«Алгоритм работы педагога-психолога с семьёй детей с ОВЗ »
статья по психологии по теме

 Рыбалко Татьяна Владимировна

В семьях, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, возникают конфликты, осложняются отношения между супругами, родственниками, что сказывается на ребенке. При работе с такими родителями мы стараемся нейтрализовать проблему, гармонизируя детско-родительские отношения. Как показывает наш опыт, всем семьям, имеющим ребенка с ОВЗ, требуется социально-психологическая поддержка. Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы эта проблема не становилась только личным делом семьи. Важно, чтобы семья не замыкалась, не стеснялась своего ребенка. При адекватно построенной семейной атмосфере, отношении к своему ребенку функционирование семьи сохраняется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d3e05fc3460dc81c66602fd5763ea3e4.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Алгоритм работы с семьёй детей с ОВЗ »

Рыбалко Татьяна Владимировна, педагог –психолог МБОУ С(К)ОШ г. Нытва, Пермский край.

   

  1.  Алгоритм работы с семьей педагога-психолога.
  1. Знакомство на общешкольном родительском собрании. Выступление специалистов.
  2. Диагностика детей.
  3. Беседа с родителями по результатам диагностики.
  4. Индивидуальное консультирование.
  5. Тренинговая работа  с родителями.
  1. Психоэмоциональное состояние  родителей детей ОВЗ.

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем своего ребенка. Работа с родителями ограничивалась консультациями по поводу развития и обучения ребенка, но при этом упускался из виду очень серьезный аспект – эмоциональное состояние самих родителей. Для многих родителей детей с ОВЗ характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями (ООП), но и их родственникам. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают, относятся к ним без нигилизма. Беседы с воспитателями, дефектологом, социальным педагогом и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы.

Часто родители категорично отрицают диагноз, завышают требования к ребенку, в итоге результат не соответствует ожиданиям родителей, возникают конфликты. Сотрудники школы  помогают родителям принять ситуацию и ребенка такими, какие они есть.

Часто оказывается, что в основе заявляемых проблем лежит внутренний страх, неуверенность, поэтому работа проводится очень деликатно.

В семьях, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, возникают конфликты, осложняются отношения между супругами, родственниками, что сказывается на ребенке. При работе с такими родителями мы стараемся нейтрализовать проблему, гармонизируя детско-родительские отношения.

Как показывает наш опыт, всем семьям, имеющим ребенка с ОВЗ, требуется социально-психологическая поддержка. Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы эта проблема не становилась только личным делом семьи. Важно, чтобы семья не замыкалась, не стеснялась своего ребенка. При адекватно построенной семейной атмосфере, отношении к своему ребенку функционирование семьи сохраняется.

Воспитание ребенка с нарушениями в развитии требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому так важно взрослым сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, оптимизм. От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи. Мы считаем, что наилучший способ помощи детям с ОВЗ – это помощь их родителям, и всегда призываем к этому всех работников нашего учреждения.

Дети, имеющие проблемы в развитии, – сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. У родителей необходимо формировать правильное понимание особенностей развития ребенка с ОВЗ. Адекватное понимание родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка.

  1. Задачи, которые необходимо решать при работе с  семьями.

При работе с такими семьями мы решаем следующие задачи:

- формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;

- развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;

- развитие детско-родительских отношений;

- совершенствование коммуникативных форм поведения;

- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Во время индивидуальных консультаций мы предоставляем родителям информацию о возможностях психологической разгрузки и снижении уровня эмоциональных переживаний, связанных с выполнением роли родителя ребенка с ОВЗ.

IV.Формы отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии:

Помощь детям с особыми образовательными потребностями требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Выделяют следующие формы отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии:

  1. Родители стесняются неполноценности своего ребенка, гиперопекают его, прячут от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. Ребенок развивается медленно, не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неуверен в себе.
  2. Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, не приносят ему никакой пользы.

3. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви. Часто такие родители отказываются от воспитания ребенка, передавая его на попечение государства. Если ребенок продолжает воспитываться в семье, то его либо обижают, либо перестают обращать внимание. У ребенка появляется негативизм, подавленное состояние, немотивированное упрямство.

4. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не хотят замечать недостатков, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным.

5. Родители принимают ребенка таким, каков он есть, не ограничивают круг его общения. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все.

Многие родители основную роль в преодолении отклонений в развитии отводят медикаментозному лечению. Но необходимо при этом помнить, что даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при качественной коррекционной работе и правильном семейном. Максимально возможного уровня развития ребенка можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним относятся:

- раннее начало коррекционной работы,

- благоприятная семейная обстановка,

- взаимодействие  школы  с семьей,

- медицинское сопровождение.

Для полноценного воспитания в семье необходимо соблюдать основные принципы коррекционной работы, поэтому родители не должны самообразовываться, чтобы помочь ребенку с особыми образовательными потребностями.

Гармонизация отношений в семье, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка с отклонениями в развитии в процессе воспитания и обучения, стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка.

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья делает семью «особой». Семья ребенка с нарушением развития имеет много своих особенностей, так как ее жизненная ситуация совершенно иная, она находится в ином положении в обществе, чем семья здорового ребенка. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на типы семейного воспитания и на психологические проблемы родителей.

От успешности решения проблем в семье зависит гармоничность взаимоотношений и наличие необходимой комфортной микросреды для жизни и развития ребенка.

Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь ребенку является наиболее значимой для социальной адаптации детей с ОВЗ. С помощью совместных усилий специалистов и родителей, воспитывающих ребенка с ООП, и готовности социума к оказанию поддержки таким семьям, возможно достичь такого качества жизни, при котором они смогут чувствовать себя полноценной частью нашего общества.

Практическое (тренинговое)  занятие.

  1.    ПЛАН  ЗАНЯТИЯ:
  1. ВВЕДЕНИЕ. Слово ведущих         10  мин
  2. ДЕТСКИЙ ОПЫТ У КАЖДОГО РАЗНЫЙ                 1 час ЗО мин -1 час 40мин

3. ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ.    Работа в подгруппах,  парах или
        ролевая игра

4.  ЧУВСТВО ПОТЕРИ.  Беседа и работа в парах.            15 мин

Ролевая игра                                                                                                                      

5.Вариант 2. РЕБЕНОК ПРИШЕЛ  В  ШКОЛУ. Ролевая игра   20 мин

.Работа в подгруппах.

6.  "ПИСЬМО СВОЕМУ РЕБЁНКУ". Ролевая игра.  30 мин

7.        ЗАВЕРШЕНИЕ         (РЕФЛЕКСИЯ)                                        15 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.

В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...

Алгоритм написания индивидуальной программы для детей с умеренной у.о.

Алгоритм написания индивидуальной программы для детей с умеренной у.о....

Социально – педагогическая работа с приёмной семьёй.

Воспитание ребёнка в семье, тем более приёмного, непростая задача. Социальный педагог не может  решить за семью все проблемы, может лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться ос...

Работа "Алгоритм работы по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по физической культуре"

В материале описывается алгоритм работы по подготовке одареных детей к участию в предметной олимпиаде по физической культуре....

Алгоритм работы социального педагога детского дома по взысканию алиментов с родителей в пользу детей

Алгоритм работы социального педагога детского дома по взысканию алиментов с родителей в пользу детей...

Использование алгоритма при решении задач для детей с РАС

Использование алгоритма для детей с РАС при решении задач...