ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья

Кардашова Ксения Владимировна

В данной статье раскрыто понятие «инклюзивное образование», а также отражены взгляды российских ученых на сущность инклюзивного образования. Рассматриваются основные направления для сближения систем общего и специального образования в решении вопросов, направленных на получение полноценного образования указанной категорией детей. В заключении делается вывод о том, что инклюзивное образование является наиболее эффективной формой образования, позволяющей удовлетворить потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и пройти успешную социализацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_i_meditsina_v_sluzhenii_cheloveku.docx58.79 КБ

Предварительный просмотр:

оиинс

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

1942/20/7

78

«Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого»

75

Е

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Научно-образовательный центр «Педагогика»

ПЕДАГОГИКА И МЕДИЦИНА В СЛУЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКУ

Материалы 111-й Международной научно-практической конференции

(г. Красноярск, 1 декабря 2016 года)

Красноярск

2016

удк 37.013+61(082)

ББК 74+5 п 24

Педагогика и медицина в служении человеку [Электронный ресурс] : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (г. Красноярск, 1 дек. 2016 г.) / гл. ред. С. Ю. Никулина , редкол. Е. А. Авдеева, Т. Ю. Артюхова, О. Н. Кучер [и др.]. — Красноярск : КрасГМУ, 2016. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Системн. требования: ПК с процессором 486+ • Windows 95 и выше ; дисковод CD-ROM. — Заглавие с экрана.

Редакционная коллегия:

СЮ. Никулина — главный редактор,

Е.А. Авдеева — редактор,

ТЛО, Артюхова — редактор, ОН. Кучер — редактор,

Т.П. Мильчарек — редактор.

Сборник материалов III-ii Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и медицина в служении человеку» содержит статьи отечественных ученых, студентов и специалистов в области педагогики и медицинской психологии. Представленные материалы посвящены актуальным вопросам педагогики и психологии воспитания личности врача, современным образовательным методам и технологиям, особенностям практикоориентированного обучения в контексте компетентностного подхода в медицинском образовании, прикладным аспектам психологии.

Статьи представлены в авторской редакции.

ISBN 978-5-94285-156-9

© ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф.

В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава

России, 2016

удк 159.99

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛ В

ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

КВ. Кардашова

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева,

г. Красноярск, Российская Федерация Средняя школа № 144,

г. Красноярск, Российская Федерация

Аннотация: В данной статье раскрыто понятие «инклюзивное образование», а также отражены взгляды российских ученых на сущность инклюзивного образования. Рассматриваются основные направления для сближения систем общего и специального образования в решении вопросов, направленных на получение полноценного образования указанной категорией детей. В заключении делается вывод о том, что инклюзивное образование является наиболее эффективной формой образования, позволяющей удовлетворить потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и пройти успешную социализацию.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, социализация.

INCLUSIVE EDUCATION: ТНЕ ESSENCE AND POTENTIAL 0F PERSONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN wITH DISABILITIES

К. К. kardashova

У. Р. Astaf1ev krasnoyarsk State Pedagogical University, krasnoyarsk, Russian Federation Secondary School № 144, krasnoyarsk, Russian Federation

Summary: In this article are reviewed problems of education by children with disabilities. Besides, explained the concept of inclusive education. Moreover, ref1ected the views of Russian scientists оп such system of education. The authors research the ways of rapprochement of the systems of general and special education aimed at this category of children getting а full education. In conclusion it is concluded that inclusive education is more effective form of education that lets satisfy needs of children with disabilities. Also such education gives ап opportunity to socialize.

keywords: inclusive education, disabled children, children with limited possibility of health, socialization.

В настоящее время в нашей стране происходят изменения, которые, так или иначе, затрагивают различные сферы жизни и деятельности нашего общества. Выдвинутые на первое место общечеловеческие ценности, жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности — все это находит отражение и в организации образовательного процесса. Соответственно, усилилось внимание к проблеме гуманизации образования и персонализации процесса обучения. Поэтому вполне логично, что одним из приоритетных направлений модернизации современного образования в изменяющейся России становится инклюзивное образование.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (ОШ), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Ограниченная возможность здоровья у них связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками.

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время основной проблемой детей с ОВЗ является трудность их социальной адаптации, взаимодействия с социальной средой в рамках существующих норм, правил. Препятствиями к получению такими детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их личностную самореализацию в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия.

Понимание термина «инклюзия» лежит в поле гуманистической идеологии, основное положение которой заключается в том, что все люди — это индивидуумы с разными потребностями в образовании.

Инклюзивное или включённое образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательной (массовой) школе. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» впервые в федеральном законодательстве закрепляется понятие инклюзивного образования (Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, п. 27 ст. 2). Это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзия есть понятие более объемное, чем интеграция, и причина этого в том, что студенты с ограниченными возможностями здоровья проходят обучение в обычных образовательных учреждениях, а методика обучения предполагает использование сильных сторон и возможностей каждого обучающегося.

Инклюзивное образование проблема не новая, но актуальная. Определение понятию «инклюзивное образование», данное в новом Законе об образовании, конкретно указывает цель такого образования, которая заключается в создании в общеобразовательной школе равных возможностей для обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в состоянии здоровья, а также особо одаренных и талантливых. Реализация этой цели возможна при условии приспособления образовательного учреждения к различным нуждам всех обучающихся, независимо от способностей и состояния здоровья.

За рубежом, начиная с 1970-х годов, ведётся разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В 1990-х годах в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвящённых проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.

На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определённый консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды. Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенции ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

Инклюзивное образование — это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку (Инклюзия: принципы и право.)

Следует указать, что новый термин «инклюзивное образование» был предложен ЮНЕСКО для того, чтобы подчеркнуть необходимость специальных усилий, которые должны быть сделаны окружением (администрацией учреждений, архитекторами, педагогами, детьми) для того, чтобы человек с нарушениями функций организма был действительно включен в систему образования и имел равные возможности с другими (Андикян, 2012, с.56).

Предлагаем рассмотреть данный термин с точки зрения науки, представить мнения различных специалистов.

Например, СВ. Алехина, под инклюзивным образованием понимает «.. .первую инновацию в российской образовательной практике, инициированную родителями детейинвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ОВЗ, но и для всего образования в целом» (Алехина, 2013, с. 71).

Также данный исследователь подчеркивает, что «инклюзивное образование один из первых примеров борьбы родителей за образовательные права собственных детей, прецедент поведения родителей как подлинных субъектов образовательного процесса» (Алехина, 2013, с. 71).

К примеру, другой исследователь данного вопроса, И.О Ферапонтова, рассматривая социальные аспекты инклюзивного образования, приходит к выводу о том, что обеспечение доступности социальных благ и каналов социализации детям с ОВЗ способствует регулированию развития процессов их интеграции в общество (Ферапонтова, 2007, с. 165-172).

Ее мнение разделяет и Ю.В. Мельник, утверждая, что «инклюзивное образование детей с инвалидностью является центральным механизмом их включения в социум. Составляющей положительных результатов инклюзии является продуктивность общего хода социализации ребенка с ОВЗ, которая влияет на раскрытие его потенциала к включению в общественную жизнь» (Мельник, 2011).

С.Н. Сорокоумова в своем исследовании дает определение инклюзивному образованию как процессу развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей учащихся должен соответствовать континуум сервисов, в том числе образовательная среда, наиболее благоприятная для них. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого учащегося, и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка (Сорокоумова, 2010).

Таким образом, анализируя мнения ученых по данной проблеме, можно сказать, что все они признают значимость инклюзивного образования для детей с ОВЗ, т.к. оно включает таких детей в общество и дает им в полной мере реализовать свои права.

Цель инклюзии — не только интеграция детей с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения.

Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы учреждения.

Одним из основных принципов инклюзивного образования является ранее вмешательство и интеграция детей с особыми нуждами в массовые образовательные учреждения. Это очень важно не только для самого ребенка, но и для общества в целом. Раннее развитие, обучение, сохранение и укрепление здоровья, социальная защищённость и предоставление равных возможностей влияет на экономический рост. Практика многих стран показала, что инвестиции в раннее детство и развитие дадут обществу большие преимущества, так как подготовленный и адаптированный ребенок будет намного успешнее того, кто не посещал дошкольные учреждения, или не имел какой-либо другой подготовки к школе

Как отмечает Т.Г. Зубарева, на сегодняшний день существует несколько приоритетных направлений совершенствования инклюзивной образовательной среды (Зубарева, 2009):

1. Культивирование системы ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с особыми образовательными потребностями, наличие ресурсного обеспечения их жизнедеятельности (учреждение должно располагать нормативно-правовыми, программно-методическими, информационными, материальнотехническими, кадровыми и организационными ресурсами), направленность на реализацию индивидуальных образовательных стратегий обучающихся.

Создание инклюзивной образовательной среды в массовых общеобразовательных организациях предусматривает определение и реализацию: философии инклюзивного образования, системы его базовых и профессиональных ценностей; миссии образовательной организации в области важнейших функций инклюзивной деятельности, масштабов и уровней их реализации, конкретных приоритетов; информационной, кадровой, программно-методической и организационной политики — общих подходов и принципов жизнедеятельности детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе, подходов к установлению и развитию внешних связей, к выбору конкретных приоритетов распределения ресурсов, этапов и сроков осуществления задач инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями; оптимальной структуры образовательного процесса, интеграции его функций (образовательных, воспитательных, коррекционных, психофизического развития, творческих, оздоровительных) и их ресурсного обеспечения в целях социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Организация образовательного процесса направлена на удовлетворение образовательных потребностей детей с ОВЗ и учитывает интересы их нормально развивающихся сверстников. Каждый ребенок должен быть обеспечен сопровождением и психологической поддержкой специалистов психолого-медико-педагогического консилиума, а также вниманием, необходимыми условиями, которые помогут ему достичь лучших результатов в учебе.

Учет особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ предполагает создание условий для организации образовательного процесса: наличие безбарьерного физического пространства, адаптированных учебных планов, индивидуально-ориентированных общеобразовательных и специальных (коррекционных) программ, организацию занятий со специалистами коррекционно-педагогического профиля.

Индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа должна учитывать возможности каждого ребенка в освоении цензового уровня образования и при необходимости предполагать внесение изменений и создание условий, необходимых для успешного ее освоения детьми с особыми потребностями. Каждая содержательная область образования детей с особыми образовательными потребностями должна включать два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции. Например, язык  речевая практика; математика практика применения математических знаний; естествознание — практика взаимодействия с окружающим миром и т.д. Индивидуальные образовательные программы для детей с особыми образовательными потребностями разрабатываются специалистами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), учебных заведений с участием родителей и в соответствии с нуждами и потребностями детей с особыми образовательными потребностями в целях достижения ими успеха в образовательном процессе.

Инклюзивная образовательная система формируется корпоративно, коллективом единомышленников. В ее создании участвуют учителя начальных классов, учителяпредметники, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, инструкторы по ЛФК, воспитатели, педагоги дополнительного образования и тьюторы (педагоги сопровождения), а также медицинский персонал учреждения.

Системообразующая роль в этом процессе принадлежит психолого-медикопедагогическому консилиуму (ПМПк), который создается на базе образовательной организации любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательной организации при наличии соответствующих специалистов.

Образовательный процесс при инклюзивном подходе позволяет обучающимся приобрести необходимые компетенции согласно образовательным стандартам, но требует при этом специальной подготовки как будущих социальных педагогов, так и всех учителей и воспитателей, работающих с особыми детьми (Адольф, 2013).

Разрабатывая вариативные формы инклюзии и внедряя их в практику, необходимо решать следующие задачи (Халимова, 2014, с. 128):

 расширить охват нуждающихся детей необходимой им специальной педагогической помощью;  обеспечить «особым» детям возможность интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;  обеспечить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь;  обеспечить педагогам, работающим с интегрированными детьми, постоянную и квалифицированную помощь и поддержку.

Внедрение в практику инклюзивного образования, по нашему мнению, будет позитивно отражаться на жизни детей с ОВЗ:

 произойдет преодоление отрицательных стереотипов представлений окружающих и самого ребенка о его способностях и внутреннем мире;  раскроются возможности и творческий потенциал ребенка посредством вовлечения в кружковые объединения образовательных учреждений;  произойдет расширение знаний, умений и навыков детей по различным направлениям деятельности;

 организованный культурный досуг будет        способствовать развитию положительной эмоционально-волевой сферы ребенка в совместной творческой деятельности с родителями, сверстниками и педагогами;  сформируется толерантное отношение с окружающим социумом. Потенциал инклюзивного образования детей ценен тем, что:

 приучает детей и взрослых ценить, понимать и принимать разницу между людьми, вместо того чтобы пытаться их изменить;  поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывать необходимую помощь;  показывает, что сложности воспитания и обучения заключены не в детях и исправления требуют не они, а подход к обучению;  предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, сотрудничества;  расширяет профессиональные знания педагогов, требуя новых и более гибких способов обучения, разработки дополнительных образовательных программ, максимально эффективных для всех детей.

Подводя итог, мы можем сказать, что инклюзивное образование — образование, которое доступно каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, оно предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его социальной исключенности.

Инклюзивное обучение предполагает активное совместное участие в образовательном процессе каждого ребенка вне зависимости от его способностей и образовательных потребностей. Безусловно, главным принципом развития инклюзивных подходов в образовании является соблюдение интересов каждого ребенка.

Развитие инклюзивного потенциала современного образования детей содействует:  погружению «особого» ребенка в среду сверстников;  включению в совместную деятельность не только с ребятами, но и с педагогом;  приобщению к общепринятым нормам и правилам общения и поведения;  раскрытию индивидуальных способностей, данных природой;  проявление творческой инициативы и самостоятельности;  определению своей значимости и ценности.

При инклюзивном обучении акцент смещается с адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к нормальной общественной жизни на изменение самого социума. Инклюзивное обучение даёт возможность детям развивать социальные отношения через непосредственный опыт.

Но вместе с тем, у инклюзивного образования есть свои специфические проблемы: архитектурная доступность, стереотипы по отношению к детям с ОВЗ, готовность субъектов образовательного процесса принять ребенка с ОВЗ, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие специалистов: психологов, дефектологов, социальных педагогов, медицинских работников, социальных работников и т.д. Для решения этих проблем необходима концентрация общественных, образовательных, технических, кадровых, медико-оздоровительных, научных и других ресурсов. Необходимо не только обеспечить организацию совместной ведущей деятельности обучающихся, но и создать условия для непосредственного общения в рамках учебных, трудовых, жизненных ситуаций, объединить усилия работников образовательных учреждений, участвующих в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

  1. Адольф В. А., Шандыбо С. В. Формирование у будущих специальных педагогов профессиональной позиции принятия особого ребенка в вузе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4. С. 81—84.
  2. Алехина С. В., Новикова Н. В., Казакова Л. А. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья монография / под общ. ред. Н. В. Лалетина; Сиб. федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. Красноярск, 2013. С. 71—95.

З. Андикян Б. Д. Инклюзивное образование: особенности и тенденции развития // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2012. № 2 (10). с. 56-62.

  1. Зубарева Т. Г. Компетентностно-ориентированное повышение квалификации специалистов по созданию инклюзивной образовательной среды : дис. канд. пед. наук : 13.00.08. Курск, 2009. 280 с.
  2. Инклюзия: принципы и право [Электронный ресурс]. URL: http://q99.it/5tpsdap (дата обращения 07.112016).

6, Мельник Ю. В. Инклюзивное образование в контексте социализации детей с инвалидностью // Вестник Ставропольского государственного университета. 2011. № 1.

с.83-90.

  1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон от 29.12.2012 №273-ФЗ // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc_LAW 140174/ (дата обращения 07.11.2016).
  2. Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № З. С. 134—136.
  3. Ферапонтова И. О. Социальные аспекты инклюзивного образования // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 1. С. 165—172.
  4. Халимова Н. М., Найданова О. С. Особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // вестник кгпу им. В.П. Астафьева. 2014. № З (29). С. 127-130.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Конспект занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием сенсорного оборудования и релаксации...

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных случаев.

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных ...

«Системно-деятельностный подход как условие формирования предметных, метапредметных и личностных действий детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении преподаваемому предмету (английскому языку)».

«Системно-деятельностный подход как условие формирования предметных, метапредметных и личностных действий детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении преподаваемому предмету (а...

Фольклор как средство коррекционного воздействия на психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Гармоничному развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья  и ребенка с норматипичным развитием способствует активное применение фольклора. Фольклор органично вписывается в сис...

Доклад по теме «Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: « Организационно-правовые основыреализации инклюзивного образования в массовой школе»...

Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья...