Занятие для девочек подросткового возраста по теме: "Мы с тобой одной крови"
план-конспект занятия по психологии (7 класс) на тему

Каменских Регина

Занятие посвящено теме сиблинговых отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по теме:

«Мы с тобой одной крови» (2 часа)

Цель: осознание собственной позиции в сиблиноговых отношениях.

Задачи:

- раскрыть особенности сиблиноговых отношений;

- осмысление своей модели поведения во взаимоотношениях с братом или сестрой;

- актуализация личностных ресурсов.

Организационный момент

Приветствие

        Упражнение «Здесь есть тот, кто…»

        Цель: - создание доверительных отношений.

        Стулья стоят в кругу, их на один меньше, чем участников. Ведущий в центре, он произносит фразу, которая касается отношений участниц с братьями, сестрами: «Здесь есть тот,  у кого (например, есть или брат, сестра?)»  Те, кого это касается быстро встают и быстро меняются местами, тот, кто не успел, становится ведущим, придумывая конец предложения.

        Например:

        - обижается на них;

        - дружит с ними;

        - может подраться;

        - кто боится своего брата или  сестру;

        - считает, что родители любят меньше меня, чем брата или сестру.

Основная часть

        Упражнения «Без маски» [36]

        Цель: осознания собственных чувств и эмоций по отношению к сиблингу.

        Принято считать, что братья и сестры обязательно должны любить друг друга. Об этом с детства внушают родители, другие  родственники. Даже если у них мало общего, предполагается о том, что один всегда может положиться на другого. Когда между сестрами или сестрами и братьями теплые чувства это здорово, однако в реальности отношения могут развиваться иначе.

        Участницы поочередно берут карточки, которые лежат на столе, и без подготовки продолжают высказывание, которое имеет начало на карточки.

        Примерное содержание незаконченных предложений:

        - «Мне, в особенности  нравится, когда…..»

        - «Мне очень хочется забыть, что….»

        - «Бывало, что мой брат (сестра) вызывает у меня почти ненависть. Однажды, когда…»

        - «Однажды меня напугало, что…»

        - «В особенности меня бесит, что …»

        - «Мне хорошо,  когда моя сестра (брат)….»

        - «Мне грустно,  когда…»

Ролевая игра «Поменяться местами»

Цель: развивать способности понимать и признавать чувства другого человека.

Ведущий делит участниц по признаку: младшие, старшие, единственные, на три группы. В центр круга психолог приглашает пару участниц  из разных команд, и предлагает   разъиграть ситуации из их жизни.         Но в этой игре тот, кто проживает роль старшей сестры в своей семье, здесь проиграет роль младшей, а младшая наоборот роль старшей. Можно разъиграть несколько сцен.

Обсуждение

- Легко ли было оказаться в чужой роли?

- Какие чувства эмоции вы испытывали?

- Что было самым сложным?

- Что сообщает происходящие?

Упражнение «Макароны» [9]

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: Встаньте все вместе вплотную друг к другу и опустите руки вниз. Представьте, что вы пучок макарон, который подают на обед. Вы в кастрюле с водой. Сейчас я включу плиту, и макароны начнут вариться. Макароны варятся и делаются все мягче и мягче. Они медленно, очень медленно опускаются на дно кастрюли легким красивым клубком.…А когда я крикну: «Кетчуп!», - вы можете снова встать, осмотреть свои ладони, руки и ноги и почувствовать, какие вы замечательные.

        Мини-лекция на тему: "Наследники трона"[22]

Ведущий кратко рассказывает об особенностях развития сиблинговых отношений.

        Единственный ребенок в семье совсем не плохо: он получает весь мир. Всю любовь, заботу и ласку,  но и беспокойство, тревогу и ожидания родителей. Он привыкает к собственной исключительности, но часто бывает избалован тем, что его желание угадываются заранее. Эгоистичен, так как он не привык делиться.  Он обременен грузом родительских ожиданий и тревог.  На нем лежит незримое обязательство воплотить все то, что не удалось родителям, поэтому у них нет право на ошибку. И у него, как ни странно, меньше всего шансов прожить свою жизнь, свою уникальную историю.

        У старшего начинается все как у «единственного». Он свет в окошке, всеобщее счастье. Но потом они вдруг говорят, что у него вот-вот появится братик или сестричка, уверяют, что теперь он будет  наконец не один и ему всегда будет с кем поиграть.

В жизни ребенка при рождении второго малыша меняется очень многое: его, как правило, стесняют в пространстве, урезают в проявлении внимания, волей- неволей лишают статуса исключительности. И самое страшное, старший,  может перестать чувствовать себя любимым. И в результате  младший для него становится соперником.

В наших российских семьях есть такая привычка — поручать младших старшим, причем возлагать на них ту же степень ответственности, что и на взрослых, без скидок на особенности и возраст. И они становятся «родителями» для своего младшенького. Но детство ему положено, и он будет стараться его заполучить. И совсем неудивительно, если он без восторга будет откликаться на необходимость посидеть с «любимым» младшим братиком, вместо того чтобы пойти играть в футбол.

Младший с раннего детства понимает, что о нем позаботятся. Он — любимчик, и он это прекрасно чувствует. Его часто любят просто так, без всяких особенных ожиданий. Ему можно не конкурировать за любовь родителей, достаточно немного пореветь, и почти гарантированно старшему «попадет», а его пожалеют. Он отлично умеет пользоваться своими привилегиями младшего и слабостью. Но часто он совершенно не знает своих сил и способностей. Ведь старший и взрослые в его семье априори сильнее, мудрее, способнее. Очень трудно почувствовать себя сильным и умным, когда все вокруг сильнее и умнее тебя.

При всей любви и заботе о младшем точно нельзя сказать, что его жизнь — «малина». Младший часто не уверен в себе, является объектом жесткого контроля и проявления власти старшего, с которого спросят, почему маленький плохо поел, получил двойку, подрался во дворе, потерял перчатки. У младшего отбирают такие интересные тетрадки и фломастеры, потому что «мал еще». Его не берут играть во взрослые интересные игры, и он во многом завидует старшему, и хочет быть на него похожим, даже если сильно недолюбливает его за властный характер и вредность. Он неминуемо попадает под каток ответственности старшего, под которым неизбежно расплющивается способность младшего принимать решения, его взрослость и ощущение собственных возможностей.

Упражнение  «Мои богатства»  [28]

Ведущий предлагает участницам написать список того, что доставляет им радость, за что вы можете быть благодарны себе, своей сестре, брату.

Обсуждение

Участники при желании зачитывают свои списки, где описаны составляющие их счастья, и отмечают,  радуются ли они тому, что имеют?

Заключительная часть

Подведение итогов

Рефлексия

- Что о себе я узнала нового...

- Что мне понравилось, что не понравилось...

- На занятии мне было...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОЙ МИР И МИР ЛЮДЕЙ: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА)

Данное занятие раскрывает возможности сенсорной комнаты в коррекции нежелательных поведенческих проявлений подростков группы риска...

МОЙ МИР И МИР ЛЮДЕЙ: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА)

Данное занятие раскрывает возможности сенсорной комнаты в коррекции нежелательных поведенческих проявлений подростков группы риска...

Проект "Мы с тобой одной крови: ты и я!"

Создание школьной газеты «Школьная пора»...

«Семья – опора моя». Коррекционное занятие с воспитанниками подросткового возраста.

Конспект  коррекционного занятия с использованием ИКТ...

Групповое занятие для детей подросткового возраста по теме: "Другие люди"

Занятие приурочено ко Всемирному дню информации об аутизме)...

Занятие "Физиологические особенности подросткового возраста"

Конспект занятия содержит информацию об основных физиологических изменениях, которые происходят с организмом человека в подростковом возрасте....

Профилактическое занятие с детьми подросткового возраста «ДЕПРЕССИЯ: Давай с тобой поговорим!»

Цель: профилактика депрессивных состояний и девиантного поведения у детей подросткового возраста...