Программа психолого- педагогического сопровождения пятиклассников в условиях ФГОС
методическая разработка по психологии (5 класс) на тему

Кузьмина Галина Петровна

В подростковом возрасте может воз­никнуть огромное количество проблем и нарушений развития. Поэтому для структурирования психологической поддержки необходимо четко определить ее цель — душевное или, как принято говорить, психологическое здоровье подростков, а за­тем определить групповые и индивидуальные формы психоло­гической поддержки подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5.docx46.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В подростковом возрасте может возникнуть огромное количество проблем и нарушений развития. Поэтому для структурирования психологической поддержки необходимо четко определить ее цель — душевное или, как принято говорить, психологическое здоровье подростков, а затем определить групповые и индивидуальные формы психологической поддержки подростков.

Что понимать в этом случае под психологическим здоровьем? Как известно, психологическое здоровье выступает как одна из важнейших характеристик личности. Оно отражает особенности ее генезиса и психического развития. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, в определение его должна быть заложена возможность развития на всем протяжении жизненного пути человека. Кроме того, в него необходимо добавить требование гармонии не только между человеком и средой, но и между различными аспектами внутри человека: рациональными и эмоциональными, психическими и телесными, разумом и интуицией и т.п. Исходя из этих рассуждений, психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих:

а)        гармонию как между различными аспектами внутри человека, так и между человеком и обществом;

б)        возможность полноценного функционирования и развития индивида в процессе жизнедеятельности.

Таким образом, становится понятным, что ключевое слово, характеризующее психологическое здоровье,  — это гармония человека как с самим собой, так и с окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.

Основываясь на взглядах психологов гуманистического направления, а также на опыте практической работы с людьми разного возраста, мы можем заключить, что обобщенная модель психологического здоровья должна включать аксиологический, инструментально-технологический и потребностно-мотивационный компоненты.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями Я самого человека и Я других людей. Он предполагает осознание человеком ценности, уникальности себя, окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, единство со всей полнотой мира. Из этого вытекает наличие позитивного образа Я, то есть абсолютного принятия человеком самого себя при достаточно полном знании себя, а также и принятия других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п. И вытекающего из этого глубокого убеждения о ценности человеческой жизни как таковой. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимыми качествами является умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало» (даже если оно не сразу заметно), по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом, так же как и в себе.

Инструментальный компонент отражает владение рефлексией как средством самопознания, наличие способности концентрировать сознание на самом себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Этому соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, то есть потребности в самоизменении и личностном росте. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свою жизнь и становится «автором собственной биографии».

Программа групповых занятий для подростков должна обеспечить, с одной стороны, формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, а с другой — выполнение возрастных задач развития. Основные направления групповой работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.

Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает прежде всего развитие умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте.Развивающее направление отличается своим наполнением для учащихся разных классов, но в целом оно обеспечивает формирование к концу подросткового возраста эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович). При этом под эго-идентичностью, согласно Э. Эриксону, понимается ощущение собственной целостности, активности и жизненной силы, осознание собственной ценности и компетентности. Половая иден-тичность — это представление о своем полоролевом поведении. Личностное самоопределение, по мнению Л.И. Божович, связано с формированием внутренней позиции взрослого человека, которая проявляется в осознании себя как члена об-щества и в понимании необходимости самому принимать решения относительно своего будущего. Оно предполагает сформированность у старших подростков определенной смысловой системы представлений о мире и самом себе, постановку вопроса о смысле собственного существования, а также выбор профессии.

Методы и техники, используемые в программе

1. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).

2.. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

3.Психологическое информация

Для подростков начиная с 6-го класса достаточно эффективным методом, способствующим углублению их самосознания, является изучение некоторых важных для этоговозраста психологических понятий. Сообщаемая информация стимулирует подростка к размышлению о себе. Кроме того,такая форма подачи материала придает занятию сходство с уроком привычной для ученика формой деятельности, а
следовательно, позволяет тревожным подросткам чувствовать себя в безопасности, воспринимать ситуацию как подконтрольную. Детям, склонным скрывать свой внутренний мир отокружающих, такая работа позволяет избегать прямых высказываний о себе, но в то же время обсуждение нередко сопровождается серьезной внутренней работой. Необходимость ведения записей в тетради позволяет улучшить дисциплину
на занятии, а также дает возможность вернуться к ранее рассмотренным вопросам.                     

Эти задания полезно давать в начале занятия в качестве разогревающих, настраивающих на работу, организующих ее.

Обычно мальчики проявляют меньший, чем девочки, интерес к занятиям. Игровая форма заданий позволяет им активно включиться в происходящее. Важно также отметить, что интеллектуальные задания как форма работы являются достаточно безопасными, поэтому позволяют легко и быстро включить в дискуссию даже закрытых подростков. 4.Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладевать необходимыми понятиями.

«Найди слово». Подростки должны найти лишнее слово: страх, злость, ненависть (страх); страх, беспокойство, злость (злость); доброта, спокойствие, доверие (спокойствие).

«Психологические примеры». Дети говорят о том, как они понимают следующие психологические примеры, и по желанию предлагают свой вариант «решения» какого-либо примера (понятно, что вариантов решения может быть несколько).

Зависть + Высокомерие = Одиночество;

Доверие + Хорошее Настроение = Счастье;

Неуверенность + Тревога = Злость.

«Самое длинное». Подросткам предлагается составить самое длинное предложение со словом «воля», затем со словом «терпение» и, наконец, со словом «сочувствие».

5.Ролевые методы.

Общеизвестно, что для обеспечения психологического здоровья необходимо адекватное ролевое развитие. Основные нарушения ролевого развития у детей и подростков: ролевая ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевая аморфность - неумение принимать ту или иную роль, отсутствие ролевой креативности -неумение продуцировать новые образы, принятие негативных ролей, например, «козел отпущения» или «классный шут». Ролевые методы предполагают принятие подростком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, то есть усиленном варианте. Ролевые методы можно разделить на две подгруппы: ролевую гимнастику (ролевые действия и принятие ролевых образов) и ролевые ситуации. С подростками чаще работают с помощью метода принятия ролевых образов: социальных и семейных ролей (учителя, директора, друзей и недругов, мамы, бабушки и т. п.), образов неодушевленных предметов (стола, шкафа, машины, лодки и т.п.). Персонаж изображается при помощи мимики и жестов, может озвучиваться. В ролевых ситуациях учащиеся сталкиваются с положениями, релевантными тем случаям, которые характерны для их реальной (и значимой для них) деятельности, и ставятся перед необходимостью изменить свои установки. Тем самым создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков. Приведем примеры упражнений из этой группы.

«Беседа». Подростки делятся на пары, каждой из которых нужно организовать диалог на разные темы из роли взрослых, обращаясь друг к другу по имени-отчеству. Примерные темы: «Как надо воспитывать детей», «Как быть, если ребенок не хочет учить уроки».

«Встреча». Ведущий разыгрывает с несколькими участниками ситуацию: «Встреча через 10 лет на остановке автобуса. При этом он задает подростку различные вопросы: «Чем ты сейчас занимаешься? Где бываешь по выходным? Живешь один или с родителями? Чем увлекаешься?» и т.п. После нескольких ситуаций задавать друг другу вопросы могут сами ребята.

«Агрессивный... продавец». Группа делится на две команды. Один из членов каждой команды показывает без слов агрессивного человека в той или иной социальной или семейной роли: учитель, продавец, шофер, отец, мать, брат. (Перед этим представитель каждой группы вытягивает карточку с на званием роли.) Остальные участники должны отгадать, в какой роли он выступает. Выигрывает та команда, представите-аи которой были наиболее выразительны и роли которой верно угаданы. Затем игра повторяется с теми же персонажами, но уже не в агрессивном, а в «добром» состоянии.

6.Коммуникативные игры.

Коммуникативные игры делятся на три группы:

-игры, направленные на формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства и дать ему вербальное или невербальное поглаживание;

-игры и задания, способствующие углублению осознаниясферы общения;

-игры, обучающие умению сотрудничать.

Приведем примеры упражнений.

1 группа. «Волшебное зеркало». Группе нужно посмотреть в него, постараться увидеть по очереди каждого участника и разглядеть в зеркале все сильные стороны, за которые его уважают родители, учителя, друзья.

2группа.  «Одиночество в классе».  Ведущий говорит подросткам о том, что одиноким себя можно чувствовать,даже находясь среди людей, например, в классе. Он просит
придумать ситуации, в которых один из учеников чувствует себя одиноким. Далее подростки по очереди «превращаются в одинокого», стараясь как можно ярче описать его мысли и чувства. Некоторые чувства и мысли можно записать на доске После все вместе определяют, кому удалось наиболее точно сыграть роль одинокого человека.

3 группа.  «Конфликтные ситуации».  Ведущий задает учащимся конфликтные ситуации, а они, разделившись на три команды, придумывают и проигрывают варианты их развития (^наступление, обсуждение, отступление, уход).

7.Игpы, направленные на развитие Воображения

Их можно разделить на две группы: вербальные и невербальные игры.

В вербальных играх подростки придумывают окончание к той или иной необычной ситуации (что произойдет, если учительница припрыгает в класс на одной ножке?) либо все вместе сочиняют сказки или подбирают различные ассоциации к какому-либо слову.

Невербальные игры предполагают изображение подростками по-разному «как можно интереснее» того или иного живого существа или неживого предмета, то есть несколько пересекаются с ролевыми методами.

Вербальные игры. «Ассоциации». Ведущий предлагает учащимся обратиться к изучению другой группы изменений, которая была названа «Развитие». Для этого проводится игра в ассоциации. Подростки придумывают, каким бы они могли быть цветком сейчас и в будущем. Ведущий спрашивает под-ростков, почему и как менялись их ассоциации. Делается вы-вод о том, что в подростковом возрасте каждый человек развивается, важно осознавать процесс этих изменений «Ассоциации». Ведущий говорит о том, что вера в себя или уверенность в себе у каждого свои, и чтобы ребята осознали это, предлагает игру в ассоциации. Он задает вопросы: «Если бы ваша вера в себя была деревом, то каким? Если погодой, то какой?»

Невербальные игры. «Превратись в животное». В соответствии с полученными карточками учащиеся превращаются в различных животных и ищут себе пару (слон - слониху, муравей — муравьиху, козел — козу и т.п.) с помощью только невербальных средств (в первом туре), используя лишь звуки (во втором туре).

«Превратись в возраст». Ведущий раздает подросткам карточки с указанием возраста человека. Дети должны невербально изобразить человека, доставшегося им (0, 5, 10, 15, 20, 40, 60, 80 лет), остальные определяют возраст. Во втором туре карточки перемешиваются, и подростки из разного возраста произносят слово «Здравствуйте».

8.Задания с использованием терапевтически» метафор

Подростковый период — это резкий скачок в развитии, дающий ребенку большие возможности осознания себя. Поэтому так важно использовать в работе с подростками основанные на терапевтических метафорах сказки и притчи.

К компонентам терапевтической метафоры относятся:

-метафорический конфликт — появление ситуации, в которой герою становится плохо из-за имеющейся у него проблемы (непохожести на других, наличия страхов и т.п.);

-метафорический кризис — наступление невыносимой для героя ситуации, несущей символику смерти;

-поиск и нахождение ресурсов внутри себя — открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для-разрешения кризиса;

 - торжество и праздник, переживание ситуации успеха,  признания со стороны окружающих.

Говоря о метафорах, можно выделить две основные группы. Первая группа направлена на работу с типичными проявлениями или/и трудными ситуациями подросткового возраста, например, чувством одиночества, стремлением к получению внимания (пусть даже негативного) взрослых. Вторая группа включает в себя сказки скорее развивающего, чем терапевтического характера, способствующие решению ими возрастных задач развития, приобретению гуманистической жизненной философии. Помимо разрешения трудных ситуаций и содействия развитию подростков, систематическая работа с метафорами приводит к усвоению основной идеи метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху. Таким образом, у подростка формируется «механизм самопомощи» — «ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь и наверняка преодолеешь трудности».

Помимо терапевтических сказок-метафор, весьма продуктивно использовать для обсуждения с подростками притчи. Они, как достаточно неопределенный стимульный материал, позволяют выйти на проблемные области.

9..Задания но формирование «эмоциональной грамотности»

Эти задания предполагают обучение распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях. Необходимость данных умений можно понять, обратившись к рассмотрению феномена алекситимии как предпосылке психосоматических расстройств. Сегодня алекситимия понимается в первую очередь как неумение человека выразить и описать в словах свои внутренние переживания, неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений. Недостаточность воображения, ригидность. Примеры упражнений этой группы.

«Закончи предложение». Подростки бросают друг другу мяч и называют те или иные чувства, каждый раз начиная со слов: «Я имею право на... (страх, радость, гнев...) и т.д.»

«Подросток рассердился». Подростки делятся на две команды. Каждая получает по одной картинке неопределенного содержания (можно использовать стимульный материал ТАТ). Командам нужно придумать рассказ о подростке, который очень сильно на кого-то рассердился или обиделся.

«Копилка эмоциональных реакций». Учащимся предлагается вспомнить любые провоцирующие фразы (типа «Выйди вон!», «Ты — дурак бестолковый!») и указать всевозможные ответные реакции: крик, слезы, смех и т.д. Таким образом набирается «копилка» эмоциональных реакций.

10.Когнитивные методы

Эти методы основываются на утверждении, что причиной эмоциональных расстройств является наличие у человека некоторых мешающих ему убеждений. Исходя из этого, необходим пересмотр мировоззрения. Когнитивные психотерапевты полагают, что наиболее важным является освобождение от абсолютистского мышления, содержащего убеждение о том, что люди и весь мир должны принадлежать индивиду или же, наоборот, сам индивид должен полностью принадлежать окружающим.

«Подростки не понимают... Родители не понимают...» Ведущий бросает подросткам поочередно то синий, то красный мячик. Те, кому попадает в руки синий мячик, заканчивают предложение «Подростки не понимают, что родители...». Те, кому попадает красный — «Родители не понимают, что подростки...».

В результате обсуждения игры делается вывод, что необходимо искать точки понимания в семье, учиться договариваться.

11.Дискуссионные методы

Одним из ведущих методов, используемых в социально-психологическом тренинге, является групповая дискуссия. Она позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.

«Зачем люди мечтают». Ведущий рассказывает ребятам об одних родителях, которые «приходили к нему на консультацию». И вот они поспорили друг с другом. Отец сказал: «Зачем вы учите моего сына фантазировать? Зачем учите мечтать? Это совершенно бесполезное занятие, денег оно не приносит. Лучше развивайте его память». А мама возражала: «Разве может человек жить без мечты?» Ведущий спрашивает ребят, с кем бы они согласились и почему.?

Подводя итоги описанию методов групповых занятий с подростками, можно сделать вывод, что основа подобных занятий — это обучение учащихся жизненно важным навыкам, психосоциальной компетентности: способности индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении при взаимодействии с внешним миром. И включение подростков в такие занятия будет способствовать не только сохранению психологического здоровья, но и повышению учебной мотивации, работоспособности, стабилизации внимания и памяти, снизит риск наркомании и алкоголизации.

ПЯТЫЙ КЛАСС

Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации.

В начальной школе дети привыкают исполнять требования в основном одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля. Поэтому в средней школе можно ожидать, что у части учащихся возникнут трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. Некоторые им будут казаться слишком строгими, а некоторые — мягкими, которых можно не слушаться. Ученикам может быть трудно самостоятельно без строгого контроля организовать свое рабочее место, провести перемену «без ущерба для своего здоровья», дойти до столовой и обратно. Необходимо обратить особое внимание на обучение пятиклассников пользованию своими новыми свободами. Иначе можно ожидать резкого возрастания количества драк на переменах и соответственно жалоб от родителей. На первых порах может снизиться успеваимость.

Следует помнить, что с этого времени активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность. Учащиеся будут стремиться доказать окружающим и себе свою взрослость, иногда социально неприемлемыми способами. Это может проявляться в демонстративном употреблении ненормативной лексики (особенно в присутствии девочек или взрослых). Или в столь же демонстративном противостоянии требованиям взрослых (находясь при этом в очевидно детской позиции: «не хочу, не буду»). В классе может появиться негативный лидер. Имеется в виду, что кто-то из учащихся будет стремиться возглавить остальных в их борьбе против требований взрослых.

Следует ожидать существенных изменений в межличностных отношениях внутри класса: перераспределения дружеских компаний, появления некоторого антагонизма между мальчиками и девочками при возрастании интереса друг к другу. Это понятно, поскольку взаимоотношения становятся более осознанными и на них начинает влиять начавшееся подростковое сексуальное созревание. Могут появиться изгои, то есть учащиеся, на которых будут направляться агрессивные выпады со стороны почти всех учащихся. Интересно, что если при помощи взрослого ребенок выходит из позиции изгоя, класс достаточно быстро «выбирает» следующего. Можно заключить, что изгои необходимы для канализации агрессии классам с низким уровнем развития коллектива.

Начало процесса взросления учащихся обычно с неудовольствием воспринимается родителями, которые относят новые проявления в поведении своих детей к их недостаткам-Поэтому некоторые учащиеся к концу пятого класса начинают считать, что они стали «хуже, непослушнее», что может привести к снижению их самооценки. Полезно во второй половине учебного года особое внимание обратить на осознание учащимися начала своих изменений, подвести их к пониманию обязательности и позитивности изменений.

В отношении родителей многие подростки занимают противоречивую позицию. С одной стороны, они активно отстаивают самостоятельность. С другой — требуют любви и внимания, тоскуют по детской позиции. У некоторых может появиться страх взросления, внешне не всегда проявляемый.

В это время дети активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверены в его устойчивости. Поэтому любые предъявления подростками своих взглядов, представлений, мнений необходимо принимать очень бережно, безоценочно, с уважением. Полезно стимулировать любые процессы по исследованию подростками самих себя.

Исходя из психологических особенностей  мною разработана интегрированная программа по социально-психологической помощи подросткам .В её основе лежит курс О.В.Хухлаевой  «Тропинка к своему Я», а также тренинговые занятия  Коблика  Е.Г. из программы «Первый раз в пятый класс». В обеих программах применяются  общие методы проведения занятий вместе с тем у каждой из них есть свои особенности. Так программа  Коблика Е.Г. более ориентирована на младших подростков и их адаптацию. Как оказать реальную профилактическую помощь и психологическую поддержку «пятиклашкам» и их преподавателям? Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие  успешность адаптации:

- умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

- умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

- умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

- навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

- навыки уверенного поведения;

- навыки совместной (коллективной) деятельности;

- навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

- навыки самоподдержки;

• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей..

Именно поэтому в программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.         Основная цель данной программы — создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями., а основной метод занятий –тренинг.   В соответствии с целью формулируются задачи тренинга:

- формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;

-формирование устойчивой учебной мотивации детей;

-создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;

-повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;

-освоение детьми школьных правил;

-выработка норм и правил жизни класса;

- формирование адекватных форм поведения в новых

школьных ситуациях;

-развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

Это планируемые результаты  деятельности. Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения в рамках обучения ФГОС

Подробная программа для работы психолога и педагогов в рамках реализации ФГОС....

Психолого-педагогическое сопровождение педагога в условиях введения и реализации ФГОС ОО

 Введение ФГОС общего образования требует учителя иного уровня квалификации, готовности  к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде, обе...

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

На современном этапе развития системы образования   возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС  в среднем и старшем з...

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС» на 2013-2018 год. Цель программы:Создание оптимальных психолого-педагогических условий для ра...

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на 2016-2020 годы ГБОУ школа № 603 Фрунзенского района Санкт- Петербурга

Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модернизации системы образования на сов...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС предполагает обеспечение развивающего характера образования. Система психолого-педагогического сопровождения является необходимым компоненто...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5-х классов «Я-пятиклассник»

Начало учебы в 5 классе – особый этап в школьной жизни ребенка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения: к множеству учебных предметов, к новым учителям и т....