Мастер-класс "Метафора в работе психолога"
консультация по психологии

Ким Елена Владимировна

Я познакомлю вас с понятием метафоры и ее уникальностью и универсальностью  в работе педагога-психолога  со всеми участниками образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx170.57 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс педагога-психолога

МКОУ «Липковский центр образования №1»

Ким Елены Владимировны на тему :

 «Использование метафоры в работе педагога-психолога»

    Вы замечали, как мыслят маленькие дети?..

     Они мыслят образами и ассоциациями. У них облака похожи на лошадок, цветок одуванчика – на солнышко, а спичечный коробок – это вообще штука многофункциональная: его можно использовать и как домик для божьей коровки, и как шкатулку для «драгоценностей» - фантиков или цветных камушков, и как кирпичик для строительства.

   Говоря человеческим языком, любая ассоциация, любое сравнение – это метафора. А поскольку метафора – это и есть язык нашего подсознания, то работа с ассоциациями широко используется в психологии.

   Интерес к метафоре объясняется универсальностью данного феномена культуры и языка: метафора — это и литературный троп, и способ обобщения, и инструмент познания и мысли, и средство коммуникации, и художественный образ. Метафору можно обнаружить в психотерапевтической беседе и в диалоге пилота с авиадиспетчером, в эзотерическом ритуале и языке программирования, в лирической поэме и статье по квантовой механике. Широкое распространение метафор связано с особенностями человеческой психики, в частности, с нейродинамическими механизмами обработки информации в коре больших полушарий мозга. Хотя сенсорная информация поступает в систему психики в различных формах, определяемых модальностью (качеством) восприятия — зрительной, слуховой, тактильной и т.п. — в процессе использования, переработки и хранения она приобретает единую природу. Метафора же есть то, что лучше всего соединяет и связывает несопоставимые, несоизмеримые аспекты реальности.

 Я познакомилась в метафорой в 2014 году, когда впервые посетила первый межрегиональный  мастер-класс «Метафора в работе психолога образования». С этого момента я стараюсь все чаще использовать метафору в своей работе, так как поняла, что оа является мощным средством общения и обучения, приближения и ускорения положительных перемен.

  Я применяю   метафору в групповой работе, тренингах, семинарах, индивидуальной работе.  Использую ее в работе со взрослыми, так и с детьми. Как и любое другое проективное средство, оно обладает огромным потенциалом и может использоваться в работе с большим спектром проблем. В своей деятельности применяю ее в следующих направлениях работы:

— коррекции межличностных отношений;

— коррекции детско-родительских отношений;

— решении межличностных   конфликтов;

— посттравматических стрессовых расстройств;

— стрессе, подавленном настроение;

— страхах и фобиях;

  Я хочу вас познакомить с проблемными областями, в которых воздействие метафоры будет иметь высокую эффективность результатов.

  1. Достижение целей (Путь к успеху: извлекать максимум пользы из минимума ошибок);
  2. Мотивация (Человек, которому повезло, - это человек, который делал то, что другие только собирались, сделать);
  3. Возможности, ресурсы (В инструкции полицейским: в каждом человеке даже самом плохом можно найти что-то хорошее. Нужно как следует его обыскать);
  4. Необходимость процесса обучения (Запомни, сынок: умный человек всегда во всем сомневается. Только дурак может быть полностью уверенным в чем-то. - Ты уверен в этом папа. - Абсолютно);
  5. Внутренний самонастрой  (Гильотина. Оптимист, пессимист и зануда. Казнь. - Оптимист, ваше последнее слово. - Мир прекрасен, и станет еще прекраснее. Гильотина не срабатывает. - Пессимист, ваше последнее слово. - Все в мире плохо и станет еще хуже. Гильотина не срабатывает. - Зануда, ваше последнее слово. - Скажу, только вы сначала гильотину почините);

6.Изменения  (Если не можешь решить проблему, начни ее руководить (Р. Шулер))  

   В своей работе я часто обращаюсь к Метафорам-притчам, они помогают мне для осознания конкретной ситуации, ее осмыслении и проработки ее с клиентом.

   Притчи - это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.  Этот подход я применяю в работе с детьми и их родителями, педагогами. При работе с детьми в период возрастного кризиса, психической травмы, при потере близкого человека, страхах, тревожности, поиска ресурсов и т.д.  Готовые истории, помогают им постичь смысл историй и признать ценность собственного опыта. Повествование может быть использовано для того, чтобы освободить клиента от привычных, стереотипных значений и поведенческих программ. Обращаясь к притчам человек, претерпевающий внутренний кризис и чувства вины, страха и отчания, может получить необходимую для него поддержку.

   Нередко использование заимствованных историй представляется клиенту более безопасной или удобной формой рассказа о себе, нежели создания собственного биографического повествования.

  Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ - облегчённый, потому что притчи - это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.

    В книге Евгения Кожары приведена интересная, на мой взгляд, притча о маленьком мальчике, ее я использую при работе с родителями, которые сильно опекают своих детей.

   Эта притча всегда вспоминается мне, когда появляется искушение подменить представления, мысли, чувства ребенка своими собственными, не важно где, в тетрадке с сочинением или на рисунке на свободную тему. Ведь через забавные, неуклюжие порой попытки творчества воспитывается умение мыслить самостоятельно, нестандартно и смело.

  Для старшеклассников перед экзаменом в конце тренингового занятия я использую  притчу:  «Полет бабочки».     Это притча несет важное послание для ребят.  Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

  Метафора очень мощно работает с родителями, помогает им переосмыслить моменты воспитания детей, изменить стиль семейного воспитания, увидеть влияние родительских директив на развитие личности их ребенка. Я часто обращаюсь к притчи о воспитании, которая помогает мне продемонстрировать родителям как разумное сочетание ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности, так и взаимодействие специалистов  социально - психологической  службы в общеобразовательном учреждении направлено на профилактику различных кризисных состояний у детей и подростков.

    Также одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков – метафор, предложенный педагогом-психологом Цветковой С. в статье «Вопросы воспитания в картинках» газеты «Школьный психолог». В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.

Вот, один из примеров использования на родительском собрании рисунка – метафоры, взятый из вышеупомянутой статьи:

Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая проблема – воспитание ребенка)

  Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу воспитания на основе личного примера взрослого.

   Согласно оригинальной авторской разработке «Вопросы воспитания в картинках», родителям, отвечая на наводящие вопросы педагога, необходимо составить достаточно подробный рассказ по предъявленной им картинке. И только потом им объявляется, с каким воспитательным моментом связан обсуждаемый рисунок.

В своей же работе я использую этот прием несколько по-иному – с самого начала стараюсь активизировать рассуждения родителей с помощью прямых, заранее подготовленных вопросов к рисунку – метафоре. Это связано с тем, что зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.

   Ниже представлены вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):

– Что изображено на картинке?

– Губка (родители).

– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?

– Она хорошо впитывает жидкость (родители).

– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?

– Губка станет синего цвета (родители).

– А если мы вольем в губку красную жидкость?

– Губка станет красной (родители).

– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?

– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).

– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?

– Родители высказывают собственные предположения.

– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.

– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?

– Родители высказываются.

– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.

Немного модифицировав описываемый прием и подобрав другие рисунки-метафоры, я часто прибегаю к нему в своей практике – и не только при проведении родительских собраний, а также осуществляя психологическое просвещение педагогов.

Так, в моей «копилке» появились следующие рисунки – метафоры

Рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема – необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).

Сопроводительный текст:

- Посмотрите на предложенный рисунок (демонстрируется замок) и скажите, что на нем изображено.

- Замок (родители).

- Правильно, замок. Какой это замок?

- Замок - как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д. (родители).

- Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?

- Ключ (родители).

- Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?

- Нет (родители).

- Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания.

- Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним (родители).

- Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем родительском собрании. Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?

- Да, возможно (родители).

- Конечно же, возможно. Например, с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.

Рисунок-метафора «Яйцо» (затрагиваемая проблема – возрастной кризис, например кризис 3-х лет).

Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема – отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).

Рисунок-метафора «Рюкзак» (затрагиваемая проблема – подготовка ребенка к школе).

Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи, подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи.

    Работа с метафорическими ассоциативными картами.

   Метафорические ассоциативные карты в работе психологов используются уже более 40 лет, но мода на этот метод не угасает, а наоборот, стремительно растет и набирает все большую популярность.

  Метафорические карты – это набор картинок с изображениями людей, житейских ситуаций, пейзажей, животных, предметов быта, абстракций. В процессе работы карты позволяют клиенту найти образ, который бы соответствовал его переживанию, проблеме или симптому. Ассоциации с определенным образом помогают быстро выйти на глубинную (истинную) проблему человека, разобраться в психологических причинах происходящего, найти решения в сложных жизненных ситуациях. Метафорическая работа с проблемой дает клиенту ощущение безопасности, снижает контроль сознания и существенно облегчает работу с подсознательными конфликтами. Метафорические карты используют один из универсальных механизмов психотерапии и поэтому широко применяются в разных терапевтических подходах. Метод рассчитан на работу с детьми и взрослыми и позволяет решать широкий круг психологических проблем.

На сегодняшний день существуют три ведущих института, которые издают метафорические карты (См. Приложение): ОН-институт (Германия), институт Норд (Израиль) и институт проективных карт (Украина).

Карты бывают разные по содержанию:

•        Фото-карты

•        Рисуночные карты

•        Карты с надписью и без нее

•        Карты с рамками-словами

•        Карты с словами

•        Карты со схемами и значками

•        Карты с вкладышами и т.д.

Как работают с картами?

•        Метафорические ассоциативные карты формируют свой собственный, непохожий ни на какие другие карты жанр. Использование этих карт, не похоже на обычную карточную игру. В этой игре нет стратегии, нет проигравших и победителей. У этих карт нет закрепленных за каждой из них, как в картах Таро, определенных значений. Каждый игрок в процессе игры сам определяет для себя  их смысл.

•        Хотя каждая колода уникальна, она может использоваться совместно со всеми другими  колодами метафорических ассоциативных карт, открывая новые возможности для игр и создавая бесконечное пространство для игры нашего воображения.

•        Эти карты можно использовать не только для развлечения, но и как эффективный рабочий инструмент для самой различной профессиональной деятельности.

•        Каждая карта - это цветной трамплин для нашей собственной фантазии. Наши идеи и ассоциации не ограничены никакими рамками. Правила применения метафорических ассоциативных карт являются максимально гибкими. Они служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый из нас получает доступ к своему творческому, креативному началу.

•        Можно извлекать карты из набора вслепую, перевернув их рубашкой вверх, а можно по желанию выбирать любые, когда все карты раскрыты. В картах можно найти широкий спектр образов и идей: можно пользоваться не только полным, но и ограниченным набором специально отобранных карт. Важно лишь то, что каким бы способом карты не выбирались, как только участник достал карту и начал реагировать на нее, его сюжет - это его личная история. Вслушиваясь в рассказ другого участника, мы должны уделять ему максимум внимания, не пытаясь навязать ему нашу субъективную интерпретацию.

•        Когда мы достаем карту и начинаем ее рассматривать, у нас непроизвольно всплывает наш внутренний сюжет и наше личное понимание смысла карты. Возможно, что нам захочется поделиться этим с другими участниками группы. Но никто не вправе указывать нам, что на самом деле нужно увидеть, Карты ведут нас к  нашему  субъективному  пониманию  вне зависимости от того, используем ли мы их индивидуально или в группе.

 Поэтому МАК я использую со всеми участниками образовательного процесса для коррекции эмоциональных состояний, самооценки и самоотношения, подросткового негативизма, психотерапии деструктивного поведения, психосоматических расстройствах, формировании и развитии мотивации целеполагания в развивающей работе с детьми.

Семинар-практикум «Дверь в мир ребенка- метафора в групповой работе с детьми младшего и подросткового возраста»

Техника «Сочинение сказки»

Цель: коррекция эмоционального состояния, развитие самопонимания, формирование отношения к миру.

МАК: Персрнита, Морена, Из сундучка прошлого.

Предложить ребенку выбрать себе героя ( переживающего актуальные эмоции) из карт-портретов и сочинить сказку о том, как герой научится справляться со своими эмоциями (гнев, злость, обида)

Используем в групповой работе, обсуждаем и делимся мнениями.

Как чувствовал себя персонаж и как чувствует сейчас?  ( нарисуйте эмоции или выберите МАК)

Какой способ из предложенных детьми вам больше всего понравился.

Закрепляем способ, который помог достичь желаемые изменения.

Техника « Победа над страхом»

Цель занятия:

   -способствовать снижению чувства страха в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего ресурса.

 Перед ребятами раскладываются трафареты из колоды метаморфических ассоциативных карт «Огонь, мерцающий в сосуде».  

   Посмотрите на картинки, перед вами разнообразные сосуды,  они  имеют  разную форму, каждый из них индивидуален.  Так же как и мы с вами. Какой сосуд похож на вас, выберите по 1 трафарету.

- почему именно этот сосуд вы выбрали? Чем он похож на вас?

 Сосуд может быть на половину наполнен или же на половину пусть, в нем можно смешать разные вещества.

    Представьте, что вы перед экзаменом, чем тогда наполнен ваш сосуд?  

Какие чувства ты испытываешь? Сколько места в твоем сосуде занимает страх?  Найди его в сосуде, потрогай его. Какой он? Как он выглядит? Представь его?  Попробуй поговорить с ним?

А теперь нарисуй то, что ты представил.

 Обсуждаем.

    Мы помним из сказок, которые нам читали мамы, папы, бабушки, что именно в сосудах селятся Джины.  Представь себе, что и в твоем сосуде поселился  Джин, комфортно ли ему с таким содержимым?

 Но ведь Джины волшебники и могут превратить негативные чувства в положительные.

 Давайте   подумаем, когда в вашем сосуде будут преобладать положительные чувства?

Обсуждение.

(Дети отвечают: «После сдачи экзаменов»)

 Представьте, что экзамен уже сдан,   как выглядят ваши чувства.

Дети становятся в круг.

 Изобразите свои чувства мимикой, жестами, звуками.

 Запомните эти чувства.

А теперь нарисуйте то, что вы изобразили..

 Играет приятная музыка ( Дети рисуют)

  Вы видите, как легко Джин смог изменить ваш страх, превратил его в приятные чувства. Но ведь Джин придуманный образ. А кто в реальной жизни помогает вам справиться с негативными чувствами ?

 Детям предлагается выбрать картинку из колоды «Ресурсы и силы». Обсудить?

Как эти люди вам помогают?

 А теперь,  посмотрите на свои рисунки и представьте, что первый это, то, что вы себе представляете об экзамене, но используя все свои внутренние силы, поддержку близких, вы можете прийти на экзамен уверенными, смелыми и сильными. Не позволяйте своему страху заполнить ваш сосуд полностью.

 Давайте уничтожим негативные эмоции.  Берем свой рисунок со страхом и  становимся в круг.  Каждый произносит : « Я сильный, я могу с тобой справиться!» и рвет, мнет свой рисунок и кладет его в коробку. В это время остальные хлопают ему.

Дети садятся. И проговаривают, свои чувства.

     Техника «История»

Метафорические карты: колода «Мастер сказок».

Цель: сплочение группы.

Задачи: развитие умения слышать и слушать другого, развитие умения взаимодействовать в команде.

   Участники группы садятся в круг. Ведущий берет из колоды одну карту, показывает ее участникам и, основываясь на изображении на карте, начинает рассказывать историю. Сказав несколько слов, ведущий вытянутую карту оставляет у себя, а колоду передает дальше, следующему участнику, который так же достает из колоды карты и продолжает историю. Группа рассказывает историю, пока не закончатся карты.

Специалист, ведущий группу, отмечает: кто из детей продолжает историю, кто не слышит товарищей, кто каких персонажей вводит, кто постоянно присоединяется к предыдущему рассказчику, кто вводит динамику в историю. Например, все дети поддерживают историю о волшебном городе, в котором добро борется со злом, а один участник группы постоянно, вытаскивая карту, говорит «но опять случилось…».

  По завершению упражнения можно предложить ребятам    нарисовать запоминающиеся моменты истории и поделиться своими впечатлениями от сочинительства.

  Техника «Роботы»

Метафорические карты: колода «Роботы».

Цель: знакомство.

Задачи: знакомство с группой, снятие напряжения.

   Участникам предлагается из карт «Роботы» составить своего робота – выбрать голову, туловище и ноги. Когда роботы выбраны, каждый участник представляет своего робота, рассказывая, как его зовут, чем он любит заниматься, с кем дружит, чего боится, чего роботу очень бы хотелось получить в подарок.

Затем специалист предлагает ребятам попробовать себя в роли робота – ребята становятся в такие же позы, как их роботы. Говорят о своих ощущениях. После чего специалист предлагает им превратиться в роботов и поздороваться с другими участниками. Ребята в «позах роботов» передвигаются, здороваются друг с другом. Затем специалист говорит – «Теперь роботы решили поздороваться ручками и ножками», и участники передвигаются, пожимая друг другу руки, «здороваясь» различными частями тела (локтями, коленями, лбами и тд).

Затем специалист предлагает участникам посмотреть на всех созданных роботов и сделать каждому из них комплимент. Таким образом, каждый робот получает от каждого участника по комплименту.

Специалист отмечает:

- выбор робота; сразу ли ребенок включается в процесс поиска своего робота, или стоит в стороне;

- какие отличительные особенности имеет созданный робот (колесики вместо ног или робот-многоножка указывают на активность и неусидчивость ребенка; голова, повернутая затылком к зрителю, говорит о трудностях коммуникации; смотрим, какие руки и есть ли они; есть ли уши).

Упражнение хорошо подходит для использования на первом занятии – участники знакомятся друг с другом, специалист наблюдает и диагностирует детей.

В завершение упражнения просим детей поделиться своими впечатлениями.

Техника «Границы и потребности»

Метафорические карты: колода «Дерево как образ человека».

Цель: выявление потребностей и границ.

Задачи: диагностика потребностей ребенка, границ, развитие коммуникации.

Предлагаем детям выбрать из колоды карту с изображением дерева, которое понравится ему больше всех.

Вопросы:

- что это за дерево?

- где оно растет?

- кто его посадил?

- что его окружает?

- кто за ним ухаживает?

- как за ним ухаживают?

- достаточно ли дереву влаги, солнца?

- что дереву не хватает?

Предлагаем положить карту с деревом на лист и дорисовать, расширить карту, нарисовав на листе все то необходимое, что дереву нужно.

 По завершению упражнения ребята делятся впечатлениями.

Техника «Лес»

Служит продолжением предыдущего упражнения. Используется та же колода, задачи и цели те же.

Участникам группы предлагается расположить деревья на листе ватмана – «Ребята, давайте создадим лес!» – предлагаются краски, цветные мелки, пастели, карандаши, весь тот материал, которым можно оформить лесную картину.

Специалист отмечает:

- место расположения дерева – обособленно ли оно, в центре, рядом с другими деревьями;

- насколько дерево окружено, что вокруг него нарисовано, и нарисовано ли;

- как дети ведут себя, разделяя место на ватмане – ругаются, договариваются, молчком все делают;

По завершении упражнения просим поделиться впечатлениями:

- сразу ли нашлось место дереву?

- каково дереву рядом с соседями?

- мешало ли что-то, когда выполнялось задание?

Техника «Дверь в …» (в мечту, в будущее)

Упражнение достаточно универсальное. Его можно использовать как с детьми, так и со взрослыми (дверь в брак, любовь, материнство, другую работу и т.д.) В данном случае упражнение используется для работы с подростками.

Метафорические карты: колоды «Окна и двери», «Пути-дороги».

Цель: принятие решения, достижение цели.

Задачи: снятие напряжение, осознание различных путей в решении определенных задач, обретение ресурса для принятия решения.

Участникам предлагается выбрать из колоды «Окна и двери» дверь, за которой их ждет мечта/будущее. Вопросы:

- чем тебя привлекла эта дверь?

- где она находится?

- можно ли ее открыть?

- как до нее дойти? На каком расстоянии от тебя она находится?

Затем предлагается выбрать дорогу к этой двери из колоды «пути-дороги». Вопросы:

- что ты чувствуешь, глядя на эту дорогу?

- что ты возьмешь в путь?

- с чем простишься, отправившись в путь?

- от кого хочешь услышать напутствие?

- как оно будет звучать?

- чем поможет тебе в пути?

Также подростку предлагается, когда он «дойдет до двери», нарисовать ключ, который будет подходить только к этой двери и который всегда будет с ним, сможет закрывать и открывать эту дверь. Можно предложить сочинить фразу, заклинание, которое будет оказывать магическое действие – открывать дверь, оказывать помощь в дороге и т.д.

   Модернизация образования, подразумевающая обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности, заставляет нас изучать большое количество документов, рекомендаций, знакомиться с новыми подходами к оказанию психологической поддержки всем категориям участников образовательного процесса. Но, несмотря на большое количество программных документов, наша профессия остается творческой. Работа психолога подразумевает решение множества несхожих проблем, что исключает шаблоны и стереотипы. Мы сохраняем образное и живое мышление, признаком которого может быть, к примеру, метафоричность. Которую  я и  стараюсь чаще применять в своей работе.

Рефлексия: Какой метафорой вы пользуетесь в своей работе и какая вам больше всего понравилась и почему?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунки – метафоры

  1. Рисунки «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема - необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).

замочек_Арве

schluesselbund

   

Сопроводительный текст:

- Посмотрите на предложенный рисунок (демонстрируется замок) и скажите, что на нем изображено.

- Замок (родители).

- Правильно, замок. Какой это замок?

- Замок - как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д. (родители).

- Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?

- Ключ (родители).

- Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?

- Нет (родители).

- Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания.

- Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним (родители).

- Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем родительском собрании. Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?

- Да, возможно (родители).

- Конечно же, возможно. Например, с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.

  1. Рисунок «Яйцо» (затрагиваемая проблема – возрастной кризис, например кризис 3-х лет).

White_chicken_egg_square

Сопроводительный текст:

- Для того, чтобы лучше понять, почему же наступает кризис 3-х лет я предлагаю представить цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как вы думаете, как он чувствует себя в скорлупе? Безопасно ли ему? Хватает ли ему питательных веществ?

- Скорее, да (родители).

- Но, не смотря на это, в определенный момент цыпленок разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Почему, как вы думаете?

- Иначе он просто задохнулся бы под ней. Закончились питательные вещества, он растет и т.д. (родители).

- Правильно! Постоянная опека родителей для ребенка – это такая же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно под ней. До определенного момента она ему необходима. Но ребенок растет, меняясь изнутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать его росту. Поэтому ребенок начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие. Что и проявляется в кризисе 3-х лет.

  1. Рисунки «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема - отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).

i_052

Сопроводительный текст:

- Говоря о методах воспитания детей, мне хочется, чтобы вы сегодня определили для себя один из главнейших принципов воспитания. Для этого посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой из картин?

- На первой картине изображен сюжет басни С. Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой каждый запряженный тянет в свою сторону. Каждый из них старается, «вылезая из кожи вон», но воз так и не сдвинется с места. На второй же картине изображена тройка лошадей в одной упряжке. Их движения слажены, как у единого целого. Тройка стремительно летит, преодолевая все препятствия (родители).

- С какими двумя типами семей можно сравнить эти два рисунка?

Родители высказывают свои предположения.

- Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов, собственного желания. В подобной ситуации все члены семьи предъявляют ребенку часто противоречивые между собой требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра – другого, после завтра – третье. В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.

Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе воспитания слажено, сообща, двигаясь к одной цели – гармоничному развитию ребенка. В этой семье соблюдается главный принцип воспитания – согласованное последовательное предъявление требований к своему малышу. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам, т.к. всегда знает, как поступят его родители.

  1. Рисунок «Рюкзак» (затрагиваемая проблема - подготовка ребенка к школе).

backpack

Сопроводительный текст:

- Что изображено на рисунке?

- Рюкзак (родители).

- Зачем человеку может понадобиться рюкзак?

- Для того, чтобы пойти в поход (родители).

- Что обычно кладут в рюкзак, собираясь в поход?

- Разное. Много всего. Все то, что может понадобиться в походе (родители).

- Согласитесь ли вы с тем, что от того, как мы соберем рюкзак, может зависеть успех нашего мероприятия (похода), а в отдельных случаях - и наша жизнь в походе?

- Да (родители).

- Каждый человек к сборке рюкзака подходит индивидуально: один положит только все необходимое, и оно действительно пригодится в походе; другой отнесется к сборке рюкзака несерьезно – упустит что-то, понадеявшись на случай; третий – перегрузит свой рюкзак, и его ноша будет только мешать в походе.

У кого-то из вас возникнет вопрос, а зачем мы обсуждаем процесс сборки рюкзака? Как это связано с сегодняшним родительским собранием?

Родители высказывают свои предположения.

Рюкзак в нашем случае – это ребенок. А поход – предстоящее ребенку обучение в школе. Вы, я думаю, согласитесь с тем, что как мы подготовим ребенка к школе, насколько серьезно подойдем к этому процессу, будет зависеть его дальнейшая жизнь в школе – особенно в первый год обучения. Если мы несерьезно отнесемся к процессу сборки «рюкзака» (т.е. к подготовке малыша к учебе), упустим что-то, или вообще не будем готовить его, в школьной жизни обязательно возникнут трудности. Так, например, отсутствие элементарных знаний у ребенка об окружающем его мире, недостаточное развитие памяти, внимания, воображения отрицательно повлияют на процесс усвоения новых знаний, а как следствие – пострадает успеваемость.

Противоположная ситуация, когда родители стараются как можно больше «запихнуть» в ребенка при подготовке к школе всевозможных знаний и умений, также нежелательна. В этом случае перегружается его нервная система, становится нервным, кроме этого, ребенок теряет интерес к процессу обучения (зачем ему учиться, ведь, он и так умеет писать и читать).

Притча « Маленький мальчик»

"Маленький мальчик пришел в школу первый раз, он скорее хотел приступить к урокам  и весь горел от нетерпения. И вот Учитель сказал: «Сегодня мы будем рисовать, мы будем рисовать цветок». Мальчик очень любил рисовать, взял кисть и краски, но Учитель остановил его: «Погоди, я ведь не сказал, какой цветок мы будем рисовать. Дети, сегодня мы будем рисовать красный цветок с зелеными листьями». Так прошел первый день.

       На следующий день Учитель сказал: «Сегодня, ребята, мы будем лепить. Мы будем лепить цветок». Мальчик обрадовался, он любил и лепить, он подвинул поближе пластилин, но тут Учитель остановил его: «Погоди. Ведь я еще не сказал, какой цветок мы будем лепить. Дети, сегодня мы будем лепить красный цветок с зелеными листьями». И так прошел второй день.

       На третий день Учитель сказал: «А сегодня ребята мы будем писать. Возьмите листы бумаги и ручки и напишите о своем любимом цветке». Все начали работать, а Мальчик все сидел за партой.

- А ты почему не пишешь? – спросил его Учитель

- Но ведь Вы еще не сказали, о каком цветке мы будем писать сегодня.

- Ты можешь написать о том цветке, который тебе нравится…

       И Мальчик написал сочинение о красном цветке с зелеными листьями."

Притча «Полет бабочки»

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.  

Притча  «О воспитании»

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом для работы психолога по коррекции мелкой моторики

МОТОРИКА(лат. motor — приводящий в движение) — вся сфера двигательных функций организма человека, объединяющая их биохимические, физиологические и психологические системы.Мелкая моторика- это со...

Альбом для работы психолога по коррекции внимания

Внимание как познавательный процессПонятие внимания, как и всегда, вызывает живой интерес у психологов, да и у других специалистов, поскольку оно обеспечивает объяснение совершенно разных психол...

Альбом для работы психолога по коррекции мышления

Мышление- одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным...

Проектная работа: «Психология адаптации пятиклассников».

В этом году мне дали классное руководство в пятом классе. Главная задача, стоявшая передо мной, состояла в том, чтобы дети, пришедшие в мой класс чувствовали себя комфортно. Мне как классному ру...

Примерный перечень диагностического инструментария для работы психолога с «трудными» подростками (методические рекомендации)

В рекомендациях помещён примерный перечень диагностических методик необходимых педагогу-психологу для проведения диагностики подростков с девиантным поведением...

Система работы психолога с педагогическим коллективом инновационного образовательного учреждения.

Обобщение опыта  работы педагога -психолога с педагогическим коллективом....