МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ — ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА ДОМУ
статья

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ — ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА ДОМУ

С.И.Манакова,музыкальный руководитель

 

Развитие духовного мира ребенка с ОВЗ, его творческих способностей, созидательного отношения к себе и окружающим, служит источником укрепления его физического, духовного и социального здоровья. Это дает ребенку чувство принадлежности к обществу, ощущению нужности, возможность самовыражения, формирования и развития личности.

В связи с этим можно выделить положительную роль музыкальных занятий в условиях МРЦД в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения впечатлений, формирование душевного равновесия. Исходя из особенностей детей с ОВЗ на музыкальном занятии в условиях МРЦД решаются как общие, так и коррекционные задачи: оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера .

Каждому ребенку c ОВЗ предоставляется возможность ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично. Занятия музыкой способствуют нормализации и регуляции психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения. Происходит тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений,формирование правильной осанки и походки, развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности; обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств. Для этого на музыкальных занятиях в условиях МРЦД осуществляется дифференцированный подход к детям с ОВЗ, обеспечивается преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков, активизируются самостоятельные и творческие проявления детей в музыкальной деятельности, используется вариативность в построении занятия.

Помимо этого в музыкальных занятиях используются педагогические технологии, включается различный наглядно-дидактический материал. Коррекция нарушений у детей с ОВЗ осуществляется путем их участия в различных видах деятельности: это слушание, песенки-распевки, потешки, прибаутки, пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, музыкально-подвижные игры.

Очень важным направлением в коррекционной работе МРЦД является пение, которое издавна используется, как одно из средств реабилитации детей с ОВЗ. Пение развивает у детей с ОВЗ вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умение определять правильное и неправильное исполнение, слушать себя во время пения и слышать других, приобщает к исполнительской деятельности, развивает художественно-эстетический вкус. В процессе ознакомления и исполнения песен, дети с ОВЗ учатся различать добро и зло, уважать труд людей, бережно относиться к окружающей природе. Учитывая особенности развития и восприятия детей с ОВЗ, нужно подбирать соответственный этому песенный материал, который должен выполнять не только этическую, нравственную и эстетическую функцию, но и способствовать умственному, физическому и творческому развитию, используя при этом игровые моменты для развития и поддержания интереса к музыкальной деятельности.

Исследователи, занимающиеся изучением механизма речи, утверждают, что речевые области мозга у детей с ОВЗ частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Пальчиковые игры интересны тем, что представляют собой театр, где актерами являются пальцы и доступность в исполнении. Учитывая все перечисленное, можно отметить, что пальчиковые игры: развивают мышечный аппарат детей с ОВЗ, мелкую моторику, тактильную чувствительность; «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений); повышают общий уровень организации мышления. На дистанционных музыкальных занятиях используя логопедическую ритмику, дети с ОВЗ учатся соотносить свои движения с определенным темпом и ритмом, а музыкальное сопровождение развивает слух, музыкальную память.

Особое внимание стоит уделить обучению игре детей с ОВЗ на детских музыкальных инструментах, оценивая большую значимость этого вида музыкальной деятельности. Использование детских музыкальных инструментов на музыкальных занятиях в условиях МРЦД способствует решению следующих коррекционных задач: развитию внимания, памяти, чувства ритма, которые важны для совместного вступления и исполнения. Формируется координация движений при игре на ложках, бубне, барабане, погремушке, маракасе, треугольнике и т. д.; развивается мелкая моторика при игре на треугольнике, колокольчиках , формируются навыки коллективной деятельности.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь в активное освоение окружающего мира, помочь овладеть способами познания связей между предметами и явлениями помогает игра. Включение игровых приемов в музыкальные занятия в условиях МРЦД имеет особое значение. В играх развивается внимание, память, наблюдательность, воображение, творческие способности, закрепляются навыки движений, которые становятся более точными и координированными, дети с ОВЗ приучаются ориентироваться в пространстве, снижается психоэмоциональное напряжение.

Ребенок с ОВЗ нуждается в радости. Его пребывание на занятиях нужно сделать интересным, вызывающим возвышенные чувства. Использование игровых приёмов во время занятия способствует поддержанию интереса, удерживает внимание ребенка. Проявляя настойчивость, необходимо создавать интерес к деятельности, в процессе которой можно формировать желание учиться. Важно помнить, что деятельность должна увлекать ребят с ОВЗ, приносить радость, давать удовлетворение. На это и направлена работа МРЦД.

В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил, развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, умение ориентировки в пространстве, желание проявить свои индивидуальные способности. По результатам мониторинга прослеживается стабильная динамика в формировании у детей с ОВЗ интереса к музыкальной деятельности, любви к пению, музицированию, осознанию связи музыкального искусства с окружающим миром. Максимальное развитие личности каждого воспитанника с ОВЗ осуществляется в процессе творчества и сотрудничества педагогов, воспитанников и родителей,в чем очень помогает Микрореабилитационный центр на дому.

 

Список литературы

 

  1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010

  2. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением– СПб., 1999.

  3. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.

  4. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции детей – Аверсэв, 2005

  5. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. ритмика в ДОУ – М., 2006.

 

  1. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon manakova_statya.doc25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ — ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА ДОМУ

С.И.Манакова,музыкальный руководитель

 Развитие духовного мира ребенка с ОВЗ, его творческих способностей, созидательного отношения к себе и окружающим, служит источником укрепления его физического, духовного и социального здоровья. Это дает ребенку чувство принадлежности к обществу, ощущению нужности, возможность самовыражения, формирования и развития личности.

В связи с этим можно выделить положительную роль музыкальных занятий в условиях МРЦД в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения впечатлений, формирование душевного равновесия. Исходя из особенностей детей с ОВЗ  на музыкальном занятии в условиях МРЦД решаются как общие, так и коррекционные задачи: оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера .

Каждому ребенку  c ОВЗ предоставляется возможность ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично. Занятия  музыкой способствуют  нормализации и регуляции  психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения. Происходит тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений,формирование правильной осанки и походки, развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности;  обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств. Для этого на музыкальных занятиях в условиях МРЦД осуществляется дифференцированный подход к детям с ОВЗ, обеспечивается преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков, активизируются самостоятельные и творческие проявления детей в музыкальной деятельности, используется вариативность в построении занятия.

Помимо этого в музыкальных занятиях  используются педагогические технологии, включается различный наглядно-дидактический материал. Коррекция нарушений у детей  с ОВЗ осуществляется путем их участия в различных видах деятельности: это слушание, песенки-распевки, потешки, прибаутки, пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, музыкально-подвижные игры.

Очень важным направлением в коррекционной работе МРЦД является пение, которое издавна используется, как одно из средств реабилитации детей с ОВЗ. Пение развивает у детей  с ОВЗ вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умение определять правильное и неправильное исполнение, слушать себя во время пения и слышать других, приобщает к исполнительской деятельности, развивает художественно-эстетический вкус. В процессе ознакомления и исполнения песен, дети с ОВЗ учатся различать добро и зло, уважать труд людей, бережно относиться к окружающей природе. Учитывая особенности развития и восприятия детей с ОВЗ, нужно подбирать соответственный этому песенный материал, который должен выполнять не только этическую, нравственную и эстетическую функцию, но и способствовать умственному, физическому и творческому развитию, используя при этом игровые моменты для развития и поддержания интереса к музыкальной деятельности.

 Исследователи, занимающиеся изучением механизма речи, утверждают, что речевые области мозга у детей  с ОВЗ частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Пальчиковые игры интересны тем, что представляют собой театр, где актерами являются пальцы и доступность в исполнении. Учитывая все перечисленное, можно отметить, что пальчиковые игры:  развивают мышечный аппарат детей с ОВЗ, мелкую моторику, тактильную чувствительность; «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений); повышают общий уровень организации мышления. На  дистанционных музыкальных занятиях   используя логопедическую ритмику, дети  с ОВЗ учатся соотносить свои движения с определенным темпом и ритмом, а музыкальное сопровождение развивает слух, музыкальную память.

Особое внимание стоит уделить обучению игре  детей с ОВЗ на детских музыкальных инструментах, оценивая большую значимость этого вида музыкальной деятельности. Использование детских музыкальных инструментов на музыкальных занятиях в условиях МРЦД способствует решению следующих коррекционных задач: развитию внимания, памяти, чувства ритма, которые важны для совместного вступления и исполнения. Формируется координация движений при игре на ложках, бубне, барабане, погремушке, маракасе, треугольнике и т. д.;  развивается  мелкая моторика при игре на треугольнике, колокольчиках , формируются навыки коллективной деятельности.  

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь в активное освоение окружающего мира, помочь овладеть способами познания связей между предметами и явлениями помогает игра. Включение игровых приемов в  музыкальные занятия в условиях  МРЦД имеет особое значение. В играх развивается внимание, память, наблюдательность, воображение, творческие способности, закрепляются навыки движений, которые становятся более точными и координированными, дети с ОВЗ приучаются ориентироваться в пространстве, снижается психоэмоциональное напряжение.

Ребенок с ОВЗ нуждается в радости. Его пребывание на занятиях нужно сделать интересным, вызывающим возвышенные чувства. Использование игровых приёмов во время занятия способствует поддержанию интереса, удерживает внимание ребенка. Проявляя настойчивость, необходимо создавать интерес к деятельности, в процессе которой можно формировать желание учиться. Важно помнить, что деятельность должна увлекать ребят с ОВЗ, приносить радость, давать удовлетворение. На это и направлена работа МРЦД.

В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил, развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, умение ориентировки в пространстве, желание проявить свои индивидуальные способности.  По результатам мониторинга прослеживается стабильная динамика в формировании у детей  с ОВЗ интереса к музыкальной деятельности, любви к пению, музицированию, осознанию связи музыкального искусства с окружающим миром. Максимальное развитие личности каждого воспитанника  с ОВЗ осуществляется в процессе творчества и сотрудничества педагогов, воспитанников и родителей,в чем очень помогает Микрореабилитационный центр на дому.

Список литературы

  1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010
  2. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением– СПб., 1999.
  3. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
  4. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции детей – Аверсэв, 2005
  5. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н.  ритмика в ДОУ – М., 2006.

  1. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»...

Использование игровых и коррекционных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие интелектуальных способностей детей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Например, более интенсивное развитие логического мышления, внимания и памяти...

Сообщение на тему «Личностно-ориентированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ПТО».

·        Сообщение на тему «Личностно-ориентированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ПТО»....

Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.

Краюхина  Светлана Валентиновна воспитатель Чкаловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната    Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниче...

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»...

Тема: «Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья »

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дополнительного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полно...

Музыкальное занятие — одно из средств коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Музыкальное занятие — одно из средств коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья  Развитие духовного мира ребенка, его творческих с...


 

Комментарии

Клинова Вероника Владимировна

Познавательный опыт работы.

Спасибо.

Кожевникова Ольга Николаевна

Познавательная статья