имена

Рефлексия занятия.

2

 Активизация словаря.

Разминка

  1. Найди лишнее слово.
  2. Подбери два главных слова
  3. Найди предметы на картинке.
  4. Упражнение «Словообразование».

Рефлексия занятия.

3

Развитие фонематического анализа и сложных форм синтеза слов;

Разминка

  1. Задание: найди и зачеркни буквы
  2. Упражнение «Словообразование
  3. Упражнение «Анализ отношений понятий»

Рефлексия занятия.

4

Развитие фонематического анализа и сложных форм синтеза слов.

Разминка

  1. Упражнение «Исключение лишнего»
  2. Анаграммы
  3. Упражнение «Словообразование»
  1. Разгадай ребусы.

Рефлексия занятия.

5

Развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.

Разминка

  1. Найди слова.
  2. Игра «Муха».
  3. Найди общее.
  4. Прочитай текст.

Рефлексия занятия.

6

Формирование умения рассматривать различные пути или варианты достижения цели.

Разминка

  1. Игра «Муха»
  2. Слова – ассоциации.
  3. Подходящее слово.
  4. Противоположное слово.

Рефлексия занятия.

7

Развитие функции - обобщение, а также способности к абстрагированию.

Разминка

  1. Дорисуй фигуры.
  2. Филворд.
  3. Назови понятие.

Рефлексия занятия.

8

Развитие умения – сравнения предметов и явлений по определенному признаку

Разминка

  1. Признаки предметов
  2. Слова вместо точек.
  3. Ассоциации
  4. Кроссворд.

Рефлексия занятия.

9

Развитие умения – сравнения предметов и явлений по определенному признаку

Разминка

  1. Анаграммы
  2. Слова противоположные, одинаковые, разные.
  3. Часть- целое.
  4. Кроссворд.

Рефлексия занятия.

10

Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов.

Разминка

  1. Ассоциации.
  2. Аналогии.
  3. Противоположные слова.
  4. Вставь буквы.

Рефлексия занятия.

11

Развитие гибкости мышления.

Разминка

  1. Ассоциации
  2. Сканворд
  3. Ребусы
  4. Анаграммы

Рефлексия занятия.

12

 Развитие гибкости мышления

Разминка

  1. Ассоциации.
  2. Сканворд.
  3. Составь слова.
  4. Ребусы.

Рефлексия занятия.

13

Формирование умения выделять существенные признаки понятий, устанавливать различные отношения.

Разминка

  1. Ассоциации
  2. Лесенка слов
  3. Подходящие слова
  4. Дополни определение
  5. Составь слова

Рефлексия занятия.

14

Развитие умения – сравнения предметов и явлений по определенному признаку.

Разминка

  1. Ассоциации
  2. Лесенка слов
  3. Лишние слова
  4. Дополни определение
  5. Составь слова

Рефлексия занятия.

15

Формирование умения выделять решать логические задачи.

Разминка

  1. Логические задачи.
  2. Анаграммы.
  3. Найди лишнее.
  4. Дополни определение
  5. Составь слова.

Рефлексия занятия.

16

Формирование умения выделять решать логические задачи.

Разминка

  1. Перерисуй картинку
  2. Логические задачи.
  3. Анаграммы.
  4. Лишнее слово.
  5. Сканворд.

Рефлексия занятия.

17

 Развитие скорости  мышления

Разминка

  1. Предложения с заданными словами.
  2. Третья буква.
  3. Анаграммы.
  4. Составь текст.
  5. Найди слова.
  6. Найди число.

Рефлексия занятия.

18

Развитие скорости  мышления

Разминка

  1. Предложения с заданными словами.
  2. Сложи фразу.
  3. Слова наоборот.
  4. Анаграммы.
  5. Найди число.

Рефлексия занятия.

ЛИТЕРАТУРА:

http://azps.ru/

https://wikium.ru/

http://logopedorenbyrg.ucoz.ru/publ/uprazhnenie_na_razvitie_slovesno_logicheskogo_myshlenija/1-1-0-25

http://infourok.ru/

http://gigabaza.ru/doc/94016.html

     



Предварительный просмотр:

Занятие № 1

 Задание 1.Перепутанные буквы.

Даны слова, в которых намеренно перепутан порядок букв. Какое из них лишнее: росип, евшал, нанба, солам, клуба?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.Составление предложений.

Слова: «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Пропущенные буквы.

Если какая-то буква, допустим "л", исчезла бы из русского языка алфавита, могла б возникнуть масса необычных слов, например: коба (колба), пащ (плащ), баон (баллон), сово (слово).

Определите, какая буква отсутствует в следующих словах, и прочтите их правильно: кот, пут, потет,  инг, штоа, пата, кышка.

Задание 4. Что это такое?

Сборник упражнений по интеллектуальному тренингуСборник упражнений по интеллектуальному тренингуСборник упражнений по интеллектуальному тренингуСборник упражнений по интеллектуальному тренингу

Задание 5. Запомни по порядку.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Разгадай ребусы.



Предварительный просмотр:

Занятие № 2

Задание 1.  Найди лишнее слово.

  1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр
  2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий
  3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно
  4. Лист, почка, кора, чешуя, сук
  5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать
  6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый
  7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога
  8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах
  9. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие
  10. Грабеж, кража, землетрясение, поджег, нападение
  11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша
  12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький
  13. Хата, печь, дым, хлев, будка
  14. Береза, сосна, дуб, сирень, ель
  15. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива
  16. Секунда, час, год, вечер, неделя
  17. Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль
  18. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный
  19. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол
  20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила

Задание 2. Подбери два главных слова.

САД (растения, садовник, собака, забор, земля)

РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

ГОРОД (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипедист)

САРАЙ (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

КУБ (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

ДЕЛЕНИЕ (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

КОЛЬЦО (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать)

ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картинка, печать, слово)

ГАЗЕТА (правда, приложение, телеграмма, бумага, редактор)

ИГРА (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

ВОЙНА (аэроплан, пушки, сражение, ружья, солдаты)

КНИГА (рисунки, война, бумага, любовь, текст)

ПЕНИЕ (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)

ЛЕС (лист, яблоня, охотник, дерево, волк)

БОЛЬНИЦА (помещение, операция, врач, радио, больные)

СПОРТ (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион)

БИБЛИОТЕКА (город, книги, полки, читатели, библиотекарь).

ЛЮБОВЬ (розы, чувство, человек, город, природа)

ПАТРИОТИЗМ (город, друзья, родина, семья, человек)

Задание 3. Найди предметы на картинке.

Задание 4. Составь слова, используя буквы из слова СУПЕРМАРКЕТ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Занятие № 3

Задание 1: Найди и зачеркни буквы: Р, Ж, С, А, П

 Задание 2.  Упражнение «Словообразование» Образуйте как можно больше слов из слова:

КАРАНТИН_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Упражнение «Анализ отношений понятий»

  1. Школа – обучение.

Больница – доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.

  1. Песня – глухой.

Картина – хромой, слепой, художник, рисунок, больной.

  1. Нож – сталь.

Стол – вилка, дерево, стул, пища, скатерть.

  1. Рыба – сеть.

Муха – решето, комар, комната, жужжать, паутина.

  1. Птица – гнездо.

Человек – люди, птенец, рабочий, зверь, дом.

  1. Хлеб – пекарь.

Дом – вагон, город, жилище, строитель, дверь.

  1. Пальто – пуговица.

Ботинок – портной, магазин, нога, шнурок, шляпа.

  1. Коса – трава.

Бритва – сено, волосы, сталь, острая, инструмент.

  1. Нога – сапог.

Рука – калоши, кулак, перчатка, палец, кисть.

  1. Вода – жажда.

Пища – пить, голод, хлеб, рот, еда.

  1. Электричество – проводка.

Пар – лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение.

  1. Паровоз – вагоны.

Конь – поезд, лошадь, овес, телега, конюшня.

  1. Алмаз – редкий.

Железо – драгоценный, железный, сталь, обычный, твердый.

  1. Бежать – стоять.

Кричать – молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.

  1. Волк – пасть.

Птица – воздух, клюв, соловей, яйцо, пение.



Предварительный просмотр:

Занятие № 3

Задание 1. Упражнение «Исключение лишнего»

  1. сумка, саквояж, кейс, носилки, портфель;
  2. самолет, телега, автобус, паровоз, такси.
  3. воробей, дрозд, иволга, орел;
  4. токарь, грузчик, землекоп, артист, плотник;
  5. подсолнух, одуванчик, сливочное масло, перегной, солнце.

Задание 2. Даны слова, в которых намеренно перепутан порядок букв. Какое из них лишнее?

росип, евшал, нанба, солам, клуба.

Задание 3.  Упражнение «Словообразование» Образуйте как можно больше слов: ПАРИКМАХЕРСКАЯ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. “Занимательная лесенка”

Составить слова по данной модели.

Задание 5. Разгадай ребусы.

http://luntiki.ru/uploads/images/8/b/a/c/5/bcd8a64023.jpg



Предварительный просмотр:

Занятие № 5

Задание 1. Найди слова:

БСОЛНЦЕДЕКЖАРАЭЪЗИРЫБАЙЦ

- среди букв найти словарные слова и исправить ошибки:

СЧЬРИБИНАФХЗДИРЕВНЯУЫЙЭКВОРТИРАЬБОКОРТИНА 

- среди букв найти и подчеркнуть слова, найти лишнее слово:

ЖЭСОБАКАПРИКОРОВАЛДКАБАНЭЪЦЙЛОШАДЬ

Задание 2. Игра «Муха»

развитие внимания, игры, упражнения, внимательность

Задание 3. Найди общее.  

1

Измерительный прибор

Уголь

2

Время суток

Пенал

3

Хвойное дерево

Вторник

4

Знак зодиака

Умножение

5

Полезное ископаемое

Кольцо

6

Школьная принадлежность

Озеро

7

День недели

Олег

8

Геометрическая фигура

Повесть

9

Математическое действие

Жадность

10

Профессия

День

11

Драгоценность

Мопед

12

Водоем

Виолончель

13

Музыкальный инструмент

Тонометр

14

Мужское имя

Молоко

15

Литературное произведение

Водолей

16

Черта характера

Продавец

17

Транспортное средство

Ромб

18

Продукт

Пихта

Задание 4. Прочитай текст.

куниКалы

чинКолись знаяитя в шокле. куниКалы ишМа поврел у дудекши. Минши ддеукша – лениск. Ибушзка лениска соятла ан лнсеой пляокне. доРям с иубзшокй орс мгуочий убд. Чсато аМиш в тнеи дбуа тачил, рбоатал , одытахл. Монго хдиол аМиш с дудешкой оп лсынме тпирокнам. ноМго плоензоог зулна о жзини жвоинытх, тпиц.



Предварительный просмотр:

Занятие № 6

Задание 1.  Игра «Муха»

развитие внимания, игры, упражнения, внимательность

Задание 2.например слово «Лес». Надо  вспомнить и записать как можно больше слов, связанных с этой темой. Например: дерево, ягоды, мох, болото и т.д.

Темы: профессия_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
дом_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ дружба_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  Задание 3.

Вставь вместо точек подходящее слово. Выбери его из следующего списка: глубина, высота, горечь, чистота, голубизна, четкость, твердость. 

... звука

... дома

... неба

... глаз

... озера

... разлуки

... металла

... характера

... изображения

... перца

... произношения

... мысли

Задание 4.  Для каждого свойства укажи и запиши в противоположное:

Щедрость –

 Храбрость –

 Мягкость -

 Честность -

 Слабость

 Грубость

 Неряшливость

 Для каждого знака найди противоположный ему по своему назначению или свойствам:

 Минус –

 знак деления –

 знак вопроса –

 знак равенства –

 знак умножения –

 плюс -



Предварительный просмотр:

Занятие № 7

 Задание  1. «Дорисуй»

 Задание 2. Найди слова: лиса, карп, слон, барсук, кит, бык, лев, тигр, уж, мышь, утка.

275.GIF

Задание 3.   

Пример 1. ФЕВРАЛЬ ЯНВАРЬ НОЯБРЬ (верный ответ: "месяцы")
  Пример 2. ФОЛЬКСВАГЕН БЭНТЛИ СИТРОЕН (верный ответ: "марки автомобилей")
  Пример 3. ГИТЛЕР ДЖЕФФЕРСОН БОНАПАРТ (верный ответ: "исторические деятели")
  
 

 1) КЕДР ЛЕЩИНА ВЯЗ ________________________________________________
  2) ВЛАДИСЛАВА СОФИЯ ИРИНА _____________________________________
  3) ДИОНИС ГЕРМЕС ЗЕВС ____________________________________________
  4) ТЕЛЕФОН ПРИНТЕР КСЕРОКС ______________________________________
  5) ЧЕТВЕРГ ВОСКРЕСЕНЬЕ ПОНЕДЕЛЬНИК_____________________________
  6) ГОРЬКИЙ БУНИН БРЮСОВ _________________________________________
  7) РЕДИС ТЫКВА РЕПА _______________________________________________
  8) КУШЕТКА СТУЛ ТУМБОЧКА________________________________________
  9) ИСЛАМ ДАОСИЗМ ИНДУИЗМ _______________________________________
  10) ДНЕПР ДОН ЛИМПОПО ____________________________________________
  11) ГЕКТАР ТОННА ГЕРЦ _____________________________________________
  12) ГЕПАРД ЖИРАФ ВОЛК ____________________________________________
  13) БУХГАЛТЕР ГОРНЯК ТАТУИРОВЩИК ______________________________
  14) ПАРОВАРКА МИКРОВОЛНОВКА БЛЕНДЕР _________________________
  15) СЫР ПРОСТОКВАША ТВОРОГ ____________________________________
  16) КОЛЬЦО МНОГОУГОЛЬНИК КРУГ ________________________________
  17) СЕНБЕРНАР БОЛОНКА ЛАБРАДОР ________________________________
  18) ЛИМОН РЯБИНА КЛЮКВА _______________________________________
  19) КОПЕНГАГЕН САНТЬЯГО АФИНЫ ________________________________
  20) ЕГИПЕТ БРУНЕЙ МОНГОЛИЯ _____________________________________
  
  
  
 

 



Предварительный просмотр:

Занятие № 8

Задание 1.  Что каждый из вас может сказать о форме, цвете, вкусе арбуза, лимона, помидора? Признаки предмета впиши в таблицу.

Предмет

Форма

Цвет

Вкус

Арбуз

Круглый

Зеленый

Сладкий

Лимон

 

 

 

Помидор

 

 

 

Клубника

 

 

 

Морковь

 

 

 

Огурец

 

 

 

 

Задание 2. Придумайте как можно больше предметов, название которых можно вставить вместо точек.

Красный(ая,ое) ... Колючий(ая,ое) ...

Белый(ая,ое) ... Сильный(ая,ое) ...

Серый(ая,ое) ... Слабый(ая,ое) ...

Пушистый(ая,ое) ...

Задание 3. Тема: «Прогулка». Дети должны вспомнить и записать как можно больше слов, связанных с этой темой._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

____



Предварительный просмотр:

Занятие № 9

Задание 1. Переставь буквы и прочитай слова.

1) С И Т Я И О Р
2)  Т Р Е М А С И Н Т
3) К У Р И Н О С
4) А О Р В Л И П
5) Я Д Р П О К О

Задание 2. Какие слова Противоположные? Одинаковые? Разные?

Ребенок  - малютка                                      Квадрат – равносторонний прямоугольник

Играть – платить                                         Ясный - туманный

Прямая – кривая                                Первый - последний

Поручение – нагрузка                        Отчизна - Родина                        

Шире – уже                                        Уходить - заканчивать

Дом – забор                                        Один - много

Последний – заключительный                Независимый - самостоятельный

Дорогой – красивый                                Копыто – подкова

Задание 3.  Сравни понятия  (часть и целое).

Гриб – шляпка                                        Лодка - парус

Квадрат – сторона                                        Стол - ножка

Мотор – машина                                        Изображение - телевизор

Одежда – рукав                                        Времена года - зима

Рыба – хвост                                                Слово - предложение

Задание 4.



Предварительный просмотр:

Занятие № 10

Задание 1. Напиши 10 слов к слову Семья

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Допишите подходящие по смыслу слова, придумайте свои задания по аналогии.

Люди - человек, дети - _________________________.

Сын - дочь, внук - ________________, племянник - __________________________.
Упряжка лошадей – конная __________, упряжка собак - __________.

Тундра - олень, джунгли - ________________ пустыня - _________________.

Шпалы - деревянные, рельсы - _____________________________.

Пассажир вошел в вагон, пассажир едет в _________________, пассажир выходит из________________, пассажир стоит рядом с ________________________

Катер - катерок, лодка - _____________________ корабль - __________________, _пароход - _____________________________________.

Летчик - самолет, вертолетчик - _______________________, космонавт - ___________

Сахар - в сахарнице, масло – в  _____________________________хлеб - в _______________, соль - в __________________________.

Ложка - ложки - много ложек, вилка - ________________________- много________________  нож - _______________________ - много _________________________________.

Задание 3. Запишите слова, имеющее противоположное значение 

1. Начало —____________  2. Кривой — ____________ 3. Пасмурный — ___________________ 4. Мягкий — ____________________ 5. Далекий — ________________

6. Грубый — __________________ 7. Острый — __________________ 8. Совестливый —______________ 9. Застенчивый — _________________________10. Мелкий —__________________ 11. Ленивый — ____________________ 12. Рассеянный —____________________13. Живой — ________________________________14. Охладить —____________________15. Спуск —__________________  16. Нападение — _____________ 17. Война — ___________ 18. Праздник — ________________________19. Свобода —_______________20. Гладкий — __________________ 21. Лилипут — _________________ 22. Голодный — _______________________23. Матовый — _________________ 24. Чистый —____________________25. Потолок —_____________ 26. Активный — ________________

27. Медлительный — ___________________ 28. Аккуратный — ____________________

 29. Жара — ____________________ 30. Мокрый — ________________________________

31. Тепло — _________________________ 32. Верх — _______________  33. Низкий — ____________ 34. Трус —___________________ 35. Правда — ____________ 36. Красивый —__________________________37. Тревога — ____________________  38. Сильный — ________________________

Задание 4. Читай текст, одновременно подчеркни все О, зачеркни все С, и вставь пропущенные буквы:

Мы ж_вем в новом доме. Дом красивый, но зелени пока нет. Ж_льцы стали сажать дерев_я и кусты. Мы посадили три бере_ки. Папа копл ямки, а я и мама опускали в ямки м_л_дые деревца.
Пройдут годы. Зашумят листвой наш_ березы.



Предварительный просмотр:

Занятие № 10

Задание 1. Напиши 10 слов ассоциаций к слову «Магазин»________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Разгадай сканворд

Задание 3. Разгадай ребусы.

1.___________________________________________________________

2.___________________________________________________________

3.___________________________________________________________

4.___________________________________________________________

5.___________________________________________________________

6.___________________________________________________________

7.___________________________________________________________

8____________________________________________________________

9.____________________________________________________________

10.__________________________________________________________

Задание 4. Найди и зачеркни лишнее слово

ОГУЛОБЙ     ГНОВА       РХООМЙ
РЫСЕЙ       БЫЙОДР      КИРОЙВ
ШМАРОАК     ЗОВНИЙК     ЛГЗА
РЗООЫВЙ     ГКРИЙОМ     КСООЙ



Предварительный просмотр:

Занятие № 12

Задание 1. Напиши 10 слов ассоциаций к слову «Школьники»________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Разгадай сканворд

Задание 3. Составь слова из слова

ПРАЗДНИК

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 4.Разгадай ребусы



Предварительный просмотр:

Занятие № 13

Задание 1. Напиши 10 слов ассоциаций к слову «Спорт»____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Составь лесенку из слов

А                                                        

А_                

А_ _

А_ _ _

А_ _ _

А_ _ _ _

А_ _ _ _ _

А_ _ _ _ _ _

Задание 3. Вы видите здесь столбик слов (понятий), а рядом с каждым из них, в скобках, пять слов. Из этих пяти слов вы должны выбрать два (только два) слова, обозначающие существенные признаки понятия, написанного перед скобкой.

Сад — (деревья, садовник, собака, забор, земля).

Мышь — (спина, кошка, глаза, сыр, мышеловка).

Река — (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

Лев — (цирк, уши, сено, надсмотрщик, глаза).

Лицо — (цвет, волосы, очки, нос, усы).

Город — (автомобиль, здание, толпа, улицы, велосипедист).

Лес — (звери, сосны, деревья, грибы, небо).

Сарай — (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

Бензин — (автомобиль, запах, утечка, лейка, жидкость).

Куб — (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

Канцелярия — (машинистка, бумага, часы, стол, порядок).

Деление — (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

Кольцо — (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

Железо — (холодность, гладкость, ржавчина, вес, твердость).

Чтение — (глаза, книга, картина, печать, слово).

Митинг — (радио, люди, флаги, оркестр, голоса).

Гражданин — (отечество, ремесло, преимущество, собственность, право голоса).

Газета — (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

Игра — (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

Сказка — (колдун, вымысел, король, полезность, творчество).

Труд — (плата, цель, машина, начало, приятность).

Организованность — (вдохновение, порядок, успех, согласованность, комиссия).

Война — (аэропланы, пушки, сражения, ружья, солдаты).

Задание 4. Дополни определение.

Портной — это ... который шьет одежду.

Сапожник — это человек, который...

Учитель — это ... который...

Сахарница — это посуда для...

Масленка — это...

Берлога — это жилище для...

Конура — это...

Задание 5.Составь слова из слова  ВЕЛОСИПЕД

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Занятие № 14

Задание 1. Напиши 10 слов ассоциаций к слову «Россия»____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Составь лесенку из слов

А                                                        

Б_                

Б_ _

Б_ _ _

Б_ _ _

Б_ _ _ _

Б_ _ _ _ _

Б_ _ _ _ _ _

Задание 3. Найди лишнее.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2.  Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3.  Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5.   Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10.  Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

17.   Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Задание 4. Дополни определение.

Суп — это _________________________________________________

Сказка — __________________________________________________

Весна —  ___________________________________________________

Задание 5. Составь слова из слова  МАСЛЕННИЦА

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Занятие № 15

Задание 1. Реши логические задачи

1. Все металлы проводят электричество. Ртуть - металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.
2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед - араб.
3. Некоторые капиталистические страны - члены НАТО. Япония - капиталистическая страна. Следовательно, Япония - член НАТО.
4. Все выпускники медицинского института получают диплом. Иванов получил диплом. Следовательно, Иванов - выпускник медицинского института.
5. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. "Медный Всадник" - сочинение Пушкина. Следовательно, "Медный Всадник" нельзя прочитать за одну ночь.

Задание 2. Анаграммы

НТАЯ АНАШ ЕЧПАЛТ ОРГОКМ

ЗТЛААЯ ЦЬПЕ ОКМЛОЯЬУР НЁЗЛЕЫЙ ДУБ УДБЕ МОТ У АН

ПЛОАШ ЛШААН ЕЕЖУКНД АХУМ ПЛОЮ АМХУ ОП

Я ЕЧДНОУ ОЕГЕВННМЬ ЮНОПМ

ТВАТИОНСО АСКУК НА НОЯК

Задание 3. Найди лишнее (составь задание самостоятельно).

1. _______________________________________________________________________________

2.  _______________________________________________________________________________

3.  _______________________________________________________________________________.

4. _______________________________________________________________________________ 5.   _______________________________________________________________________________

6.________________________________________________________________________________

7. _______________________________________________________________________________ 8.________________________________________________________________________________

9.________________________________________________________________________________

10.________________________________________________________________________________

Задание 4. Дай определение.

Растение  — это _________________________________________________

Карандаш  - это__________________________________________________

Месяц – это   ___________________________________________________

Задание 5. Составь слова из слова  ГОРОД.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Занятие № 16

Задание 1. Перерисуй  картинки

 

Задание 2. Логические задачи:

  Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов – Герой Советского Союза.

  Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности.

  Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов – студент вуза.

  Некоторые работники 2-го управления – юристы. Фомин – юрист. Следовательно, Фомин – работник 2-го управления.

  Все граждане России имеют право на труд. Иванов – гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

  Все металлы куются. Золото – металл. Следовательно, золото куется.

  Когда идет дождь – крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.

  Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс – коммунист.

  Все коренные жители Конго – негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго.

Задание 3. Прочитайте текст, отгадывая «зашифрованные» слова.

ЗИМА ВЬЮЖНАЯ

Пролетело жаркое О, Е, Л, Т, _______________прошла золотая Н, С, О, Е, Ь, выпал снег - пришла М, И, 3, А_____________. Подули холодные Р, Ы, В, Е, Т_________________ . Голые стояли в лесу В, Ь, Я, Р, Е, Д, Е_______________  - ждали зимней Ы, Д, Ж, Е, Д, О_____________. И, Л, Е _________ и Н, Ы, С, О, С___________  стали еще зеленее. Много раз большими хлопьями начинал падать Е, Н, Г, С__________________ , и, просыпаясь, люди не узнавали Л, Я, П, О_______________________ , такой необыкновенный свет светил в К, О, Н, О ______________________. По первой пороше охотники пошли на Т, У, О, О, X _______________. И целыми днями слышался по всему лесу заливистый А, И, Л___________     Б, А, К, С, О__________________ .

(И. Соколов-Микитов)

Задание 4. Найди лишнее (составь задание самостоятельно).

1. _______________________________________________________________________________

2.  _______________________________________________________________________________

3.  _______________________________________________________________________________.

4. _______________________________________________________________________________

5.   _______________________________________________________________________________

Задание 5. Отгадай сканворд.



Предварительный просмотр:

Занятие № 17

Задание 1. Составь предложения, используя слова: ГОРОД, КЕНГУРУ, БОЛЬНИЦА

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Выберите в этом слове любую букву. Теперь попробуйте вспомнить все слова (имена существительные), в которых на этом же самом месте встречается та же самая буква. Пример: 
  -
телефон,
  - мо
лодёжь,
  - ко
лесо,
  - ко
лбаса,
  - ве
лосипед...

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Прочитай текст:

чеРехапа

хапареЧе пчоуляа тпело. анО онучасьл и вылзапол зи рыно. Впыолзла и глале у вохад. наО жеу моног нейд ен лапи и ен лае. репахаЧе тнуролась в птуь. анО злана, очт преувю твару дона иксать в зинению.

Задание 4.Составь текст с использованием анаграмм (5 предложений).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Найди слова на тему « ЖИВОТНЫЕ»:

  1. мипрукцкшешйзджмьблевттипокщудапкпптицаисоерпорукешущезцддрозд
  2. мсмангжаворонокчимпопркоаграчиполукшхклопаиапиуолерй4козасаитипо
  3. счсрмпрагфцклопмоапруосамвамиукомарсммитмтимтдфоршщомедведьмсо
  4. рщмичмисиисчясьбжабамиммакуницасмитимьиммровпрнвноркасимвамйцу
  5. ячсмитьбзаяцфывапролджирафячсмитьбю..фывапролджээээфывавыпаролдб
  6. чявыычаавиисирпаукгушдаолратьюбюбдьшргнпситапошгсмтаракансмаппр
  7. апорврварвпропролррппркоровачимаврисобезьянапаввпаврарпанукпнекенг
  8. мсчммспавпареногшщгшщшщзшщзщжжджбьимшакалимсимсомфывапроо
  9. яячсмппиратамухамсисипанануоводмсчмчсмчсмчмчпчпвпевносорогмсиспе
  10. смсямспуаецукнуенегкнеримскунсимрврапкпаурпсиницаимтчимримщука

Задание 6. Найди пропущенное число

Найди пропущенное число



Предварительный просмотр:

Занятие № 18

Задание 1. Составь предложения, используя слова: РУКА, ШКОЛА, ВЕЛОСИПЕД

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Найди среди слов повторяющиеся слова и сложи из них фразу:

Медведь радость любовь виноград влюбленные спешить груз вишня километраж гантели пулемет школа обидчик разлука путешествие шизофреник карты культурист тише кикимора цирк улыбка распутье кинотеатр боевик отличник медаль шезлонг тренер тише гипноз медитация консультация едешь заяц петух гребешок улитка счастье сериал чудо жюри столица бульвар шкаф дальше ожидание круиз бар слова утварь пара режим орфография дальше коза синтетика компьютер жираф едешь мышь пианино словарь тахта выставка особенность день разлука легкость пугало родитель помолвка художник вдохновение едешь ребенок каникулы копия отец мать легкость садок груша яблоко транспорт студия цветок телевизор плита крещение будешь луч солнце радуга обновка бланк банка кабан лес пустыня тундра сумка хлеб рюкзак пенал будешь карандаш математика чтение пиджак балкон волк батарея

Задание 3. Прочитай слова наоборот: 

 АПТЕКА,  ТАКСИ,  КРЕДИТЫ,   ПРИВЕТ,   УНИВЕРСИТЕТ.  

 

Задание 4. Отыщи слова среди букв «Школьные принадлежности».

  1. яячсмитьбюручкафывапролджэкарандашфы
  2. вапролджэячсмитьбюмелфывапролджжэуке
  3. нгпеналячсмитьбюклейфывапролджэтетрадь
  4. ьфывапролджэлинейкаячсмитьучебникфыва
  5. пфывапропапкайцукенгшрезинкафывапролл
  6. дпартафывапролджэстулфывапролджэяисис
  7. ранмспаисрвблокнотфвыавкупаекрскрепкас
  8. мспатаопкнопкимсавпнератиомциркульячвы
  9. мпимрптшахматымвпсиаренраранецмсапарп
  10. анераолемспаирвобложкаимрпнетальбомьл

Задание 5. Найди пропущенное число

Найди пропущенное число


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Интеллектуальное развитие обучающихся 5-7 классов» Каменецкого Г.П. и Каменецкой Е.М. МКОУ Тулинская СОШ.

Необходимость разработки программы интеллектуального развития учащихся обусловлена, с одной стороны, пересмотром содержания общего образования в целом, с другой стороны, потребностью развития информац...

«Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5-х классов, при переходе из начальной в основную школу».

Эта статья - доклад подготовлен для учителей математики, работающих или собирающихся работать в 5-х классах, а также для учителей, выпускающих 4-ый класс....

2. Методическое обеспечение программы "Предупреждение оптической дисграфии у детей с ограниченными возможностями с задержкой психического развития, обучающихся в первом классе"

Методическое обеспечение Программы, включает следующие методические разработки: 1) календарно-тематический план логопедической работы по предупреждению оптической дисграфии у первоклассников с задержк...

Специальная индивидуальная программа развития обучащейся 1 дополнительного класса

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с тяжелыми и множественными нарушениями развития....

Диагностика интеллектуального развития обучающихся 1 – 4 классов

Предлагаемая методика включает 5 субтестов.Краткая характеристика субтестов:...

ПРОГРАММА духовно-нравственного развития обучающихся 9 «д» класса на 2019-2020 учебный год

Цель воспитательной деятельности: Воспитывать высоконравственную, толерантную личность способную жить в условиях социально-экономического развития общества и использовать свои физические и умстве...