Фольклор как средство коррекционного воздействия на психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
консультация

Шляхова Елена Васильевна

Гармоничному развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья  и ребенка с норматипичным развитием способствует активное применение фольклора. Фольклор органично вписывается в систему инклюзивного образования, так как по своей природе он объединяет всех людей, наделенных общей генетической памятью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фольклор как средство коррекционного воздействия на психическое и социальное  развитие детей с ОВЗ  в условиях  инклюзивного образования

 

Шляхова Елена Васильевна, учитель-дефектолог высшей категории,

  МАДОУ «Детский сад №50 комбинированного вида»

Петропавловск-Камчатского округа

Гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием способствует активное применение фольклора. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся  развитием. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи.

Русские народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления задержки речевого, психического и социального развития. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Фольклор органично вписывается в современную систему образования, позволяющую каждому ребенку быть частью общего детского коллектива с любым уровнем психического и физического развития. Именно фольклор способен быть той связующей нитью, той основой, которая объединяет в единое целое педагогический замысел и совместную детскую деятельность, создает общую, понятную всем,  историю, и детям с ОВЗ и нормативно развивающимся детям.  

Фольклор называют  народной дидактикой. Его произведения настолько разнообразны и выразительны, что позволяет педагогу быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по преодолению отклонений в психическом развитии  на ярком и интересном для ребенка материале. Простота и лаконичность произведений фольклора помогает простыми  средствами решать как сложные задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, так и развивающие и воспитательные задачи в работе с детьми, обучающимися по ООП ДО.

Произведения фольклора созданы на материале, который хорошо известен детям, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи,  поэтому психологическое исследование коррекционного воздействия МФФ на психическое развитие ребенка имеет чрезвычайно актуальное значение.

Известный нейропсихолог  А.В.Семенович в своей книге задается вопросом: «Что происходит сегодня с онтогенезом речи и  психического развития вообще в связи с узурпацией культурного пространства «псевдособеседником» из СМИ и «псевдоинформацией» в лице компьютерной субкультуры, выхолащиванием и вымыванием из повседневного обихода и образования классического русского языка?.. Ведь мы на пороге открытия новых синдромов отклоняющегося развития, первыми из которых заявят о себе (вернее уже заявляют) специфические логопатии». А.В. Семенович поясняет: «Ведь речь здесь идет не о неспособности ребенка говорить (хотя этот элемент тоже присутствует), а о его неспособности к усвоению родного языка и, следовательно, использованию родного языка как главного инструмента сознания, присвоения культурного опыта (связи времен) и общения». С помощью чего у ребенка может осуществляться эта связь времен? Вспомним наш  русский фольклор.  По собственному опыту и из научных источников, многие из нас знают, что у человека  имеется генетическая память о принадлежности к своему народу и его культуре. Есть внутри каждого из нас источник, о котором мы не знаем или недооцениваем его важности для нас и наших детей. Раньше наши предки воспитывали своих детей на потешках, сказках, хороводных, подвижных народных играх. Тот факт, что эта народная дидактика прошла проверку столетиями, говорит о том, что она эффективна. Мы предполагаем, что активное использование русского фольклора в обучении и воспитание  детей с ОВЗ,  с расстройствами аутистического спектра может помочь не только в развитии социальной, аффективно-эмоциональной и речевой сфер, но и раскрытии глубинного потенциала, заложенного в детях. А для детей, развивающихся нормотипично, фольклор может стать средством профилактики нарушений поведения и социального взаимодействия. Фольклорные формы могут  активно  использоваться с целью формирования инклюзивной культуры нормативно развивающихся детей. Совместная драматизация сказки, хороводы, народные подвижные игры, забавы, потешки могут объединить  всех детей со всем их многообразием образовательных потребностей.  Эта та методика, которая доступна не только педагогам, но и  их родителям. Здесь, на наш взгляд, есть одно условие для достижения эффективности: неформальное отношение. Необходимо самим родителям, педагогам почувствовать связь времен, осознать себя частью одного целого со своим народом, его традицией и культурой, открыть в себе источник.

Русские народные песенки, потешки, прибаутки, игры развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение, стимулируют к деятельности. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в эмоциях и в речевой деятельности. Фольклор помогает усвоить простые алгоритмы поведения, общения, игры. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления трудностей развития. Вспомним хороводную игру «Каравай», народные потешки «Сорока», «Коза рогатая» и многие другие. Произведения настолько разнообразны и выразительны, что позволяет взрослому быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и  преодолевать трудности развития  на ярком и интересном для ребенка материале, украсить его жизнь и жизнь сверстников его окружающих. Практический опыт применения фольклора в условиях современного инклюзивного образования доказывает его эффективность и результативность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное воздействие экологического воспитания на детей с ограниченными возможностями здоровья младшего и подросткового возвраста.

Индивидуальный план по самообразованию Толмачевой Тамары Ивановны – воспитателя коррекционной школы интернат 8 видана 2010-2015г.1.  этап Диагностический (0,5 года)Диагностика и выявление экологи...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» позволяет школе реализовывать образовательные программы разного уровня и профиля. Специальная статья закона (ст. 7...

Из опыта психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

(в соавторстве с Бражниковой Е.А.) Данная работа посвящена соврменному подходу к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Взаимодействию специалистов ...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье раскрыто понятие «инклюзивное образование», а также отражены взгляды российских ученых на сущность инклюзивного образования. Рассматриваются основные направления для сближе...

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ — ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА ДОМУ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ — ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА ДОМУС.И.Манакова,...