Тренинг общения с подростками с элементами профориентации
методическая разработка по психологии (9, 10, 11 класс) по теме

Ирина Петровна Дорш

Работа по развитию профессиональных навыков и коррекции противоречивых взглядов должна происходить в удобном для школьника режиме – через ассоциации, выполнение упражнений с последующей рефлексией. Работа в тренинге общения с элементами профориентации ведется на двух уровнях - глубинном (ассоциативные) и личностном (сочинение, рефлексия, дискуссия), когда захвачены и бессознательный, и сознательный уровни.

Данная работа разработана таким образом, чтобы учащимся было комфортно и интересно работать. Во время занятия дети активно дискутируют, обсуждают, познают мир профессий, анализируют свой собственный выбор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг общения с элементами профориентации

Опыт работы с одаренными детьми 9-11 классы

                                                 Подготовила педагог – психолог

                                                 МБОУ «СОШ № 15

                                                 с углубленным изучением

                                                 отдельных предметов»

                                                 Дорш Ирина Петровна

Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Работа по развитию профессиональных навыков и коррекции противоречивых взглядов должна происходить в удобном для школьника режиме – через ассоциации, выполнение упражнений с последующей рефлексией. Работа в тренинге общения с элементами профориентации ведется на двух уровнях - глубинном (ассоциативные) и личностном (сочинение, рефлексия, дискуссия), когда захвачены и бессознательный, и сознательный уровни.

Данная работа разработана таким образом, чтобы учащимся было комфортно и интересно работать. Во время занятия дети активно дискутируют, обсуждают, познают мир профессий, анализируют свой собственный выбор.

 

 

Цель: формирование у подростков реального представления о своих возможностях, профессиональных намерениях (профессиональное самоопределение), создание комфортных условий для осознания перспективы и значимости выбора профессиональной деятельности.

Задачи:

- создать позитивную эмоциональную установку на доверительное общение;

- расширить кругозор учащихся в мире профессий;

- развить способности подростка к осознанному выбору профессии;

Ведущий рассказывает о задачах и правилах работы группы, организуя диалог, чтобы убедится в том, что его правильно понимают.

- Для того чтобы наше занятие протекало наиболее эффективно, чтобы каждый из вас мог извлечь как можно больше пользы для себя, предлагаю ввести несколько правил поведения в работы нашей группы:

Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера.

Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга.

Я – высказывание.  Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”.

 Уважение к говорящему. Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он закончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.

Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.

Ход занятия

Упражнение «Целеполагание»

Цель: ознакомление участников с целью занятия, выяснение ожиданий участников.

Педагог предлагает участникам озвучить ожидания от занятия, знакомит участников с темой и целью занятия, проясняет первичное целеполагание (чему участник хочет научиться, что нового узнать). Можно озвучить по кругу, можно сделать записать на доске.

Упражнение «Три слова о себе»

Цель: знакомство и запоминание имен участников.

Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.

«Мой напарник»

Дети разбиваются на пары. Им дается три минуты, за которые они должны как можно больше узнать друг о друге. Затем все садятся в круг, и каждый из игроков рассказывает о своем напарнике. 

Для лучшей организации водящие сменяются по цепочке.

Упражнение «Ассоциации».

Цель: разминка.

Материалы: мяч.

Участники получают инструкцию: «Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий участник. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Может быть задана тема для ассоциаций – профессия, качества, эмоции. Итак, я начинаю: профессия…»

Упражнение «Профессия на букву»

Цель: расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

Дети сидят в кругу. Данное упражнение занимает совсем немного времени (от 5-7 до 10-15 минут) и носит скорее разминочный характер.

1. Общая инструкция: Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача — показать, что мы знаем много профессий, начинающихся с этой буквы, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву». Пока бомбочка тикает, по кругу называются профессии, как только она замолкает я предложу другую букву.

2. Ведущий называет главную букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется совершенно непонятная профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если играющий не может это объяснить, то считается, что профессия не названа и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, убывает из игры и выходит на время из круга). При этом совсем не обязательно требовать – от участников официальных (безукоризненно «правильных») названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы.

Желательно больше 5 - 7 букв не предлагать, иначе игра перестанет казаться увлекательной (М, Н, О, Р, С).

Или можно с помощью игры «Фруктовый салат» разбиться на 4-5 команд и уже таким образом выяснить, какая команда является более эрудированной. При этом ведущий должен фиксировать успешность действий каждой команды на доске (например, каждый удачный ответ помечается плюсом, а неудачный - минусом), тогда игра станет более наглядной и интересной.

Опыт показывает, что у ведущего в данном упражнении имеются довольно большие возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях. Несмотря на всю простоту и кажущуюся примитивность, данного упражнения, проходит оно обычно достаточно интересно.

Игра «Ассоциация»

Цель игры: выявить истинное отношение школьников к разным профессиям и, по возможности, подкорректировать это отношение.

Условия проведения игры. Время на первое проигрывание – 15 минут, последующие проигрывания – по 5-7 минут. Для игры необходима классная доска.

По желанию выбираются 3 главных участника.

Инструкция: Сейчас 3 человека выйдут за дверь, а группа загадает какую-либо профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют угадать ее с помощью ассоциативных вопросов. Например, «Какого цвета эта профессия?», «На какую мебель похожа?» и т.д.

Целесообразно потренироваться на одном примере. Взять для разбора профессию «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии скорее всего белый, запах – что-то, связанное со спиртом, мебель – стеклянный шкаф или кушетка.

Далее ведущий дает инструкцию отгадывающим: «Каждый из вас может задать только по 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течении 2-3 минут продумаете свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке угадать профессию».

2 этап. 2-3 человека выходят из класса. Группа быстро загадывает профессию, а ведущий предупреждает всех, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым к правильным, но не наводящим ответам.

Ведущий приглашает отгадывающих, которые по очереди задают вопросы группе. Сам ведущий кратко записывает на доске вопросы – ответы, следит за тем, чтобы вопросы задавались конкретным учащимся, а не всему классу, следит за динамикой игры.

 Когда все вопросы и ответы произнесены (и записаны на доске) ведущий предлагает в течение одной минуты обдумать трем отгадывающим свои ответы. В этот момент ведущий предлагает группе посмотреть на доску и молча подумать, чьи ответы на ассоциативные вопросы были не очень удачными.

Отгадывающие называют свои варианты ответов. Эти ответы могут не совсем совпадать с угаданной профессией, например, загадана профессия «военный летчик», а ответы такие: «космонавт», «милиционер», «автогонщик». Как видно, «военный летчик» и «космонавт» довольно близки. Право определить, отгадали школьники профессию или нет, должно быть предоставлено группе. Однако окончательно этот вопрос решается после обсуждения. Загаданная профессия, естественно, называется.

Обсуждение игры. Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если группа не согласна с ответом, можно попросить ученика, давшего такой ответ, дать объяснение: нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер», на вопрос «какого цвета профессия?» был дан ответ: «черно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл. При выявлении неудачных ответов группе предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии; участвовать в этом может и ведущий, корректируя таким образом представления учеников о профессии. У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше всего помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл.

Упражнение «Метафора»

Цель: развитие творческого подхода в решении проблем, осознание своих метафор, обращение своего сознания к собственным переживаниям в выборе профессии.

Дискуссия:

- Сейчас я предлагаю попробовать ответить на вопрос, что же такое метафора?

Ответы детей.

Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафора. А ведь есть красивые метафоры — «Поговорить с глазу на глаз», «начать с чистого листа», «столкнулся с преградой», «витала в облаках», «вилами по воде писано», «искать общий язык» — как часто это звучит в наших разговорах. Подобные метафоры служат не только украшением, они волшебным образом «расцвечивают» нашу речь, помогая отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей.

А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир. Давайте сегодня попробуем поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим ощущением себя в вопросах профориентации.  Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое.

Педагог предлагает создать метафору, сравнительную аналогию на тему «Я в будущей профессии» или «Я в своем деле». Например, «Я в своем деле, как царь горы». Метафоры должны быть позитивными.

Участники могут передать метафоры по кругу. «Я представляю себя в своей будущей профессии как рыба в воде» — «Игорь представляет себя в своей будущей профессии как рыба в воде, а я — как боксер на ринге» — «Игорь представляет себя в своей будущей профессии как рыба в воде, Лена — как боксер на ринге, а я — как компьютер на бирже» и т.д.
- Никто никогда не задумывался, что у нас есть свои личные метафоры, и мы не задумывались, что они у меня есть, а какие они у меня, вот и будем с этим разбираться. Для этого есть несколько простых приемов.

Ведущий раздает участникам листы бумаги и ручки.

1 этап. Положите перед собой лист вертикально. Я прошу вас дать метафорическое определение этого очень значимого слова. Но при этом очень важно, что на этом первом шаге я прошу вас дать метафорическое определение слову профессия используя метафору из области продуктов питания, при этом мы под продуктами питания мы понимает, то, что мы едим или пьем.

Желающие озвучивают ответы.

2 этап. Написать снова слово профессия – это и на этот раз для определения я попрошу взять фигуры и формы. Фигуры и формы окружают нас со всех сторон. Какая метафора может быть придумана?

Желающие озвучивают ответы.

3 этап. Написать снова слово профессия – и записать метафору определения профессии, но задание будет чуть посложнее, нужно будет использовать метафору из области человеческих отношений.

Желающие озвучивают ответы.

4 этап.  Написать снова слово профессия – и записать метафору определения профессии, но сейчас я не буду ограничивать вас в вашей фантазии и попрошу дать метафорическое определение профессии из любой сферы.

Желающие озвучивают ответы.

- Перечитайте еще раз слова, подумайте и задайте себе вопрос (озвучивать ответы не нужно) – почему именно эти слова и именно эти метафоры сегодня оказались для вас самыми важными связанными со словом профессия, как эти слова связаны с вашей жизнью, с вашим её восприятием.

Упражнение «Сказка со смыслом»

- Возьмите чистый лист. Я прошу вас написать сказку при соблюдении нескольких условий: в этой сказке должны быть какие-то герои, какие-то события, это же сказка, при этом в этой сказке должны встретиться те слова, которые вы писали. Эти слова должны вместе с другими какими-то словами обнаружиться в тексте, в этой сказке, которая сейчас родится здесь и теперь. Желающие могут прочитать сказку.

 Обсуждение:

- Что показалось сложным?

- Что показалось интересным?

   С вопросами и рассуждениями можно подойти на индивидуальные консультации.                                                  

Бланк анкеты «Обратная связь»

1. Степень включенности: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Что мешает тебе быть включенным в занятие____________________________________________________________

 2. Самые значимые (полезные) для тебя эпизоды, упражнения, 
во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:

_________________________________________________________________

3. Что раздражало, вызывало напряжение, неприятие_____________________________________________________________

4. Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.):

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА: Общение.

Цели: сплотить коллектив, закрепить имеющиеся знания об общении, развить творческие способности и нестандартное мышление, умение искать выход в необычных ситуациях.Представления (цепочка имен-качеств ...

Тренинг общения с элементами профориентации

Тема: Тренинг общения с элементами профориентации.Цель занятия: расширить кругозор учащихся в мире профессий. Задачи занятия: - создать позитивную эмоциональную установку на доверительное об...

ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ БЕСКОНФЛИКТНОМУ ОБЩЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА.

Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу.Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только р...

Тренинг общения для подростков

Тренинг общения (методические рекомендации и сценарии занятий)...

Занятие с элементами тренинга "Общение между людьми"

Цель данного занятия познакомить с основными особенностями позитивного общения между людьми. Предлагаются активные и продуктивные формы работы, тестирование и рефлексия....

Тренинг конструктивного общения с подростком

Совершенствование навыков бесконфликтного робщения педагогов школы с подростками, освоение техники "Я-высказывания"...

Занятие с элементами тренинга "Общение"

Общение подросткам необходимо для развития коммуникативных навыков и самосознания. Опыт общения, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлениии во взрослую жизнь. Общаясь, п...