Занятие "Как мы воспринимаем окружающий мир"
план-конспект занятия по психологии (10 класс) по теме

Кускова Любовь Сергеевна

сформировать понятие о модальностях внутреннего опыта человека, определить свою ведущую модальность, уметь определять канал восприятия собеседника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modalnosti.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Определение системы модальности собеседника

(Как мы воспринимаем окружающий мир)

Цель: сформировать понятие о модальностях внутреннего опыта человека, определить свою ведущую модальность, уметь определять канал восприятия собеседника.

Задачи:

— дать понятие о каналах восприятия (модальностях внутреннего опыта);

 — выделить типы каналов;

 — показать взаимосвязь модальности с речью;

 — с помощью речевого анализа определить собственный канал восприятия, а также модальность собеседника;

 — научиться воспринимать окружающий мир в разных модальностях;

 — освоить начальные навыки вербальной подстройки к собеседнику (на речевом уровне);

 — научиться распознавать модальности в повседневном общении.

Ход урока

Как мы воспринимаем окружающий мир? Одинаково ли мы его чувствуем и видим? Если все люди разные, то, может быть, мы по-разному воспринимаем окружающую реальность? Как мы это делаем?

Мир вокруг нас — огромный, со множеством звуков (что вы сейчас слышите), цветов(какие цвета вас окружают) , запахов ( какие запахи вы чуствуете), ощущений, объектов живых и неживых. Для восприятия этого многообразия нам даны 5 органов чувств: зрение, слух, ощущение, вкус и запах. С их помощью сознание получает информацию о происходящем вокруг нас. Но стимулов много и замечать всё мы просто не в состоянии. В каждый момент времени осознается определенная часть окружающего мира, а на остальное мы не обращаем внимания. Так поступает наше сознание, воспринимая многообразный и необъятный мир вокруг. Кроме того, оказывается, у каждого из нас есть определенный излюбленный способ восприятия мира — канал восприятия, — то, как нам легче и удобнее видеть мир и «укладывать» его в голове. Таких способов видения мира (каналов) три:

1.  Визуальный (зрительный) — то, что можно видеть (цвета, картинки, образы);

 2.  Аудиальный (слуховой) — то, что можно слышать (звуки);

 3. Кинестетический (ощущающий), от греческого «кинес» — «тело»,- то, что можно чувствовать (вкус, запах, ощущения, прикосновения, температура и прочее, сюда же относятся эмоции и переживания).

У каждого человека есть наиболее удобный для него способ восприятия мира: одни больше любят смотреть, другие — слушать, третьи прожить не могут без того, чтобы не потрогать и не попробовать на язык. Конечно, мы пользуемся всеми тремя каналами, но какой-то один или два для нас основные, более важные. От типа восприятия зависит то, как окружающая действительность представлена в сознании: в виде звуков, образов или ощущений. Давайте попробуем определить ваш любимый канал восприятия с помощью следующего упражнения.

Упражнение 1. Выполняется в парах. Вы по очереди называете собеседнику слова, а он говорит, как он это представляет. Например: «море» — «звук прибоя, грохот волн, шуршание гальки», «жара на пляже, в воде прохладно, струйки щекотно сбегают по телу», «голубая безбрежная даль, белые облака, желтый песок, люди». Старайтесь называть конкретные предметы, а не абстрактные понятия, слова-существительные, которые легко представить. Постарайтесь понять, каким способом ваш собеседник в основном видит мир.

Вы заметили, что с определенным типом восприятия связаны слова, которые человек употребляет при описании чего-то или когда делится впечатлениями о чем-то. По речи также можно определить канал восприятия.

Упражнение 2. Делаем то же, что и в предыдущем упражнении, называем предметы для описания. Но попросим собеседника не спешить, говорить медленнее, а сами попробуем записывать слова, которые он употребляет. Несколько таких записей позволят определить его канал восприятия.

Люди-визуалы часто употребляют слова: ярко, ясно, четко, синий, прозрачный, смотреть, искристый, радужный, видеть, разглядывать и т.п.

 Люди-аудиалы говорят: слышать, глухой, громкий, шум, стон, крик, звуки, разговор, беседовать, тихо и т.п.

Люди-кинестетики говорят: приятно, мокро, холодно, чувствовать, трогать, касаться, гладкий, колючий, неуютно, боль, двигаться, действовать, напряжение и т.п.

 Попробуем увидеть это на практике.

Обсуждение. Сколько среди вас кинестетиков, аудиалов, визуалов? Часто ли встречаются «чистые» типы или много «смешанных» (кинестетик-визуал, визуал-аудиал и т.п.)

В России на данный момент приблизительное распределение по типам такое: визуалы — 35%, кинестетики — 35%, аудиалы — 5%, смешанный тип — 25%.

 В США немного иначе: визуалы — 45%, кинестетики — 45%, аудиалы — 5%, смешанный тип — 5%.

Считается, что женщинам более свойственен визуальный канал восприятия, а мужчинам — кинестетический.

А теперь упражнение «высшего пилотажа» для тех, кто настолько хорошо понял особенности различных типов восприятия, что даже может воспринимать мир в любом канале.

Упражнение 3. Трое добровольцев выходят перед классом. Им называют слово. Пусть один опишет это так, как сделал бы это визуал, второй — как аудиал, а третий как кинестетик. Например, комнату можно описать так:

— Эта комната светлая, просторная. И стены покрашены в такой милый цвет, что кажется, что она еще больше. И хотя стулья черные, они хорошо смотрятся на общем фоне.

— Да, но здесь достаточно шумно. И акустика не очень. Звук как бы глохнет. Кажется, что говоришь громко, а на самом деле почти никому не слышно.

— Ну ничего. Зато здесь тепло, и стулья мягкие. И даже зимой не дует, а дышать легко. А то иногда в других местах такие сквозняки бывают, так дует по ногам, что аж мурашки по коже — хочется подобрать ноги, свернуться в комочек и угреться.

Просто попробуйте пофантазировать и поразмышлять о том, что такое мир для человека, который более предпочитает видеть, чем слышать или чувствовать, или слышать, чем ощущать и представлять. Попробуйте это испытать на себе. Затем эту тройку сменят следующие участники.

Обсуждение. Трудно ли воспринимать мир из «непривычного» канала? Что помогало переключаться (вспоминал слова, свойственные каждому типу, представлял картинку и т.п.)?

А теперь ответьте на один главный вопрос: в чем секрет эффективного общения; что делает процесс общения приятным, интересным, полезным?

Обсуждение.  Необходимое условие эффективного общения — понимание людьми друг друга. Иногда, когда разговор не получается, вы чувствуете, будто говорите на разных языках. В основном, такое ощущение возникает, когда собеседники не понимают точку зрения другого человека: каждый говорит о своем, видит ситуацию со своего бока. Но существенно затруднять процесс общения, буквально создавая иллюзию «разговора на разных языках», может то, что вы общаетесь по разным каналам восприятия.

Упражнения.

  1. Визуал рассказывает,  как хорошо было в лесу: «Всё такое зеленое, солнышко ярко светит, белые стволы березок сверкают — красота!»

Задание

Опишите ситуацию как кинестет и аудиал.

То есть, для достижения взаимопонимания в общении очень важно говорить с собеседником на понятном ему языке, в частности — в его канале восприятия, или хотя бы знать его тип восприятия, чтобы понимать, что он имеет в виду.

Вопросы

1. Какие каналы восприятия вы знаете? Для чего они нужны?

 2. В чем особенности каждого типа восприятия, как они проявляются в речи?

 3. Как влияют особенности восприятия на общение?

Домашнее задание

Попробуйте определить канал восприятия у ваших знакомых, друзей, близких, расскажите им о результатах, объясните, что это означает.


Определить свой тип восприятия довольно просто: вспомните какое-нибудь место, где вы чувствовали себя наиболее комфортно, и куда бы вам хотелось возвращаться снова и снова. Постарайтесь представить его себе наиболее полно. Это, например, может быть берег моря или опушка леса. Затем постарайтесь определить, какие именно детали, составляющие вашу картину, вспомнились вам быстрее и легче всего. Если это шорох волн или щебетание птиц или шелест ветвей (то есть то, что вам «слышится»), то вы — аудиал, т.е. человек, для которого наиболее важен слуховой тип восприятия. Если на первом месте в вашей картине были некие зрительные, цветовые образы, то вы — визуал (увидеть для вас важнее всего остального). Если же вы с удовольствием и в первую очередь вспоминаете прохладу воды, мягкость травы, касающейся ваших ног и лёгкий ветерок, доносящий до вас запах цветов или моря, то вы — кинестетик (наиболее важна для вас информация, получаемая «через тело» — прикосновение, запах, вкус).

Визуалов, кинестетиков и аудиалов можно также определить по внешнему поведению и речи.

Например, при общении визуал обычно смотрит в глаза и требует этого от собеседника. Его принцип: «он меня не слушает, потому что не смотрит на меня». Ему необходимо видеть собеседника, поэтому он обычно стремится к такой дистанции между собой и другим человеком, которая позволяет ему видеть того хорошо. Он часто употребляет выражения: «я вижу», «видите ли», «посмотрите, что он натворил», «это выглядит ужасно» и т.п.

 Кинестетики двигаются плавно, без резких движений. Это, прежде всего, люди чувственные, им необходимо физическое ощущение окружающего их мира. При общении кинестетик порой не смотрит на собеседника, но постоянно касается его, руководствуясь принципом: «он меня не слушает, если не чувствует». Их речь насыщена соответственными выражениями: «я чувствую, что-то происходит», «мы совсем близко подошли к решению проблемы» и т.п. Это часто ласковые и чуткие люди.

Аудиалы, в отличие от визуалов, чаще используют выражения типа: «послушайте, что скажу», «меня раздражает этот звук», «ваша идея звучит замечательно» и др. Во время беседы аудиал обычно находится от собеседника довольно близко, потому что стремится услышать всё, ничего не пропустить.

Благодаря разному восприятию мира визуалы, кинестетики и аудиалы не всегда могут хорошо понять друг друга. Так, например, даже один номер гостиницы трое живших в ней ваших друзей опишут вам по-разному. Один скажет: «Это ужас, там плохо пахнет, и кровать продавлена, и душно невозможно!». Другой: «Номер отличный, ты бы видел, какой из него вид, сколько солнца! И мебель такая симпатичная, беленькая!». А третий: «Номер как номер, только вот звукоизоляции никакой и дверь всё время скрипела». Вы догадались, кто из них кто?

Поэтому имейте в виду, что, к примеру, при покупке пылесоса, визуалу необходимо увидеть красочный проспект с рисунками и фотографиями, посмотреть на прибор. Он оценит, в первую очередь, приятный дизайн и красивое сочетание цветов. Кинестетику же непременно нужно подержать этот пылесос в руках, самому попробовать понажимать на кнопки, чтобы понять, что прибор для него будет удобным. Аудиалу же желательно услышать о достоинствах покупки, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков.


Кто такой Аудиал?

Аудиалы – это такие личности, которые слушают мир вокруг себя! Главные органы, через которые аудиалы познают мир – это органы слуха.  

В общении такие люди довольно спокойны, но очень часто отвлекаются от собеседника. Они могут смотреть в сторону, но при этом вслушиваться в каждое слово.

Именно к ним фраза «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать» - не применима абсолютно! Вы им можете показывать графики, заставлять их читать книги, показывать картинки, но в действительности, аудиалу важно то, что вы ГОВОРИТЕ, а не то, что вы ему показываете.  Может быть вы замечали учеников или студентов, которые не прочитав книги, а просто обсудив ее с соседом по парте – пересказывали ее лучше, чем если бы в действительности ее прочитали? Именно в этом заключается  основная проблема аудиалов. Большинство знаний он усваивает из общения! Аудиалы предпочитают аудиокниги – бумажным, предпочитают не читать учебников, если нет острой необходимости.

Аудиалам очень важны звуки. Поэтому, при выборе жилища они будут выбирать тихие места, при выборе машины – максимально тихий салон и т.д. Они даже могут не покупать товары с очень хорошей скидкой, если им не нравится, как они звучат(допустим, громкий супер-пылесос со скидкой в 70%).

Как распознать аудиала?

1)    Аудиал в ссорах.

Аудиал не любит криков. Скорее всего, любую ссору он будет пытаться свести на серьезный разговор без крика, либо вообще свести на нет.  Сам ссоры никогда не начинает.

2)    Слова – подсказки

Если у визуалов слова-подсказки были направлены на визуальные образы, то у аудиалов они будут направлены на звуки. Допустим, при описании своей дачи, он будет говорить примерно следующее:

Там так тихо, никаких звуков автомобилей…  Когда просыпаешься с утра – за окном поют птицы, деревья шумят… Диван хоть немного скрепит, но спать абсолютно не мешает! И т.д.

Психотип по В.Толкачеву: Аудиальный тип характера

Численность: 5%

Архетип - обратная связь с Первопричиной.

Видовая роль - ночной охранник стаи.

Общая характеристика:

 1. цвет наибольшего комфорта – синий

 2. геометрия наибольшего комфорта – вогнутая парабола;

 3. место в квартели – внутренняя часть квартели ИНФОРМАЦИИ, абсолютный интроверт;

 4. тип мышления – абстрактное.

Ключевое слово: Слушать, разговаривать

 

Общие определения

Внешний вид. Телосложением высокие и худощавые “как палки”. Осанка вялая. Мимика отсутствует (мимические мышцы практически не развиты).

Большие уши или необычной формы, иногда лопоухие.

Неброская одежда (ближе к сине-серым тонам), но иногда могут быть одеты изысканно. Волосы часто длинные, прикрывают уши.

На лице отражается погруженность в себя, взгляд иногда направлен на какую-нибудь точку в пространстве (смотрят как бы «сквозь предметы»), глаза часто глубоко посажены и/или прикрыты (приспущены верхние веки).

Движения хаотичные, нелепые, скудные. Шаги короткие, жестикуляция не богатая, руки вяло свисают вдоль тела (классический «сисадмин»).

Пальцы периодически касаются ушей.

Особенности психики. Звуковик – абсолютный эгоцентрик. Он высокомерен, в ощущениях он – самый умный, «выше всех». Поэтому его могут считать заносчивым. Это наибольший интроверт, закрытый в панцире собственного тела, всецело сосредоточенный на себе и своих состояниях. Наиболее часто встречающееся слово в речи Аудиала – местоимение “Я”.

Про него говорят: “Не от мира сего», «Странный он какой-то, чудаковатый», «Молчун с избирательным контактом».

Аудиалу сложно строить коммуникации с другими людьми, это требует от него больших усилий.

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

 Эгоцентричность; самопогруженность; замкнутость; отчужденность; безэмоциональность; депрессивность; суицидальность.

Продуктивные психологические черты. Высокий интеллект (самые приспособленные к умственной деятельности люди), эрудиция, идеальная слуховая память, творческое мышление, музыкальная одаренность, честность, деликатность.

Непродуктивные психологические черты. Медленно включаются в любой процесс и переключаются. Эгоцентризм (не эгоизм!), аутичность, эмоциональная неустойчивость.  Непрактичны в быту. Тяжело адаптируются в обществе.

Особенности речи. Аудиал часто говорит еле слышным, тихим голосом и зачастую не любит звучание своего голоса. Каждый раз, перед тем как ответить на вопрос берет тайм-аут: «А? Что? Я?», переспрашивает вопрос, словно не расслышал, что дает ему время вынырнуть из себя наружу и уже тогда полноценно ответить.

Делает паузы в словах, «зависает», «притормаживает». Погружаясь в себя слишком глубоко, настолько теряет связь с материальным миром, что забывает даже дышать, и делает судорожные задыхающиеся движения ртом. Когда говорит, нередко прикрывает глаза, отключаясь от мира, воспринимаемого глазами мира, снаружи, сосредотачиваясь на звуках, словах, интонациях.

Почерк. Мало разборчивый, с вытянутыми буквами, иногда с наклоном влево. Проблемы с правописанием – как слышат, так и пишут.

Рукопожатие. Рукопожатие неуверенное, холодное, вялое, как «лапшу в руке подержал». Часто левши.

Некоторые поведенческие особенности.

Живому общению Аудиал нередко предпочитает невербальное общение в интернете – ему проще написать то, что он хочет сообщить другому человеку, даже находящемуся с ним в одном/в соседнем помещении, чем сказать голосом. К тому же, в «интернетные беседы» не замешаны запахи, и прочее, отвлекающее от смысла сказанного. Когда говорит, прикрывает глаза, отключаясь от мира образов, мира снаружи, сосредотачиваясь на звуках, словах, интонациях.

Аудиал предпочитает общаться с такими же, как он сам. Аудиалы понимают друг друга без слов, они так и говорят: «Нам приятно помолчать вместе».

Аудиал несколько комплексует по поводу визуальных признаков, например, того, как он выглядит, как выглядит его тело, насколько оно внешне сексуально. Информацию о том, все ли идет хорошо, он получает в большинстве своем, а иногда и исключительно через интонации: через то, как меняется звук и окрашенность того, что и как в окружении говорится.

Днем звуковик пребывает в полусонном состоянии, а ночью оживает. Любит бодрствовать по ночам, ночь – его время суток. В первобытной стае звуковик выполнял функцию ночного охранника стаи, бодрствовал, когда все остальные спали, слушал тишину. В современном обществе звуковики по-прежнему “караулят стаю” по ночам, сидя в интернете, слушая музыку в наушниках, читая книги, размышляя о вечном. Если звуковик вынужден подчиняться режиму – рано ложиться, чтобы рано встать, чаще всего страдает бессонницей и головными болями. Поздно вечером и ночью звуковики чувствуют себя гораздо бодрее, чем днем, поэтому зачастую они поздно ложатся спать и с трудом подчиняются обычному режиму: им сложно рано вставать, они долго не могут проснуться.

Состояние абсолютного комфорта для звуковика – это тишина. Тишина – это средство самоуглубления, только в тишине хорошо думается. Звуковик избегает шумных компаний и мест, предпочитая уединение.

В поиске первопричины, Аудиалы изучают религии и духовные практики, иногда они идут от обратного, пытаясь доказать, что Бога нет, они становятся атеистами. Только звуковик так яростно может доказывать, что Бога нет, ведь вопрос существования Бога – это только звуковой вопрос.

Аудиал уникален тем, что это – единственный вектор, не имеющий материальных желаний. Секс, семья, дети, деньги, карьера, почёт и слава, даже знания – ничто из этого не представляет ценности в звуковом векторе. Звуковой вектор – единственный вектор, который всеми своими желаниями устремлен к познанию своего «Я», Основного Закона Мироздания, Первопричины, Бога.

Его задача – постижение мира метафизического, все свойства (кроме базовых физических – есть-пить-дышать-спать) звуковика направлены только на это. Звуковой вектор – ДОМИНАНТНЫЙ, т.е. сила желания в Звуке – самая большая.

Аудиалы обладают абстрактным интеллектом, в потенциале самым мощным, способным к постижению абстрактных нематериальных понятий. Идеи, их создание, распространение – это Звук. Идеи эти глобальные, меняющие мир вокруг нас и определяющие направление движения социальных преобразований и общего развития человечества. От развитости и реализованности звуковика зависит направленность его Идей, от человеконенавистнических (при недостаточной развитости и фрустрациях – как у Гитлера), до движущих в будущее народ или все человечество (Циолковский, Эйнштейн, Ландау, Тесла и многие другие.)

Еще в XX веке Аудиал мог наполниться философией, музыкой, поэзией, реализовать себя в качестве философа, теолога, музыканта, физика, поэта, режиссера. Но в последние десятилетия ничто не утоляет жажды реальных духовных постижений. Аудиалы находятся в тяжелейших условиях, ощущая более или менее осознанный внутренний поиск, который они ничем не могут наполнить.

Зависимость от компьютерных игр (особенно связанных с насилием) широко распространена сегодня, это показатель Аудиала в депрессии. Она лишь усиливает оторванность от реальности и подогревает человеконенавистнические идеи нездоровых Аудиалов.

Депрессия – это не нормальное состояние для Аудиала, но, увы, сегодня для большинства из них наиболее частое. Выход из депрессии часто оказывается сложной задачей для Аудиала. Не справляясь со своей видовой ролью, терзаемые внутренними вопросами, тоскующие и мятущиеся, они порой решаются на самоубийство, подсознательно надеясь попасть к Богу «через черный ход». Он выпускает душу из тела, надеясь на вечную жизнь в другом измерении. Но он ошибается. Только здесь, в мире физическом, только в теле, человек способен выполнить Аудиальную задачу постижения своего Я и Мироздания.

Аудиал постоянно погружен в себя, размышляя о чем-то, он отрешён от происходящего снаружи. Все звуковое «Я» направлено на внутреннее самосозерцание. Колоссальное сосредоточение звуковика на самом себе – это попытка осознать то, что не осознается, отвоевать путем осознания клочок территории у Бессознательного. Погружаясь в себя слишком глубоко, он настолько теряет связь с материальным миром, что буквально забывает есть и пить. Почувствовав сильную слабость в теле, не может сразу понять, в чем дело. Его спрашивают: Ты ел? Когда ты ел?.. Не помню, наверно вчера. Ну так иди, поешь, легче будет! Аудиалы – единственные, кто не ощущает тело. Они уверены, что тело – само по себе, а они сами по себе. Иногда им кажется, что тело им мешает, его тяжело таскать на себе, оно хочет кушать и т.п., в то время как он должен выполнять свою видовую роль. У него самая тяжелая работа – работа ума. Не существует более тяжелой работы, чем работа ума Аудиала.

Аудиалу сложно облечь в слова свои желания, он чего-то ищет, но сам точно не знает, чего. Ни одна материальная сущность не способна наполнить его пустоту. Люди без аудиальности не могут понять его: Вася, ну что ты маешься? У тебя же все есть! Что тебе еще надо? Заладил одно и то же: «Нет смысла, зачем всё…»  Живи как все!

Для Аудиала бессознательная нехватка отсутствия ответов на все его внутренние вопросы, как зубная боль во время праздника: вокруг кипит жизнь, а ему не до нее. Он страдает в поиске смысла, и не находя его, мучается бессмысленностью существования в этом мире, тяготится своим телом. Не в силах выдержать такое колоссальное внутреннее напряжение, он уходит в депрессии, наркотики, мучается бессонницами, головными болями, в полном отчаянии может решиться на суицид.

Нередко Аудиал, в потенциале  обладатель самого блестящего абстрактного интеллекта,  способный к величественным постижениям духа в масштабе всего человечества, в неразвитом и нереализованном состоянии так и не находит своего природного большого пути, обречен на блуждания в закоулках мелких, устаревших, несостоятельных, а то и попросту сумасшедших мыслительных заблуждений.

Системно-векторная психология, развитая ВиктОром Толкачевым, впервые в мире дает ключ знания, который приоткрывает для  остальных  людей интровертированный, замкнутый внутренний психический объем  этого, как его часто называют, «не от мира сего», звукового типажа. А самому звуковому человеку  – осознание своей природной заданности и получение  наполнения своих природных желаний, реализации своих свойств. Все это способно вывести его на высоту ни с чем не сравнимой осознанности и осмысленности жизни.

Любовь и секс. Аудиал асексуален, все его желания направлены в нематериальную плоскость, это подавляет сексуальное желание. Даже самое большое либидо, обусловленное «нижними» векторами в квартели, понижается «верхними» векторами, в особенности Звуком. Эти люди способны на самые глубокие чувства и привязанности (из всех восьми векторов).

Отношения. Гармония: Аудиал, Визуал. Дисгармония: Оратор, Стратег. Нейтрально: Советник, Оратор, Исполнитель, Тактик.

Как общаться. Разговаривать медленно, лучше низким тихим голосом. Врать бессмысленно – все равно прочитают. Для них комфортна увеличенная физическая дистанция в общении.

Их юмор утонченный, без грубости, пошлости и вульгарности.

Детский период Аудиала. Ребенок-Аудиал уже в 5-6 лет начинает задавать вопросы о смысле жизни: “Папа, а кто мы? А зачем мы живем? А в чем смысл жизни? А что такое смерть? А что будет после того, как мы умрем? Что такое космос? А бесконечность?  Почему я в своем теле, а не, например,  в теле моего брата?” и т.д. В период взросления эти вопросы как бы заглушаются, скрываясь вытеснением в глубокое бессознательное. Но дают о себе знать оттуда, из бессознательного, сигналами тоски и депрессии, ощущением “мировой скорби”, чтобы во время пубертата и в дальнейшем встать особенно остро. Часть звуковиков свои внутренние вопросы вербализует, а часть нет, но что-то, как будто все время тянет их в темы, связанные с этими вопросами. Например, физик часто не отдает себе отчета в мотивах своих исследованиях, он не скажет вам «Я изучаю устройство мироздания», он так не думает, он думает, что решает задачу, которую до него еще никто не решал.

Ребенок-Аудиал в школе в первой половине дня он пребывает в состоянии полудремы, проваливая контрольные, которые так часто дают именно на первых уроках на первых уроках пребывает в состоянии полудремы (день, это не его время суток). Ребенок с подавленным звуковым вектором замкнут и отчужден. Ему сложно найти общий язык со сверстниками. По ночам он занят своими «делами», живя в своем мире, мире фантастики и идей, музыки – он редко высыпается. Поэтому зачастую такой ребенок попадает в разряд неуспевающих, а от учителей часто получает штамп умственно отсталого. Часто ему особенно легко дается изучение языков, они очень хорошо чувствуют интонации, звучание речи и способны говорить без акцента на иностранном языке. Они единственные обладают абстрактным мышлением, могут решать сложнейшие задачи по физике и математике. На олимпиадах по физике и математике всегда первые Аудиалы.

Ребенок-Аудиал тише остальных, не бегает на шумных переменках вместе со всем, а сидит в тихом углу. Странный, чудаковатый тихоня, малообщительный и малоподвижный, со взглядом взрослого человека. Лицо звуковика совсем не отражает эмоций, вместе с тем, все эмоции проживаются глубоко внутри себя, так что со стороны о глубоких переживаниях звуковика можно даже не догадываться.

Ключевым моментом становится правильный подход к таким детям. Родители звуковых детей должны обеспечить своему ребенку максимально благоприятную среду: тишину и возможность уединения. Громкие звуки, такие как хлопанье дверьми и грохот посуды вредоносны для звукового ребенка. На него ни в коем случае нельзя орать, его нельзя не оскорблять. Скандал между родителями для ребенка-Аудиала может оказаться фатальным. Все это переносится и во взрослую жизнь. Если орать на подчиненного Аудиала, то он просто «зависнет», и возможно надолго, с потерей речи (в худшем случае). Аутист – это травмированный Аудиал, а крайняя степень стресса ребенка-Аудиала оборачивается звуковым неврозом – шизофренией.

В школе звуковики получают “двойки” – “Знал, учил, а рассказать не могу”. Если вы его спросили кто такой Александр Невский, то ему надо вспомнить, что это из курса истории Руси, страница такая-то, и потом он ответит. Он сидит и вспоминает целый блок информации, но слышит от не дождавшегося ответа преподавателя: “А Иван Грозный когда правил?” Ему надо время, чтобы переключиться на другой блок информации. А он слышит: “Ты ничего не знаешь, садись «два» “. Да все он знает. У Аудиала феноменальная звуковая память, но она как кассета, которую нужно поставить, перемотать, включить. Обычно преподавателям не хватает терпения дослушать таких детей до конца. Отвечают не сразу, с ними тяжело общаться. Чтобы сбить с толку, достаточно задавать вопросы из разных тем, областей. К вопросу их нужно готовить. Например, вместо того, чтобы спросить, где живут пингвины, надо прежде предупредить: “Сейчас поговорим о пингвинах”.

Лечение нервозов Аудиала эффективнее осуществлять через колыбельные песни. Если вспомнить, что состояние засыпания эквивалентно гипнотическому, то содержание колыбельных песен – это и внушаемые ребенку формулы его жизненного сценария, впечатанная программа его будущей деятельности.

Баю-баюшки-баю, не ложися на краю.

Придет серенький волчок и утащит за бочок.

Ты запомни на всю жизнь – серединочки держись.

Серединки не простой, а, конечно, золотой.

 Болезни. Все болезни уха; гастрит и язва желудка.

Увлечения, хобби, привычки.  Звуковой вектор – один из трех “читающих” векторов. Аудиалы предпочитают поэзию, научную фантастику, книги по философии и психологии. Изучают эзотерику, религии, теологию, физику. По ночам не спят: философствуют, созерцая ночное небо, могут часами смотреть на звезды, получая от этого своеобразное успокоение.

Аудиалы любят музыку, выбирая ту, которая созвучна их внутреннему состоянию. Желание громко слушать тяжелый рок – это попытка уменьшить боль в страдающем от невозможности наполниться звуковом векторе. Музыка – своего рода наполнение нижних уровней желания звукового вектора, но в последние десятилетия музыка уже не способна полностью наполнить, поскольку значительно вырос темперамент – сила желания – вектора. Аудиал, чьи бессознательные желания наполнены, перестает нуждаться в музыке, он предпочитает тишину.

Если хотите выбрать подарок для Аудиала. Относительно безразличен к цене и упаковке товара.

Женщина-Аудиал больше всего оценит, если вы оставите ее в покое, дадите ей хоть капельку покоя и тишины. Так же можно обмениваться музыкой, сводить ее на свидание в обсерваторию, посмотреть на звёзды. Летом, можно просто лечь рядом на траве среди мерцающих звёзд. Тут зависит от состояния ее вектора и сочетаний с другими векторами…

Женщине-Аудиалу нужно что-то философско-психологическое. Из художественной литературы: Набоков, Пастернак, Пелевин, Коэльо, Р. Бах, Л. Улицкая, Сент-Экзюпери. Можно подарить какой-нить томик поэзии: Пушкин, Ахматова, Цветаева. Из журналов – журнал «Вопросы философии» или «Вопросы психологии».

Цветовые предпочтения. Аудиал не любит яркого света, следовательно, яркие теплые цвета в чрезмерных дозах способны его травмировать и раздражать. Все, к чему стремится Аудиал — это вернуться в жидкую среду в утробе матери, где ему было спокойно, и где он чувствовал себя, пожалуй, лучше всего в жизни.

Если это так, то темные сине-фиолетовые (голубые) пучины океана — это то, по чему Аудиал может ностальгировать. Ведь именно в океане некогда зародилась жизнь, и имен но океан является символом материнской утробы. Тогда логично предположить,  предпочтение Аудиала — это темный, очень темный сине-фиолетовый.

Аудиал в бизнесе (на работе). Профессиональные предпочтения. Прекрасные интеллектуалы в любой сфере, программисты, музыканты, поэты. Увлекаются психологией, философией, эзотерикой.

Особенности в работе. С трудом работают утром, зато легко вечером и ночью. Не могут работать в шумной обстановке, с заданными режимом и темпом деятельности.

В своем собственном представлении они гении, их суждения отличаются объективностью, они необычны. Информацию поглощают, но обратно не выдают. Часто остаются при своем мнении. Аудиал не терпит высоких голосов. Они не переносят высокие звуки, такие, как “мел по стеклу”, “ножом по сковороде”. Звуковики тонко слышат чужие голоса, по голосу узнают психологические черты человека. Он считает, что другие так же мыслят, как и он сам. Аудиал говорит мало, в два раза меньше, чем окружающие. Если его не трогают, значит, он считает, что его любят.

Аудиал, как покупатель. У этих людей самый высокий интеллект из всех психотипов. Они достаточно скрытные, погруженные в себя. Слуховой покупатель знает все наперед продавца. Он ничего не спрашивает, рассказы о товаре ему не нужны. Он просто принимает решение. Если его одолевать длинными рассказами, он уходит из магазина. Для такого покупателя важно, чтобы все было тихо, спокойно, без навязчивости.

Как распознать аудиала?

Примеры на практике отражающие наличие доминирующей фиксации:

1. Внутренний драматизм, широкий диапазон и острота внутренних переживаний;

2. Сдержанная натура. Внешне производят впечатление несколько сдержанной натуры, иногда робкой. Не склонен публично бравировать или флиртовать;

3. Эгоцентричность, аутентичность, т.е. обращенность на самого себя, замкнутость, самопоглощенность. Аудиал постоянно погружен в себя, размышляя о чем-то, он отрешён от происходящего снаружи. Все Аудиальное «Я» направлено на внутреннее самосозерцание;

4. Заторможенность. Иногда запаздывание во внешнем реагировании, что производит впечатление некой заторможенности;

5. Избирательная контактность, с кем говорить (контактировать), а с кем нет.

6. Отсутствие материальных потребностей. В Аудиала слабо выражены или почти отсутствуют материальные желания, желания потребления.

7. Внутренняя сосредоточенность. Аудиал часто, а иногда практически  постоянно, находится в состоянии внутренней сосредоточенности, имеет самое острое осознание, сосредоточение на себе.

8. «В чем смысл жизни?». Аудиал имеет потребность в понимании и постижении мироздания, не получая этого знания Аудиал страдает. Очень часто Аудиал бессознательно, а иногда постоянно, занимается поиском смысла жизни. Со стороны это выглядит как потребность в духовном развитии, на самом деле это поиск ответов на вопросы о смысле существования, поиск знания, почему конкретно ему, Аудиалу, до рождения было психологически лучше (в утробе матери), и эта информация записана в подкорке и время от времени поступает в сознание. Подавляющее большинство философов и теологов – Аудиалы.

В поисках понимания и постижении мироздания, наиболее талантливые Аудиалы способны генерировать новые глобальные идеи (в том числе, например, быть талантливыми физиками-теоретиками) или создавать новые идеологии в обществе (в том числе создавать новые религии и секты). К сожалению, некоторые религиозные фанатики и террористы, лишающие себя и других жизни во имя идеи – это, в большинстве своем, тоже Аудиалы.

9. Тихий голос. Аудиал часто говорит еле слышным, тихим голосом и зачастую не любит звучание своего голоса.

10. Лингвист. Часто ему особенно легко дается изучение языков, они очень хорошо чувствуют интонации, звучание речи и способны говорить без акцента на иностранном языке.

11. Абстрактное мышление. Они единственные обладают абстрактным мышлением, могут решать сложнейшие задачи по физике и математике.

12. Тишина и покой. Состояние абсолютного комфорта для Аудиала – это тишина. Тишина – это средство самоуглубления, только в тишине хорошо думается. Аудиал избегает шумных компаний и мест, предпочитая уединение.

Аудиальный ученик проговаривает, шепчет, когда читает текст. Гораздо чаще отвлекается, чем визуальные ученики. Он способен повторить все слово в слово, даже когда он, казалось бы, не слушал. У него затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме. Он часто садится в классе за последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьёзная работа, так как он легко отвлекается даже на шёпот. В письменных работах его слог и пунктуация страдают. Он рассказывает лучше, чем пишет. Если аудиал захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".


Кто такой "Кинестетик"?

Кинестетик - человек чувствительный не к движениям, как написано в википедии)) Это человек, который чувствителен к ПРИКОСНОВЕНИЯМ! Все очень просто! Наверняка вы встречали человека, которого хлебом не корми, дай прикоснуться к кому-нибудь)) Очень часто они подходят в упор при общении, часто дотрагиваются до собеседника(кстати, визуалов это очень сильно раздражает, особенно если человек не знакомый)

Такой тип личности любит все, что касается физических ощущений. Например, массаж... Хотя, кто же его не любит?)))

Кинестетики кажутся замкнутыми людьми с кучей комплексов! Они тихо говорят, никогда не смотрят в глаза и т.д., но на самом деле, комплексов у них столько же, сколько и у других типов личности, просто они более заметны в обществе!

Многие думают, что до кинестетиков не достучаться. Они могут сидеть и о чем то думать, витать в облаках и  не замечать ничего и никого! Вы можете прыгать перед их лицом, а они будут смотреть на вас ничего не видящем взглядом, можете говорить с ними, а потом обнаружить, что он вас уже даже не слушает! Решаются все эти проблемы очень просто! Просто дотроньтесь до плеча кинестетического собеседника, и он сразу вернется из собственного мира в мир реальный))

Как распознать кинестетика?

Кинестетика распознать очень просто!

При обычном разговоре они подходят практически в упор и постоянно дотрагиваются до своего собеседника. Очень часто смотрят в пол при разговоре...

В ссорах они обычно спокойны и любят читать целые лекции о неверности вашего поведения.

Слова-подсказки:

Как и у аудиалов и визуалов, у кинестетиков тоже есть свои слова-подсказки:

Если вы слышите, что человек в разговоре очень часто употребляет слова, показывающие его ощущения, значит довольно большая вероятность того, что он кинестет!

Пример:

Я почувствовал, как прохладный дождь бьет по моим плечам, и испытал сладость света восходящего солнца... и т.д.

Как видно из примера, слова "почувствовал", "прохладный", "сладость"  - это слова подсказки)

Кинестетический ученик обычно активно реагирует на распоряжения, просьбы (например, вскакивает, чтобы раздать детям карточки, тетради или карандаши). Он редко поднимает руку, ждёт приближения учителя, старается прикоснуться к нему. Чтение сопровождает какими-либо действиями (например, водит пальцем по строчкам). Этот ученик хорошо запоминает информацию, только если организовать игру, изображающую связь между словами, понятиями, событиями. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой, прикасается к другим детям. Если его сосед окажется также кинестетиком, то между ними возможны потасовки. Кинестетик чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.


Кто такой визуал?

Визуалы - это те, кто видит мир через призму "картинок". Он видит мир как видео изображения.

Таким людям очень легко визуализировать предметы. Им очень сложно слушать собеседника, но в то же время, когда говорят они - требуют к себе максимального внимания. Этот тип личности не может говорить, если собеседник от него отвернулся, ему обязательно "участие в беседе".

Визуалы любят привлекать к себе внимание, и именно про них можно сказать - "встречает по одежке".

Визуалы очень сильно заботятся о своей внешности, и их очень заботит внешний вид собеседника.

В мире, большая часть визуалов - женщины, но и среди мужчин они встречаются довольно часто. Если визуал - мужчина, то он будет "стремящийся метросексуал"))

Визуалы не любят, когда до них дотрагиваются, когда нарушают их личное пространство и влезают в зону комфорта.

Как распознать визуала?

Существует несколько способов распознать визуала.

1) Визуал всегда выше всех!

Наверняка у вас есть знакомые, которые, чтобы что-то вам рассказать, возвышаются над вами. Они всегда выбирают самое высокое кресло. Когда вы сидите, он встает, чтобы что-то вам доказать. Если визуал низкого роста, то его комплекс неполноценности будет разрастаться до невиданных размеров, и в последствии он станет очень озлобленным.

2) Эмоциональность

Визуалам свойственна излишняя эмоциональность. Если им что-то не нравится, или они что-то не могут доказать, они начинают заводится, кричать, раздражаться и т.д.

3) Слова - подсказки

Подсказки это будут для вас)) Визуалы очень часто используют визуальные образы. Чтобы это подробнее объяснить, приведу пример:

Представьте себе человека, который вам рассказывает, какая у него дача.

Визуал будет рассказывать так:

Там так красиво! Яркая зелень, цветы. Домик у меня не большой, но зато вид из окон открывается чудесный! В комнате стоит зеленый диван, а вся остальная мебель в коричневых тонах, под дерево и т.д......

Как вы, наверно, заметили, визуал будет описывать вам те вещи, которые он видит! ЗЕЛЕНЫЙ диван, ЯРКАЯ зелень, ВИД из окон, КОРИЧНЕВЫЕ ТОНА и т.д... Примеров может быть много, но суть остается одна - визуал рассказывает, как он ВИДИТ этот мир, сам при этом не особенно обращает внимание например, на чистоту воздуха, мягкость дивана и щебет птиц по утрам)) Итак, для того, чтобы лучше понимать, чего от Вас хочет собеседник, достаточно знать его ведущую модальность, которую, как уже упоминалось в предыдущей статье, можно определить по глазодвигательным реакциям. Теперь преступим к описанию ожиданий и предпочтений каждого из этих типов модальностей.

Начнем с самого распространенного, с визуала.

Информация у него хранится в виде картинок, образов, в виде мозаики. Ввиду этого ему свойственен хаотичный порядок воспроизведения. Визуалу довольно просто, рассказывая об одном, тут же перескочить на что-то другое, взять кусочек из третьего и закончить четвертым, уже забыв о том, о чем собирался рассказать изначально, потому что для них «кусочек мозаики» легко достать, рассказать, «поставить обратно», из-за чего может сложиться мнение, что он болтушка и ветреный человек.

Люди-визуалы часто в разговоре используют такие слова, как вижу, посмотрите, ясно, наглядно, образ, должен сложиться целостный образ; прилагательные, обозначающие признаки предмета.

Для них также свойственен более быстрый темп речи, нежели у других, так как картинки меняются в голове у него быстро, однако темп может меняться в зависимости от его заинтересованности в беседе. Естественно визуал и ожидает такого же от собеседника. И это может стать проблемной зоной, ввиду того что для кинестета, например, свойственен медленный темп речи, соответственно визуала это будет несколько напрягать, когда, ожидая на динамичный вопрос аналогичный ответ, ему приходится ждать реплики кинестета.

Визуалу характерен более высокий тембр голоса. Если его не слышат, он будет повторять фразу более громче и громче, таким образом, что к кульминации беседы может получиться так, что визуал уже будет чуть ли ни повизгивать. Интересно, что когда спорят 2 визуала, они под конец уже кричат друг на друга, доказывая «свою правду».

Тип дыхания для него свойственен грудной ввиду быстрого темпа речи, так как он не успевает дышать более глубоко с помощью живота.

Очень интересна жестикуляция у визуала: его речь ВСЕГДА сопровождается жестами, движениями; жесты визуала руками располагаются от пояса и выше, причем движения осуществляются всей рукой, от плеча. Для него характерны 2 основных типа жестов: указательный и описательный. Интересно заметить, что обездвижить визуала во время речи невозможно, то есть для визуала нереально говорить, не жестикулирую м. Если у него нет возможности двигать руками, он будет двигать головой, бровью и т.д., причем делает он это бессознательно. Даже при инструкции «Отвечая на вопросы, не двигайся вообще!» визуал, не отслеживая этого, делает микродвижения (бровью, головой…).

При этом слушает визуал практически неподвижно. Этого он и ожидает от собеседника. И это тоже может стать проблемной зоной. Например, кинестет слушает в движении, и для визуала такое поведение, когда он говрит, возмутительно. Если кинестет сидит и гладит кота, а визуал при этом говорит ему что-то, то для визуала это знак: «Я как собеседник не очень-то? Ты меня не слушаешь!». Хотя на самом деле для кинестета это просто привычный способ восприятия.

Способ установления контакта у визуалов соответственно глазами. То есть для него контакт состоялся, когда с собеседником встретился глазами. Также может стать проблемной зоной. Потому что для кинестета опять же это вовсе не обязательно, поэтому, когда кинестет сидит снова гладит кота и при этом ещё и не смотрит на визуала, для него это крах! «Теперь я точно ему не интересен!» А в действительности для кинестета просто не критично смотреть на собеседника или нет…

Межличностная дистанция, наиболее комфортная для визуала, это примерно 1,5 метра, хотя во многом, конечно, здесь играет роль и близость контакта. Метафорически это можно объяснить так: визуал оперирует образами, поэтому ему нужно для комфортного общения «разместить перед собой картинку». Исходя из этого утверждения, понятно, почему у таких людей возникают сложности при слишком близком в физическом плане контакте. Также интересно, что, если визуала поставить лицом перед стеной, он скорее всего либо не будет говорить вообще, либо закроет глаза, для того, чтобы хотя бы так «разместить образ». Слабым местом в отношениях с кинестетом может стать следующее: кинестету важны прикосновения, что подразумевает близкий телесный контакт, а для визуала нужно держать перед собой картинку; выходом для них может служить то, что кинестет будет «заходить сбоку», таким образом будут удовлетворены желания обоих, у визуала картинка будет сохранна, у кинестета будет достаточно телесных ощущений.

Ну и пожалуй самый интересный аспект у визуалов – это манера одеваться. В кратце можно описать так: всегда одевается осознанно, по принципу: чтобы было красиво с ориентацией на цвет и форму. И не важно, что туфли жмут, зато новые, красивые и в тон к сумке. Такие люди даже на пожар не наденут блузку со спортивными штанами, и тут даже не дело вкуса, просто для них крайне важен зрительный образ! Они могут с эстетической точки зрения одеваться не ахти как, но если браслетик подходит по цвету к юбке, туфли тоже в тон, то это скорее всего визуал. Логично, что встречают они соответственно «по одежке», то есть в первую очередь обращают внимание на внешний вид собеседника. Интересно заметить, что визуал зачастую чувствует себе плохо, вяло, разбито, если выглядит плохо; считает, что все вокруг смотрят на то, что он в мятой блузке, не накрашен, с прыщиком и т.д. Очень забавно наблюдать, как такие люди одеваются с утра: они могут перемерить кучу одежды, но пока не найдут то, в чем они сегодня выглядят наиболее удачно, из дома не выйдут. И не важно, опаздывают они на работу, на лекцию в институт, на урок в школе – это не имеет значения, потому что «Если я буду выглядеть плохо, все будут именно это видеть!». Также важно отметить различное поведение девушек-визуалов, полученное из видеонаблюдений за треннинговыми группами, когда они в маникюром и когда без: у девушек с маникюром жестикуляция увеличена в несколько раз, она бессознательно (хотя может и сознательно) старается продемонстрировать свой отличный маникюр собеседнику.

Окружающее пространство визуал организовывает по принципу красоты, размера и цвета.

Уборку в помещении он делает там, где видно. Мечта визуала в этом плане – большой шкаф, куда можно все спрятать и закрыть. То есть для него существует только то, что видно. Проблемной зоной с кинестетом может возникнуть в каком плане: у визуала есть идеальный образ окружающего пространства, он откуда взял вещи, туда и положит, либо оставит на другом месте, но будит помнить «Да, она должно лежать не здесь, но мне сейчас лень, поэтому я уберу её позже». Для кинестета же существует другое понятие о порядке, он если вещи взял, то она и должна лежать под рукой, потому что это удобно! И беда для визуала – это когда в его идеальную картинку вмешивается кинестет, визуал немного потерпит, потом опять будет все раскладывать «по местам».

Как организовывает свои записи визуал? Пишет он с виделением другой пастой, маркером, с подчеркиваниями, могут быть даже разные подчеркивания. То есть он не может писать сплошняком, потому что потом ему крайне сложно будет сориентироваться в своих записях. Интересно в этом плане, что у визуала могут списывать лекции все: и кинестет, и другой визуал, и аудиал, однако визуал может списывать только у другого визуала, и всем остальным будет крайне сложно списывать у кого-то другого, потому что у этого в записях есть четкая структура.

Для визуала связанные признаки – это «вижу - слышу», то есть если визуал видит плохо, то ему и слышно сразу становится хуже. Типичный студент-визуал считает, что если преподаватель не видит, значит он не слышит. Соответственно если меня не видно, то меня и не слышит никто. Визуалы поймут: «Если в комнате темно, то слышно же очень плохо!!!» То есть по сути-то громкость не меняется, однако визуалом крайне важно отчетливо видеть собеседника, тогда и звук наладится. Визуальный ученик смотрит вверх, когда говорит. Когда учитель читает, он всегда читает сам. Его тетрадь, как правило, аккуратная. Каждая часть материала пронумерована и отделена. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ему. При устном предъявлении информации пропускает некоторую её часть. Визуал послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет её записанной именно на доске. Визуал чаще всего остаётся в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтёт выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.


Инструкция к тесту.

Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с  данным утверждением, и знак "-", если не согласны.

Тестовый материал.

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

 2. Часто напеваю себе потихоньку.

 3. Не признаю моду, которая неудобна.

 4. Люблю ходить в сауну.

 5. В автомашине цвет для меня имеет значение.

 6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.

 7. Меня развлекает подражание диалектам.

 8. Внешнему виду придаю серьезное значение.

 9. Мне нравится принимать массаж.

 10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.

 11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

 12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.

 13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

 14. Люблю читать во время еды.

 15. Люблю поговорить по телефону.

 16. У меня есть склонность к полноте.

 17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

 18. После плохого дня мой организм в напряжении.

 19. Охотно и много фотографирую.

 20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.

 21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

 22. Вечером люблю принять горячую ванну.

 23. Стараюсь записывать свои личные дела.

 24. Часто разговариваю с собой.

 25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

 26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.

 27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.

 28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

 29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.

 30. Мне нелегко найти удобную обувь.

 31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.

 32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.

 33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.

 34. Люблю слушать, когда говорят.

 35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.

 36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

 37. У меня неплохая стереоаппаратура.

 38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.

 39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.

 40. Не выношу беспорядок.

 41. Не люблю синтетических тканей.

 42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.

 43. Часто хожу на концерты.

 44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.

 45. Охотно посещаю галереи и выставки.

 46. Серьезная дискуссия – это интересно.

 47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

 48. В шуме не могу сосредоточиться.

Ключ к тесту  аудиал, визуал, кинестетик.

• Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.

• Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.

• Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) :

• 13 и более – высокий;

 • 8-12 – средний;

 • 7 и менее – низкий.

Интерпретация результатов:

Подсчитайте,  количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Аудиал. “Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами. Дигитал (он же дискрет) – весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность. В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше – стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам. Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимы

 Среди представителей этого типа особенно много шахматистов, программистов, а также всевозможных исследователей и ученых. В их лексиконе часто встречаются выражения: "где тут логика?", 'надо проанализировать ситуацию', 'итак, методом исключения мы выясняем…" Поскольку дискреты воспринимают мир через логическое осмысление, общаться с ними стоит именно с помощью логических доводов, желательно еще и подкрепленных статистическими данными.

Отличительные признаки        

Визуальный тип

Способ получения информации        

Посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия

Восприятие окружающего мира        

Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка

На что обращают внимание при общении с людьми        

На лицо человека, его одежду и внешность

Речь        

Описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей

Движения глаз        

Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза

Память        

Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде

Отличительные признаки        

Аудиальный тип

Способ получения информации        

Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками

Восприятие окружающего мира        

Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей

На что обращают внимание при общении с людьми        

На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова

Речь        

Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди

Движения глаз        

Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему

Память        

Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки

Отличительные признаки        

Кинестетический тип

Способ получения информации        

Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении

Восприятие окружающего мира        

Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться

На что обращают внимание при общении с людьми        

На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается

Речь        

Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику

Движения глаз        

Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону

Память        

Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты

 

 

 

Неформальный вариант теста.

Если у вашего знакомого или  у вас нет возможности или времени пройти  тест С Ефремцева, то вы можете определить основной канал восприятия следующим образом. Спросите его (или себя), как бы он (вы) хотел(и) провести отпуск (абстрактный отпуск, "отпуск мечты").

А теперь проследите, в какую сторону он (вы) отвели глаза, прежде чем сформулировали ответ. В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы  создает человек: визуальные, аудиальные или кинестетические (тактильные).

1. Если взгляд направлен наверх, то это говорит о формировании зрительных образов, рисовании картинки – визуал.

2. Если взгляд направлен вниз, то это означает, что человек пытается прислушаться к своим чувствам и ощущениям – кинестетик.

3. Если взгляд направлен прямо, либо влево или вправо, без смещений вверх-вниз (как бы в сторону ушей), то это говорит о формировании звуковых образов – аудиал.

Для точности постарайтесь найти ответы на большее количество вопросов. Они могут быть любыми, например: "Как вы хотели бы отметить Новый год?", 'Какие планы на ближайшие выходные?", 'Вспомнить самое приятное событие за последний месяц" и т.д.

Чтобы определиться окончательно, то внимательно проанализируйте ответы на заданные вопросы. Например, если на вопрос: 'Где лучше провести отпуск?", человек при ответе использует следующие эпитеты:

1. Лазурное море, желтый песок, вид на горы из окна, яркое солнце, загорелые девушки в купальниках и другие зрительные образы, то вероятно человек – визуал.

2. Теплый бриз, запах моря, горячий песок, жар на теле от загара, расслабление, спа-отель и т.д., то, скорее всего, человек – кинестетик.

3. Шум волн, тишина на рассвете, крик чаек, зажигательная музыка, свист ветра и т.д., то человек – аудиал.

Визуалам крайне сложно запомнить информацию на слух, а кинестетик вряд ли сможет оценить вашу новую прическу (оценит визуал), а вот парфюм или умение делать массаж – запросто!

Аудиал/кинестетик обращаясь к визуалу для лучшего донесения информации могут сказать что-то типа: "Для меня твоё словесно/тактильное молчание, как для тебя чёрная комната, непроглядная темнота, где ничего не видно".

Раздел: тесты по психологии с ответами бесплатно.


Тест

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

 2. Часто напеваю себе потихоньку.

 3. Не признаю моду, которая неудобна.

 4. Люблю ходить в сауну.

 5. В автомашине цвет для меня имеет значение.

 6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.

 7. Меня развлекает подражание диалектам.

 8. Внешнему виду придаю серьезное значение.

 9. Мне нравится принимать массаж.

 10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.

 11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

 12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.

 13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

 14. Люблю читать во время еды.

 15. Люблю поговорить по телефону.

 16. У меня есть склонность к полноте.

 17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

 18. После плохого дня мой организм в напряжении.

 19. Охотно и много фотографирую.

 20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.

 21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

 22. Вечером люблю принять горячую ванну.

 23. Стараюсь записывать свои личные дела.

 24. Часто разговариваю с собой.

 25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

 26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.

 27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.

 28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

 29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.

 30. Мне нелегко найти удобную обувь.

 31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.

 32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.

 33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.

 34. Люблю слушать, когда говорят.

 35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.

 36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

 37. У меня неплохая стереоаппаратура.

 38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.

 39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.

 40. Не выношу беспорядок.

 41. Не люблю синтетических тканей.

 42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.

 43. Часто хожу на концерты.

 44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.

 45. Охотно посещаю галереи и выставки.

 46. Серьезная дискуссия – это интересно.

 47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

 48. В шуме не могу сосредоточиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию? (информация для педагогов и родителей)

На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений....

Умение воспринимать словесную или письменную инструкцию

Умение воспринимать словесную или письменную инструкцию       Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов, выполняя не то, что им задано. Они постоянно ...

Статья "Как научить детей воспринимать музыку?"

В статье раскрываюся такие  понятия, как  "восприятие музыки", "любовь к музыке", "понимание музыки". Даются методические рекомендации по формированию умения слушать и вопринимать классическ...

Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно

В представленной статье обощен опыт работы по развитию ориентировки в пространстве у молодых людей о интеллектуальными нарушениями....

Разработка урока на тему "Как человек воспринимает информацию. Виды информационных процессов."

Технологическая карта урока на тему " Как человек воспринимает информацию. Виды информационных процессов."...

Выступление на методическом объединении на тему: «Искусство слышать и адекватно воспринимать».

«Музыка» в начальной школе в условиях введения ФГОСМузыка в начальной школе является одним  из основных предметов, обеспечивающих  освоение искусства как духовного наследия  человечеств...

Классный час на тему «Как воспринимают меня окружающие?»

Классный час на тему «Как воспринимают меня окружающие?»Цель: познакомить учащихся с общими принципами, на которых основано уважение к себе и к другим.Задачи: обосновать право любого человека на самоу...