«Аутоагрессия как психологическая проблема детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении»
консультация по психологии на тему

Гусева Светлана Геннадьевна

Материал предназначен для классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов и других педагогов, работающих с подростками. Данная информация раскрывает вопрос такой социальной и психологической проблемы, с которой сталкиваются современные педагоги, как аутоагрессивное поведение у подростков, находящихся в социально-опасном положении. Основной целью данной статьи является познакомиться с явлением аутоагрессии, наиболее распространенными формами его проявления, выяснить основные причины, побуждающие подростков к подобному поведению и выработать стратегию грамотного поведения педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Аутоагрессия как психологическая проблема детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении» 

Гусева Светлана Геннадьевна

Педагог-психолог

МОУ «Гимназия №4 Ворошиловского района Волгограда»

Материал предназначен для классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов и других педагогов, работающих с подростками. Данная информация раскрывает вопрос такой социальной и психологической проблемы, с которой сталкиваются современные педагоги, как аутоагрессивное поведение у подростков, находящихся в социально-опасном положении. Основной целью данной статьи является познакомиться с явлением аутоагрессии, наиболее распространенными формами его проявления, выяснить основные причины, побуждающие подростков к подобному поведению и выработать стратегию грамотного поведения педагога.

 «Социально-опасное положение» - уже сама формулировка предполагает наличие опасности. Что же может чувствовать ребенок в этой ситуации и как с ней справляется?

Специалисты выделяют следующие признаки, которые характерны для детей, относящихся к категории «социально-опасное положение»: неудовлетворенность базовых потребностей (голод, усталость, запущенный вид), наличие «набора хронических заболеваний», отставание в развитии (социальном, эмоциональном, интеллектуальном и личностном); высокая тревожность, страхи; эмоциональная неадекватности; проявления депрессии; проявление агрессии(аутоагресии) (Сакович Н.А., 2010).

Аутоагрессия является возможным и, к сожалению, достаточно распространенным способом поведения у современных подростков в ситуации повышенного эмоционального дискомфорта.

Аутоагрессия(Автоагре́ссия, Аутодестру́кция, Поворо́т про́тив себя́, от ауто- + агрессия — активность, нацеленная (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психической сферах.

Проявление аутоагрессии у человека чаще всего проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести (порезы, ушибы), в саморазрушительном поведении (пьянстве, алкоголизме, наркомании, рискованном сексуальном поведении, выборе экстремальных видов спорта, опасных профессий, провоцирующем поведении).

Педагогам, работающим с детьми и подростками важно помнить, что проявление аутоагрессии можно заметить достаточно рано. Так, например, в младшем школьном возрасте можно заметить, что ребенок бьет себя по голове или по другим частям тела, царапает, режет или стучит головой о стену. Есть и другой вариант, когда аутоагрессия у ребенка проявляется вербально. Например, он высказывается о себе резко негативно.

Если говорить о подростках, то ситуация может развиваться по-разному. Бывают случаи, когда подросток совершает агрессивные действия по отношению к себе демонстративно. Если говорить о самопорезах в таких случаях, то они обычно тонкие и поверхностные. Их часто делают на видных местах, но никогда на лице или на кистях. При этом обращает на себя внимание поведение, при котором подросток стремится вызвать в окружающих жалость и вину, пытается открыто манипулировать, угрожает снова повредить себе что-то, если окружающие будут вести себя так, как ему не нравится.

Чаще же демонстративности в самоповреждениях нет. Подростки прячут шрамы от самопорезов, стесняются о них говорить. Даже если повреждения привычные, все равно выбирается область, которая не очень видна посторонним и легко может быть спрятана под одеждой.

Наиболее распространенными внешними причинами самоповреждений могут быть:

1. Проблемы в семье

2. Перфекционизм подростка и его окружения (т.е. если ты не сделал все идеально, ты достоин наказания и нет тебе прощения).

3. Влияние друзей, когда друзья дают образец поведения в сложных жизненных случаях.

4. Пережитое сексуальное насилие.

5. Информация в СМИ, когда самоповреждения преподносятся, как решение проблемы. 

Что делать педагогам, работающими с детьми? Быть всегда внимательными в отношении детей, их эмоционального состояния, настроения, переживаний. Учитывать трудные, кризисные периоды в жизни подростка (период экзаменов, несчастная любовь, конфликты с родителями, друзьями и т.д.) Если замечены следы самоповреждений нельзя стыдить и  осуждать подростка за его поведение. Необходимо войти с ним в доверительные отношения, наладить с  контакт, попытаться его понять и помочь выйти из состояния самобичевания, показать  подростку его сильные стороны и достоинства.

Важным направлением будет работа с семьей по восстановлению и корректировке детско-родительских отношений. В случае необходимости рекомендуется обратиться за помощью к специалисту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система помощи детям, находящимся в социально-опасном положении.

Система помощи детям, находящимся в социально-опасном положении....

Оказание психологической помощи детям, находящимся в социально опасном положении.

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако в современном обществе при более пристальном рассмотрении оказывается, что это д...

«Взаимодействие центра дополнительного образования детей с общеобразовательными организациями по обеспечению внешкольной занятости обучающихся, находящихся в социально опасном положении.

В результате социально-экономических преобразований в России в особенно в уязвимом положении оказались семьи и дети, проживающие в отдаленных территориях. Для многих из этих регионов характерны наличи...

Алгоритм выявления детей и семей, находящихся в социально-опасном положении

Алгоритм выявления детей и семей, находящихся в социально-опасном положении...

ПРОЕКТ психологической, профориентационной, социальной поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении «ШАНС»

Анализ внешней среды и образовательной ситуации в посёлке позволил выделить категорию подростков 14-18 лет, состоящих на профилактических учетах комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, находящи...

Информация об осуществлении организации учета детей и семей, находящихся в социально-опасном положении в ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»

   В  Центре «Гармония» находятся дети из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, семей находящихся в трудной жизненной ситуации. Эти семьи требуют боль...

Выявление детей из социально неблагополучных семей и детей, находящихся в социально опасном положении и дифференцированная работа с ними.

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная &la...