Что должен знать первоклассник
материал по психологии на тему

Суббач Яна Игоревна

Рекомендации родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sayt_2012.doc429.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что должен знать и уметь ребёнок

при зачислении в 1-й класс

 Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу. Усвоение ребенком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками, иными словами, достаточно эрудирован.

Вам предлагается список вопросов, по которым обычно определяется уровень развития ребенка.

Ребенку следует не только знать ответы на эти вопросы, но и уметь озвучить их перед незнакомым взрослым человеком, если его будут спрашивать.

Ребенку нужно знать следующее:

  1. свое полное имя, отчество и фамилию;
  2. свой возраст и дату рождения;
  3. фамилию, имя и отчество родителей, их профессию;
  4. свой домашний адрес: название города, улицы, номер дома, этажа,
  5. квартиры;
  6. основные достопримечательности своего города;
  7. название своей страны и ее столицы;
  8. последовательность дней недели, месяцев, времен года; основные приметы каждого времени года; растения;
  9. домашних и диких животных и их детенышей;
  10. части тела человека;
  11. профессии;
  12. русские народные сказки;

 Также ребенок должен уметь:

  1. различать живое и неживое;
  2. единственное и множественное число;
  3. счёт в пределах 10 и обратно;
  4. утро, день, вечер и ночь;
  5. одежду, обувь и головные уборы;
  6. птиц, рыб, зверей, насекомых;
  7. овощи, фрукты, грибы, ягоды;
  8. наземный, водный и воздушный транспорт;
  9. посуду, мебель и т.д.;
  10. различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  11. свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, иметь представление о понятиях "право" - "лево", "верх" - "низ" и т.д.;
  12. рассказать наизусть небольшое стихотворение;
  13. уметь пересказать прослушанный или прочитанный рассказ;
  14. придумать рассказ по картинке;
  15. запомнить и назвать по памяти 6-10 предметов, картинок, слов;
  16. правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  17. без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии;
  18. рисовать геометрические фигуры,
  19. аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

Психологическая готовность к школе

Психологическая готовность включает в себя процессы, зависимые от системы требований, которые школа предъявляет к ребенку. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

 

К 6 годам у ребенка относительно хорошо сформирована двигательная сфера, он владеет достаточно тонкими движениями сложного порядка (лазание, кувыркание, бег на коньках, лыжный ход, плавание, гимнастика, тонкие ручные движения), становится более быстрым и ловким. Увеличиваются работоспособность, выносливость ребенка, устойчивость к монотонии. Но, тем не менее, он по-прежнему нуждается в щадящем режиме, так как легко утомляется, особенно в условиях одной и той же деятельности или деятельности однообразной.

 

По данным физиологов, от 4 до 30% детей по физическим параметрам не достигают критериев «школьной зрелости», а от 30 до 50% детей приходят в I класс не готовыми психологически. Естественно, все это сказывается на освоении школьной деятельности и на психологическом комфорте ребенка (многие работают в условиях хронических перегрузок даже при щадящем режиме).

 

Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

 

1) интеллектуальная готовность (или шире — готовность познавательной сферы);

 

2) личностная готовность (в том числе мотивационная) готовность;

 

3) социально-психологическая готовность;

 

4) готовность эмоционально-волевой сферы.

 

Многие родители, понимая важность и необходимость перестройки всей деятельности ребенка (с игровой на учебную), готовы сделать все, чтобы облегчить ему вступление в новую фазу жизни. Но часто основную свою задачу они видят в том, чтобы ребенок овладел как можно большим объемом «школьных» навыков и умений. Они полагают, что если их ребенок еще до школы научится читать, считать и писать, то в 1 классе ему останется только совершенствоваться в этом. Прежде всего, то, что ребенок до школы умеет читать, писать, считать, совсем не обеспечивает психологическую готовность к школьному обучению и не означает, что ему будет легко учиться в 1 классе.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не в том, чтобы у него к моменту поступления в школу сложились психологические черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. В дошкольном возрасте возникают только предпосылки этого «превращения в ученика»: желание учиться и стать школьником; умение управлять своим поведением и деятельностью; достаточный уровень умственного развития и развития речи; наличие познавательных интересов и, конечно, знаний и навыков, необходимых для школьного обучения.

Для успешной психологической готовности и адаптации необходимо:

1) прививать ребенку широкий интерес к познанию окружающего мира, научить наблюдать, задумываться над увиденным и услышанным;

2) учить его преодолевать трудности, планировать свои действия, дорожить временем;

3) поощрять его инициативу и самостоятельность;

4) создавать положительную установку на школу, дисциплину, учебные предметы, учителя;

5) учить ребенка слушать и слышать окружающих, уважать чужие мнения и желания, понимать, что собственные желания нужно сообразовывать с желаниями других людей и требованиями ситуации;

6) реально оценивать свои действия.

 

Интеллектуальная готовность к школе

 

Для безболезненного вхождения в освоение учебной деятельности к старшему дошкольному возрасту должны быть сформированы наглядно-образное мышление и отдельные операции понятийного.

 

Полученные многочисленными исследователями данные показывают, что дети с высоким уровнем образного мышления успешно учатся в школе, их умственное развитие в условиях школьного обучения прогрессирует. Для детей с низким уровнем наглядно-образного мышления в последующем был характерен формализм в усвоении знаний и способов действия, у них наблюдались значительные трудности в формировании логического мышления.

 

 Личностная готовность (готовность мотивационной сферы) к школе

 

Говоря о личностной готовности, прежде всего, имеют в виду готовность мотивационной сферы: хочет ли ребенок идти в школу, учиться, интересуется ли он школьной жизнью и учебой, что является ведущим мотивом в этой готовности. Она формируется к 6 годам примерно у 60% детей и связана с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника не соответствующим его возросшим возможностям и изменившимся желаниям.

 

Специфика школы связана для ребенка с необходимостью ориентироваться на жестко заданные социальные нормы. В собственно учебной области это «нормативные» способы решения действенных, поведенческих, интеллектуальных задач. Поведение ребенка (особенно на уроке) должно подчиняться строго фиксированным правилам: поднимать руку, только если хочешь ответить; не подсказывать, если знаешь ответ, и т.д. И сами отношения с учителем и сверстниками тоже начинают носить значительно более «нормативный» характер, в частности появляется четкая структура группы.

 

Все это значит, что готовность к школе — это и готовность к овладению высокоопосредствованными «внеситуативными» формами регуляции деятельности, позволяющими строить ее в соответствии с заданными нормами. В дальнейшем в период школьного обучения эти нормы будут все более усложняться.

 

Социально-психологическая готовность к школе

 

Огромное значение для психологической готовности к школе имеет формирование сферы отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, к самому себе.

Эмоционально-волевая готовность к школе

 

Важная сторона готовности к школе относится к сфере самосознания личности ребенка.

Меняется все самосознание ребенка, в том числе самооценка

Самооценка должна быть адекватной или несколько завышенной.

В психологической готовности к школе все стороны переплетены, смешаны. Выделение какого-то одного аспекта производится условно, в целях учебного анализа.

Особо нужно упомянуть такой элемент волевой готовности, как соподчинение мотивов. Ситуации, в которых противопоставляются «хочу» и «надо», чрезвычайно трудны для ребенка, и далеко не всегда воли ребенка достаточно, чтобы не последовать за непосредственным «хочу». Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание активного отношения к препятствиям, мотивации достижения, небоязни трудностей, самостоятельного принятия решения, ориентации на принятие ответственности за свои действия и поступки.

 

Если ребенок выводит вас из себя, …

• Отложите самые срочные свои дела и уделите ему хоть немного времени. Вполне возможно, это сигнал опасности. Очевидно, ребенку катастрофически не хватает общения с вами. Потребность в контакте может выражаться и в такой неприятной форме. Вам кажется, что ребенок нарочно все делает вам назло? Скорее всего это не так. Попробуйте разрешить конфликт мирно.

• Вы зовете ребенка обедать, а он не идет? Позовите еще раз, не сердясь. И еще раз. Ничего унизительного для взрослого в этом нет. К сожалению, ребенок не может бросить игру по первому нашему требованию; времени для того, чтобы переключиться с одного занятия на другое, ему нужно гораздо больше, чем взрослому. Если вы хотите, чтобы ребенок сел за стол вместе с вами, предупредите его минут за двадцать до того, как собираетесь обедать.

• Ребенок не обращает на ваши замечания и запреты никакого внимания? Делайте их как можно реже. Попробуйте сосчитать, сколько их у вас получается за день. И сократите хотя бы до тридцати двух.

• Вы хотите, чтобы в будущем ваш ребенок самостоятельно и без напоминаний мыл руки перед обедом. Начинайте приучать его к этому сегодня.

• Ваши дети кричат, кривляются, скачут, бросают вещи, гримасничают? Срочно дайте пищу для ума. Дети «бесятся», если они интеллектуально недогружены. Предложите любое, достаточно сложно для этого возраста занятие, требующее напряжения ума и памяти. И вы обойдетесь без наказаний.

Ребенок и компьютер

  Компьютерная зависимость – это болезненное состояние, влекущее за собой нарушение психологических и поведенческих функций. Она проявляется как у детей, подростков, так и у взрослых.

   Определить зависимость можно так: если отношения к игре контролируются (человек пришел, поиграл и ушел), то все в порядке; если вместо запланированного часа - играет несколько напролет, значит – это проблема.

   Если лишить возможности играть, начинается депрессия. Дети забрасывают учебу, спорт, живое общение и в конце концов перестают принадлежать себе.

       Как не стать игроманом?

   - Не позволять ребенку заигрываться в одну игру ;

   - Контролируйте время у компьютера;

   - Больше разговаривайте с ребенком, интересуйтесь его впечатлениями, акцентируйте внимание на впечатлениях от событий реальной жизни. Тогда он сам поймет, что жизнь вокруг него более интересна, чем поверхностные впечатления от компьютерного мира.

      Что делать, если ребенок стал зависимым?  

   - Ругань, нравоучения, запреты не помогут. Ребенок будет действовать назло.

   - Забрать компьютер – настроите его против себя.

   - Поговорите о своих чувствах и опасениях.

  - Посещение кружков, секций, тренировок, курсов.

  - Развивать разнообразные интересы, больше заниматься ребенком.

     Как обезопасить свое чадо?

   - Установите компьютер не в детской комнате, а в общей, чтобы можно было следить, для чего он используется.

   - Попросите объяснить, показать как действует Интернет.

   - По возможности ненавязчиво общайтесь с ним во время “путешествия в сети” . Это поможет выяснить, чем он занимается в данный момент.  

   - Приучите его показывать вам все, что ему причиняет какие-либо неудобства при общении в Интеренете, или вызывает сомнения, страх.  Объясните, что: 

- нельзя оставлять людям из Интернета свой домашний адрес, номер телефона, школы.

- нельзя встречаться с новыми друзьями, не сообщив взрослым.

- нужно покинуть чат, если беседа принимает угрожающий характер.

      Информация к размышлению!

  Если ребенок днями и ночами сидит за монитором, психологи советуют прежде поискать корни проблемы в семье. Возможно, родители больше заняты своими делами, поэтому ребенок стремиться уйти от переживания по поводу невнимания взрослых в виртуальный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Это должен знать каждый"

Совместное с учениками родительское собраниес целью повышени\ социально - правовой компетентности старшеклассников  и их родителей посредством обучения навыкам реализации и защиты своих прав....

Что должен знать подросток

1. Алкоголь и дети К сожалению, традиция значительной части нашего общества такова, что без употребления ал­коголя «праздник не в праздник». «Питие есть веселие», – пого­ворка, имеющая более чем ...

Что должен знать родитель о ПЭП. Чем грозит ПЭП

Данная статья представлена вниманию родителей....

Урок - викторина. "ПДД ты должен знать обязательно на пять"

Закрепить знания детей по правилам дорожного движения....

Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях

Краткая обобщенная информация о наиболее важных тенденциях и технологиях современного российского образования....

Классный час "Это должен знать каждый"

Презентация используется  для проведения классного часа по правилам дорожного движения....

Классный час "Об этом должен знать каждый"

Цель: дать современные представления о ВИЧ – инфекции и СПИДе; закрепить и расширить знания, полученные ранее. Классный час разработан с применением интерактивных форм воспитания....