Возможности физической культуры в профилактике эмоционального выгорания учителей
статья по психологии

ДЖАНХУВАТОВ МУРАТХАН АБДУЛЛАЕВИЧ

В статье рассматриваются понятие, причины и признаки эмоционального выгорания, особенности эмоционального выгорания учителей, а также проблема профилактики эмоционального выгорания учителей и возможности средств физической культуры в профилактике.

 

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профилактика эмоционального выгорания учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dzhanhuvatov_murad_abdullaevich.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Джанхуватов Муратхан Абдуллаевич        

Возможности физической культуры в профилактике эмоционального выгорания учителей

В статье рассматриваются понятие, причины и признаки эмоционального выгорания, особенности эмоционального выгорания учителей, а также проблема профилактики эмоционального выгорания учителей и возможности средств физической культуры в профилактике.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профилактика эмоционального выгорания учителей.

Современное общество предъявляет чрезмерные требования к качеству профессиональной деятельности. Однако в последнее время увеличилось влияние на личность стрессовых факторов. Их можно рассматривать как потерю ритма жизни современного человека и объема информации, которую он приобретает, виртуализацию общества, значительные изменения в общественной жизни, проблемы экологического характера и т. д.

Наиболее уязвимым с точки зрения влияния синдрома выгорания является профессия учителя. Наибольшее воздействие на влияние такого явления, как "выгорание" представителей педагогической профессии определяется его специфичностью. Работа учителя связана с высоким уровнем эмоционального и психологического стресса, а современная социально-культурная ситуация определила работу учителя факторами риска [4].

Анализ научной и педагогической литературы показал, что проблема эмоционального выгорания учителей обостряется, и потребность в разработке эффективных средств ее профилактики остается актуальной.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, появляющаяся в результате длительного действия профессиональных стрессов средней интенсивности [1].

СЭВ - то процесс постепенной потери эмоциональной, когнитивной и физической энергии, выраженный в симптомах эмоционального, умственного истощения, физической усталости, личной приостановки и снижения удовлетворенности реализацией работы. В литературе термин "синдром психического выгорания" используется как синоним синдрома эмоционального выгорания [4].

Основной причиной СЭВ является психологическое и психическое перенапряжение. Когда внутренние и внешние требования уже давно доминируют над внутренними и внешними ресурсами, человека беспокоит состояние равновесия, которое неизбежно приведет к СЭВ [5].

Сегодня много говорят о проблеме "профессионального выгорания" учителей, а также о приемлемых мерах профилактики и борьбы с ним.

Стресс уже заложен в самой природе работы учителя. В зависимости от вида деятельности, связанной с длительным эмоционально сложным общением с людьми разного возраста, социальным положением и статусом, детьми, их родителями и администрацией учебных заведений, учителя характеризуются синдромом "эмоционального выгорания". И, согласно последним данным, на этот синдром влияют почти все учителя (около 90% учителей средней школы). Это сочетается с тем, что профессиональная работа учителя очень эмоционально заряжена. Из-за напряженности, рабочая нагрузка учителя на сегодняшний день в среднем выше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций [2].

Мы выделяем важные этапы синдрома выгорания у учителей:

  • на первом начальном этапе учителя замечают сбои на уровне выполнения функций, произвольное поведение: забывают определенные моменты (например, если необходима регистрация в документации была запрошена у ученика запланированный вопрос, сбои в выполнении определенных двигательных действий и т.д.). Из-за страха ошибиться это сопровождается повышенным контролем и повторной проверкой выполнения рабочих действий на фоне чувства нервно-психического напряжения;
  • на втором этапе наблюдается снижение интереса к работе, потребность в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «я никого не хочу видеть», «бесконечная трудная неделя», усиление апатии в конце недели, появление постоянных соматических симптомов; повышенная раздражительность; возникают недоразумения с коллегами, антипатия, затем высыпания раздражения;
  • третий этап - личное истощение. Существует полная потеря интереса к работе и жизни в целом, эмоциональное безразличие, отвращение, нежелание видеть людей и общаться с ними, чувство постоянного отсутствия силы. Человек по привычке все еще может хранить внешнюю респектабельность, но глаза теряют блеск интереса к чему-то [3].

"Эмоциональное выгорание" не неизбежно, необходимо принимать профилактические меры, которые могут привести, смягчить или пропустить его появление. Многие из причин эмоционального выгорания не только в личностных характеристиках людей, а также в определенных социальных и ситуационных факторах. Следует принимать профилактические меры, которые могут предотвратить, ослабить или устранить их возникновение. Профилактические и лечебные мероприятия при синдроме выгорания очень похожи: что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано в его лечении. Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между усилием и получить награду. При появлении и развитии признаков синдрома эмоционального выгорания педагогу следует обратить внимание на улучшение условий труда, характер складывающихся отношений в коллективе, личностные реакции и заболеваемость [2].

В научной литературе, задавая вопросы о профилактике синдрома эмоционального истощения учителей, выделяются два направления.

Первым направлением является предотвращение как смягчение организационных факторов риска выгорания на уровне всей организации. Это управление определяет задачи, вытекающие из психологической и организационной помощи: развитие высокой организационной культуры и здоровой атмосферы в рабочей команде организации; эффективное руководство; профессиональная и административная поддержка; четкое установление официальных функций работника [3].

Второе направление профилактической работы заключается в анализе психологической помощи как процесса обновления эмоциональных и психофизиологических ресурсов конкретного человека, усилении профессиональной мотивации специалиста и содержании: психологическая выгрузка сотрудников; выравнивание проявления адаптивной - разрушительной деформации; улучшение навыков и навыков; развитие навыков релаксации, саморегулирования и самоконтроля; развитие мотивации личного роста и творческого потенциала; планирование личной и профессиональной карьеры [2].

В новой ситуации было бы преступлением пренебрегать использованием физической культуры в качестве средства предотвращения истощения учителей. Кроме того, анализ существующих форм предотвращения выгорания учителей показал, что потенциал физической культуры недостаточно оценивается.

Рациональная форма двигательной активности - это та, которая:  обеспечение надлежащих и достаточных показателей физического развития и физической подготовки, физической подготовки к основным социальным функциям; высокая профессиональная производительность; относительно низкая усталость в процессе и циклах работы; постоянство внутренней среды тела; устойчивое здоровье и низкая заболеваемость в нормальных и меняющихся условиях труда и жизни [2].

Важным элементом рациональной двигательной активности является физическая и спортивная двигательная активность человека, характеризующегося:  его объем, то есть количество времени, потраченного на практику физической культуры и спорта за определенный календарный цикл - день, неделя, месяц, год;  насыщение деятельности, измеренное показателями физической активности на теле, расход кислорода на килограмм человеческого веса;  разделение деятельности по физическому воспитанию и благополучию в гражданском цикле;  содержание средств, используемых в занятиях, и как они используются [5].

Главное место среди средств физической культуры в профилактике синдрома эмоционального истощения учителей занимают физические упражнения, так как двигательная активность является основным условием формирования здорового образа жизни и профилактики гиподинамии. Мышечная работа регулируется нервной, эндокринной, дыхательной и сердечнососудистой системами. Регулярные физические нагрузки делают эти системы более совершенными, создавая новые резервные возможности [1].

Современные условия жизни выставляют перед учителем большие требования, а нервная система подвергается неизменной все повышающейся эмоционально - психологической нагрузке, поэтому в нашей МБОУ гимназии имени А.И. Яковлева города Урай, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра большое внимание уделяется формированию здорового образа жизни не только среди учащихся, но и среди педагогов.

В качестве примера физической и спортивной активности учителя могут быть такие мероприятия, как: совместные соревнования учителей и школьников по волейболу, баскетболу, спортивному КВН, Дни здоровья, Веселые старты, в которых принимают участие команды учащихся и преподавателей, преподаватели могут участвовать в соревнованиях по волейболу, настольному теннису, лыжным соревнованиям среди учебных заведений, а также в соревнованиях по волейболу, настольному теннису, лыжным соревнованиям, которые организуются департаментом образования.

Учителя активно включаются в небольшие формы двигательной активности: гимнастику перед началом занятий, динамические перерывы на изменения, физические упражнения в классе.

Поэтому, целью нашего исследования является обоснование способов профилактики профессионального выгорания учителей средствами физической культуры.

Проводя это исследование, мы хотим показать, что системные занятия физической культуры в рамках сообщества педагогов выдвигаются в качестве результативного средства профилактики профессионального выгорания педагогов.

В проведении занятий по физической культуре с учителями МБУ гимназии имени А. И. Яковлева города Урай, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нами в качестве основного вида спорта были выбраны волейбольные занятия. Выбор волейбола определяется потенциалом регулирования нагрузки во время игры, отсутствием прямого контакта с участниками и столкновениями, которые позволяют избежать физических травм, вероятностью участия в игре синхронно, как для мужчин, так и для женщин, с различными уровнями физической подготовки.

Исследование продолжалось девять месяцев и охватывало учебный год. Было проведено 76 занятий продолжительностью 120 минут.

Цель занятий состояла не только в повышении физических условий, обучении и улучшении моторных навыков, но и в изменении характера деятельности с низкой активностью, умственно и эмоционально стрессовой, на эмоционально богатой и богатой игровой деятельности.

Поэтому большее время основной части занятий было посвящено самой игре. В то же время, игроки пытались сделать мяч как можно дольше в игре, было меньше технической свадьбы.

Основной формой проведения занятий были групповые. Каждое занятие имело традиционную структуру и включало подготовительные, основные и заключительный этапы. Продолжительность подготовительной части занятия составляла 15-25 минут, основная часть - 90-100 минут, заключительная - 5 минут, соответственно.

Результаты эмпирического исследования подтверждают, что стабильные и системные волейбольные занятия способствуют повышению уровня физической подготовки учителей, возраста, пола и первоначального физического состояния участников эксперимента, которые не играли никакой роли.

Опрос участников эмпирического исследования показал, что регулярные занятия по волейболу способствуют повышению их нервно-психической устойчивости и снижению вероятности нервно-психической депрессии. В ходе исследования количество учителей с наличием стадий эмоционального выгорания понизилось. В результате количество учителей увеличилось, этап эмоционального истощения, который не формируется.

Таким образом, эмпирическое исследование показало, что физическая культура действительно является эффективным средством предотвращения эмоционального выгорания учителей.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика [Текст] : практ. пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 343 с. 
  2. Емельянова, Л. В. Преодоление синдрома профессионального выгорания педагогов [Текст] / Л. В. Емельянова // Специалист. – 2012. – № 8. – С. 34.
  3. Семиздралова, О. Феномен эмоционального выгорания учителя и его предупреждение [Текст] / О. Семиздралова // Народное образование. – 2009. – № 7. – С. 116–123.
  4. Сорокоумова, Г. В. Эмоциональное выгорание: определение, факторы, симптомы, профилактика [Текст] / Г. В. Сорокоумова // Работник социальной службы. – 2012. – №. 6. – С. 94–99.
  5. Чутко, Л. С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты [Текст] / Л. С. Чутко. – 2- ое изд-ие. – М.: МЕДпресс-информ, 2014. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоров...

Упражнение по профилактике эмоционального выгорания педагогов "Зоопарк"

Данное упражнение можно использовать психологам для работы с педагогами и заместителями директоров по УВР любых образовательных учреждений. Цель упражнения: изучение расстановки приоритетов в професс...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Профилактика эмоциональнго выгорания педагогов - одно из главных направлений работы педагога - психолога в общеобразовательной школы. В данной статье вы познакомитесь с профилактическими упражнениями...

Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...

Тренинг с учителями по профилактике эмоционального выгорания «В сказочном царстве моей души»

Цель тренинга: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов....

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧИТЕЛЕЙ, АКТИВИЗАЦИЯ ЛИЧНЫХ РЕСУРСОВ, ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.

Цели и задачи тренинга.Сплочение коллектива.Поиск личных ресурсов.Постановка профессиональных и личных целей на будущий год.Установка на качественный отдых и снятие вины за него....