Кто такие одаренные дети?
статья по психологии на тему

Елена Владимировна Большакова
В статье поднимаются вопросы о том "Кто такие одаренные дети?" и "Как сделать так, чтобы талант ребенка развивался и приумножался?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья32 КБ

Предварительный просмотр:

Кто такие одаренные дети? Задавали ли вы хоть раз этот вопрос себе? Если да, то тогда следующий вопрос: «Как сделать так, чтобы талант ребенка развивался и приумножался?»

       Психологи говорят, что детская одаренность бывает разной. Она может быть явно выраженной, возрастной (когда талант внезапно проявляется у ребенка в определенном возрасте, а через какое-то время, возможно, также внезапно пропадает)  и, наконец, скрытой, когда до поры до времени  она не проявляется у ребенка по тем или иным причинам, но существует в нем как нераскрытый потенциал. На нее и стоит обратить внимание, так как по подсчетам психологов, детей со скрытой одаренностью около 25 процентов.

В нашей стране есть специализированные классы и школы, куда отбираются одаренные дети на основе конкурсов и экзаменов. Но единого мнения у психологов и педагогов относительно таких учебных заведений нет. Одни полагают, что специализированные школы действительно идут детям на пользу и развивают в талантливых ребятах уже заложенные природой способности. Другие говорят, что изолировать детей опасно. Из них можно вырастить гениев, но жить-то им все равно придется в обществе самых разных людей. Смогут ли они в нем выжить? Будут ли поняты?

С другой стороны, в обычных школах талант зачастую теряется вовсе, ведь мы привыкли к тому, что общепринятая система оценок выделяет тех, кто прилежно занимается, уделяя одинаковое внимание всем предметам, а не тех, кто ночи напролет сочиняет стихи, получая при этом двойки по физике или химии за невыученные уроки.

Так в чем секрет воспитания таланта? Ответ есть. В талантливых учителях! Но, на мой взгляд, родители должны быть первыми, кто поддержит и поймет одаренного ребенка, кто поддержит его право на индивидуальность и кто поможет сохранить и развить его дар.

Увы, не все родители понимают это и находят правильный подход в воспитании своего одаренного ребенка. И талант, вместо того чтобы развиваться и преумножаться, попросту чахнет.

   Одной из самых распространенных ошибок является возвеличивание способностей ребенка. Вся семья начинает вертеться вокруг «кумира», взращивая в нем звездную болезнь и одновременно вызывая тайную зависть братьев и сестер, если таковые имеются. Все ожидают только успехов, успехов во всем, к чему только прикоснется юное дарование. Но успех в одной области может соседствовать с полными неудачами в другой, и это естественно. Но родители не готовы к такому развитию событий. Дарования детей становятся объектом манипулирования родителей, которые ждут от своего ребенка только успеха. Привычная всем «пятибалльная» система оценок для таких родителей превращается в «двухбалльную»: все что не «пятерка», то «двойка. В итоге, вместо того чтобы раскрываться, способности парализуются, и вместо развития дарований у ребенка начинает формироваться нервоз.

Другой ошибкой является полное равнодушие некоторых родителей к выдающимся способностям своих детей. Кредо таких родителей – быть как все, и одаренный ребенок им не нужен. Пусть будет отличником, это допустимо, но одаренность с ее излишней пытливостью, беспорядком, бесконечными вопросами, чудачеством не вписывается в их родительские представления о том, каким должен быть их ребенок. И дети начинают стесняться своих способностей. Чтобы не «высовываться», не выделяться среди одноклассников, попросту зарывают свои таланты.

Третьей ошибкой является непонимание отдельными родителями особенностей интеллектуального развития одаренных детей. Такие родители считают, что, если ребенок получает «тройки» и «двойки» в школе, то и речи быть не может ни о какой одаренности. При этом они не замечают, что их сын или дочь могут часами что-то мастерить, паять или ночи напролет читать историю. Такие родители не считаются с интересами ребенка. Они требуют от него формальных успехов, не думая о том, что их одаренному ребенку важен не результат, а сам процесс, который и является проявлением таланта.

 Есть еще одна проблема, о которой забывают многие родители, воспитывающие одаренных детей. Это развитие социальной компетентности: быть адекватными в поведении со старшими, не задираться и не конфликтовать со сверстниками. Ведь нередко случается так, что одаренный ребенок, окруженный не столь талантливыми одноклассниками, чувствует себя весьма одиноко. То, что понятно и интересно ему, далеко не всегда занимает других ребят, а иногда и обычная зависть может отдалить его от сверстников. Ему могут дать обидную кличку, начнут высмеивать, и он станет в классе «белой вороной». В начальной школе справиться с такой проблемой еще худо – бедно можно. А вот для подростков одиночество – это тяжелое испытание. Поэтому помочь преодолеть социальную отчужденность, эгоцентризм, найти друзей – задача для родителей весьма сложная, но это основа для будущего успеха их сыновей и дочерей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Что такое одаренность

ОДАРЕННОСТЬ – высшая, вершинная акме-форма развития системы общих и специальных способностей, актуализирующих психогенетические предпосылки и психофизиологические ...

Что такое одаренность и какого ребенка можно назвать одаренным

Материал содержит доклад и интересную презентацию на данную тему...

Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

      Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.

Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...