Материалы к размышлению
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Данный материал будет полезен как коллегам,так и родителям учащихся.  К тексту прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_statya_roditeli-_pedagogi-_rebyonok.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родители – педагоги – ребёнок:  характер и способы положительного взаимодействия

        ( из опыта работы учителя русского языка и литературы).

                                                                                Ястребова Наталия Станиславовна,

                                                                                учитель русского языка и литературы

                                                         ГБОУ гимназии № 399 Красносельского района СПБ

                                                                             Тянись вверх, насколько можешь,

                                                                             и удача протянет руку тебе навстречу.

                                                                             

                                                                             Ты – неведомый океан,

                                                                             ты – нехоженый материк,

                                                                             ты – целый мир нереализованных

                                                                             возможностей.

Как-то у молодых художников – оформителей я увидела огромную самодельную книгу, наполненную вырезками ходовых рисунков, штампованных лозунгов, готовых плакатов, моделей шрифтов, типовых образчиков заглавий. Назначение этих трафаретов разгадывалось легко: они избавляли своих обладателей от необходимости самостоятельного  творческого мышления. Достаточно было перелистать это пухлое собрание шаблонов, подобрать среди них подходящее  к своему случаю и бездумно скопировать его. У изделия было остроумное и беспощадно точное название – «Халтурник».

Согласитесь, что изрядному количеству сегодняшних пособий, методичек, рекомендаций для проведения уроков, кинофильмам, картинам, архитектурным сооружениям, музыкальным композициям тоже подошло бы это меткое название.

Действительно, в современной практике (в педагогической в частности) изучение какой- либо проблемы зачастую состоит не в том, чтобы поставить перед человеком вопрос, а скорее в том, чтобы дать ответ. Задача научить мыслить заменяется задачей дать знание. Последнее же понимается как сумма определённых фактов, методов, концепций, точек зрения. В результате ребёнок имеет в голове множество концепций и точек зрения, кроме одной – своей собственной.

А  вот тут  и возникает вопрос: как изменить методы образования и воспитания, какие способы положительного воздействия выбрать, чтобы образованность стала означать умение мыслить, умение созидать, умение творить новое, а не только быть знанием , которое создано другими? И вопрос этот важнейший, касающийся и учителей, и учащихся,  и родителей. Так как это краеугольные составляющие процесса обучения и воспитания.

Увы,  простых ответов нет! Но попробуем разобраться.

  1. Нельзя забывать, что подготовленная мнимая понятность зачастую убивает несостоявшееся понимание, делая порой его вообще как бы ненужным, избавляя человека от самостоятельных  умственных усилий. Такой подход неизбежно порождает в результате скуку – и у тех, кто обучает, и у тех, кто обучается. И естественно, порождает недовольство у родителей, возлагающих на образовательное учреждение свои надежды и чаяния.
  2. Лёгкость усвоения устраняет самое главное и интересное – самостоятельный труд, она избегает самого важного – проблем общения, которые всегда требуют немалого труда и терпения. Мало того, лёгкость неприметно уже стала мерилом. «Это хороший учебник,- говорят, - по нему легко учиться и преподавать, легко усваивать материал».Но кто сказал, кто убедил нас, что настоящую литературу или искусство можно легко преподавать? Ведь каждый из нас, например, по собственному опыту знает, как долог и труден путь к пониманию человека, пусть даже очень нам близкого:   для этого «пуд соли надо съесть», предупреждает народная мудрость. А дружить, а любить, т.е. понимать и знать человека ещё более глубоко и деятельно? Разве это легко? Стоит ли говорить, что искусство (в частности художественная литература) – глубокое человековедение – тоже требует всегда напряжённого, вдумчивого, душевного труда.

Устремлённость в будущее и свершения настоящего обязывают учителя современной школы и нынешних родителей  работать сообща, работать творчески.

Ещё в древности греки рассматривали учителя как « вдохновителя» учащихся. Но вдохновлять может лишь тот, кто вдохновляется сам, кто обладает способностью вдохновляться, способностью, которая, кстати, вырабатывается, а не «ниспосылается свыше». Успех преподавания и воспитания зависит не только от знания материала и владения методиками, но и от душевного склада учителя и родителя, которые должны обладать великой мудростью бережного, чуткого и уважительного  отношения к детям.

Ответственность каждого человека за судьбы человечества в современном мире всё более и более возрастает. А это  неизменно повышает и роль учителей, родителей и требования общества к обучению и воспитанию детей.

Многолетний опыт  моей работы в школе позволяет утверждать, что наиболее важными чертами личности учителя и родителя являются великодушие, широта кругозора, склонность к поиску.

  1. Великодушие – величие души. Свойство характера, которое  проявляется  прежде всего в умении бескорыстно жертвовать своими интересами ради дела, которому служишь, в отсутствии злопамятства, в разумной доброте сердца.

По мнению Л.Н.Толстого, « великодушие – способность человека перенестись в другого, представить себя на его месте и отнестись к нему так, как хотелось бы, чтобы отнеслись в подобной ситуации к тебе». Толстой называл такую способность «умом сердца».  

Это важно не только для учителя, но и для родителя: умение понимать и уважать личность ребёнка, умение разумно, в пределах его возможностей и способностей требовать от ребёнка.  Речь идёт о том, чтобы в малом и большом быть человеком, ибо только человек может растить человека.

  1. Широта кругозора. Учить – значит учиться.  В.Г.Белинский писал: « Кто не идёт вперёд, тот идёт назад». Говорят, что ученики не позволяют учителю отставать от жизни, а дети не позволяют родителям стареть. Это верно.

Широта кругозора находится в двусторонней  диалектической связи с умственной и эмоциональной восприимчивостью. Конечно, бывает, что равновесие между умственной и чувственной восприимчивостью нарушается, особенно если человека ограничивают  каким – либо одним видом деятельности. Чарльз Дарвин в своей автобиографии сетовал, что «потерял вкус к музыке, живописи, поэзии. И утрата эта была равносильна утрате счастья».

Широта кругозора и душевная тонкость дают основу для глубинного преподавания и воспитания, т.е. такого, когда ребёнок учится мыслить,  чувствовать, принимать близко к сердцу, видеть живую и противоречивую, сложную жизнь за строчками поэтических текстов, звуками музыки, красками произведений живописи. Это путь вдохновенного творчества и сотворчества учителя, ребёнка, родителей.

  1. Поиск. Изменяются взгляды на мир, появляются новые реалии, изменяются школьные программы, появляются новые требования. И всё это требует постепенно анализировать, отбирать, аккумулировать  бесконечный поток информации, а значит, толкают нас на путь поиска новых методов обучения и воспитания. Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня, в 21 веке? Какими средствами воспитывать духовную потребность в знаниях, в стремлении ими овладевать, их совершенствовать?

Всё чаще мы слышим от родителей упрёки: «Не хочет читать», «Это ему не интересно», «Ребёнок не понимает о чём речь», «Ребёнку скучно».

С чем- то можно согласиться. Но! На мой взгляд, фраза «Учиться надо весело и легко» утопична. Учёба – это труд. Труд многих участников образовательного процесса : учителя- ребёнка - родителей. А труд не всегда бывает лёгким и весёлым.

Как же добиться того, чтобы учение не стало мучением?

Итак, пришло время искать свои методы и приёмы. В  своей работе учителя русского языка и литературы я обратилась к таким формам, которые могли бы быть интересны и детям, и учителю, и родителям. Это породило понятие «нетрадиционные формы обучения».

Традиционный урок предполагает ведущую роль учителя, не очень приспособлен для свободного обсуждения и осмысления языкового материала или литературного произведения, не даёт возможности раскрыться каждому ученику, менее всего способствует личностному творческому развитию и сотворчеству с родителями.

 «Нетрадиционный» же урок основывается на широкой реализации с жизнью, на применении новых форм обучения. Поэтому деятельность должна быть сопряжена с творческим подходом. Свободное творческое общение школьников, взаимодействие учителя и родителей, заинтересованное обсуждение  целей, задач, подходов предоставляет возможности всем без исключения реализовать себя, даёт возможности для свободного творческого развития.

 А сегодня в центре внимания стоят как раз такие формы урока, которые способствовали бы организации диалога, установлению живой и свободной взаимосвязи между учителем- ребёнком – родителем. Ребёнку необходимо искать, пробовать, ошибаться, побеждать. Применение нетрадиционных форм обучения, на мой взгляд, позволяет расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закреплении и домашнее задание.  Нетрадиционные формы работы помогают разнообразить  учебную деятельность, развивают интеллект учащихся, активизируют  творчество, а следовательно и повышают эффективность урока.

Также это способствует  успешному решению ряда  учебно – воспитательных задач. Среди них, например:

- стимулирование личностного восприятия учащимися литературных произведений;

- создание условий для свободного творческого общения школьников и родителей;

- формирование навыков общения, дискуссий;

 - развитие воображения, нравственных качеств, даже актёрских способностей;

- обеспечение диалога разных поколений, различных  точек зрения;

- создание атмосферы сотворчества в процессе работы над изучаемым материалом.

Решать эти задачи помогают следующие формы уроков.

  1. Урок- путешествие (наибольшей популярностью пользуются у учащихся 5-6 классов, т.к. отвечают их возрастным потребностям; ещё свежи приёмы обучения начальной школы, важна роль  игры в процессе познания, потому что всё новое, необычное и яркое усваивается быстрее).
  2. Ролевая игра (способствует развитию познавательного интереса, помогает создать поисково – творческую атмосферу, снимает различные барьеры, порождает стремление высказывать личное мнение, отстаивать свою точку зрения).
  3. Пресс- конференция с героями произведений (погружение в роль, хорошее знание своего персонажа, а значит хорошее знание текста изучаемого произведения; умение отделять вымысел от реальности, сопоставление художественных произведений и документальных источников; сравнение вымышленных персонажей и их прототипов).
  4. Проектно- исследовательская деятельность (работа индивидуальная или в группе, отбор теоретического,  научного и практического материала; сопоставление одного и того же предмета, темы, образа с научной и эстетической точки зрения).
  5. Виртуальная экскурсия (заранее разработанные совместно с родителями маршрут экскурсии и  задания- вопросы; развитие внимания, умения выбирать главное,  логически выстраивать материал в соответствии с маршрутным листом; поиск дополнительного материала по литературе, истории, географии; создание продукта – презентации, который можно реализовать на уроках и во внеклассной деятельности);

Условием  эффективности нетрадиционных форм обучения я считаю   участие, подготовку, реализацию  совместно с родителями. Роль родителей не сводится только к присутствию на мероприятии. Это и участие родителей в отборе материала к уроку, помощь в подготовке костюмов, совместное посещение театров, музеев, выставок, дальнейший обмен впечатлениями.

Важно, обращаясь к любой форме, суметь найти путь к сердцу и разуму ребёнка, чтобы школьники поняли замысел писателя, художника, чтобы темы  и герои произведений  искусства стали  им близки и понятны, наконец, чтобы душа откликнулась на проблемы, которые затронуты автором. Важно, чтобы ученики не остались равнодушными.

В заключение хочу сказать, что сегодня не просто  необходимо изучать произведения искусства, а следует уделять больше внимания современному их звучанию, прежде всего тому, что сохранило общечеловеческое содержание и имеет непреходящее значение для наших дней. А это возможно только в  творчестве и сотворчестве.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Сборник материалов НТИ по материалам периодической печати. «Меры по охране окружающей среды»

Картотека составлена по материалам научно-технической информации в периодической печати за период 1979 – 2008 г.г....

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Материалы для повышения интереса к учебному материалу

Занимательные факты по темам уроков английского языка в средней школе...

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.

Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе (по материалам сайта ФИПИ)

Контрольно измерительные материалы для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку подготовлена Ффедеральным государственным бютжетным научным учреждением "ФИПИ&q...