Семинар - практикум для педагогов "Толерантность в конфликте"
методическая разработка по психологии на тему

Как много конфликтов возникает в школе! Конфликты разные: учитель-ученик, учитель - родитель, ученик-ученик, учитель-учитель. При разрешении конфликтов каждый хочет добиться максимальной выгоды для себя, выйти "победителем". Особенно учителя с установкой "Учитель всегда прав!" Цель данного семинара - тренинга: выработка стратегии решения конфликта, так, чтобы потребности всех сторон конфликта были бы удовлетворены, чтобы победителями были все.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – тренинг для педагогов

Толерантность в конфликте.

Автор: Середкина Инна Анатольевна,

педагог психолог МАОУ СОШ № 27

 города Тюмени

Цель: Выработка стратегии толерантного поведения в конфликте.

Оборудование: цветные карандаши, листы А4, ватман, музыкальный фон по желанию.

Ход занятия.

  1. Разминка (5 мин.).
  • Учителям предлагается нарисовать ассоциации со словом КОНФЛИКТ (по желанию показать и обсудить полученные рисунки).
  • Дорисовать (изменить)полученные рисунки, если конфликт ТОЛЕРАНТНЫЙ. (ассоциации к фразе ТОЛЕРАНТНЫЙ КОНФЛИКТ).
  • Обсуждение работы.
  1. Упр. «Чувства»

     Конфликты в школе происходят между всеми участниками учебного конфликта. Давайте попробуем увидеть, где и когда начинаются формироваться конфликты. Это важно, так как если мы действительно хотим решить конфликт, а не загасить его, нам нужно выяснить истинную причину.

     Работа в группах.

Коллектив делится на группы: учителя, родители, дети. Каждая группа, исходя из своей роли, выясняет, с какими чувствами мы приходим в школу 1сентября.  (5 минут)

Обсуждение, составление общего списка чувств (психолог на доске) (5 мин.)

Подводим к выводу: все – и дети, и родители, и учителя приходят в школу с одинаковыми - страх, тревога.

  1. Упр. «Ожидания»

     В тех же группах необходимо ответить на вопрос: Чего ждут? РОДИТЕЛИ от детей и учителей; ДЕТИ от родителей и учителей, УЧИТЕЛЯ от детей и родителей. (7 -10 мин).

Обсуждение (10 мин.)

На доске фиксируются ожидания и выделяются общие.

От семьи ждут:

От ученика ждут:

От учителя ждут:

Учителя

Ученики

Родители

Учителя

Родители

Ученики

Вывод по упр. «Чувства» и «Ожидания»: мы все испытываем одни и те же чувства и ждем друг от друга одного и того же:

- соблюдения правил;

- соблюдения границ;

- ролевой адекватности;

- соблюдение зоны ответственности и т. д.

Вопрос аудитории: Когда возникаю конфликты?

-  Если кто-то не соблюдает правила, границы, зоны ответственности.

- Если приходя на взаимодействие (собрание, урок, беседу) кто-то испытывает страх, тревогу.

Важно проговорить: Если ребенок приходя на урок с чувством страха, тревоги, неуверенности, раскрыть свой потенциал он НЕ СМОЖЕТ. Поэтому важно, сначала установить с детьми адекватные отношения (отношения в которых не возникает этих чувств).

Здесь можно обсудить какими своими действиями мы вызываем у детей страх, тревогу, неуверенность

  1. Упр. «Позиция общения» (спиной, сверху, на уровне глаз)
  2. «Алгоритм решения конфликта». (10 мин.)

     Мы подошли к главному: составлению алгоритма решения конфликта

Работа в группах.

Составление общего алгоритма.

  1. Применение алгоритма на практике. Разбор ситуаций. Сначала в малых группах, затем делимся наработками.

Приложение

Характеристика конфликта

     Антон — самоуверенный старшеклассник, имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.
    Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.
    Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям. 
    Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия.

Характеристика конфликта

 Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

    Взаимоотношения с мамой конфликтные, мама не пользуется авторитетом у девочки. На многочисленные жалобы классного руководителя мама отвечает: «Ваши проблемы, сами с ней разбирайтесь».


Характеристика конфликта

     Ученик 4 класса Дима, отличник, рассказывает родителям о том, что одноклассница Аня постоянно смеется над ним, говорит обидные вещи. Мальчик очень эмоциональный, после каждого «конфликта» звонит родителям на перемене, плачет, рассказывая о ситуации. В семье ребенок «кумир семьи». Диме верят безоговорочно, считают его правдолюбцем (он врать не умеет).

     Ученица Аня утверждает, что Дима агрессивно реагирует, когда ей учитель ставит оценку «5»: обзывается, кричит, иногда толкает, бьет. Воспитание девочки так же по типу «кумир семьи», ей верят, утверждают, что у нее нет мотива врать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для классных руководителей "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций"

Семинар для классных руководителей по теме: "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций". Цель - поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций. Работа над созданием бла...

Программа «Обучающий семинар-практикум для педагогов по конструктивному разрешению конфликтов в рамках поддержки школьной службы примирения»

Цель данного семинара – в активном режиме познакомить педагогов с восстановительным подходом через ролевое проигрывание восстановительных программ (медиация, Круги сообществ) для создания и дальнейшей...

Выступление на семинаре-практикуме. Тема: "Общение без конфликтов"

Тема: ОБЩЕНИЕ БЕЗ КОНФЛИКТОВ(слайд 2)        Известный педагог  В.А. Сухомлинский писал: “Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание ...

Выступление на семинаре-практикуме. Тема: "Педагогический конфликт и способы его упреждения"

Слайд 1,2Тема: «Педагогический конфликт и способы его упреждения»Разгневан – потерпи, немного охладев,Рассудку уступи, смени на милость гнев.Разбить любой рубин недолго и несложно,Но...

Семинар-практикум для классных руководителей «Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтной ситуации»

Семинар-практикум для классных руководителей«Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтной ситуации»...

Семинар – практикум для классных руководителей « Пути и методы решения конфликтов между педагогами и учениками »

Семинар – практикум для классных руководителей« Пути и методы решения конфликтов между педагогами и учениками »...