Мастер-класс "Кто мой ребенок?!"
методическая разработка по психологии

Ким Елена Владимировна

Формирование мотивации на взаимоотношения между родителями и детьми, повышение психологической компетинции родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_na_konkurs.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  на тему: «Кто для меня  мой ребенок?» педагога- психолога

МКОУ «Липковский центр образования №1» Ким Елены Владимировны

Цель:  формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителями и детьми.

Задачи:

  1.  Развить способность осмысления последствий от вербальных родительских посылов детям  через эмоциональное вхождение в моделируемую ситуацию.
  2.  Развить умения выстраивать адекватные отношения внутри семьи.

Упражнение «Конфетка»

 Психолог: 

-Поднимите руки, те, у кого есть дети;

-  А теперь те, кто называет своего ребенка ласковыми словами?

-  А теперь те, кто называл ребенка: «Мой сладенький?»

А что у нас сладенькое? Конечно же, конфетки! Наши детки для нас конфетки!  

 Посмотрите, на конфетки, которые я вам приготовила!

  - Выберете ту, с которой ассоциируется у вас ваш ребенок!

  -Что вам в ней нравится, что заставляет задуматься?

 - Какие эмоции она у вас вызывает?

    Что, значит, принимать ребенка безусловно? Это, значит, любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо.

   А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется — это верно?

   Но, бывает, настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.

   Я предлагаю сейчас разыграть сценку, которая называется «Статуя ребенка», с тем, чтобы воочию убедиться, насколько и в какой мере изменяются тон голоса и содержание слов, произносимых родителями.

Приглашаю на  сцену 4-х человек.

Упражнение «Статуя ребенка»    

Психолог- Прошу одного из вас, временно, стать ребенком.  Станьте в центр круга.

Психолог – представьте, что ваша дочь школьница, вы спешите в школу и вам надо успеть на автобус. Она энергичный, любознательный ребенок, задающий много вопросов.

Ребенок- Мама, что там такое посмотри!

Родитель1- Некогда, смотри под ноги, вечно ты спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Не смотри! ( и завязывает  глаза лентой).

Психолог- И вы дальше спешите в школу. Забегаете в автобус, встречаете там свою знакомую, начинаете с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом начинает задавать вопросы:

Ребенок - Мама, ты слышала, как пропела птичка? Кто такой дядя Саша?

Родититель2 -Ты, что вмешиваешься во взрослый разговор? И, вообще ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать? Не слушай! (завязываете уши ленточкой).

Психолог - Вы выходите из автобуса, и бежите с дочерью по дороге. Опаздываете:

Ребенок - Ой, какой сегодня день будет! Мам, меня учительница попросила нарисовать рисунок на конкурс.

Родитель 3- Отстань некогда сейчас, мы опаздываем! Что ты разболталась? Быстро рот закрой! Не говори! (завязываете рот)

Психолог-  И вы двигаетесь дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Вы бьете ее по рукам и начинаете ругать:

Родитель 1- Что у тебя за руки, вечно ты их суешь куда-то! Выброси, я тебе сказала! Убери руки! (завязываете руки лентой).

Психолог- Но тут дочь начинает скакать и задирать ноги. Вы в ужасе кричите на нее:

 Родитель 2 –Ты,  где этому научилась? Это что еще такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (И завязываете ноги)

Психолог- Смотрите на часы, нервничаете, и начинаете подгонять ребенка:

Родитель 3 -Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты, что ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Гляди на дорогу не спотыкайся! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю !

Психолог- (прошу всех присутствующих произнести громко те фразы, которые выделены). Не смотри! Не слушай! Не говори! Убери руки! Стой смирно! (родители произносят все фразы одновременно)

Психолог :    И ребенок начинает плакать. А вы говорите:

Родитель3- Что ты плачешь? Нечего реветь! Я кому сказала - перестань реветь! (на этих словах вы сильно перевязываете живот).

Психолог: 

- Мы не довольны всем, что делает ребенок, забыв о том, что это всего лишь ребенок и ему нужна наша помощь и поддержка.

- Посмотрите на ребенка, если вы видите своего ребенка, какие чувства вы испытываете?  ( страх, жалость, тревогу)

 - Что вам хочется с ним сделать, когда она в таком состояние?

(Обнять, так обнимите, развязать - так развяжите, прижать к себе и поцеловать- так поцелуйте?)

Психолог:

- Скажите, пожалуйста, как вы чувствовали себя в роли маленькой девочки?

 ( Мне было очень страшно и одиноко)

- Что вы почувствовали, когда я вас обняли, развязали и поцеловали?

( Облегчение)

- Именно эти эмоции и должен всегда чувствовать ваш ребенок при общении с вами!

  Психолог: Конечно, этот пример не единственный, мы сами не замечаем, как быстро наш ребенок превращается из сладкой конфетки в немую, слепую, глухую статую.

   Как сделать так, чтобы этого не произошло, ведь каждый из нас лучше любого психолога знает своего ребенка?

 Психолог: 

   - Посмотрите на экран и выберите картинку, которая отражает ваши взаимоотношения с ребенком.

- Подумайте, много ли вы времени тратите на ребенка ?

- И всегда ли проведенное время расходуется вами правильно!

   Ведь именно от качественного проведенного совместно  времени   зависит, кем станет ваш сын или дочь, любимой для всех сладкой конфеткой или холодной и немой статуей.

 

Самоанализ мастер-класса на тему:  «Кто для меня  мой ребенок»

педагога-психолога МКОУ «Липковский центр образования №1»  

Ким Елены Владимировны

   Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы педагога-психолога, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.

 В работе с родителями обучающихся,  я ставлю перед собой цель:  

Создание наиболее благоприятных условий для образования и развития ребенка;

 Занятие с элементами тренинга «Кто для меня мой ребенок?»  разработано мной в рамках работы родительского клуба «Острые углы семейного воспитания» и проводится с родителями обучающихся младших классов, у которых отмечаются трудности в детско-родительском взаимодействии.

Занятие несет  коррекционный характер.

Цель занятия : формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителями и детьми.

Задачи:

1. Развить способность осмысления последствий от вербальных родительских посылов детям  через эмоциональное вхождение в моделируемую ситуацию.

2. Развить умения выстраивать адекватные отношения внутри семьи.

Количество участников занятия – 12-15 человек

   В процессе проведения занятия используются разнообразные методы и технологии:

  1. Метод дискуссии ( обсуждение проблемной ситуации)
  2. Метод  психодрамы « Статуя ребенка» ( позволяют проанализировать особенности  взаимоотношения родителя и ребенка)
  3. Метафорические ассоциации, картинки, образы (  формируют представление родителя о ребенке, особенности взаимоотношений в семье)

Упражнение «Конфетка» направлено на диагностику отношения родителя к своему ребенку. Позволяет вовлечь родителей в  работу, наладить с ними эмоциональный контакт.

    Упражнение «Статуя ребенка» позволяет ввести родителя в проблемную ситуацию, связанную с воспитанием ребенка, развить способность осмысления последствий от вербальных родительских посылов детям  через эмоциональное вхождение в моделируемую ситуацию.

   Рефлексия    позволяет проанализировать отношения матери и ребенка,   отметить сильные стороны родителя и способствует конструктивному взаимодействию между родителем и ребенком.

   Поставленная цель достигнута, задачи решены. Занятие прошло,  как я планировала.