Программа по информационной, профориентационной работе с учащимися в рамках предпрофильной подготовки «Мой профессиональный выбор»
рабочая программа по психологии (8 класс) на тему

Балабанова Мария Константиновна

Программа элективного курса предназначена для организации учебного процесса с учащимися 8-10 классов в рамках  предпрофильной  подготовки учащихся.

Проведение элективного курса предполагает переход на лекционно-семинарскую систему организации обучения, что выражается в замене фронтальных, не дифференцированных форм обучения на коллективную форму организации познавательной деятельности учащихся.

Варианты сочетаний коллективной формы познавательной деятельности учащихся представлены в программе блоками:

·              лекция (т.о.) - практическое занятие (п.о.)- самоконтроль-рефлексия

·              лекция (т.о.)- семинар (п.о.)- самоконтроль - рефлексия.

При этом основными формами организации обучения становятся не лекции, а следующие за ними формы активной самостоятельной деятельности учащихся. Это позволяет организовать обучение в проектно-исследовательском пространстве, так как основная цель курса – формирование личности адаптированной в обществе, готовой к самореализации в будущей профессиональной деятельности. Составление образовательного маршрута на ближайшее будущее с целью профессионального самоопределения и выбора профиля обучения.

Для реализации проектно-исследовательской деятельности используется развивающая технология обучения, где основным методом обучения является решение учебных задач при помощи учебно-продуктивных действий, что позволяет усилить познавательную потребность (мотив) учащегося, которая обеспечивает выполнение следующих компонентов учебной деятельности – самоконтроля и  более сложного вида контроля – рефлексии.

 Функция самоконтроля и рефлексии заключается в постоянном отслеживании учеником хода выполнения учебных действий, в своевременной коррекции образовательного маршрута на ближайшее время.

Образовательные результаты изучения данного курса выявляются через  «Мониторинг образовательного маршрута учащихся», «Мониторинг индивидуального профессионального старта», «Маршрут жизненного успеха»    посредством следующих форм контроля:

·              текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, активность и качество работы ученика на занятиях);

·              рубежный контроль (комбинированный, тестирование);

·              итоговый контроль (защита проектно-исследовательской деятельности учащихся, результаты мониторинга, рекомендации, портфолио - «оценка»).

Для проведения практических занятий используются притчи в силу присущих им свойств – лаконичности, афористичности, философской глубины, помогают процессу обучения, упрощая информацию, чтобы её было легко понять и запомнить, и делая её более правдоподобной, а так же игры и упражнения, нацеленные на развитие самосознания, т.к. именно высокий уровень самосознания выступает важнейшим условием личностного развития человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература для учителя

  1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога М.,2002
  2. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - С.-Петербург, 2005.
  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.,2005.
  4. Климов Е. А. Как выбирать профессию. — М., 1984.
  5. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
  6. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М., 2005.
  7. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
  8. Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. – М., 1994.
  9. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. Методические разработки занятий социально-психологического тренинга. - М, 1993.
  10. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники ( 8-11). – М., 2005.
  11. Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А.Реана. – М., 2003.
  12. Пшенцова И.Л. Раннее профессиональное самоопределение школьников. Учебно-методическое пособие. – Сургут, 2003.
  13. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М, 2005.
  14. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. – М., 2005.
  15. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М., 2000.
  16. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11классы). - М., 2005.
  17. Самоукина Н. В.Активизация школьников в профессиональном самоопределении // - Вопросы психологии – 1990 - № 1.
  18. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. –М, 1995.
  19. Скрипюк И. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. - С.-Петербург, 2005.
  20. Технология. Профориентация: Тесты / Авт.-сост. И.П.Арефьев. – М,2005.
  21.  Технология. Профориентация: Экономика России в опорных схемах и таблицах / Авт.-сост. И.П.Арефьев. – М,2005.
  22. Худик В.А. Изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. – К., 1992.
  23. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.- М, 2001.

Литература для ученика

  1. Абитуриент //Журнал для поступающих в вузы. – М.
  2. .Бендюков М.А., Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы. – С.-Петербург, 2000.
  3. Грецов А.Г., Попова Е.Г. Выбери профессию сам. Информационно-методические материалы для подростков.СПб.,2004.
  4. Ди Снайдер. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. – М.,2001.
  5. Еникеева Д.Д. Практическая психология для мальчиков, или Как стать мужчиной. – М., 2003.
  6. Карьера в информационных технологиях / Вед.ред. Элиович. – М.,2003.
  7. Карьера в медицине / Вед.ред. Элиович. – М.,2003.
  8. Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М.,1990.
  9. Климов Е. А. Психология: Учебник для средней школы. - М., 1997.
  10. Куда пойти учиться? Информационный справочник для поступающих в образовательные учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования города Сургута на 2000/2001 учебный год / Авт. сост. Н.Я.Стрельцова, Н.П.Кормилкина, Л.П.Левицкая.  – Сургут, 2000.
  11. Меттус Е.В.,Турта О.С., Литвина А.В. Учимся выбирать профиль обучения /для учащихся 7-11 классов/ - С.-Петербург, 2006.
  12. Мир профессий: Человек – знаковая система /Сост. С.Н.Левиева. – М.,1988.
  13. Мир профессий: Человек – художественный образ /Сост. А.Смирнов. – М.,1987.
  14. Мир профессий: Человек – природа / Сост. С.Н.Левиева. – М.,1985.
  15. Мир профессий: Человек – техника /Сост. Р.Д.Каверина. – М.,1988.
  16. Пауэрс П., Рассел Д. Найди свое дело. - М,1994.
  17. Приходите к нам учиться . Справочник для выпускников школ. – М
  18. Рогов Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала. – М., 2003.
  19. Среднее профессиональное образование // Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал. – М.
  20. Твоя профессиональная карьера: Учебник /Под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. – М., 2000.
  21. Энциклопедия для детей. Выбор профессии /Глав. ред. Е.Ананьева. - М,2003.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     

     Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года так определяет социальные требования к системе российского образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Поэтому важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 8-10 классах, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависят и успешность обучения в старших классах, и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.

     Важнейшая задача школы — это грамотно построенная профориентационная работа позволяющая решать и   многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов, способствует позитивному целостному становлению личности учащихся.
    Настоящая программа предназначена для работы педагогов – психологов, учителей с подростками и имеет своей целью в доброжелательной и непринужденной обстановке сформировать  навыки делового общения, саморегуляции, решения проблем и преодоления критических ситуаций в процессе профессионального самоопределения.

     Программа способствует формировать у подростков гражданскую ответственность и правовое самосознание,  духовность и культуру, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Развивать его личность, познавательные и созидательные способности; информировать о путях получения различных профессий; дать знания о психологических аспектах профессиональной деятельности, необходимых для повышения эффективности выбора профессии.

     Это связано с тем, что многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, реальные возможности в освоении той или иной  профессии.

Программа по информационной, профориентационной  работе с учащимися в рамках предпрофильной подготовки  «Мой профессиональный выбор» состоит из трех разделов: «Самопознание» - 8 класс, «Я и мир профессий» - 9 класс и «Мой путь к жизненному успеху» - 10 класс.

       Раздел «Самопознание» состоит из 12 занятий, которые проводятся 1 раз в  неделю по 40 минут. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, психотренинг, притчи, беседы, дискуссии, лекционное изложение материала, анализ конкретных ситуаций, психодиагностические процедуры.

      Разделы «Я и мир профессий» и  «Мой путь к жизненному успеху» рассчитан на 34 часа, занятия проводятся один раз в неделю. Каждое занятие включает в себя изучение как  теоретического, так и практического материала.

     Теоретические сведения сообщаются учащимся в виде лекций, бесед, обсуждений некоторых проблем, притч.

     Практическая часть состоит из различных методик: тестовых заданий, упражнений, сюжетно-ролевых игр, а также заданий творческого характера, позволяющих на практике самим учащимся применять полученные знания и осознать важность и значимость их для дальнейшей  жизни, развить свои потенциальные возможности и способности.

          Цели изучения раздела «Самопознание»:

  • способствовать изучению личностных особенностей, интересов и склонностей подростков;
  • формировать умение самостоятельно выбирать учеником дальнейшего образовательного маршрута на основе профильно –профессиональных намерений  и с учетом полученных знаний о себе.

Задачи раздела:

  • дать учащимся конкретные знания о  себе и научить их освоить методы и приемы психологического познания себя и другого человека;
  • способствовать нравственному самосовершенствованию учащихся, их готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей;
  • познакомить учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;
  • формировать и развивать  у учащихся навыки самостоятельного и осознанного принятия решения.

Цели изучения раздела «Я и мир профессий»:

  • формировать ответственное отношение к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий;
  • создать условия для самостоятельного осознанного выбора подростками профиля обучения и профессионального самоопределения на основе обобщения знаний о себе, своих интересах, пожеланиях семьи и других значимых факторах.

Задачи  раздела:

  • формирование ценностно-мотивационной сферы и создание позитивного отношения к профильному обучению и  профессиональному самоопределению;
  • создание актуального для подростков информационного поля;
  • составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными.

Цели изучения раздела «Мой путь к жизненному успеху»:

  • формировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора;
  • повышать компетентность старшеклассников в области планирования карьеры.

Задачи  раздела:

  • осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
  • ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
  • знакомство с особенностями современного рынком труда;
  • развитие умения составлять личный  маршрут  жизненного успеха  на ближайшее будущее на основе полученных знаний.

   

Одно из главных условий успешной реализации программы – работа в социуме:

     В течение изучения данного курса ведется мониторинг

  • со стороны педагога-психолога и учителя отслеживаются индивидуальные особенности личности, мотивация, тип будущей профессии, мышления, способности и склонности учащихся, определяются профили, наиболее востребованные среди учащихся (приложение 1);
  • со стороны учащихся на каждом занятии заполняется  «Информационная карта профессионального старта», где обобщаются, анализируются полученные сведения о себе, о профессиональном мире. На основании полученных данных делаются выводы об осознанности профессионального старта (приложение 2);
  • форма контроля и система оценивания «мягкая»: со стороны педагога-психолога доминирует текущий, комбинированный контроль; со стороны ученика самоконтроль и рефлексия.

     По окончанию курса, учащийся должен:

     8 класс:

  • знать  свои  личностные особенности, интересы и склонности;
  • овладеть определенными социально - психологическими знаниями;
  •  составить карту образовательного маршрута и программу действий на ближайшее будущее.

     9 класс:

  • приобрести способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;
  •  знать типы, классы отдельных профессий, требования профессии к человеку, основные ошибки при профессиональном выборе.
  • выявить те профессиональные области или конкретные профессии, где можно наиболее широко проявить свои способности, определить ближайшие профессиональные цели;
  • осознанно выбрать профиль обучения;
  • составить индивидуальный образовательный план или программу саморазвития в соответствии с диагностическими данными.

     10 класс: 

  • осознать неисчерпаемость человеческих   ресурсов и понимать идеи самореализации для устройства своей   будущей профессиональной карьеры;
  • познакомиться с требованиями к современному профессионалу в новых социально-экономических условиях;
  • приобрести способности адаптироваться к реалиям устройства своей будущей   карьеры в новых социально-экономических условиях.
  • составить личный  маршрут  жизненного успеха  на ближайшее будущее.

     

    Модель выпускника:

     формирование личности  адаптированной в обществе, готовой к самореализации в будущей профессиональной деятельности

     В результате реализации программы планируется

  • определить профили, для открытия которых данная группа учащихся наиболее подготовлена и в открытии которых заинтересована;
  •  определить группу учащихся, сомневающихся в своем выборе, либо не готовых сделать выбор (в связи с этим предполагается в дальнейшем индивидуальная работа);
  •  дать рекомендации учащимся по выбору профиля дальнейшего обучения либо сферы профессиональной деятельности;
  •  по итогам изучения всего курса провести родительское собрание и познакомить родителей с общими результатами выбора профиля обучения и профессиональных намерений обучающихся;
  •  провести индивидуальные консультации по вопросам профориентации по запросу родителей.

Результатом изучения программы «Мой профессиональный выбор» является проектно-исследовательская деятельность учащихся, направленная на:

  •  раздел  «Самопознание» (8 класс) - составление карты образовательного маршрута;
  • раздел «Я и мир профессий» (9 класс) -  составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития;
  • раздел «Мой путь к жизненному успеху» (10 класс) -  создание творческого проекта  «Мой маршрут  жизненного успеха».



Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план  элективного курса «Мой профессиональный выбор»

по разделу «Самопознание» (8 класс)

№ темы в разделе

Название раздела, темы

Кол-во час.

Тип урока

Организация работы над проектом

Формы контроля

Со стороны учащихся

Со стороны

учителя

Раздел 1. Введение.

1

1

Введение в курс.

1

Вводная лекция

Диагностический этап.

Анкетирование.

Составление перспективного плана проектно-исследовательской деятельности по теме: Проектно-исследовательская деятельность учащихся на тему:

« Карта образовательного маршрута».

Рефлексивный контроль

Текущий

контроль

2-3

2

Грани моего «Я»

2

Комбинированная лекция

Прогностический этап.

Разработка перспектив ной программы проектной деятельности.

Практический этап.

Анкетирование,

тестирование, обработка результатов.

(Занят. 1-11)

Обобщающий этап.

Обработка данных,

соотнесение результатов, их анализ, внесение корректив в проф. выбор. Составление карты образовательного маршрута (зан. 12)

Самоконтроль

Текущий

контроль

4-5

3

Стратегия выбора профессии (Хочу-могу надо)

2

Практическое занятие

Самоконтроль

Текущий контроль

(тестирование)

6

4

  На пути к профессиональной цели.

1

Комбинированная лекция

Самоконтроль

Текущий контроль

7

5

Спектр моих способностей, интересов и склонностей

1

Практическое занятие

Самоконтроль

Текущий контроль

(тестирование)

8

6

Мои потребности и возможности

1

Практическоезанятие

Самоконтроль

Текущий контроль

9

7

Мое место в мире профессий                      

1

Практическое занятие

Самоконтроль

Рубежный контроль, тестирование

10

8

Типичные ошибки и затруднения при выборе.

1

Лекция-беседа

Рефлексивный контроль

Текущий контроль

11

9

Перспективы твоего образовательного маршрута.  

1

Практическое занятие

Самоконтроль

Рубежный

контроль

(рекомендации,

консультации)

12

10

Итоговое занятие

1

Обобщение и систематиза-ция знаний

Рефлексивный контроль

Результаты мониторинга,

рекомендации

Учебно-тематический план  элективного курса «Мой профессиональный выбор»

по разделу «Я и мир профессий» (9 класс).

№ занятий

Название

раздела, темы

Тип урока

Организация работы над проектом

Формы контроля

Кол-во

 час.

Со стороны учащихся

Со стороны

учителя

Часть 1. Мир профессий

1

Введение в курс.

Вводная лекция

Диагностический этап.

Анализ личностных особенностей, интересов, склонностей.

Составление перспективного плана проектно-исследовательской деятельности по теме: «Составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития».

Рефлексивный контроль

Текущий контроль

1

2

Выбор профессии – дело серьезное

Комбинирован

ная лекция

Самоконтроль

Текущий контроль

1

3

От профессии к  профессии.        

Комбинирован

ная лекция

Самоконтроль

Текущий контроль

1

4-5

Мир профессий: человек — человек.

Практическое

занятие

Рефлексивный контроль

Текущий контроль

(тестирование)

2

6-7

Мир профессий: человек — техника.

Практическое

занятие

Рефлексивный контроль

Текущий контроль

(тестирование)

2

8-9

Мир профессий: человек — знаковая система.

Практическое

занятие

Рефлексивный контроль

Текущий контроль

(тестирование)

2

10-11

Мир профессий: человек – художественный образ.

Практическое занятие

Рефлексивный контроль

Текущий контроль

(тестирование

2

12-13

Мир профессий: человек — природа.

Практическое

занятие

Рефлексивный контроль

Текущий контроль

(тестирование

2

14

Современные и редкие профессии

Лекция- беседа

Рефлексивный контроль

Текущий

контроль

1

15

Итоговое занятие

Обобщение и систематизация знаний

Рефлексивный контроль

Рубежный тестовый

контроль

(рекомендации,

консультации)

1

Часть 2. Личностные особенности и выбор профессии

16-17

Соотнесение интересов, склонностей и способностей

с требованиями профессий

Комбинирован

ная лекция

Прогностический этап.

Разработка перспектив ной программы проектной деятельности.

Самоконтроль

Текущий контроль

(тестирование

2

18-19

Мотив и целеполагание в выборе профессий

Практическое занятие

Самоконтроль

Текущий контроль

тестирование

2

20-21

Темперамент и выбор профессии

Практическое занятие

Самоконтроль

Текущий контроль

(тестирование

2

22

Профессиональ-ная направлен-ность личности

Практическое занятие

Самоконтроль

Текущий контроль

(тестирование)

1

23

Здоровье и выбор профессии

Лекция - дискуссия

Самоконтроль

Текущий контроль

1

24

Планирование профессионального будущего

Обобщение и систематизация знаний

Рефлексивный контроль

Рубежный контроль

(рекомендации,

консультации)

1

Часть3. Выбор сделан, что дальше?

25

Мир профессионального образования

Комбинирован

ная лекция

Практический этап.

Анкетирование,

тестирование, обработка результатов.

 (Занят. 1-23)

 

Рефлексивный контроль

Текущий контроль

1

26

Возможности получения образования в ХМАО-Югра

Семинарское

занятие

Самоконтроль

Текущий контроль

1

27

Что такое рынок труда.

Комбинирован

ная лекция

Рефлексивный контроль

Текущий контроль

1

28

Четыре ошибки в выборе профессии

Комбинирован

ная лекция

Самоконтроль

Текущий

Контроль

1

29

Экономическая ситуация ХМАО-Югра

Семинарское

занятие

Самокон

троль

Текущий

контроль

1

30

Востребованные профессии района

Обобщение и систематизация знаний

Рефлексив

ный контроль

Рубежный

(рекомендации,

консультации)

1

Часть 4. Планирование профессионального маршрута

31

Формула успеха

Практическое занятие

Обобщающий этап.

Обработка данных, соотнесение результатов, их анализ, внесение корректив в проф. выбор. Составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития. (Зан.34).

Самоконтроль

Текущий контроль

1

32

Формула успеха

Практическое занятие

Самоконтроль

Текущий контроль

1

33

Анализ и корректировка принятого решения о профильном обучении и профессиональном выборе

Практическое занятие

Самоконтроль

Рубежный (рекомендации,

консультации)

1

34

Итоговое занятие. Составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития.

Обобщение и систематизация знаний

Рефлексивный контроль

Результаты мониторинга

рекомендации

1

Учебно-тематический план  элективного курса «Мой профессиональный выбор»

по разделу «Мой путь к жизненному успеху» (10 класс).

№ занятий

Название

раздела, темы

Тип урока

Организация работы над проектом

Формы контроля

Кол-во

 час.

Со стороны учащихся

Со стороны

учителя

Часть 1. Наступает время выбрать «Кем быть»

1

Введение в курс.

Вводная лекция

Диагностический этап.

Анализ личностных особенностей, интересов, склонностей.

Составление перспективного плана проектно-исследовательской деятельности по теме: «Личный  маршрут  жизненного успеха  на ближайшее будущее».

Рефлексивный контроль

Текущий контроль

1

2

Наступает время выбора

Комбинирован

ная лекция

Самоконтроль

Текущий контроль

1

3

Кем быть

Комбинирован

ная лекция

Самоконтроль

Текущий контроль

1

4-5

Мир возможностей

Практическое

занятие

Рефлексивный контроль

Текущий контроль

(тестирование)

2

6-7

Ошибки и затруднения при выборе профессии

Практическое

занятие

Рефлексивный контроль

Текущий контроль

(тестирование)

2

8-9

Личный смысл труда

Практическое

занятие

Рефлексивный контроль

Текущий контроль

(тестирование)

2

10

Итоговое занятие

Обобщение и систематизация знаний

Рефлексивный контроль

Рубежный тестовый

контроль

(рекомендации,

консультации)

  1

Часть 2. Путь к жизненному успеху

11-12

Кто я, или что я думаю о себе?

Комбинирован

ная лекция

Прогностический этап.

Разработка перспектив ной программы проектной деятельности.

Самоконтроль

Текущий контроль

(тестирование

2

13-14

Акцентуации и профессия

Практическое занятие

Самоконтроль

Текущий контроль

тестирование

2

15-16

Способности и выбор профессии

Практическое занятие

Самоконтроль

Текущий контроль

(тестирование

2

17-18

Интересы и выбор профессии

Практическое занятие

Самоконтроль

Текущий контроль

(тестирование)

2

19-20

Медицинские ограничения профессиональной пригодности

Комбинирован

ная лекция - дискуссия

Самоконтроль

Текущий контроль

2

21-22

Пути получения профессии

Комбинирован

ная лекция - дискуссия

Самоконтроль

Текущий контроль

(тестирование

2

23-24

Слагаемые профессионального успеха

Комбинирован

ная лекция – дискуссия

Самоконтроль

Текущий контроль

2

25-26

Планирование карьеры

Практическое занятие

Самоконтроль

Рубежный

контроль

(рекомендации,

консультации)

2

Часть3. Азбука трудоустройства

27

Навыки поиска работы.

Комбинирован

ная лекция

Практический этап.

Анкетирование,

тестирование, обработка результатов.

 (Занят. 1-30)

 

Обобщающий этап.

Обработка данных, соотнесение результатов, их анализ, внесение корректив в проф. выбор. Составление личного  маршрута  жизненного успеха  на ближайшее будущее (Зан.34).

Рефлексив

ный контроль

Текущий

контроль

1

28-29

Устраиваемся на работу по правилам

Семинарское

занятие

Самокон

троль

Текущий

контроль

2

30-31

Качественная самопрезентация при приеме на работу

Комбинирован

ная лекция

Рефлексив

ный контроль

Текущий

контроль

2

32

Информационные источники о рынке труда

Комбинирован

ная лекция

Самокон

троль

Текущий

Контроль

1

33-34

Итоговое занятие. Творческий проект «Мой маршрут  жизненного успеха».

Практическое занятие

Обобщение и систематизация знаний

Рефлексив

ный контроль

Результаты мониторинга

рекомендации

2




Предварительный просмотр:

Содержание курса «Мой профессиональный выбор»

раздел «Самопознание» (8 класс)

     Тема 1

     Введение в курс

     Вводная лекция (1ч) 

     Введение в тему. Знакомство с содержанием курса. Принятие правил работы на занятиях. Знакомство с портфолио.  Информационная карта профессионального старта. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на тему: «Составление карты образовательного маршрута». Организация мониторинга.

     Притча «Доверие». (Приложение 4)

     Упражнение «Представление», «Покажи, кто он?» (Приложение  5, 5.1 )

     Тема 2

     Грани моего «Я»

     Комбинированная лекция (2ч)

     Представления человека о себе, своих  личных качествах, «Я — образ». Что такое искать своё «я»?  В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Прояснение «Я—концепции». Анализ и определение психологических характеристик — своих и окружающих людей. Роль индивидуальных особенностей в выборе профессий.

     Притча «Искать своё я» (Приложение 4.1)

     Опросник типа мышления (Приложение 6)

     Упражнение «Кто Я?», «Имена прилагательные», «Моя Вселенная»

(Приложение 5.2; 5.3; 5.4 )



   
Тема 3

     Стратегия выбора профессии (Хочу-могу надо).

     Практическое занятие (2ч)

     Основные компоненты профессионального успеха, удовлетворенности работой: определение понятий «хочу», «могу», «надо». «Хочу» (желание человека заниматься выбранным делом; «могу» (его способность выполнять данную работу) и «надо» ( востребованность этого вида деятельности на рынке труда).

     Притча «Возможности и результат» (Приложение 4.2)

     Анкета «Ориентация» (Приложение 6.1)

     Упражнение «Угадай профессию», «Контраргументы», «Мои добрые дела» (Приложение 5.5; 5.6; 5.7)

   

     Тема 4

     На пути к профессиональной цели.

     Комбинированная лекция (1ч)

     Планирование профессионального пути. Возможность «заглянуть в будущее» с учетом полученных знаний. Личные жизненные и профессиональные планы.

     Притча «Единственный выход» (Приложение 4.3)

     Ролевая игра «Убеди "предков"», упражнение «Мечты» (Приложение 5.8; 5.9)

     Тема 5

     Спектр моих способностей, интересов и склонностей

     Практическое занятие (1ч)

     Определение уровня развития общих способностей учащихся.

Знакомство с понятиями «способности», их ролью в жизни и трудовой деятельности человека. Что такое интересы и профессиональные наклонности, их взаимосвязь и роль при выборе профессии.

     Притча «Почему не все?» (Приложение 4.4)

     Методика полярных профилей, «Профиль» (Приложение 6.2; 6.3)

     Упражнение «Я в лучах солнца», «Профессия – необходимое качество» (Приложение 5.10; 5.11)

Тема 6

Мои потребности и возможности

       Практическое занятие (1ч).

     Что такое потребности, возможности. Что влияет на возможности. Их роль в жизни и трудовой деятельности человека.

     Практическое занятие: информационная карта профессионального старта (Приложение 2)

     Притча «Благодарность» (Приложение 4.5)

     Игра в профессии (Приложение 5.12)

Тема 7

Мое место в мире профессий  

       Практическое занятие (1ч)

       Мир профессий и твое место в нем. Обзорная психологическая классификация профессий по Е.А. Климову. Составление «формулы» своей будущей профессии (или профессии-мечты). Активизация процесса рефлексии: решение психологических задач (угадывание профессий по формуле).

     Методика ДДО (Приложение 6.4)

     Игра «Классификация профессий по типам», упражнение ««Формула» моей профессии» (Приложение 5.13; 5.14)

Тема 8

Типичные ошибки и затруднения при выборе.

Лекция-беседа (1ч)

      Ошибки, сопутствующие выбору. Обучение стратегии выбора. Встреча-беседа с представителями различных профессий: рабочим высокой квалификации, руководителем или представителем престижной профессии (в регионе).

     Притча «Узелок на память» (Приложение 4.6.)

     Упражнение «Факторы, влияющие на профессии» (Приложение 5.15)

       

Тема 9

Перспективы твоего образовательного маршрута.  

       Практическое занятие (1ч)

Твои перспективы. Самоанализ готовности к профессиональному старту. Подведение итогов, проверка степени усвоения теоретической и практической информации полученных на занятиях. Составление школьниками психологических рекомендаций.

     Проективный рисунок «Я через 10 лет»      

Тема 10

Итоговое занятие (1ч)

Обобщенный анализ полученных данных на основе мониторинга.

Завершение проектно – исследовательской деятельности учащихся: «Карта  образовательного маршрута».

     Притча « О вечной жизни» (Приложение 4.7.)

     Упражнение «Телеграмма» (Приложение 5.16)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           




Предварительный просмотр:

Технические средства обучения и наглядные пособия

к элективному курсу.

  1. Информационные учебно-наглядные пособия

  1. Таблицы:
  • как эффективно действовать в процессе собеседования
  • матрица профессионального выбора
  • местонахождение крупнейших предприятий на территории Краснодарского края (по отраслям)
  • психологическая карта характера
  • соответствие результатов диагностики профилям обучения

  1. Схемы:
  • десять шагов к уверенности в себе
  • источники информации о вакансиях
  • мир профессионального образования
  • мотивы выбора профессии
  • порядок действий при проектировании профессионального пути
  • слагаемые успеха – «Хочу», «Могу», «Надо»
  • стадии выбора профессии
  • требование к резюме
  • учимся выбирать профиль обучения
  • формы профессионального образования
  • характеристики профессий

  1. Индивидуальный дидактический, раздаточный материал:

  •  единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих
  • общероссийский классификатор начального профессионального образования
  • анализ спроса и предложения на рабочую силу по профессиям рабочих за 9 месяцев 2016 г. по г.Белореченску
  • описания профессий
  • медицинские ограничения профессиональной пригодности

        различные типы интеллекта

  • акцентуации и профессия
  • схема анализа профессий

  1. Контрольно – оценочные наглядные пособия

  • анкета «Ориентация»
  • анкета «Типы интеллекта»
  •     дифференциально – диагностический опросник
  •     лингвистический и математический субтест для подростков (12-15 лет)
  •     личностный опросник
  •     методика «Профиль»
  •     методика "Определение типа будущей профессии"Е.А. Климова
  •     методика "Цель-Средство-Результат" (ЦСР)
  •     опросник типа мышления
  •     опросник профессиональных склонностей
  •     опросник по выявлению структуры мотивов
  •     опросник Г.Айзенка
  •     опросник профессиональных предпочтений  (модификация теста Голланда)
  •     опросник «Вегетативная лабильность»
  •     тест Айзенка (сокращенный)
  •     тест «Ваш творческий потенциал»
  •     тест «Границы вашей решительности»
  •     тест «Как развита ваша фантазия?»
  •     тест коммуникабельности «Можете ли вы работать с людьми?»
  •     тест механической понятливости

  1. Технические средства обучения:
  • телевизор
  • видеомагнитофон
  • магнитофон
  • проектор
  • компьютер
  • интернет



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Мониторинг образовательного маршрута учащихся

Школа __________________________Класс _________________

Фамилия, имя ученика __________________________________________

Учебный год

Состояние здоровья

Склонности

(Йовайши)

Интересы

(Профиль)

Тип интеллекта

(Гарднер)

Мотива-ция

Варианты выбора

Основной вариант

Запасной вариант

Уч. завед.

(допол.

образование)

Профес.

Уч.завед.

(допол.

образование)

Профес.

На начало

изучения

курса

В конце

изучения

курса

Рекомендации:

Приложение 2

Информационная карта профессионального старта

Школа __________________________Класс _________________

Фамилия, имя ученика __________________________________________

Что мне интересно знать или делать?

В какой профессии смогу

я это достичь?

Что нужно для получения

этой профессии?

Я

люблю

Мне

интересно

Я

могу

1

2

3

4

5

6

Мой выбор:

Приложение 3

Маршрут жизненного успеха

Ф.И.О._______________________________________________________________________________

Время

Содержание деятельности

Что я собираюсь для этого сделать?

Дата _________________________________________      Подпись _____________________________



Предварительный просмотр:

Интернет-ресурсы для ученика

https://admkrai.krasnodar.ru Официальный сайт администрации Краснодарского края

 www.ht.ru/prof Сайт Центра тестирования МГУ «Гуманитарные технологии». Рекомендации школьникам по выбору профессии и учебного заведения. Информация о школах и вузах.

www.abiturcenter.ru Центр довузовского образования. Портал для абитуриентов. Справочник абитуриента. On-line тестирование абитуриентов и старшеклассников. Подготовка к поступлению. Издание и распространение литературы для абитуриентов и старшеклассников. Новости довузовского образования.

www.ege.edu.ru Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена.

www.edu.vebzone.ru Информация о частных и государственных учебных заведениях, дополнительных курсах, педагогах, новых учебных программах и методах обучения.

www.rustest.ru Сайт Московского Центра Тестирования.

www.mosedu.ru Информационный портал Департамента образования Москвы. Свежие новости столичного образования. Обзор окружных образовательных учреждений.

www.informika.ru Сервер НИИ информационных технологий и телекоммуникаций. Новости образования, информация о конференциях, выставках, семинарах.

www.educom.ru Официальный сервер Департамента образования Москвы.

136

www.5balIov.ru Образование в России и за рубежом. Информация о вузах, книжный магазин, образовательные тесты, репетиционные версии вариантов ЕГЭ.

www.schools.techno.ru Образовательный сервер «Школы в Интернет». Интернет-сайты школ Москвы. Электронная библиотека.

www.institutes.ru Справочник по вузам Москвы.

www.profcentr.ru Современные технологии профориентаци-онной работы с молодежью. Психологическое тестирование. Рекомендации по выбору профессии и учебного заведения. Обзор книжных новинок. Программы семинаров для школьных психологов.

www.school.edu.ru Российский общеобразовательный портал. Образовательные ресурсы для учителей, учеников и их родителей. Газета «Первое сентября» и ее приложения. Правовая база.

www.erudit.ru Аннотированные ссылки на образовательные интернет-ресурсы. Информация о дистанционном обучении. Сайты вузов России, электронная библиотека.

www.auditorium.ru Портал «Гуманитарные науки». Система федеральных образовательных порталов.

www.moschool.ru Подробная информация о школах, лицеях и колледжах Москвы.

www.obrazovanievmoskve.ru Информационно-поисковая система. Поиск учебных заведений по уровням образования, факультетам, специальностям, направлениям, методам обучения и т. д.

www.abiturient.krasu.ru Справочная система «Экспресс-абитуриент». Новости образования, справочник вузов, примеры тестовых испытаний, программы экзаменов, нормативные документы.

www.ed.vseved.ru Справочно-поисковая система «Образование в России». Рейтинг учебных заведений.

www.catalog.aIledu.ru Структурированный каталог образовательных ресурсов: учебные материалы, рекомендации, планы уроков, информация о вузах.

wztnv.rspb.ru

Сайт департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу. Информация о рынке труда, советы психолога и юриста, возможность записаться па консультацию, банк вакансии и много другой полезной информации.

www.rabota.ru

Обширная база вакансий по всем областям профессиональной деятельности во всех регионах России, удобная система поиска информации, возможность разместить свое резюме, различные справочные материалы.                 

www.rabota.mail.ru               

База вакансий, возможность для размещения собственного резюме, статьи по проблемам трудоустройства, возможность подписаться на интернет-рассылку новостей для желающих найти работу.

www.students.ru               

Сервер российского студенчества», содержит обширную информацию об образовании и трудоустройстве, в частности каталог государственных и негосударственных вузов различных регионов России, учебные курсы, ссылки на сайты кадровых агентств.

www.nica.ru/index.html

Информация Министерства образования РФ о том, какие вузы и по каким специальностям прошли государственную аккредитацию (т. е. имеют право выдавать дипломы государственного образца, дающие официальное право на работу но этим специальностям).



Предварительный просмотр:

Методическое обеспечение учебного процесса

Программа элективного курса предназначена для организации учебного процесса с учащимися 8-10 классов в рамках  предпрофильной  подготовки учащихся.

Проведение элективного курса предполагает переход на лекционно-семинарскую систему организации обучения, что выражается в замене фронтальных, не дифференцированных форм обучения на коллективную форму организации познавательной деятельности учащихся.

Варианты сочетаний коллективной формы познавательной деятельности учащихся представлены в программе блоками:

  • лекция (т.о.) - практическое занятие (п.о.)- самоконтроль-рефлексия
  • лекция (т.о.)- семинар (п.о.)- самоконтроль - рефлексия.

При этом основными формами организации обучения становятся не лекции, а следующие за ними формы активной самостоятельной деятельности учащихся. Это позволяет организовать обучение в проектно-исследовательском пространстве, так как основная цель курса – формирование личности адаптированной в обществе, готовой к самореализации в будущей профессиональной деятельности. Составление образовательного маршрута на ближайшее будущее с целью профессионального самоопределения и выбора профиля обучения.

Для реализации проектно-исследовательской деятельности используется развивающая технология обучения, где основным методом обучения является решение учебных задач при помощи учебно-продуктивных действий, что позволяет усилить познавательную потребность (мотив) учащегося, которая обеспечивает выполнение следующих компонентов учебной деятельности – самоконтроля и  более сложного вида контроля – рефлексии.

 Функция самоконтроля и рефлексии заключается в постоянном отслеживании учеником хода выполнения учебных действий, в своевременной коррекции образовательного маршрута на ближайшее время.

Образовательные результаты изучения данного курса выявляются через  «Мониторинг образовательного маршрута учащихся» (приложение 1), «Мониторинг индивидуального профессионального старта» (приложение 2), «Маршрут жизненного успеха» (приложение 3)    посредством следующих форм контроля:

  • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, активность и качество работы ученика на занятиях);
  • рубежный контроль (комбинированный, тестирование);
  • итоговый контроль (защита проектно-исследовательской деятельности учащихся, результаты мониторинга, рекомендации, портфолио - «оценка»).

Для проведения практических занятий используются притчи в силу присущих им свойств – лаконичности, афористичности, философской, помогают процессу обучения, упрощая информацию, чтобы её было легко понять и запомнить, и делая её более правдоподобной, а так же игры и упражнения, нацеленные на развитие самосознания, т.к. именно высокий уровень самосознания выступает важнейшим условием личностного развития человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ и рефлексия учащихся в рамках предпрофильной подготовки

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Правильный выбор профессии – это выбор с учетом сво...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

        Введение профильного обучения определяет социальный заказ общества. Однако многие из учащихся  не  готовы к выбору специализации, поэтому необходимо ...

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

Интенсивный курс подготовки к ОГЭ ориентирован на учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 34 часа аудиторного времени....

ПРОГРАММА КУРСА «СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-го КЛАССА /В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ/

Программа элективного ориентационного курса «Слагаемые выбора профиля обучения» для обучающихся 9 класса составлена с целью обеспечения реализации предпрофильной подготовки ОУ, а именно, создани...

Рабочая программа предпрофильной подготовки «Мой профессиональный выбор»

Рабочая программа предпрофильной подготовки «Мой профессиональный выбор» создана на основе «Рабочей программы «Мой профессиональный выбор» Г.В.Резапкиной, Л.Н.Митиной, С....