Методическая разработка классного часа "Стратегии выбора профессии"
методическая разработка по психологии (9 класс) по теме

Уважаемые коллеги! 

Умение правильно выбрать свой профессиональный путь - важная задача выпускников средней школы. Предлагаю вашему вниманию методическую разработку классного часа по профориентации для девятиклассников. Данный материал может быть полезен педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям. 

Одной из основных целей классного часа является активизация самопознания подростков: побуждение их к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка педагога-психолога

ГБОУ гимназии №628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Надпорожской Ксении Евгеньевны

Классный час для учащихся 9 класса «Стратегии выбора профессии»

Цель классного часа:

  1. дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;
  2. активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

Задачи:

  1. Создать  условия для формирования у учащихся знаний об основных требованиях к профессионалу, о профессиональной карьере и об основных направлениях ее роста
  2. Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни.
  3. Создать положительную мотивацию выбора профессии.
  4. Развивать способности к самоанализу, умение логически мыслить и аргументировано вести беседу

Время: 40-45 мин.

Структура занятия:

  1. Введение в тему классного часа.
  2. Информационный блок.
  3. Практический блок (с проблемной ситуацией и планированием образовательного маршрута).
  4. Информационный блок (олимпиады)
  5. Заключительная беседа

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация к уроку в PowerPoint, раздаточный материал для учащихся.

Ход классного часа:

Введение

Слайд 1

В будние дни вы идете на занятия в школу, а ваши родители спешат на работу. Наверняка вы уже знаете в общих чертах, чем они занимаются? Любят ли они свою работу? Как выбирали род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности?

Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. От выбранной профессии во многом будут зависеть ваша профессиональная мобильность, круг общения, материальное благополучие вас и вашей будущей семьи.

Давайте для начала проведем небольшое социологическое исследование:

Поднимите, пожалуйста, руки, кто уже выбрал профессию?

Кто пока не определился?

Кого этот вопрос пока еще не интересует? (записать на доске количество учеников, поднявших руки в ответ на каждый вопрос)

А можете ли вы мне ответить, что такое профессия? (ответы детей)

Информационный блок

Профессия

Слайд 2

Профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.

Вспомните из наших прошлых бесед, каковы основные признаки профессии? (ответы детей)Правильно: это общественно полезное занятие, для которого необходимо специальное обучение, и за свою работу человек получает заработную плату.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Слайд 3

Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок. Как вы думаете, какие факторы могут повлиять на выбор профессии? (ответы детей)

1. Знания о профессиях и их востребованность.

Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

2. Склонности (интересы, мотивы труда).

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие.

3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.

4. Уровень притязаний и самооценка.

Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.

5. Мнение родителей, семьи.

Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь какой либо профессии, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам.

6. Мнение сверстников.

Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Но важно помнить, прислушиваясь к советам друзей, что выбор будущей специальности – это ваш и только ваш личный выбор.

7. Позиция учителей, психологов, врачей.

Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях.

Можно обратиться к психологу, чтобы оценить ваши способности и склонности с помощью специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию можно получить в районном центре занятости населения. Там также можно пройти тестирование, получить консультацию.

8. Личный профессиональный план (ЛПП).

За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Очень важно определить свой горизонт планирования, представить, чем вы будете заниматься через некоторое количество лет.

Карьера и образовательный маршрут

Слайд 4

Прежде всего, необходимо выяснить, что такое карьера. В точном переводе с итальянского - это бег, жизненный путь.

Профессиональная карьера - это профессиональное продвижение, профессиональный рост

  • как этапы восхождения человека к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим
  • как процесс профессионализации (от выбора профессии к овладению профессией, затем упрочнение профессиональных позиций, овладение мастерством.)

Кроме того, карьера - это сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу, к определенной должности. Можно выделить два вида карьеры: 

Горизонтальную: рост профессионального мастерства Вертикальную: рост в должности

Вертикальная и горизонтальная карьера - это два равноправных способа жизни в профессии и в обществе в целом, они существуют вместе и не исключают, а взаимно дополняют друг друга. Сделать карьеру - значит добиться престижного положения в обществе и высокого дохода, который в три раза превосходит средние показатели. При планировании карьеры человек с самого начала должен решить для себя, какого служебного положения он хочет добиться, какого уровня дохода он желает и что для этого нужно? Это поможет формулировать, а потом регулярно пересматривать и уточнять, особенно в переломные моменты, личные цели.

Практический блок.

Формула профессии

Слайд 5

Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. А какие условия должны выполняться? (ответы детей).

Итак, должны выполняться три условия:

Хочу – мои желания

Могу – способности и возможности

Надо – востребованность профессии.

Представим себе наши «Хочу», «могу», «надо» в виде трех окружностей. На первой схеме окружности не пересекаются. На второй у них есть небольшая область пересечения. На третьй – они практически накладываются друг на друга, очень много точек соприкосновения.

Практическое задание по группам: придумать или привести из жизни примеры, иллюстрирующие три схемы (ответы детей).

Практическая работа

Слайд 6

Очень важен своевременный и точный выбор профессии с учетом своих возможностей, требований профессии и рынка труда.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Каким должно быть содержание профессии, чтобы интересно было работать?
  2. Есть ли у меня профессионально важные качества для этой работы?
  3. Какого образования требует эта профессия?
  4. На какой уровень образования я могу рассчитывать?
  5. За какую минимальную заработную плату я могу работать? (раздаточный материал)

Сад расходящихся тропок

Слайд 7, 8

  1. Личный профессиональный план.
  2. Возможные варианты построения индивидуального образовательного маршрута.
  3. Практическая работа «Линия времени» (раздаточный материал)

Информация

Слайды 9-14

  1. ВУЗы и олимпиады – дополнительные возможности для поступления
  2. Страница по профориентации на сайте гимназии

Заключительное слово

Слайд 15

Подведение итогов (рефлексия)

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?

Раздаточный материал:

Практическая работа

  1. Каким должно быть содержание профессии, чтобы интересно было работать?

  1. Есть ли у меня профессионально важные качества для этой работы? (перечислите)

  1. Какого образования требует эта профессия?

  1. На какой уровень образования я могу рассчитывать?

  1. За какую минимальную заработную плату я могу работать?

Линия времени

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стратегии выбора профессии

Слайд 2

Обучение Оплата труда Общественная полезность Что такое профессия? Профессия (лат. “p rofessio ” - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы.

Слайд 3

Проанализируем ФАКТОРЫ , которые могут повлиять на выбор профессии :

Слайд 4

Карьера и образовательный маршрут Профессиональная карьера выделяют два вида: гор изонтальную и верт икальную профессиональное продвижение, профессиональный рост сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу, к определённой должности

Слайд 5

ХОЧУ – МОГУ – НАДО Будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ). Вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ ). Эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Слайд 6

Практическая работа Очень важен своевременный и точный выбор профессии с учетом своих возможностей, требований профессии и рынка труда. Ответьте на следующие вопросы : Каким должно быть содержание профессии, чтобы интересно было работать? Есть ли у меня профессионально важные качества для этой работы? Какого образования требует эта профессия? На какой уровень образования я могу рассчитывать? За какую минимальную заработную плату я могу работать?

Слайд 7

Сад расходящихся тропок Стоит герою романа очутиться перед несколькими возможностями, как он выбирает одну из них, отметая все остальные. Тем самым он творит различные будущие времена, которые в свою очередь множатся и ветвятся.

Слайд 8

колледж работа 9 класс 10-11 класс ВУЗ

Слайд 9

Школа ВУЗ Подготовительные курсы, малые факультеты РСОШ http:// rsr-olymp.ru/about Олимпиады, проводимые ВУЗами: СПбГУ - http:// olympiada.spbu.ru/ Математика, физика, информатика, инженерные системы, география, геология, медицина, биология, филология, история, экономка, право, иностранные языки, журналистика, современный менеджер и др. ВШЭ - https://olymp.hse.ru/mmo / Востоковедение , Восточные языки, Дизайн, Журналистика, Иностранные языки, Информатика, История, История мировых цивилизаций, Математика, Обществознание, Основы бизнеса, Политология, Русский язык, Физика, Финансовая грамотность и др.

Слайд 10

Для многих олимпиады – способ подготовиться к поступлению Победители и призеры заключительного этапа могут получить льготы при поступлении в вузы: Каждая организация высшего образования самостоятельно ежегодно определяет за победу в какой олимпиаде какие преимущества давать абитуриентам при поступлении. Вузы сами устанавливают соответствие профиля олимпиад специальностям и направлениям подготовки, общеобразовательным предметам и дополнительным вступительным испытаниям. Информацию организации высшего образования публикуют на своих сайтах .

Слайд 11

Олимпиады для учащихся школ Всероссийская олимпиада школьников Олимпиады Р оссийского с овета о лимпиад ш кольников Министерство Просвещения, первый тур проводится во всех школах страны Министерство Науки и высшего образования, первый тур чаще всего дистанционно Только диплом заключительного IV этапа даёт льготу БВИ Диплом заключительного очного тура даёт льготу БВИ (ЕГЭ не менее 75 баллов )

Слайд 12

Перечень всех олимпиад утверждён приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28 августа 2018 года № 32н В 2018-2019 учебном году в перечне 72 олимпиады

Слайд 13

Школа колледж + ВУЗ В колледж после 9 класса – по среднему баллу аттестата. ПОЛИТЕХ - Политехнический колледж ИТМО - Колледж ИТМО СПбГУТ - Санкт-Петербургский колледж телекоммуникаций СПбГУКИ - Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий И другие ВУЗы, имеющие отделение СПО

Слайд 14

Страница по профориентации на сайте гимназии http:// 628spb.edusite.ru/p49aa1.html

Слайд 15

Успехов в выборе профессии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа на тему "Выбор профессии"

Данная разработка предназначена для обучающихся 9 классов. Целью этой разработки является познакомить обучающихся  с разного рода профессиями  и помочь сделать правильный выбор....

Методическая разработка родительского собрания "Выбор профессии - дело ответственное"

Профориентационная работа с родителями и школьниками.Родительское собрание "Выбор профессии - дело ответственное",10 класс, форма проведения - форум, используются современные образовательные технологи...

Классный час "Выбор профессии-жизненно важный выбор"

Профориентационная работа для школьников с нарушением слуха это важный этап всего воспитательного процесса, т.к. готовит детей к сознательному выбору профессии. Занятия способствуют расширению знаний ...

Учебно-методическая разработка по теме «Выбор профессии»

Для работы со старшеклассниками школ с углублённым изучением немецкого языка, направленная на развитие умений говорения на основе видеоматериала „ Das Vorstellungsgespräch: So bekommen Sie den J...

Методическая разработка "Классный час "Выбор профессии"

Классный час, посвященный выбору профессии. Можно проводить в 8 и 9 классах. При разработке  классного часа использован материал  из пособия "Классные часы" автора-сост. А.В. Давыд...

Классный час «Выбор профессии - выбор будущего»

Классный час «Выбор профессии - выбор будущего» для 9 класса...