Элективный курс в 9 классе "Я выбираю профессию"
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему

Зурагаева Юлия Карловна

Программа элективного курса «Я выбираю профессию» направлена на повышение у учащихся 9-х классов уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать осознанный профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ellektivnyy_kurs_ya_vybirayu_professiyu_2018_-_kopiya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА

элективного курса

«Я Выбираю профессию»

(психологическое  сопровождение пред профильного обучения»)

Программа рассчитана на17 часов

по 1 часу в неделю во втором полугодии.

Программу подготовила педагог-психолог Зурагаева Ю.К.

Пояснительная записка.

Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Необходимость школы – подготовить подрастающее поколение к сознательному выбору профессии. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении.

Профессиональную ориентацию необходимо рассматривать как научно-практическую систему подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Она призвана учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах страны.

Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.

Не менее важно формировать у школьников личностное отношение к будущей профессии, понимание ее значимости и смысла, потребность в самовоспитании, волевую установку на труд.

Пристального внимания требует изучение личности школьников, которое не может сводиться к разовым, бессистемным обследованиям. Каждый человек талантлив в какой-либо области. Важно создавать школьнику максимальные возможности для формирования и проявления своих склонностей, способностей с одной стороны, с другой, – необходимо вовремя заметить, откорректировать, развивать их именно в той деятельности, которая соответствует признанию личности.

Такой подход к профориентации требует воспитания у молодежи способности и стремления активно трудится на общее дело. Важно в процессе подготовки школьников к выбору профессии вооружить их знаниями, научить включаться в общественно полезный, производительный труд, в социально общественные отношения, что, в свою очередь, требует от школы изыскать такие формы профориентации, которые бы содержали элементы специализации и производственной практики, вооружили школьников современными знаниями о выборе профессии, ее социальных, экономических, нравственных, медицинских аспектах.

Программа элективного курса «Я выбираю профессию» направлена на повышение у учащихся 9-х классов уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать осознанный профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.

Цель курса: формирование у учащихся готовности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.

Задачи курса.

  1. Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
  2. Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
  3. Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Элективный курс рассчитан на 17 часов и предназначен для учащихся 9-х классов.

Курс состоит из трех модулей:

  1. модуль 1 «Диагностический» (1-4 занятие);
  2. модуль 2 «Информационный» (5-11 занятие);
  3. модуль 3 «Практический» 12-17 занятие).

В основе элективного курса лежит программа А.П. Чернявской «Психологическое консультирование по профессиональной ориентации». Кроме этого при разработке курса использованы программа Г.В. Резапкиной «Секреты выбора профессии» и учебное пособие М.С. Гуткина, П.С. Лернера, Г.Ф. Михальченко и др. «Твоя профессиональная карьера».

Элективный курс рассматривает понятие выбора профессии со стороны «успешности» человека: если человек выберет правильную профессию, то он будет успешен как личность и если человек будет успешным как личность, то он сумеет адекватно выбрать профессию.

Таким образом, элективный курс направлен на формирование у старшеклассников следующих знаний, умений и навыков:

- дать учащимся максимум информации;

- научить учащихся использовать полученную информацию при построении своей личностной и профессиональной траектории.

Осуществление контроля в рамках реализации элективного курса ожидается через ряд мероприятий:

- после 1 модуля: составление «Карты диагностики»;

- после 2-го модуля: составление словаря: «Наиболее востребованные профессии в регионе на данный момент и на ближайшие 5 лет», «Наиболее востребованные профессии в современном мире»;

- после 3 модуля: составление схемы-кластера «Мой профессиональный путь».

Модульный принцип построения элективного курса позволяет использовать его части отдельно для организации информационной работы в ходе предпрофильной подготовки.

Календарно -тематический план.

№№

Наименование темы

Кол – во

часов

Виды и формы деятельности

Дата проведения

Модуль 1 .

Диагностический

4

1

Эмоционально-личностная сфера

1

самодиагностика

16.01

2

Способности.

1

самодиагностика

23.01

3

Профессиональные интересы и склонности

1

самодиагностика

30.01

4

Работа с результатами диагностики

1

6.02

Модуль 2. Информационный

7

5

Формула успеха. Кто такие успешные люди?

1

беседа, дискуссия

13.02

6-7

Профессиональный выбор: секреты выбора профессии.

2

беседа, дискуссия

20.02

27.02

8-9

Человек на рынке труда.

2

беседа, дискуссия

6.03

13.03

10-11

Среди людей.

2

беседа, дискуссия

20.03

3.04

Модуль 3.

 Практический

6

12

Умение учитывать сильные и слабые стороны при выборе профессии.

1

беседа, дискуссия

10.04

13-14

Развитие умения делать выбор и принимать решения.

2

беседа, дискуссия

17.04

24.04

15-16

Планирование профессионального пути.

2

беседа, дискуссия

8.05

15.05

17

На пороге новой жизни.

1

беседа, дискуссия

22.05

итого

17

Краткое содержание программы.

Модуль 1 «Диагностический».

Цель: оказание помощи учащимся в профессиональном и личностном самоопределении через диагностику и самодиагностику.

Задачи:

  1. изучение эмоционально-личностной сферы учащихся;
  2. изучение способностей учащихся;
  3. изучение профессиональных предпочтений и склонностей учащихся;
  4. научение учащихся навыкам самодиагностики и умению анализировать полученные данные.

Тема 1. Эмоционально-личностная сфера (1 час).

Методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».

Методика «Определение сформированности ценностных ориентаций» Б.С. Круглова.

Методика «Мотивация достижения успехи и избегания неудач».

Методика «Шесть рек» Леонгарда.

«Методика исследования самоотношения» Р.С. Пантелеева.

Методика «Формула темперамента» Белова.

Домашнее задание: обработать результаты диагностики и занести полученную интерпретацию в «Карту диагностики» (Приложение 2.)

Тема 2. Способности (1 час).

Методика «Краткий отборочный тест» Бузина.

Методика на определение ведущей модальности.

Методика «Призвание».

Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Домашнее задание: обработать результаты диагностики и занести полученную интерпретацию в «Карту диагностики» (Приложение 2).

Тема 3. Профессиональные интересы и склонности (1 час).

Методика «Анкета интересов – 120».

Методика «Определение предпочитаемого типа профессии» Е.А. Климова.

Методика «Определения типа профессии» Е.А. Климова.

Домашнее задание: обработать результаты диагностики и занести полученную интерпретацию в «Карту диагностики» (Приложение 2).

Тема 4. Работа с результатами диагностики (1час).

Работа с картой диагностики. Выстраивание профессионально-личностного профиля.

Модуль 2 «Информационный».

Цель: расширить представление учащихся о современном мире профессий, о возможностях реализации своих жизненных целей и планов через избранный способ образования и возможную сферу профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с понятиями «профессиональный выбор», «профессиограмма», «зрелый выбор», «социальный заказ», «образовательный ресурс»;
  2. дать старшеклассникам информацию о секретах и правилах выбора профессии.

Тема 5. Формула успеха. Кто такие успешные люди (1 час).

Цели и задачи курса.

Успешность с точки зрения Р. Бендлера (НЛП: «принцы» и «лягушки»), Э. Берна (Трансактный анализ: «Я – ОК»).

Успешный человек в современном обществе.

Формула успеха: хочу – могу – надо.

Домашнее задание: составить свою формулу успеха.

Тема 6-7. Профессиональный выбор: секреты выбора профессии (2 часа).

Составляющие зрелого выбора: информационная, мотивационно-ценностная и практическая готовность.

Профессиональный план – программа профессионального самовоспитания.

Ошибки при выборе профессии: незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии.

Пути получения профессии.

Домашнее задание: составить личный профессиональный план на 5 лет.

Тема 8-9. Человек на рынке труда (2 часа).

Групповая дискуссия на тему «За что люди получают зарплату».

Основные принципы формирования рынка труда.

Как получить информацию о социальном заказе и вакансиях (настоящих и будущих).

Домашнее задание: составить список наиболее востребованных профессий в регионе на данный момент и на ближайшие 5 лет.

Тема 10-11. Среди людей (2 часа).

Общение и его роль в жизни человека.

Схема осуществления коммуникации.

Деловое общение.

Модуль 3 «Практический».

Цель: научить учащихся применять результаты самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего.

Задачи:

  1. научить учащихся составлять алгоритмы по:
  • анализу своих сильных и слабых сторон;
  • принятию решений;
  • самоанализу и способу определения целей;

2. научить учащихся навыкам планирования своего жизненного и профессионального пути;

3. стимулировать у старшеклассников личную ответственность за использование результатов самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего.

Тема 12. Умение учитывать сильные и слабые стороны при выборе профессии (1 час).

Упражнение «Мои сильные и слабые стороны».

Деловая игра «Торг».

Упражнение «Совместное рисование».

Сюжетно-ролевая игра «Устраиваемся на работу».

Упражнение «Мои способности».

Упражнение «Объявление в газету».

Тема 13-14. Развитие умения делать выбор и принимать решения (2 часа).

Упражнение «Совместная выработка алгоритма принятия решения».

Упражнение «Строительство своей жизни».

Упражнение «Дорога в горы».

Тема 15-16. Планирование профессионального пути (2 часа).

Упражнение «Мои цели».

Упражнение «Лестница».

Упражнение «Умение планировать свою профессиональную жизнь».

Упражнение «5 шагов».

Тема 17. На пороге новой жизни (1час).

Упражнение «Я чувствую сейчас…».

Упражнение «Без маски».

Упражнение «Строительство своей жизни».

Упражнение «Дорога в жизнь».

Список литературы, рекомендуемой для учащихся

  1. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. – Л., 1990.
  2. Гуткин М.С., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2005.
  3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей; Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично; Как перестать беспокоиться и начать жить: Пер. с англ. – М., 1990.
  4. Экскурсии в мир профессий. – М., 2005.

Литература

  1. Алексеева В.Г. На пороге самостоятельной жизни. – М.: Моск. рабочий, 1979. – 142с.
  2. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.
  3. Арапов Е.А., Микулина И.Б. Выбери себе профессию. - Свердловск, 1975. – 112 с.
  4. Бендюков М.И. Соломин. Диалоги о выборе профессии. – Издательский дом «РОСТ». – С-П., 2001.
  5. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание, 1991. – 78 с.
  6. Выбираем профессию: 100 вопросов и ответов. – Л.: Лениздат, 1990. – 74 с.
  7. Выбор профессии: мотивы и их реализация. – М.: Знание, 1986. –           61 с.
  8. Газарян С.С. Стратегия выбора. – М.: Моск. рабочий, 1981. – 207 с.
  9. Газарян С.С. Ты выбираешь профессию. – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Мол. Гвардия, 1985. – 175 с.
  10. Гнатюк Н.П. Сизиф и музы: Заметки и призвания. – М.: Просвещение, 1992. – 158 с.
  11. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. – М.: Педагогика, 1979. – 160 с.
  12.  Гуткин М.С., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9-х классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2005.
  13. Дмитрин Г.К. Дерзайте, вы талантливы!. – М.: Мол. гвардия, 1976. – 142 с.
  14. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 269 с.
  15. Йоваша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 128 с.
  16. Каганов А.Б. Выбираю профессию: Кн. для учащихся. – Минск: Нар. асвета, 1986. – 76 с.
  17. Калугин Н.Н. и др. Профессиональная ориентация учащихся. – М.: просвещение, 1983. – 19 с.
  18. Карцев И.Д. Ищи свою профессию. – М.: Мол. гвардия, 1973. – 96 с.
  19. Кем быть?: (Сборник для детей). – М.: Мол. гвардия, 1975. – 175 с.
  20. Кем быть? Каким быть?: Советы выбирающим профессию. – М.: Знание, 1985. – 47 с.
  21. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.
  22. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. – Кемерово, 1995. – 143 с.
  23. Константиновский М.А. Ищу себя. – М.: Знание, 1975. – 112 с.
  24. Костюк В.Г. и др. Молодежь Сибири: Образование и выбор профессии. – Новосибирск, 1980. – 192 с.
  25. Орлов А.Б. Склонность и профессия. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
  26. Павлютенков Е.М. Профессиональная ориентация учащихся. – Кев: Рад. шк., 1983. – 153 с.
  27. Пенкрат Л.В. Мотивы выбора профессии: Кн. для учителя. – Минск: Нар. асвета, 1986. – 53 с.
  28. Переведенцев В.И. Человек выбирает профессию. – М.: Знание, 1980. – 94 с.
  29. Профессиональная ориентация молоежи. – М.: Высш. шк., 1989. – 271 с.
  30. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1991. – 141 с.
  31. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание. – М.: Генезис, 2002.
  32. Сейтешев А.П. Пути профессионального становления молодежи. – М.: Высш. шк., 1988. – 336 с.
  33. Сыэрд Ю. Индивидуальность подростка и выбор профессии. – Таллин: Валгус, 1988. – 55 с.
  34. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования. – Кемерово: Кузбасвузиздат, 1996. – 159 с.
  35. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Кн. для учителя/ Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшок, С.С. Гриншпун и др. – М.: Просвещение, 1986.
  36. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  37. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. – М.: Педагогика, 1987. – 157 с.
  38. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.
  39. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М.: педагогика, 1981. – 96 с.
  40. Школа и выбор профессии. – М.: Педагогика, 1987. – 175 с.
  41. Я и моя профессиональная карьера. – Кемерово: Обл. ИУУ, 1994. – 50 с.
  42. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав. ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. Белоусова. – М.: Аванта, 2003. С. 350-397.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс"В мире радиотехнических профессий"

Программа  предназначена для обучающихся 9-х классов.  Преподаватель данного курса опирается на знания и умения обучающихся, приобретённые в процессе изучения школьного курса физики, т...

Презентация к элективному курсу"В мире радиотехнических профессий"

Для наглядного обеспечения   краткого  информирования по курсу....

Программа курса по выбору "Выбирая профессию, выбираем образ жизни"

Программа по профорентации "Выбирая профессию, выбираем образ жизни" призвана помочь школьникам в  нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфи...

Элективный курс "Биология и будущая профессия" 9 класс

Цель и задачи:Профессиональное просвещение учащихся относительно профессии и специальности, связанных с современной биологией;Расширение знаний о практическом применении биологических знаний;Формирова...

Элективный курс «Человек: психология и профессия»

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направ...

Программа элективного курса «Я и моя профессия»

Программа элективного курса по профориентации «Мой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требо...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "гЕОГРАФИЯ В МИРЕ ПРОФЕССИЙ"

Создание условий для планирования, организации занятий элективного курса в 9 классеЗадача    рабочей программы:1. Определить содержание, объём, порядок проведения занятий с учётом...