"Закон - гражданин - порядок" интеллектуальная игра для подростков
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Вахрушева Надежда Викторовна

Сценарий классного часа для подростков о правах и обязанностях граэданина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava.docx19.95 КБ
Файл prava.pptx.pptx915.55 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная беседа с элементами тренинга

«Закон – гражданин - порядок»

для обучающихся 7-8 классов

Составитель: Н.В.Вахрушева, педагог-психолог

Новопортовской школы-интернат, ЯНАО

2016 год

Цель: правовое просвещение, формирование в неформальной, игровой обстановке у школьников правовой культуры;

Задачи:

  • воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма;
  • формирование базисных знаний о праве, общественных и государственных институтах, правах человека;
  • помощь в осознании того, что соблюдение прав невозможно без выполнения обязанностей;
  • развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка – это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)  (слайд Конвенция)

Предлагаю вам разделиться на две команды.

1 викторина-разминка: (Правильные ответы отражаются на слайде)

  • Страна, где человек родился и вырос. ( Родина, Отечество).
  • Наша Родина — Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? (Союз, объединение).
  • Самый главный город каждой страны. (Столица).
  • Человек, любящий свою родину. (Патриот).
  • Как называется основной закон страны? (Конституция).
  • книга, состоящая из двух частей - общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс РФ)
  • Как называются правила, которые устанавливает государство? ( Законы).
  • Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. ( Гражданин).
  • Человек, получивший от народа право на власть. (Президент).
  • Какие символы государства вы знаете? (Флаг, герб, гимн).
  • Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? (Герб).
  • Что обозначают три цвета российского флага? (Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий — волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины).
  • Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства. (Референдум).
  • Когда отмечается День России? (12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России).
  • Главные защитники прав ребёнка (родители)
  • Человек, защищающий интересы подсудимого в суде (АДВОКАТ)
  • Учреждение, которое занимается охраной порядка и безопасности граждан (ПОЛИЦИЯ)
  • Кара за совершенное преступление (НАКАЗАНИЕ)
  • То, что принадлежит лично человеку или его семье (ЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ)
  • Опасное для общества деяние, нарушающее закон (ПРЕСТУПЛЕНИЕ)
  • Специалист по правовым вопросам, по правоведению (ЮРИСТ)

2. Задание по группам: Распределить в два столбика права и обязанности школьника:

1 бесплатное образование

2 активность в приобретении знаний

3 уважать мнение всех учащихся и учителей

4 удобное рабочее место

5 посещать школу в предназначенное для этого время

6 защита личной собственности

7 посещение школьных мероприятий

8 не пропускать занятия без уважительных причин

9 вести себя корректно на переменах и уроках

10 деловое сотрудничество с учителем

  1. соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
  2. беречь школьное имущество

3. Вопрос на засыпку. Известно, что для граждан нашего государства созданы две главные книги (слайд Конституция и УК). Зачем эти книги нужны? Что в них прописано? (после ответа – слово «обязанности»)

Главный закон нашей страны называется "Конституция Российской Федерации". Вот в ней-то и написано об обязанностях. Назовите самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

  • Соблюдать законы.
  • Охранять природу.
  • Защищать отечество.
  • Заботиться о родителях.
  • Получить образование.

А зачем тогда нужна вторая книга (УК), если все права и обязанности прописаны в Конституции? (в ней прописаны меры ответственности за то или иное нарушение прав других людей и неисполнение собственных обязанностей). Поэтому эти две книги считаются главными законами государства и существуют неразрывно.

(после ответов появляются слова «закон», «порядок», «человек»)

Кто-нибудь из вас слышал выражение: «Написано на лбу»? Это выражение пошло с тех пор, когда ещё не было этих двух главных книг. Люди не могли наказать того, кто нарушал принятые в обществе законы. И для того, чтобы люди его видели, чтобы ему было стыдно – они ставили ему на лоб нестираемое клеймо (выжигали). И всю свою жизнь человек ходил с этим клеймом, чтобы все знали, что когда-то он нарушил закон. Позже придумали другие наказания и прописали их в УК, но выражение это так и осталось.

(слайд «Музыкальный ключ»)

4. Музыкальная конкурс-пауза. Давайте теперь попробуем разобраться, о каких своих правах поют герои песен из мультфильмов. 

1. "Песня бременских музыкантов" "Ничего на свете лучше нету:" (Право на свободу передвижения.)

2. "Чему учат в школе" (Право на образование.)

3. "Песенка мамонтенка" (Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями)

4. "Чунга-Чанга" (Право пользоваться благами, право на отдых)

Какие основные книги – документы определяют права и обязанности граждан?

(слайд «Три книги»)

5. Тренинговое упражнение «Перевоплощение»

  • В одной из статей Конституции говорится о том, что "Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению". Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Изобразите лицо такого человека.
  • Как вы понимаете такую пословицу: "Злой не верит, что есть добрые люди"? А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на своём лице.
  • Как вы понимаете такую пословицу: "Доброе слово лечит, а худое - калечит".
  • Как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?

Музыка

В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты - как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому сегодня я дарю вам маленькие солнышки, чтобы они согревали вас в ненастный день. И если вдруг у вас закончится доброта и тепло, появится желание стать злым, нагрубить кому-то – достаньте это солнышко, вспомните нашу игру и подзарядитесь от него теплом и добротой. И вы увидите – вам захочется улыбнуться и люди улыбнутся вам в ответ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАКОН ГРАЖДАНИН ПОРЯДОК Интеллектуальная игра для школьников Н.В.Вахрушева , педагог-психолог

Слайд 2

20 ноября 1989 года 13 июля 1990 года

Слайд 3

Родина, Отечество Союз, объединение Столица Патриот Конституция Уголовный кодекс РФ Законы Гражданин Президент Флаг, герб, гимн Герб БЕЛЫЙ – чистота стремлений, СИНИЙ – воля к миру, КРАСНЫЙ – готовность не жалеть своей крови при защите Родины Референдум 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России Родители Адвокат Полиция Наказание Личная собственность Преступление Юрист

Слайд 4

права Бесплатное образование Удобное рабочее место Защита личной собственности Посещение школьных мероприятий (вечеров, праздников) Получить бесплатную медицинскую помощь обязанности Уважать мнение всех учащихся и учителей Посещение школы в определенное время Не пропускать занятия без уважительной причины Вести себя корректно на переменах и уроках Беречь школьное имущество

Слайд 5

О бязанности Меры ответственности ЗАКОН ПОРЯДОК ГРАЖДАНИН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические игры с подростками.

Многие излишне критикуют себя, не видят своих достоинств, а видят лишь недостатки....

Сценарий правовой игры для подростков "Человек и закон" по антикоррупционному воспитанию

Правовая игра для подростков «ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН» по вопросам антикоррупционного поведения в рамках проведения межведомственной акции «Полиция и дети». Цели проведения: разъяснение сущности,  п...

Большая психологическая игра для подростков с ОВЗ «Подари улыбку миру»

Роль игровых технологий в профилактике социальной депривации подростков с интеллектуальной недостаточностью очень велика. Именно через игру решаются вопросы формирования их социального поведения. В иг...

"Самовольный уход из дома" деловая игра для подростков.

Деловая игра для подростков детского дома....

Психологическая игра для подростков «МИР ХАОСА»

Не секрет, что мир подростков сложен и неоднозначен. Каждый из нас, педагогов и психологов, сталкивался с проблемой контакта этой категории детей, невозможностью найти  отклик, заинтересовать чем...

Брей-ринг_ Экологическая игра для подростков

Познавательно-развлекательное мероприятиедля учащихся среднего и старшего возраста Брейн-ринг «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ  ИГРА» Разработала: Устиненкова Н.А.    Цель...