Занятие с элементами тренинга для педагогов
план-конспект по психологии

Мисюк Елена Викторовна

Занятие с элементами тренинга способствует повышению уровня коммуникативной компетенции педагогов; укреплению межличностных отношений в коллективе; формированию навыков взаимовыручки, поддержки; созданию командного духа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга для педагогов "Развитие коммуникативных навыков в коллективе"

Занятие с элементами тренинга способствует повышению уровня коммуникативной компетенции педагогов; укреплению межличностных отношений в коллективе; формированию навыков взаимовыручки, поддержки; созданию командного духа.

С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, что есть, но и то, чем он хочет стать, к чему он активно стремится, т.е. его характеризует не только то, что уже сложилось и составляет содержание его внутреннего мира и деятельности, но и то, что является сферой возможного развития.

I часть.

  1. Игра-активатор «Здравствуй друг»

«Хорошее начало – половина дела», – говорит народная мудрость.  Именно со слов приветствия начинается любое общение.

«Здравствуйте», «добрый день» или «доброе утро», «привет» и «приветствую вас» – эти волшебные слова приветствия мы произносим по нескольку раз в день, особо не задумываясь над смыслом этих слов.

Когда мы говорим собеседнику: «Здравствуйте», – это значит, желаем ему здоровья, а когда-то давным-давно словом «здравствуйте» выражали не пожелание, а утверждение: «Здравствую!», т.е. «Я живу! Я здоров!»

Я предлагаю вам поздороваться друг с другом в новой форме. Я буду говорить слова, и мы покажем движения. Ваша задача выполнять движения вместе с нами.

Здравствуй друг! (одновременно жмут друг другу руки).

Как ты тут? (хлопают по плечу).

Где ты был? (берутся за ухо).

Я скучал! (показывают на себя, перекрестив руки на груди).

Ты пришел? (раскрывают руки в стороны).

Хорошо! (обняться, погладить друг друга по спине).

  1. Упражнение «Найди пару»

Цель: сплочение участников тренинга.

Ведущий: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Психолог раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, ведущий тоже принимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

А сейчас покажите друг другу свои карточки. Правильно ли вы нашли свою пару? Трудно ли было вам, не говоря ни слова, найти друг друга.

  1. Упражнение «Молекула».

Цель упражнения: раскрепощение участников.

А теперь представьте себе, что все мы атомы. Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное. В нашем случае, оно будет определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас под музыку начнем быстро двигаться, а когда музыка остановиться, вы будете объединяться в молекулы по столько человек, какую цифру я назову. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый.

II часть

Правила группы

Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:

  • доверительный стиль общения
  • Искренность в общении
  • активное участие в происходящем;
  • общение по принципу «здесь и теперь»;
  • уважение к говорящему.

  1. Упражнение «Знакомство».

Продолжи фразу: Меня зовут… Я работаю… учителем…Стаж работы…

(упражнение начинает психолог)

2.Задание «Портрет педагога».

Задание выполняется в трех микрогруппах.

Каждая получает задание составить собирательный социально-психологический потрет типичного педагога:

- педагог дореволюционной России;

- советский;

- современный педагог.

Педагогам предлагается план-схема, по которой они будут работать:

- внешний вид (одежда, манера, атрибуты, символизирующие педагога того или иного времени);

- особенности речи;

- доминирующие ценности;

- манера общения с детьми, коллегами;

- возможная реакция на различные ситуации, поступки детей;

- основные принципы педагога своего времени.

При выполнении задания можно вспоминать образы из художественной литературы, кинофильмов, а также примеры из своего жизненного опыта, наблюдение за педагогами в процессе своей профессиональной деятельности.

Итог упражнения:

Вы проследили, как развивалась педагогическая деятельность на протяжении разных столетий. Обязанностей педагога становится больше, нагрузка постоянно увеличивается. С каждым годом требования к педагогу возрастают. Для этого необходимо постоянно работать над собой.

Мини – сообщение

Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала.

Разработка и освоение инноваций предполагает наличие у педагогов способности к продуцированию нового, т. е. высокоразвитую способность к творчеству. Таким образом, современную школу создает учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых технологий, приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в самореализации.

Учителю творческого типа присущи следующие личностные функции и качества: владение рефлексией, принятие личностного смысла педагогической деятельности, способность к презентации своего личностного опыта. Именно готовность к творчеству позволит учителю организовать исследовательскую, поисковую деятельность.

Таким образом, личностный рост – это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, "ядро" личности.

Сегодня от учителя требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях.

III часть

Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат.

Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализация и творческого преобразования). Каждый из этих этапов сопряжён с определёнными проблемами профессионального становления педагогов.

Адаптация к своей профессии связана с трудностями методического, психологического или социального характера.

Этапы самоактулизации в профессии связаны с кризисами компетентности, тревожности, страха перед решением новых задач, т.е. не соответствие профессионального уровня, уровню ожиданий окружающих.

Эмоциональные ресурсы педагога могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. К сожалению, под влиянием больших нагрузок и требований, предъявляемых профессией, педагог зачастую не использует психологические знания на практике, поэтому в стрессовых ситуациях учитель становится и палачом и жертвой одновременно.

Страдают дети, попадая в нервозную среду, страдает и педагог, расплачивающийся за всё психосоматическими и нервно-психическими заболеваниями.

А.С. Макаренко считал, что эффективно взаимодействовать с другими может только счастливый человек: «Нельзя быть несчастным. Наша этика требует от нас, чтобы мы были счастливыми людьми….».

Есть люди, которые пока «свои» способы не нашли. Не найден способ, помогающий им успокоится если они нервничают, чувствовать себя хорошо, когда они очень устали.

Сегодня мы познакомимся с техниками и методами саморегуляции, которые помогут вам в дальнейшей работе качественно выполнять свои профессиональные обязанности. А это способствует личностному росту.

Одна из техник – массаж, мышечная релаксация

Упражнение “Посещение зоопарка”:

Участники встают друг за другом в круг. Ведущий становится позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди.

В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев “сбегать” вниз по спине).

Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).

Слышатся дикие прыжки кенгуру (“топать” кончиками пальцев по спине).

Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).

А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).

Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера, затем убрать руки и поменяться местами).

Еще одна техника это релаксация – расслабление.

Упражнение «Релаксация».

Цель: активизация воображения, восстановление эмоционального равновесия.

Педагог-психолог предлагает участникам сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза.

«Белое облако»

Педагог-психолог:

Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите на удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красоты. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него, и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы – маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе. 

Еще одно простое упражнения для снятия стресса.

Возьмите лист бумаги и изобразите ситуацию, которая вас сильно беспокоит и заставляет напрягаться и нервничать. На обратной стороне листа напишите все свои негативные эмоции, которые вызывает ситуация. Выплесните всё, что накопилось. Теперь просто порвите лист или сожгите его.

Завершая занятие, предлагаем вам послушать притчу:

Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10, и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка занятия с элементами тренинга для педагогов

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отраж...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...

Занятие с элементами тренинга для педагогов по теме «Реализация психолого-педагогических технологий»

Цель занятия: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и профессионального мастерства. Задача занятия:ü  Обучение педагогов ...

Занятие с элементами тренинга с педагогами "Профилактика стресса у педагогов"

Тема : «Профилактика  стресса у педагогов».(Занятие с элементами тренинга для педагогов).Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализация  знаний о прие...

Стресс и психологическое равновесие в педагогической деятельности. Занятие с элементами тренинга для педагогов

профилактика стресса; повышение психологической грамотности и профессиональной компетентности педагогов;формирование у педагогов ориентации на сохранение своего психического здоровья и здоровья учащих...

ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»

ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГО« ГАРМОНИИ С СОБОЙ» Цель занятий: формирование в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий с...