Стратегии поведения педагога в конфликтных ситуациях с подростками
презентация к уроку по теме

Шадрина Наталья Валерьевна

Информация в презентации раскрывает причины "плохого" поведения учащихся на учебных занятиях, знакомит с принципами профилактики, различными стратегиями поведения педагога, которые способны минимизировать нежелательное поведение подростков или даже свести на нет .

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях Педагог-психолог Н.В. Шадрина

Слайд 2

1. Привлечение внимания как цель «плохого» поведения. Поведение, направленное на привлечение внимания в «активной форме». Стучит по парте, вертится, подставляет ножки другим, подзывает педагога, просит помощи. Поведение, направленное на привлечение внимания в «пассивной форме». Они не отказываются выполнять ваши требования, но работают в очень медленном темпе, в то время, как в других ситуациях реагируют и действуют совершенно нормально.

Слайд 3

Причины поведения, направленного на привлечение внимания Ребенок научился получать больше внимания от взрослых, когда он плохо, а не хорошо себя ведет. Ребенка не научили, как попросить внимания в приемлемой форме, когда он нуждается в нем. Чем меньше внимания дома, тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе.

Слайд 4

Принципы профилактики Уделяйте внимания тем, кто сегодня ведет себя хорошо. В 2, 3, 10 раз больше внимания за хорошее поведение, чем за плохое! Научите своих воспитанников просто и открыто просить внимания, когда они в нем особенно нуждаются.

Слайд 5

Стратегии поведения Минимизация внимания . Стратегия минимизации внимания содержит множество приемов, призванных уменьшить демонстративное поведение, поскольку оно будет оставаться незамеченным. - Игнорируйте такое поведение . Нет реакции, значит демонстративное поведение не действует. «Что будет, если я совсем проигнорирую его выходку?» Если вы ответите себе, что ничего не случится, смело применяйте прием игнорирования.

Слайд 6

Контакт глазами . «Они знают, что они делают. Они знают, что я знаю, что они делают. И они знают, что этот взгляд означает «хватит». Пристальный взгляд (без осуждения) – это все внимание, которое они «выручили» за свою проделку. Никаких слов – только взгляд». Встаньте рядом. Ф изическое приближение – другой инструмент, помогающий минимизировать поведение, направленное на привлечение внимания. Дети начинают понимать. Что делают что-то не то, когда педагог стоит так близко.

Слайд 7

Используйте имя воспитанника . Это прием позволяет одновременно дать минимум внимания «в награду» за демонстративное поведение и рекомендовать воспитаннику присоединиться к тому, что вы объясняете. Пример, «тогда, Игорь, Петр Первый издал указ о …». Пошлите «секретный сигнал». Вы можете использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям. Например, приложите палец к губам и сказать: «Тсс».

Слайд 8

Делайте письменные замечания . Если вы знаете, что завтра у вас урок в классе, где будет воспитанник с поведением, направленным на привлечение внимания, приготовьте заранее стопку записок с одинаковым содержанием: «Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту ученику, когда он «разошелся». Не надо говорить – все написано. Формулируйте «Я-высказывания». Это утверждение дает в специфической форме информацию о нарушении поведения и о том, какое оно производит на вас впечатление. Пример, «когда ты шепчешься с Сашей во время моего объяснения, я чувствую сильное раздражение, потому что я теряю мысль. Пожалуйста, перестань.»

Слайд 9

2. Разрешающее поведение . Запретный плод всегда сладок. Поэтому стратегия поведения заключается не в том, чтобы запретить есть яблоко, а в том, чтобы уничтожить всю прелесть содеянного, объявив яблоко на запретным. - Стройте свой урок на основе вопиющего поведения . Это прием хорошо работает с ругательствами, которые могут быть использованы в теме «Сленг» с надписями на английском языке (названия рок-групп, молодежных лозунгов) с выкриками запомнившихся рекламных слоганов – в обучении орфографии, пунктуации, практической стилистике.

Слайд 10

Весь класс присоединяется к выходке. Сергей без конца стучит ручкой по парте. Педагог: «Ну хорошо. Класс возьмите свои ручки и 3 минуты стучите по парте. Начали!» Сергей стучит вместе со всеми и не получает какого-то особого внимания. Интерес к этому виду деятельности у Сергея пропадает. Используйте «разрешенную квоту». Нарушение поведения разрешается, уж если оно появилось, но только в том объеме, который оговорен заранее и с условием, что ежедневно объем этот будет уменьшаться

Слайд 11

3. Делайте неожиданности! Часто мы можем прекратить поведение, направленное на привлечение внимания, действуя неожиданно. Когда мы что-то неожиданно «выкидываем», мы как бы говорим: «Я все вижу и знаю, что ты делаешь, но не собираюсь играть в твою игру».

Слайд 12

Выключите свет. Когда кто-то из воспитанников или весь класс стал неуправляемым, просто выключите свет, подождите тишины несколько минут. Нет необходимости читать обвинительную речь, ведь ученики и сами прекрасно это знают. В этой ситуации молчание дает больший эффект, чем громкие слова. Издайте музыкальный звук. Учителя музыки часто исполняют аккорд на пианино в момент нарушения дисциплины. Вместо пианино может быть любой инструмент и не только на занятиях по музыке.

Слайд 13

- Начните говорить тихим голосом . Когда мы начинаем говорить тише, дети начинают к нам прислушиваться, а это отвлекает их от нарушения поведения. - Измените ваш голос . Используйте необычную манеру говорить, звуки, произношения, ударения, говорите монотонно, высоким или низким голосом, меняйте тон. Перемены в голосе заставят воспитанников обратить на вас внимание.

Слайд 14

Говорите со стеной или «с портретом Пушкина». Этот прием хорошо работает в 5-7 классах. Когда воспитанники нарушают поведение, обратитесь к стене: «Уважаемая стена, (Александр Сергеевич!) ты не поверишь, что происходит в моем классе прямо сейчас. Одни выкрикивают ответы, не подняв руки, другие сидят ко мне спиной. Вот оно племя младное , незнакомое!». Временно прекратите вести урок. Когда вы прерывает занятие и «ничего не делаете» несколько минут, вы посылаете воспитанникам впечатляющий сигнал о том, что пора прекратить такое поведение». «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжить занятие» – вот все, что вам нужно будет сказать.

Слайд 15

4. Отвлеките воспитанника. Никто долго не может делать 2 дела одновременно, поэтому вы можете просто отвлечь ученика, нарушающего поведение. - Задайте прямые вопросы . «Роман, какое задание я только что дала?» или «Миша, что ты думаешь об этой физической проблеме?» Попросите об одолжении. «Саша, собери, пожалуйста сочинения». Но не используйте этот прием очень часто, т.к. дети могут решить, что только такое их поведение награждается особыми поручениями. Измените деятельность. Попросите воспитанников освободить парты для нового задания, достать другие книги, послушать новое задание и т.д.

Слайд 16

5. Обращайте внимание воспитанников на примеры хорошего поведения. Подчеркивайте хорошее поведение примерных одноклассников. Благодарите воспитанников. «Спасибо, Саша, что ты нашел нужную страницу и внимательно смотришь на доску». Это прием работает, если вы описываете жалаемое поведение в объективных терминах. Пишите имена примерных воспитанников на доске. Этим вы подкрепляете хорошее поведение и посылаете красноречивый сигнал нарушителю спокойствия.

Слайд 17

6. Пересаживайте воспитанников. - Меняйте воспитанников местами . Иногда этого вполне достаточно. «Игорь, пересядь, пожалуйста, на свободное место в третьем ряду». - «Стул размышлений». Специальный «стул размышлений» на отдалении от остального класса. Это место, где нарушитель может подумать о том, как он будет вести себя по-другому, вернувшись на место. 5 минут-достаточное время. Остальной класс должен понимать, что нельзя беспокоить сидящего на стуле размышлений.

Слайд 18

2. Власть и месть как цели поведения: прежде чем вмешаться - понять Властолюбивые ученики постоянно задевают педагога, бросают ему вызов. С помощью слов и действий они как бы атакуют нас. Как правило, властолюбцы не действуют без зрителей. Им нужны зрители и свидетели их власти. Поведение учащихся, ищущих власти, может иметь активную и пассивную форму.

Слайд 19

Активная форма. - Вспышки негодования. Нужны для манипулирования взрослыми и для достижения своих требований. - Словесное негодование . Хамство, неуважительное и вызывающее поведение. «Синдром адвоката» проявляется в вежливой и дружеской форме «Можно я не буду выполнять эту работу, а то у меня уже мало времени осталось», «Можно я не буду отвечать сегодня? Я же отвечал на прошлом уроке, вы же видели, что я знаю эту тему».

Слайд 20

Властолюбивое поведение. Пассивная форма. Воспитанники избегают «сцен», не демонстрируют явную конфронтацию. Вместо этого они улыбаются нам, говорят то, что мы хотим слышать. Затем они делают то, что они хотят. Расхождение поведения (действий) и слов психологи называют « неконгруэнтной коммуникацией».

Слайд 21

Маски, под которыми прячется пассивное властолюбие Оправдание ленью : «Извините, я не сделал домашнее задание, честное слово, собирался это сделать, но оказалось, что я слишком ленив. Но я буду с этим бороться, честное слово!». Оправдание плохим вниманием . Как и в случае с ленью, мы имеем дело с проблемой выбора, нежели с проблемой обучения или с дефектологическими проблемами.

Слайд 22

3. Оправдание забывчивостью . Говоря «я забыл это сделать», ученик на самом деле говорит «я отказываюсь». Учащиеся, которые постоянно забывают делать домашнее задание, часто хорошо помнят программу телевидения на сегодня или номера телефонов большинства своих друзей. 4. Оправдание плохим слухом . Если воспитанник демонстрирует очевидные проблемы слуха – ему это зачем-то нужно. Проблема в выборе действий, а не со слухом. Они слышат достаточно хорошо все, что мы говорим, они просто решили не отвечать.

Слайд 23

5. Дефектологические нарушения как оправдания . Некоторые воспитанники доставляют массу хлопот, умело комбинируя небольшой допустимый дефект с большим количеством оправданий, направленных на достижение власти. Это полезно знать дефектологам, чтобы лучше понимать существо проблемы.

Слайд 24

Активная форма Прямые физически акты насилия (нападения) Непрямые физически акты насилия (ломают, портят, крушат) Психологические акты насилия. Оскорбления и хамство. Оскорбления действиями.

Слайд 25

Стратегия и тактика экстренного вмешательства в ситуациях конфронтации Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности учащегося. Делайте описание поведения без его оценки. Правило «здесь и сейчас». Будьте твердыми, в отношении конкретного поступка, чтобы прекратить его, но доброжелательными, чтобы у воспитанника, совершившего проступок, не возникло желание защищаться и не пропал интерес к общения с вами.

Слайд 26

2. Займитесь своими негативными эмоциями. Когда ученик демонстрирует негативное поведение, наши эмоции очень неприятны (гнев, возмущение, страх, беспомощность). То, что вы чувствуете – нормально, но контролируйте отрицательные эмоции ! Когда педагог контролирует свои эмоции, и не выливает на учащихся потоки «благородного гнева», он дает классу: А) лишает желаемой реакции властолюбца Б) готовит почву для успешного взаимодействия

Слайд 27

Для разрядки отрицательных эмоций: Одни выбирают физические упражнения Другие домашнюю работу Третьи –общение с друзьями Можно разряжаться в ванной комнате или в машине по дороге домой (представьте, что перед вами сидит ваш юный обидчик, и выговаривайте ему все, что не сказали в классе. На время забудьте про акцент на поведении, про принцип «не оценивать», про вежливость и т.д.)

Слайд 28

3. Не усиливайте напряжение ситуации. Типичные ошибки в реагировании на выходки -повышаем голос -произносим фразу типа «Главная здесь я!» -оставляем последнее слово за собой -начинаем кричать -используем жесты и позы, которые «давят» (сжатые челюсти, сцепленные руки и т.д.) -используем сарказм -обращаемся к оценке характера ученика

Слайд 29

-действуем с превосходством, используем физическую силу -втягиваем в конфликт других людей -настаиваем на своей правоте -читаем проповеди -ставим учеников в угол -оправдываемся, защищаемся -делаем обобщения типа «Вы все одинаковые» -делаем необоснованные изобличения

Слайд 30

-изображаем негодование -придираемся, изводим придирками -передразниваем учеников -сравниваем одного ученика с другим -требуем, давим, командуем Некоторые реакции могут остановить проступок на короткое время, но плата за может оказаться слишком высокой.

Слайд 31

4. Обсудите проступок позже. Поговорить о деструктивном поведении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В момент, когда вы оба возбуждены, вам не удастся взаимодействовать конструктивно – вы не слышите его, а он не слышит вас. Обсуждение возможно проводить через час, а возможно на следующий день, когда каждый успокоится и сможет разумно рассуждать. Воспитанники будут уверенны, что вы не попустительствуете их одноклассникам, если вы время от времени организуете общие дискуссии о нарушениях поведения.

Слайд 32

5. Позвольте ученику «сохранить лицо» Некоторые властолюбцы, не успокоятся, пока не устроят представления. Вместе с тем они знают, что педагог «сильнее» и имеет свои «козыри», чтобы вынудить их поступить правильно. В результате они все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему. Мудрый педагог умеет играть в игру «По-своему», потому что он знает – если мы играем в эту игру с учеником, мы позволяем ему «сохранить лицо» и вместе с тем получаем то, что нам нужно.

Слайд 33

6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Даже если вы научились контролировать свои эмоции, в момент конфликта они все же могут захлестнуть вас. Поэтому придерживайтесь следующих правил: 1.Отложите на потом дисциплинарные меры. 2. Применяйте в момент конфронтации одну из миротворческих разряжающих акций 3.Воспитание учащихся отложите на то время, когда будете абсолютно спокойны.

Слайд 34

«Извержение вулкана»: 3 стадии Стадия «глухих раскатов» – ищите изящный уход от конфликта Стадия «взрыва и извержения лавы» – используйте технику удаления Стадия разрешения – установите санкции, сделайте выводы.

Слайд 35

Кривая эмоций Д. Эмири

Слайд 36

Стадия «глухих раскатов» Воспитанник всем своим видом предупреждает вас, что грядет полновесный конфликт (мимика, жестикуляция, интонация, громкость голоса). Он возбужден, напряжение нарастает. Все его поведение-это предупреждения, которые дают нам шанс прекратить конфронтацию. Изящный уход – дипломатический прием, позволяющий всем участникам «сохранить лицо» и избежать скандала.

Слайд 37

Приемы - Не втягивайтесь в обреченную на проигрыш битву, просто признайте силу ученика: «Дима, я понял, что не смогу сделать так, чтобы ты стал выполнять домашние задания по математике» (ни команд, ни наставлений, ни потери авторитета). Когда сопротивление начнет спадать, мы перейдем к 3 стадии-разрешения, тогда возможно как-то воздействовать на Диму.

Слайд 38

Уберите зрителей . Отсутствие публики вызывает потерю интереса к конфронтации. Спектакли обычно проваливаются без поддержки зрительного зала. Переносите обсуждение вопроса. «У меня нет желания обсуждать эту тему прямо сейчас», «Ты предпочитаешь поскандалить или действительно хочешь решить эту проблему? (Если ученик выбирает «поскандалить», вы можете ответить: «Пожалуйста, не со мной. Тебе придется поискать другой способ, я не скандалю со своими учениками»)

Слайд 39

Делайте записи . Когда ученик начинает допекать вас, достаньте записную книжку и скажите: «Я согласен выбрать время для обсуждения с тобой этого вопроса. Сегодня в 15.15. тебе подходит?» Озадачивайте учащихся . На явно провокационные и задевающие вас заявления можно дать такой ответ, как если бы они были безобидными, незначительными или даже очевидными. «- Вы – худший учитель на свете. - Может ты и права, а сейчас открой учебник на странице 218»

Слайд 40

Стадия извержения. Приемы. Удаление не покидая классной комнаты. Удаление в другие классы, кабинеты. Удаление в специальное помещение (пример, американские школы) Удаление с применением силы учеников, не желающих подчиняться и уходить с места событий: Предлагайте выбирать Вызывайте «команду «Кто?» (американские школы)

Слайд 41

Стадия разрешения: установите санкции Нарушения поведения имеют свои последствия или расплату. Все воспитанники должны хорошо знать, каких последствий следует ожидать, если они выбирают поведение, связанное с насилием или нарушением границ дозволенного. Мы можем сами установить определенные последствия каждого конкретного нарушения или попросить воспитанников сделать свои предположения об этом. Задумываясь о последствиях, они становятся более взрослыми и с ними легче найти взаимопонимание.

Слайд 42

Три отличия санкций от наказаний 1. Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения. Чем теснее связь и чем яснее она видна, тем ценнее этот опыт для воспитанника. (Катается на стуле, расшатывает ножки – постой немного. В голове четкая связь: «Когда я раскачиваюсь на стуле, я лишаюсь привилегии на нем сидеть»)

Слайд 43

2. Санкции соразмерны проступку. Интенсивность и тяжесть санкций должны быть пропорциональны проступку (Коля нацарапал свое имя на двери лаборантской – очистил дверь лаборантской или выкрасил ее). 3. Санкции созидательны. Означают прежде всего уважительное отношение к ученику. Формулирование санкций должно быть не эмоциональным, а в вежливых тонах и основываться на фактах.

Слайд 44

Притча о мудром воспитании Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему: - Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. - Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликты в деловом общении. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях

Психологический практикум по разрешению конфликтов. Знакомство со стратегиями решения конфликтных ситуаций конструктивным способом....

Тест №8.Ваше поведение в конфликтных ситуациях

Комплекс психологических тестов направлен на реализацию следующей цели: изучение особенностей учащихся с возможностью определения оценки, которая может быть представлена в описательной, табл...

«Конфликты в жизни современного человека. Стратегии поведения в конфликтной ситуации»

«Конфликты в жизни современного человека. Стратегии поведения в конфликтной ситуации»  Цели: 1. Знакомство учащихся со стратегиями поведения в конфликтной   ситуации;1....

Презентация психологического занятия "Стратегии поведения при конфликтной ситуации с родителями"

Цель: предоставление возможности педагогам получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения конфликтов в системе «учитель-родитель».Задачи: предоставить теорети...

Взаимосвязь акцентуаций характера личности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях подростка

На мой взгляд, для педагогов-психологов знания об особенностях поведения в конфликтах подростков с разными акцентуациями характера могут способствовать снижению конфликтных ситуаций, а также служить п...

Мастер-класс «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

Практический мастер-класс по стратегии поведения в конфликтных ситуациях, отрабатываются тактические действия и способы выхода из конфликта...

Методическая разработка, тренинговое занятие «Стратегия поведения в конфликтных ситуациях»

Методичская разработка акцентирует внимание на изучении подростками стратегии поведения в конфликтных ситуациях на основании классификации Дональда Томаса Кэмпбелл. Пособие предназначено для повы...