Репрезентация психических феноменов в стихах и притчах как форма воспитания инклюзивной культуры
статья по психологии на тему

Хафизова Гузель Ильдаровна

В статье раскрывается суть инклюзивного образования, обосновывается,  необходимость создания инклюзивной культуры в образовательной среде, рассматриваются приёмы сказкотерапии для воспитания  эмпатии и ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_inklyuzii.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Хафизова Гузель Ильдаровна,

педагог-психолог МБОУ «Татаро-английская гимназия №16»

Приволжского района г.Казани.

Репрезентация психических феноменов в стихах и притчах

как форма воспитания инклюзивной культуры

The representation of mental phenomena in poems and parables

as a form of inclusive education.

   

Аннотация. В статье раскрывается суть инклюзивного образования, обосновывается,  необходимость создания инклюзивной культуры в образовательной среде, рассматриваются приёмы сказкотерапии для воспитания  эмпатии и ответственности.

Abstract. The article discloses the essence of inclusive education, it substantiates the necessity of creating an inclusive culture in the educational environment, discusses the techniques of fairy tale therapy for the bringing up an empathy and responsibility among children.

Ключевые слова: : инклюзивное образование, психическое, сазкотерапия, эмпатия.

Keywords: inclusive education, educational technology, fairy tale therapy, empathy, responsibility.

Идет жалость по свету.

Тросточкой дорогу ощупывает.

 Кого встретит - милостыню просит.

 И благодарит всех подряд:

и тех, кто подал, и тех, кто мимо прошел.

Причем, последних - особенно,

желая им земных благ и Вечного спасения.

Люди думают, что она - слепая.

А жалость всё видит.

Просто ей всех жалко.

И особенно тех, кто вообще ничего не подал.

      Здоровое современное общество — это многогранный коллектив самых разных личностей, в котором ценность каждого — это уровень его развития и полнота реализации врожденных психологических качеств. Наше будущее зависит от уровня развития коллективного психического, вклад в которое вносит каждая личность без исключения.

     Инклюзивное обучение одинаково полезно, точнее, просто необходимо для развития как особенных, так и обычных деток. Чем меньше возраст ребенка, попадающего в детский коллектив, тем раньше у него формируются механизмы адаптации в обществе, проигрываются видовые роли и приобретаются навыки общения с любым человеком, независимо от состояния физического здоровья.

     Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов коллектива. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает совместный  опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности  всех участников образовательного процесса. Но детей нужно научить и подготовить к новым условиям коммуникаций. Оценка создания инклюзивного пространства  в школе рассматривается в рамках трёх взаимосвязанных аспектов, направленных на улучшение ситуации:

  1. Создание инклюзивной культуры;
  2. Развитие инклюзивной политики;
  3. Внедрение инклюзивной политики.

     Эти три оси создают вектор мышления, направленного на реформирование школ не только в отношении инклюзии, но и в более широком смысле.

     Создание инклюзивной культуры – это и есть психологическая готовность к принятию инклюзивных ценностей, а, значит, создание безопасного, терпимого общества. Чрезмерная  впечатлительность, навязчивость в помощи, опекание, уступчивость  могут нанести вред отношениям не меньше, чем равнодушие и жестокость. Научить детей к равному восприятию друг друга, пониманию, деликатности и особой «душевной культуре» является задачей педагогического и психологического воспитания.

     Уместно сказать, что модели психического состояния человека – это система репрезентаций психических феноменов, интенсивно развивающаяся в детском возрасте. Обладать моделью психического означает быть способным воспринимать как свои собственные ментальные состояния, так и ментальные состояния других людей, что позволяет понимать, объяснять и прогнозировать их поведение.

      Важнейший аспект модели психического  - это осознание того факта, что собственное психическое состояние не тождественно психическому состоянию другого человека. Ментальные состояния – это мысли, чувства, установки, желания другого человека.

     Именно поэтому, следует менять отношение здоровых  детей к детям с особыми потребностями. Не жалость, а понимание должны стать основой новых социальных отношений в образовательных учреждениях.

     Детей нужно готовить к коммуникации в новых условиях. Эффективны для достижения таких целей  психологические занятия с использованием притч, сказок и специально подобранных упражнений.  

Притча в стихах.

Жил в старой деревне отшельник - горбун.
Его опасались, его не любили.
Шли слухи о нем, будто он злой колдун.
И люди его стороной обходили.
Бродил он с картофельным ветхим мешком.
В пальто многолетнем, изъеденным молью
И если его провожали смешком,
он тихо вздыхал без обиды, но с болью…
А люди глумились, шепчась за спиной,
рога у него, мол, под шапкою скрыты
И от того этот малый - хромой,
что у него вместо пальцев - копыта...
Однажды в деревню вселилась беда:
то всходы пшеницы погибнут под градом,
то в лето, в июле придут холода,
то волки порежут на пастбище стадо.
Настали тревожные, тяжкие дни,
- придется им туго зимой без зерна
Не зная, что делать решили они,
- горбун виноват, смерть тебе, сатана.
Пойдемте, пойдемте скорее к реке!
он там, он в землянке живет, как изгнанник!
И двинулись скопом.
И в каждой руке зажат был в дороге подобранный камень.
Он шел им навстречу, печален и тих.
Он все уже знал, он не глупый, он понял!
Но он не свернул, он не скрылся от них,
и только лицо свое прятал в ладонях.
Ни разу не вскрикнув под градом камней, он только шептал:
"Пусть простит вас Всевышний"
камнями по телу, но сердцу больней...
На вас не похож, - значит - злой, значит - лишний...
Закончилась казнь. Кто-то грубо сказал:
Давайте посмотрим уродскую спину,
ни разу не видел такого горба
Пальто, все в крови он с убитого скинул..., 
в больном любопытстве томилась гурьба.
Вдруг молча, как статуи люди застыли...
"Злой черт, сатана" прятал вместо горба...
Под старым пальто... белоснежные крылья!...
И мимо землянки, глаза опустив,
проходят жестокие глупые люди,
Всевышний, быть может, им это простит,
но ангела больше в деревне не будет...

Притча про отношение к окружающим.

     Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:

-Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

- Простите меня, мистер, - ответил мальчик. – У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат – инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он  пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня. Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.

     В интересных и поучительных историях нуждаются не только школьники и их родители, но и дети более раннего возраста. Например, многих наверняка заинтересует притча о воспитании детей дошкольного возраста под названием «Паучок, который не мог плести паутину». В ней рассказывается о молодом и симпатичном паучке, который жил на дереве. Он любил наблюдать за падающими с дерева листьями и совершенно не умел плести паутину. Из-за этого он очень расстраивался. Его друзья, елочки и сосны, посоветовали обратиться к зиме-рукодельнице, которая умеет ткать удивительные кружева. Дождался паучок зимы, встретился с рукодельницей и попросил ее научить искусству плетения. После долгой и упорной тренировки паучок научился ткать паутину. Мораль притчи гласит: если ребенок будет внимателен и старателен, он сможет с легкостью всему научиться.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,1967-93с.

2.Дубровина  И.В.  Школьная  психологическая  служба:  Вопросы  теории  и  практики  - М.:  Педагогика,  1991.-234с.

3. Грачев, Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. – М.: «Центр общественных ценностей», 1998. – 138с.

4..Кобрина  Л.М.  Отечественная  система  специального  образования  —  фундамент  инклюзивного  обучения  и  воспитания  //  Дефектология.  —  2012.  —  №  3.

5.Малофеев Н.н.Инклюзивное образование в контексте современной политики// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития-2009.-№6.

5.Мелехин  А.И.  Индивидуальный  маршрут  развития  особого  ребенка.  —  Справочник  педагога-психолога  (детский  сад)  —  2011.  —  №  04.

6.Мичел Д. Эффективные педагогические технологии социального и инклюзивного образованиия. - Перспектива-2008.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет-тренажер по формированию инклюзивной культуры

Буклет-тренажер по формированию инкльзивной культуры пдагогического сообщества и общества....

Фольклор как средство коррекционного воздействия на психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Гармоничному развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья  и ребенка с норматипичным развитием способствует активное применение фольклора. Фольклор органично вписывается в сис...

Статья "Формы и методы воспитания правовой культуры школьников"

Статья содержит теоретический обзор форм и методов правового воспитания в школе, а также обобщение личного опыта по их применению....

Открытый   урок "Английская грамматика в песнях и стихах" с использованием нетрадиционных форм обучения, с элементами театрализованного представления, песнями и стихами.

Цель: активизация пройденного грамматического материалаЗадачи:образовательные:активизировать употребление в речи грамматического материала (The Present Simple Tense, The Past Simple Tense,The Future S...

«Деятельность по Образовательной Области «Физическое развитие», как основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников»

Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ....