Стресс и психологическое равновесие в педагогической деятельности. Занятие с элементами тренинга для педагогов
методическая разработка по теме

Петровская Ирина Борисовна

профилактика стресса; повышение психологической грамотности и профессиональной компетентности педагогов;

формирование у педагогов ориентации на сохранение своего психического здоровья и здоровья учащихся;

тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние, проявлять и осознавать свои чувства, достижение эмоционального равновесия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стресс и психологическое равновесие в педагогической деятельности.

Занятие с элементами тренинга для педагогов

Цель: профилактика стресса; повышение психологической грамотности и профессиональной компетентности педагогов;

формирование у педагогов ориентации на сохранение своего психического здоровья и здоровья учащихся;

тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние, проявлять и осознавать свои чувства, достижение эмоционального равновесия.

Ключевые понятия: стресс, его признаки, причины стресса, реакция на стрессовую ситуацию, пути и способы преодоления стресса.

Продолжительность: 2-2.5 часа

Ход занятия

 Приветствие

Вступительное слово. В последнее время увеличиваются требования  ко всем участникам учебно-воспитательного процесса, особенно к педагогам. Педагог должен быть примером для учеников, родителей; должен уметь найти взаимопонимание с ними, хорошо преподавать, мотивировать, уметь увидеть личность в каждом из воспитанников. Конечно, на эффективность рабаты педагога очень сильно влияет  эмоциональное и физическое состояние, стабильность которого зависит от многих показателей. Важно сформировать позитивное отношение к своей личности и уметь улучшать собственное состояние здоровья. Поэтому вопрос стрессоустойчивости и нахождения психологического равновесия в педагогической деятельности актуальный. Залогом здоровья, как известно, является хорошее настроение, позитивные эмоции и положительное отношение к  своему организму.

Знакомство.

Закончите предложение «Мой (моя, мои) друг (дети, муж, знакомые, коллеги и т.д.)сказали бы обо мне что я…».

Принятие правил работы в группе.

Ожидания

 На разноцветных «драгоценных камешках» записывают, затем зачитывают свои ожидания от занятия.

Упражнение «Желание»

Уважаемые коллеги, загадайте, пожалуйста, желание, которое хотелось бы осуществить.

Сейчас я подойду к каждому из вас и вы положите (выдохните, сделаете символическое движение руками) свое желание  в этот пластиковый стакан. Готово.

Ведущий комкает стакан.

- Какие чувства Вы испытываете сейчас?

Метод «Мозговой штурм»

1.Что такое стресс?

2.Всегда ли стресс негативно действует на организм человека?

Информационный блок. «Стресс. Эустресс и дистресс»

        Много столетий тому назад человек жил в гармонии со своей природой. С конца 19 века жизнь принципиально изменилось. Сегодня темп нашей деятельности стал запредельным. Сейчас человека ранят не клыки хищника и копье врага, а слово, мысли, эмоции.

         Считается, что врагом психического здоровья является стресс. Этот термин вошел во все языки мира с легкой руки известного канадского физиолога, исследователя реакций человеческого организма на раздражители внешней среды Ганс Селье. Его называют «родителем» теории стресса.

        Г.Селье определил стресс как неспецифический ответ организма на любые влияния или ситуации (т.е. стрессоры), которые требуют приспособления к ним.

        Стресс (от англ.stress- давление, напряжение) – состояние напряжения, которое возникает в организме в результате сильного влияния разнообразных показателей.

        Стрессоры активизируют в организме физиологические механизмы, отвечающие за эмоциональное возбуждение. Состояние  стресса может возникать под влиянием разнообразных жизненных обстоятельств: от ежедневных хлопот до экстремальных ситуаций. Всегда ли стресс негативно влияет на организм.

        Стресс может негативно влиять на здоровье человека, а может и не навредить организму. В связи с этим различают:

        1. Эустресс (позитивный стресс) дает возможность мобилизовать организм на выполнение каких-то заданий, на решение проблем. Это совокупность физиологических защитных реакций, которые обеспечивают осуществление целенаправленной деятельности. Например, игра в шахматы, страстные объятия, занятия спортом могут вызвать стресс, но он не вредный для организма, а наоборот, позитивный.

        2.Дистресс (от англ. Distress – негативный: горе, истощение, болезнь). Это выход организма за пределы допустимых перегрузок. Дистресс могут вызвать неудачи, неудовлетворенность жизнью, непризнание успехов, разрушенные надежды.

        Работа в группах.

        Участники объединяются в группы и получают задания:

1 группа – «Назовите причины стресса»

2 группа -  «Назовите признаки стресса»

        Презентация работы групп, подведение итогов.

Причины стресса. Их очень много. К наиболее распространенным  относятся:

   - влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жара, холод и др.)

   - нагрузки (физические – мышечные; физиологические – болезнь, травма; эмоциональные; информационные;  производственные – изменения на работе, трудности, конфликты, специфические нагрузки в педагогической деятельности);

   - монотонность в трудовой деятельности, в эмоциональных контактах;

   - ежедневные раздражители, отсутствие необходимых удобств, мелкие ссоры с людьми из своего окружения, напряженная психологическая атмосфера, бытовые проблемы.

   - трудные жизненные ситуации: болезнь, смерть близких людей, утрата работы, стремительные изменения в жизни;

   - знаменательные этапы  жизни: развод, начало или окончание обучения, переход на новую работу, выход на пенсию;

    - неудовлетворение материальным обеспечением;

    - личностная дисгармония: внутриличностные конфликты, кризисы несоответствия желаемого и реального;

     - социальные факторы: безработица, социальная незащищенность.

Как же выглядит человек в состоянии стресса?

Признаки стресса:

- усиление тревоги без видимых причин;

- невозможность сосредоточиться на чем-то;

- ухудшение памяти;

- частые ошибки в работе;

- частое чувство усталости;

- чувство потери контроля над собой;

- частые боли (голова, спина, желудок)

-повышенная возбудимость, раздражительность;

- утрата чувства юмора;

- потеря аппетита;

-никакая работа не приносит удовлетворения;

- может появиться зависимость от табака или алкоголя.

Диагностическая работа

(Методика взята  из газеты «Психолог», №15-16,2009г.)

        На  наше физическое состояние, на отношение к себе влияет все, что нас окружает, и профессиональная деятельность занимает не последнее место среди подобных факторов.

        Как известно, работа педагога связана со значительными перегрузками и переживаниями. Это не редко приводит к  стрессовым состояниям и даже неврозам. Для оценки состояния можно использовать методику «Шкала «профессионального» стресса.

                        Шкала «профессионального» стресса.

1. Двое обсуждают вас. Что бы они наверняка сказали:

  1.  Х – очень замкнутый человек; кажется, что ничего ее сильно не волнует;
  2.  Х – чудесный человек, но вы должны быть осторожны, когда говорите ей что-то время от времени;
  3.  кажется, что все в жизни Х происходит не так, как надо;
  4.  Я думаю, что Х – очень нудный предсказуемый;
  5.  Чем меньше я вижу Х, тем лучше.

2. Характерны ли для вас:

  • чувство, что вам редко удается сделать что-то правильно;
  • чувство, что вас преследуют, загоняют в глухой угол;
  • плохой аппетит;
  • бессонница;
  • кратковременная потеря сознания и частое сердцебиение;
  • чрезмерное выделение пота без физической нагрузки;
  • панические чувства в толпе или в закрытом помещении;
  • усталость и недостаток энергии;
  • чувство безнадежности;
  •  слабость или тошнота без каких-либо внешних причин;
  •  очень сильная раздражительность по мелочам;
  •  неспособность расслабиться по вечерам;
  •  регулярные пробуждения среди ночи или рано утром;
  • невозможность перестать обдумывать или переживать события минувшего дня;
  • тонкослезость;
  • уверенность что вы не с чем не можете справиться;
  • недостаточность энтузиазма даже для наиболее значимых и важных жизненных дел;
  • нежелание встречаться с новыми людьми и осваивать новый опыт;
  •  неспособность сказать»нет», когда вас просят что-то сделать;
  • Чувство, что ответственность больше, чем та с которой вы можете справиться;

3. Насколько вы оптимистичны просто сейчас:

  1. больше, чем обычно;
  2. меньше, чем обычно;
  3. как обычно;

4. Нравиться ли вам смотреть спортивные соревнования?

а) да;

б) нет.

5. Можете ли вы позволить дольше понежится в постели в выходной день, не испытывая при этом чувство вины?

а) да;

б) нет.

6.Можете ли вы в разумных пределах(в профессиональных и личных беседах)говорить откровенно?

а) да;

б) нет.

7.Кто обычно отвечает за важнейшие решения в вашей жизни?

а) вы сами;

б) кто-то другой.

8.Когда вас критикуют на работе, вы как правило чувствуете:

а) сильно переживаю;

б) переживаю умеренно;

в) почти не переживаю.

9.Вы заканчиваете рабочий день с чувством  удовлетворения?

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко.

10. Переживаете ли вы большую часть времени чувство, что у вас не налажены отношения с коллегами?

а) да;

б) нет.

11.Объем вашей работы превышает отведенное для этого время?

 а) постоянно;

б) иногда.

12.Четко ли вы представляете какие у вас рабочие перспективы? 

а) обычно;

б) иногда;

в) очень редко.

13.Могли бы вы сказать ,что обычно вы имеете достаточно времени для себя?

а) да;

б) нет.

14.Если вы хотите обсудить с кем –то свои проблемы, легко ли вам найти слушателя?

 а) да;

б) нет.

15.Стоите ли вы на пути, который более-менее обеспечивает достидение ваших главных целей? 

а) да;

б) нет.

16.Вы скучаете на работе?

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко.

17.Вы охотно собираетесь на работу?

а) почти всегда;

б) в некоторые дни;

в) очень редко.

18.Чувствуете ли вы, что на работе достойно ценят ваши способности и достижения?

 а) да;

б) нет.

19.Чувствуете ли вы себя достойно вознагражденным на работе за ваши способности и достижения (должность и зарплата)?

а) да;

б) нет.

20.Вы чувствуете, что ваши руководители:

а) активно мешают вам работать;

б) активно помогают в работе.

21.Если бы десять лет тому назад вы могли бы увидеть себя тем профессионалом, которым являетесь сейчас, вы считали бы, что:

а) я превзошла свои ожидания;

б) все, так как я и ожидала;

в) я не оправдала своих ожиданий

22. Если бы вам необходимо было бы оценить чувство симпатии к себе по шкале от 5(макс.) до1(миним.), какой балл вы бы себе поставили?

 Бланк ответов

а

б

в

г

д

а

б

в

1

0

1

2

3

4

12

0

1

2

2

1балл за каждый ответ

13

0

1

3

0

1

2

14

0

1

4

0

1

15

0

1

5

0

1

16

2

1

0

6

0

1

17

0

1

2

7

0

1

2

18

0

1

8

2

1

0

19

0

1

9

0

1

2

20

1

0

10

1

0

21

0

1

2

11

2

1

0

22

  «5»-0 б.

«4»- 1 б.

«3»-2 б.

«2»-3 б.

«1»-4 б.

«0»-5 б.          

Интерпретация результатов.

0-15баллов. Стресс – не проблема в вашей жизни. Но это совсем не означает, что вы не занятой человек. Просто вы эффективно решаете свои проблемы.

16-30 баллов. Умеренный уровень стресса для занятого профессионала. Но необходимо проанализировать ситуацию и посмотреть как можно уменьшить уровень стресса.

31-45 баллов Стресс для вас  - безусловная проблема. Несомненно, надо как-то исправить ситуацию. Чем дольше вы будете работать при таком уровне стресса, тем тяжелее будет с ним что-то сделать. Это серьезный повод для анализа вашей профессиональной жизни.

46-60 баллов. На этом уровне стресс – главная проблема в вашей жизни. Надо что-то срочно делать.  Не медлите, вы можете оказаться очень близко к стадии истощения. Напряжение необходимо ослабить.  

Эмоциональная разгрузка

Упражнение «Дотянуться до звезд»

Цель: поднять настроение, снять напряжение, создать чувство удовольствия, привнести в группу настроение оптимизма, уверенности в своих возможностях и достижении определенных целей.

Ход упражнения. Все стоят в кругу, закрывают глаза и делают три глубоких вдоха. Затем представляют что над ними ночное небо, полное звезд. Необходимо отыскать самую яркую звезду, которая ассоциировалась бы с собственной мечтой. Далее участники протягивают руки к небу, словно пытаются дотянуться к своей звезде. После окончания упражнения, по желанию, можно обсудить свои «звезды», чувства, мечты.

Информационный блок « Психологическая устойчивость к стрессам»

        Человеку постоянно приходиться преодолевать трудности, но не все они влияют на психику и вызывают стресс. Сохранить хорошее настроение и внутреннюю гармонию позволяет психологическая устойчивость личности, которую поддерживают внутренние (личностные) и внешние (межличностные) ресурсы.

        Внутренние ресурсы

- Согласованность реального и желаемого «Я – личности», самоуважение. Оценка этого соответствия выплывает из сравнения представлений о себе «такого какой Я» есть на самом деле («Я- реальное» ) и такого, каким «Я» хотел бы быть («Я - идеальное»).

-         Ощущение  смысла жизни, осознания деятельности и поведения; вера в достижение поставленных целей.

- Уверенность в том , что с человеком происходит – последствия собственных усилий и поступков.

- Экстровертированность –личностная характеристика, которая определяет направленность интересов на окружающий мир. Экстровертам свойственно доброжелательность, инициативность, гибкость социального поведения. Противоположные качества характерны интровертам.

-  Хорошее физическое здоровье, выносливость.

- Умение использовать эффективные способы преодоления стресса (расслабления, позитивное мышление).

- Высокий уровень психолого-педагогической культуры.

        Основными внешними ресурсами являются межличностная и социальная поддержка – поддержка друзей, близких, коллег, их конкретная помощь в делах.

        Это дает человеку возможность эмоционально раскрыться, пережить чувство сплоченности. Важно также сохранение или желание изменения статуса – семейного, служебного, социального.

        К индивидуальным особенностям , которые способствуют снижению стрессоустойчивости, относятся:

-повышенная тревожность;

-гневливость, враждебность (особенно затаенная), агрессия, направленная на себя;

- эмоциональная возбудимость , нестабильность;

- пессимистическое отношение к жизненной ситуации;

-длительные негативные переживания;

- замкнутость.

        Кроме этого, снижают психическую устойчивость:

Затруднения самореализации, восприятие себя как неудачника, внутренние личностные конфликты.

        Человек имеет возможность сознательно работать над собой, зная какие ресурсы влияют на уровень устойчивости к стрессам.

        Работа в тройках: «Какие способы защиты от стресса вы знаете?»

Презентация работы троек. Подведение итогов тренером.

Способы защиты от стресса. Пути преодоления стрессового состояния.

  1. Общение с друзьями, коллегами, членами семьи(теми, кому больше доверяете, кто вас понимает, выслушает, посоветует).
  2. Отдых на природе (или прогулка тихой улицей).
  3. Прослушивание спокойной тихой мелодии или любимой музыки.
  4. Занятие физической работой, любимым делом (хобби)
  5. Общение с животными (наблюдение за рыбками).
  6. Чтение любимой книги, журнала, газеты.
  7. Если очень плохо на душе, депрессия. Возьмите лист бумаги и напишите «Список того, за что можно поблагодарить судьбу» или «Письмо себе». (Кто вам самый близкий человек? Вы сами. Напишите себе письмо, нельзя жить без любви к роднейшему человеку – к себе)
  8. Стать под душ. Особо полезно не лениться и каждый день перед сном принимать теплый душ – сон будет спокойнее и крепче.
  9. Выпить стакан воды, чаю или сока.
  10. Старайтесь относиться ко всему, что случается с юмором. Не сдерживайте в себе желание смеяться. Чаще смотрите комедийные фильмы, они эффективно снимают психическое напряжение. Поэтому насмеявшись вдоволь , всегда чувствуешь облегчение и даже прилив сил. В Америке , к стати, есть ассоциация терапевтического юмора, доктора которой приписывают пациентам сеансы смеха.
  11. Когда человек в состоянии стресса, рекомендуется поспать. Вообще полезно в течение дня задремать на полчаса. Уинстон Черчиль (премьер-министр Великобритании в1940-1945гг.) именно этой привычкой объяснял свою титаническую выносливость в тяжелые годы войны.
  12. Использование разнообразных аутогенных тренировок:

      Например, при помощи переживания цвета.

  • Переживания образов. Упражнение «Фотоальбом». Если переживания негативные, необходимо закрыть глаза и выбирать и выбирать самые приятные эпизоды из своей жизни; все то что вызывает положительные эмоции.
  • Переживания событий. Упражнение «Путешествие на дно океана». Это упражнение способствует гармонизации вашего внутреннего мира. Представьте подводный мир океана как в знаменитых телепередачах путешествий Кусто. Представьте, что вы  - океан, среда, водный простор. Сквозь вас проплывают стаи разноцветных рыб, растут удивительные кораллы, волны перегоняют с места на место мелкие камешки. Вы  - океаническая среда, которая создает гармонию во всем загадочном, красивом и магическом подводном мире. Счастливого вам путешествия в мир сказочных фантазий.

              (Данное упражнение можно использовать на уроках природы, биологии(тема «рыбы»), географии (тема «Океаны»).)

  • Переживание чувств в образе рисунка.

Упражнение .Проективный рисунок «Что меня возмущает? »

Цель: сдерживать спонтанное проявление негативных эмоций и чувств, осознать их и адекватно отреагировать.

        Возьмите лист бумаги, цветные карандаши. Нарисуйте рисунок, содержание которого отвечает на вопрос «Что меняв возмущает?» или «Что меня злит?», «Чего я боюсь?»

        Вы заметите, что проблема или эмоция не такая уже и страшная, ее можно решить.

  • Переживание движений. Упражнение «Толкание» (пара человек –ладонь к ладони –толкаем один одного; если ты один – ладони к стене, дверям).
  • Переоценка агрессивных стрессовых проявлений. Мимика.
  • Психогимнастика. Упражнение «Довольный - сердитый». Закройте глаза и представьте себе свое лицо, когда вы сердиты и довольны. А теперь раскройте глаза. Сделайте выражение лица: то сердитое, то довольное. И так – несколько раз. Очень хорошо, когда есть рядом зеркало. Каким вы себе больше нравитесь? Когда внутренние чувства были приятнее? Сделайте вывод.
  • Самодиагностика. Упражнение «Мудрая старец» Закройте глаза. Представьте могучий дуб, под которым сидит мудрый старец. Задайте ему вопрос, который вас сейчас волнует, злит, беспокоит, нервирует. Войдите сами в образ этого старца и дайте ответ с позиции мудрости, жизненного опыта. Вы успокоитесь и выход из ситуации будет совсем другим, чем если бы вы начали спонтанно действовать.
  • Упражнения дыхательной гимнастики (далее в работе)
  • Релаксационные комплексы (далее в работе)

                

Эмоциональная разгрузка

 (продолжение)

Релаксационный комплекс «Погружение в радугу»

(Звучит спокойная музыка)

        Закройте глаза. Сядьте удобно. М ы отправляемся в путешествие на радугу. Окунемся в ее цвета. Перед вами  - красный цвет. Он становится ярче, вы четко его видите. Красный плавно переходит в оранжевый. Оранжевый становится четче, Некоторое время он остается перед глазами и плавно переходит в желтый. Желтый становится все более четким, вы внимательно всматриваетесь в него, потом желтый плавно переходит в зеленый. Зеленый становится отчетливее, вы действительно его видите. Зеленый постепенно превращается в голубой, далее голубой, постепенно переходит в синий. Синий становится более насыщенным, уже ясно стоит перед глазами. Синий плавно переходит в фиолетовый цвет, который становится ярче и ярче с каждой секундой. А сейчас цвета почти исчезают, цвета исчезают, цвета исчезли.

        Глаза не открываем. Кто еще видит остатки цвета, поднимите, пожалуйста, указательный палец руки. Если в вашем воображении еще присутствуют остатки образа радуги, мысленно повторяйте за мной:

        Я считаю до шести. Когда я скажу шесть, я буду чувствовать себя полностью спокойно, бодро и хорошо. Один – ноги мои легки, два – руки легки, три – сердце бьется спокойно, четыре – дыхание ровное, пять – нормальная температура, шесть – руки сильные. Вдохните глубоко, раскройте глаза. Улыбнитесь, упражнение выполнено.

        Упражнение – рефлексия «Шкатулка»

        На «камешках» педагоги записывают свои переживания, эмоции от занятия, оправдались ли их ожидания. Озвучивают написанное и опускают «камешки » в шкатулку.

        Р.S. Верьте в себя коллеги, в своих учеников. Помните: обычный учитель – рассказывает, хороший – показывает, великий – вдохновляет. Успехов Вам. А залогом успеха в любом деле является хорошо продуманная организация и творческий подход исполнителя.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка занятия с элементами тренинга для педагогов

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отраж...

Занятие с элементами тренинга для педагогов по теме «Реализация психолого-педагогических технологий»

Цель занятия: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и профессионального мастерства. Задача занятия:ü  Обучение педагогов ...

Занятие с элементами тренинга с педагогами "Профилактика стресса у педагогов"

Тема : «Профилактика  стресса у педагогов».(Занятие с элементами тренинга для педагогов).Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализация  знаний о прие...

ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»

ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГО« ГАРМОНИИ С СОБОЙ» Цель занятий: формирование в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий с...

Занятие с элементами тренинга для педагогов

Занятие с элементами тренинга способствует повышению уровня коммуникативной компетенции педагогов; укреплению межличностных отношений в коллективе; формированию навыков взаимовыручки, поддержки; созда...

Занятие с элементами тренинга для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Занятие с элементами тренинга для педагогов  «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...