Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения «Моя работа над собой»
рабочая программа по психологии

Малкова Наталья Валерьевна

Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций познавательной, эмоционально-волевой сферы ребенка с нарушением слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81      Факс: (499)177-67-66      E-mail: sk65@edu.mos.ru            http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001        ОКАТО 45290590000        ОГРН 1037700227157         ОКТМО 45395000

Утверждаю

Директор ГКОУ СКШИ № 65

Перепелкина С.И.

________________________

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций познавательной, эмоционально-волевой сферы «Моя работа над собой»

Педагог-психолог:

Бурякова Н. В.

2019-2020г.

Пояснительная записка

В современной психологии под подростковым возрастом понимается период от 10 – 11 до 11 – 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями, влияющими на личностное развитие ребенка.

Существенные изменения происходят в эмоционально-волевой сфере подростка. Эмоции в данном возрасте отличаются большой силой и трудностью в их управлении. В связи с этим учащимся среднего звена свойственны неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении, вспыльчивость, бурное проявление чувств. В этот возрастной период особенно остры и тяжелы межличностные проблемы для подростков застенчивых, тревожных, с заниженной самооценкой, с выраженными трудностями в сфере общения. Неподготовленному ребенку очень трудно решать возникающие проблемы без потерь, нервных срывов и даже заболеваний. Дезадаптация личности при недостаточном развитии механизмов устойчивости личности приводит к нарушению психологического здоровья, дезорганизации поведения. Личность может поддерживать свою целостность и противостоять негативным воздействиям среды только через устойчивость и постоянство активных отношений.

Касаясь познавательной сферы, то здесь, если по каким-либо причинам с ребенком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте, то это еще не поздно сделать в подростковом возрасте. Развитие познавательных способностей позволит подросткам более успешно усваивать материал программы средней школы. 

Возникающие трудности на данном возрастном этапе в познавательной и эмоционально-волевой сферы значительно затрудняет гармоничное развитие ребенка. Поэтому необходима система мероприятий направленных на сглаживание и устранение возникших трудностей у детей этого периода.

Рабочая программа «Моя работа над собой» направлена на последовательное и планомерное повышение уровня познавательного развития и стабилизацию эмоционально-волевого фона.

Рабочая программа психокоррекционного развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы детей 10 – 14 лет состоит из II блоков, каждый из которых рассчитан на 36 часов, общее количество часов по программе 72 часа, при составлении индивидуальной программы набирается нужное количество часов из I-го или II-го блока в зависимости от результатов диагностического обследования ребенка.

Первый блок направлен на развитие и коррекцию познавательной сферы. Материалами для разработки программы послужили работы И.В. Дубровиной,
Е.И. Рогова, В.А. Аверина, Б.П. Есипова, Г.И. Щукиной, Я.И. Божович. Задания адаптируются по объему и содержанию в зависимости от актуального развития ребенка, которое определяется на входящей (первичной) диагностике.

Второй блок программы направлен на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы: снижение уровня тревожности, агрессивности, стабилизацию эмоционального фона, коррекцию негативных личностных отклонений, коррекцию девиантного поведения, повышение самооценки, формирование коммуникативных навыков общения, повышение уровня школьной мотивации. Теоретическая основа второго блока программы строилась на основании накопленного опыта авторов: В.С. Мухиной, Ч.А. Измайлова, Р.М. Рахматулиной, О.В. Хухлаевой, М.И. Чистяковой, А.И. Копытина, Г.А. Бреслава, Н.М. Погосовой, О.Н. Истратова, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконина, В.В. Синявского, В.А. Федорошина, И.А. Зимней, Л.Н. Захаровой, Б.И. Кочубея, О.В. Дашкевич, А.М.Прихожан.

I блок. Развитие познавательной сферы.

Особенностью данного блока является направленность не только на формирование когнитивных знаний,  но и на анализ и синтез изучаемого материала. А, также на закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки.

Цель блока: психокоррекция познавательно-личностного развития ребенка, развитие самостоятельности, способности к рассуждению, самоконтролю, стремлению отстаивать свое мнение.

Задачи:

  1. Развить восприятие как интеллектуального процесса, в основе которого лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.
  2. Улучшить качество непроизвольного и после произвольного внимания.
  3. Увеличить объем внимания.
  4. Развить разнообразные виды памяти (наглядно-образную, словесно-логическую, эмоциональную память) и свойств (объем, прочность, точность, организованность).
  5. Развить абстрактное мышление, его форм и основных операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация).

Программой предусмотрены методы активного обучения: вербальные, наглядные, практические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-развивающие, показательные, монологические, диалогические, эвристические, исследовательские, алгоритмические, методы стимулирования, организации и контроля. Методы обучения определены возрастом учащихся.

Основной формой работы является индивидуальное занятие.

II блок. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Существенные изменения происходят в эмоционально-волевой сфере подростка. Эмоции в данном возрасте отличаются большой силой и трудностью в их управлении. В связи с этим учащимся среднего звена свойственны неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении, вспыльчивость, бурное проявление чувств. В этот возрастной период особенно остры и тяжелы межличностные проблемы для подростков застенчивых, тревожных, с заниженной самооценкой, с выраженными трудностями в сфере общения.

Особенностью данного блока является направленность на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы, на повышение уровня произвольной регуляции поведения, регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности в общении, развития эмпатии и адекватных навыков сотрудничества с окружающими.

Цель блока: развитие и коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы подростков.

Задачи:

  1. Снизить эмоциональное напряжение, уровень тревожности, агрессивности.
  2. Стабилизировать эмоциональный фон.
  3. Развить навыки понимания, выражения, и регулирования реальных чувств, эмоций, состояний, произвольности поведения.
  4. Повысить активность, самостоятельность, уровень самооценки.
  5. Корректировать негативные личностные отклонения.
  6. Формировать коммуникативные навыки общения.
  7. Повысить уровень школьной мотивации.
  8. Способствовать развитию рефлексии.

Формы и методы реализации задач: основной формой работы является индивидуальное занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание индивидуальной работы составляют игры, продуктивно-творческая деятельность, релаксационные методы и динамические паузы, во время которых выполняются упражнения для глаз и физические упражнения для профилактики общего утомления, упражнения-энергизаторы, элементы психогимнастики, элементы арт-терапии (рисунок на заданную тему, раскрашивание мандал), элементы су-джок терапии, фонетической ритмики, дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой.

Структура занятий психокоррекционного развития

Вводная часть - создание у учащихся положительного эмоционального фона, выполнение ритуала приветствия как основы для создания системной работы и метода регулирования поведения ребенка. Активизация познавательной активности путем выполнения дыхательных упражнений и пальчиковой гимнастики.

Основная часть – выполнение заданий. Продуктивная деятельность, связанная с темой занятия. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.

Динамическая пауза направлена на воздействие на различные модальности (упражнения серийной организации движений, элементы психогимнастики, методы двигательных ритмов, упражнения, направленные на повышение эмоционального тонуса, стимулирование работоспособности, слухового внимания).

Заключительная часть - подведение итогов занятия, обсуждение результатов и трудностей, которые возникали при выполнении заданий. Оценка результата деятельности в игровой форме (создание ситуации успеха).

Ожидаемые результаты реализации рабочей программы

-развитие познавательной активности учащихся;

-совершенствование и формирование обще интеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

-обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;

-повышение эмоционального отношения к себе;

-ослабление эмоционального напряжения и снижение влияния негативных эмоциональных переживаний на поведение и деятельность ребенка: снижение тревожности и уровня агрессивности;

-развитие у школьников умений и навыков психофизической саморегуляции (снятие мышечного и эмоционального напряжения);

-развитие умений распознавать, объяснять и адекватно проявлять собственное эмоциональное состояние;

-развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;

-сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью;

-сформированность позитивной «Я-концепции», адекватной самооценки;

-социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Занятия по программе «Моя работа над собой» проводятся в учебных аудиториях и кабинете педагога-психолога, оснащенных в соответствии с требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности и специальным оборудованием, позволяющими работать со специализированными программами для просмотра презентаций и другого демонстрационного материала.

Используемое оборудование:

  • персональный компьютер – 1 шт.;
  • компьютерная мышь – 1 шт.;
  • цветные карандаши;
  • ластик;
  • шариковые ручки;
  • бумага разных форматов белая;
  • бумага разных форматов цветная;
  • клей;
  • краски;
  • кисти;
  • емкости для воды;
  • ватманы;
  • 18-ти листовые тетради в клетку;
  • ножницы;
  • ножницы для леворуких;
  • магниты;
  • цветные канцелярские скрепки;
  • сантиметровая линейка;
  • зеркало.

Структура и содержание программы

Учебно-тематический план I блок

Развиваемые психологические процессы                                                Кол-во часов

Концентрация и устойчивость внимания                                                            3

Объем внимания                                                                                                     3

Распределение и переключение внимания                                                          3

   Наглядно-образная память                                                                                   3

   Словесно-логическая память        3

    Абстрактное мышление        3

   Основные мыслительные операции - анализ        2

    Основные мыслительные операции – синтез                                                    2

Основные мыслительные операции - сравнение        2

    Основные мыслительные операции - абстрагирование        2

Основные мыслительные операции – обобщение                                           2

     Основные мыслительные операции - конкретизация        2

Основные мыслительные операции – классификация                                    2

        

    Пространственные представления                                                                     2

    Координация движений        2

Всего занятий                                                                                                     36

2.2. Учебно - тематический план II блок

Тема                                                Кол-во  часов

Я хочу учиться        2

Эмоции        3

Самооценка         4

Моя работа над собой        5

Тревожность                                                      6

Саморегуляция                                                  7

Агрессивность                                                   6

Ищу друга                                                           3

Всего занятий                                                    36

 

Список используемой литературы:

  1. А.В. Микляева, П.В. Румянцева Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004-248 с.
  2. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
  3. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
  4. Семинович А.В. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А.В. Семенович, 1998 г.
  5. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.,2007.
  6. Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". - Чебоксары: "КЛИО", 1994.
  7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. –СПб.: Речь., 2001.
  8. Подольский А.И., Идобаева О.А., Идобаев Л.А. Подросток в современном мире: Заметки психолога.- СПб.: КАРО, 2007.
  9. Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет (программа курса занятий) // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И. В. Дубровиной. Москва-Тула, 1993
  10. Семенович А.В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
  11. Семенченко П.М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
  12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1.-М.:Генезис, 2003.-160 с., ил.
  13. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.: в 4-х томах Т.3. 2-е изд., Стер-М.: Генезис, 2003-160с., ил.
  14. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: Книга для школьных психологов, родителей и учителей. – М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы

Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»

Индивидуальная программа  психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...