Психологический практикум для педагогов "Профилактика агрессивного поведения детей"
методическая разработка по теме

Петровская Ирина Борисовна

ознакомление педагогов с причинами возникновения агрессивности и способов ее   коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskiy_praktikum.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический практикум для педагогов

«Профилактика агрессивного поведения детей»

Цель: ознакомление педагогов с причинами возникновения агрессивности и способов ее      коррекции.

         1.Разминка «Поменяйтесь местами те кто…»

2.Упражнение «Кулачки»

3. Анкета А.Ассингера «Оценка агрессивности»

4.Актуальность  проблемы.

        5.Работа с гневом.

        6.Обучение детей навыкам распознавания и контроля эмоций .

        7.Формирование способности к доверию, сочувствию и сопереживанию.

9. Рефлексия . Продолжи предложение.

1. «Поменяйтесь местами те кто…»

- те, у кого карие глаза;

- те, у кого есть дочь;

- те,  кто любит песни Лепса

- добирается на работу на транспорте

- те, кто настроился на работу.

2.Упражнение «Кулачки»

        Задача разжать кулак напарника.

Обсуждение:

Легко ли было выполнить упражнение?

 Какие способы и приёмы использовали?

Кто использовал силовой метод? Как вы считаете можно ли силовой приём расценивать как агрессию?

3. Анкета А.Ассингера «Оценка агрессивности»

        4.Актуальность темы

 Почти в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на детей, обзывает, бьет, отбирает игрушки, вещи, грубо высказывается, одним словом ребенок, становится угрозой в коллективе. Этого забияковатого, грубого ребенка          трудно принять таким, каким он есть, а еще труднее понять.

        Агрессивность ребенка , это прежде всего отображение внутреннего неблагополучия, неумения  адекватно реагировать на события, которые произошли с ним. Ребенок при этом чувствует себя несчастным, никому не нужным. Вот он и ищет способ обратить на себя внимание взрослых и сверстников. Формируется такое мировосприятие в семье, под влиянием средств массовой информации. Агрессивный ребенок воспринимает мир как враждебный и пытается защитить себя, завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не знает как по другому можно бороться за выживание в этом мире.

        Такие дети не могут сами оценить свою агрессивность. Им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.  Выходит замкнутый круг: агрессивные дети бояться и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, бояться их.

        Агрессивные дети требу ют понимания и поддержки взрослых. Они , обзывает, бьет, отбирает игрушки, ругаются  потому, что не знают как поступать по другому. Их поведенческий репертуар жестко стереотипный, убогий и ограниченный. Если мы, взрослые, дадим им возможность выбора способов поведения, то наше общение с ними  станет эффективнее и приятнее для обоих сторон.

        Работа с такой категорией детей должна проводится в трех направлениях:

  1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам  выражения гнева.
  2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля эмоций, умения владеть собой в  ситуациях, которые провоцируют взрыв гнева.
  3. Формирование способности к доверию, сочувствию и сопереживанию.

5.Работа с гневом.

Гнев - одна из основных  и важнейших эмоций человека, вызванная чувством сильного возмущения и сопровождающаяся потерей контроля над собой. Переживание гнева создает побуждение к действию, а не само действие. А будет ли это действие агрессивным, зависит от ряда причин: индивидуальных особенностей нервной системы и социального окружения.

        Рисование.

        Одним из способов  выражения гнева в адекватной форме может стать детский рисунок. Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на одноклассника, можно попросить его нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «обиженному». Такая работа должна проводиться один на один с ребенком, и вне поля зрения  соперника. Не зависимо от того что нарисовал ребенок, сюжет не должен критиковаться. Помните, что рисунок наполнен внутренними переживаниями ребенка и относиться к нему нужно терпимо. Одному ребенку достаточно только нарисовать свою агрессию, чтобы почувствовать себя спокойно и суверенно, а другому нужно еще помять, разорвать свой рисунок. Все зависит от интенсивности чувств ребенка, его темперамента, внутренней агрессии.

        Еще один способ помочь детям адекватно выразить чувства гнева поможет упражнение «Лужа гнева».

        Дети младшего школьного возраста  легко обучаются этой технике, так как им свойственно наглядно-образное мышление.

        Для выполнения упражнения необходимо глубоко вздохнуть, набрать побольше воздуха и сжать тело, насколько это возможно (кисти рук сжимаются в кулаки, руки сильно прижимаются к телу, ноги упираются в пол).После этого начинается расслабление, сопровождающееся медленным выдохом. Причем выпускать воздух   и расслабляться надо как бы сверху вниз: от макушки головы до ступней ног.

        Затем  предлагается вспомнить человека, на которого вы сильно разозлились. Упражнение повторяется, при этом представьте, как весь гнев медленно спускается  от макушки головы через тело и уходит через ступни. «Сей час вы стоите в луже свого гнева. Отойдите  в сторону , выйдите из неё. Теперь вы избавились от свого гнева, вы спокойны, собраны, сдержаны и можете без негативных эмоций поговорить со своим обидчиком».

           Игра «Прозывалки»

Цель: Снятие вербальной агрессии. «А, ты , Света, чайник!» Напомните, что это игра и обижаться не стоит. В заключительном кругу обязательно все говорят что-то приятное. Например «А ты, Света, солнышко!» Игра проводится в быстром темпе.

         Игра « Мешочек для криков»

        Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.

Если дети слишком возбуждены, или назрела конфликтная ситуация на перерыве перед уроком можно провести игру «Мешочек для криков».

        По очереди или по желанию дети подходят к учителю и как можно громе кричат в специальный мешочек. А после уроков , если захотят могут «забрать» свой крик.

        Обучать контролировать свою физическую агрессию. Учитель может на перерве организовать подвижные игры. В классе могут бать  подручные принадлежности: мягкие подушечки, которые ребенок может бить, газеты которые может смять и брость в определенное место.  Все эти предметы способствуют снижению эмоционального и мышечного напряжения.

        

Обучение навыкам распознания  и контроля негативных эмоций.

Агрессивный ребенок не всегда признает, что он агрессивный, скорее он уверен в противоположном: это все вокруг на него нападают. Такие дети не всегда могут оценить своё состояние, а тем более состояние других.

        Научить распознавать  своё или чужое эмоциональное состояние можно через рисование эмоций. «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я обижаюсь», в  

3-4 классах можно продолжить предложение на эту тему.

        Тренировка перед зеркалом. Агрессивного ребенка в момент гнева можно поставить перед зеркалом и попросить описать своё состояние – внешнее, внутреннее.

        

Формирование способности к доверию, сочувствию и сопереживанию.

Агрессивных детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они и представить не могут что кому-то может бать плохо. Если такой ребенок может посочувствовать «жертве», его агрессия будет слабее. Потому важна работа педагога по развитию у ребенка сочувствия.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра. В процессе которой, ребенок может поставить себя на место другого, оценить своё поведение сбоку.

Проиграть ссору, пусть дети предлагают различные пути выхода из конфликта.

Дети приобретут умение становиться на позицию другого человека, распознавать его чувства.

        Игра «Паровозик». 

Стать по три человека , согнув руки в локте, второй и третий держат друг друга за локтевой сустав. У первого и второго глаза закрыты, только третий идет с открытыми глазами и управляет вагончиком, чтобы не столкнулись.

Рефлексия:1.Какие чувства испытывали когда двигались?

                2. В какой очередности чувствовали себя в безопасности?

                3. Было ли чувство доверия  к тем кто рядом?

Можно использовать игры: «Свеча», «Самолет», «Карниз» и др.

Рефлексия. Упражнение«Продолжи предложение».

«Я научилась…»

«Я узнала, что…»

«Я была удавлена тем, что…»

«Мне нравиться, что…»

«Я была разочарована тем, что…»

«Самым важным для меня было…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста...

Выступление на родительском собрании "Психологические аспекты агрессивного поведения детей и подростков"

На основе изучения уровня агрессивности детей и подростков 4-9 классов . (Таблица результатов изучения различных видов агрессии у детей и подростков в данном материале отсутствует)....

«Агрессивность и агрессивное поведение детей с ментальными нарушениями в условиях Центров содействия семейному воспитанию»

laquo;Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения»....

Психологическая памятка: Рекомендации родителям по устранению проявлений и профилактике агрессивного поведения детей

Психологическая памятка: Рекомендации родителям по устранению проявлений и профилактике агрессивного поведения детей...