Психолого-педагогический проект с обучающимися 7-11 классов по формированию активной социально-психологической позиции «Нет наркотикам»
план-конспект по психологии

Один из подходов в оказании информационно-психологической поддержки современным школьникам по формированию психосоциальной устойчивости к практике употребления наркотических и ПАВ веществ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение  «Школа №73» г. Нижнего Новгорода

Московского муниципального района Нижегородской области

Психолого-педагогический проект с обучающимися 7-11 классов

по формированию активной социально-психологической позиции «Нет наркотикам»

«Жизнь слишком короткая и безгранична в своих возможностях, именно поэтому мне не до этого!!!»

разработан педагогом-психологом Баландиной М.Н.

В основу разработки данного краткосрочного проекта легли научные работы, раскрывающие вопросы психического развития личности К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн и др.

По аспектам и особенностям психопрофилактики и реабилитации лиц с зависимым поведением и расстройствами  такие авторы как: В.В. Барцалкина, С.В. Березин, B.C. Битенский, Ю.В. Валентик, Н.Н. Иванец, Б.Д. Карвасарский и др.

Содержание программы проекта

№ п.п.

Основная тематика (содержание)

Введение в проблему: почему мы говорим об этом?

Поговорим о социально-психологическом тестировании: зачем это нужно, в чем смысл и польза данного мероприятия?

Мотивационно-разъяснительная работа со школьниками по минимизации страха и дискомфорта при участии в нём.

Разъясняем ключевую идею СПТ, направленного на профилактику и раннее выявление лиц «группы риска»

Оптимизация социально-психологического благополучия обучающихся: факторы риска и факторы защиты

Какие условия повышают угрозу вовлечения и зависимое поведение

Какие факторы защиты  могут способствовать повышению сопротивления вовлечения в зависимое поведение

Организация социально-психологической поддержки обучающихся для формирования устойчивой мотивации отказа от опыта с наркотиками

Картина социально-психологической устойчивости в трудных (кризисных) ситуациях

Практические рекомендации психолога по оптимизации личностной самооценки

  1. Введение в проблему: почему мы говорим об этом?

Ни для кого не будет тайной, если скажу что основная задача системы образования  - обеспечение социально-психологического благополучия и качественной адаптации для дальнейшего  динамического развития личности несовершеннолетних. С этой целью в общеобразовательных организациях реализуются дополнительные образовательные программы «Мы за здоровую нацию», «Нет места наркотикам» «Стиль жизни – здоровье» и мн.др, которые направленные на развитие социально-психологических ресурсов обучающихся, выступающих в качестве факторов защиты от развития отклоняющихся форм поведения.

К ним  относятся такие качества:

 как уверенность в себе (ассертивность),

положительное отношение к здоровью и высокая мотивация к занятиям саморазвития  и физической культурой,

высокий уровень социальной и личностной ответственности,

преобладание мотивации на успех над мотивацией избегания неудач,

использование эффективных поведенческих стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями (копинг-поведение),

развитый уровень субъективного контроля над собственной жизнью (интернальный локус контроля),

развитая способность к самостоятельной автономной деятельности.

Кроме этого  важнейшим факторам защиты от развития отклоняющегося поведения является развитый эмоциональный интеллект и способность к саморегуляции психо-эмоционального состояния, о которой можно судить по показателям тревожности, невротизации, агрессивности, фрустрации, ригидности.

Именно для этого во всех образовательных учреждениях был введен обязательный проект как социально-психологическое тестирование (СПТ), который позволяет оценить социально-личностное благополучие и факторы риска для скорейшей оптимизации выявленных психологических трудностей диагностируемых школьников.

  1. «И снова социально-психологическое тестирование»

Агитационно-мотивационная работа с разъясняем ключевой идеи СПТ, направленного на профилактику и раннее выявление лиц «группы риска»

Мотивация обучающихся

Работа с обучающимися (проведение тематических бесед на данную проблему) является одним из важнейших направлений по психологической подготовки к тестированию. Положительное, спокойное реагирование подростка на данную процедуру во многом обусловлено отношением как педагогов, так и родителей к данной процедуре. Несмотря на актуальность проблемы наркомании в подростковой и молодежной среде многие родители до сих пор остаются некомпетентными, как в вопросах наркозависимости, так и в вопросах профилактики.  

Разъяснительная работа с обучающимися  по поводу СПТ проводится до начала самого мероприятия за месяц или несколько недель.  Для достижения лучшего результата рекомендуется проводить как индивидуальную, так и групповую работу в классе и на едине с обучающимся. При общении в малой группе создается возможность высказаться каждому, участвовать в обсуждении тем участникам, кто не любит выступать перед большой аудиторией.

Основной целью данного разговора является формирование мотивационно-положительной готовности обучающегося к участию в социально-психологическом тестировании.

В начале важно обозначить цель проведения СПТ, как сам подросток лично относится к тому что эта мера введена в вашем образовательном учреждении.

Далее можно переходить к информированию.

Очень важно понять - информирование  это не запугивание.

 Информирование - это когда вы просто обозначаете все феномены которые имеют место быть.

После того как была освещена идея и цель мероприятия, важно рассказать о практическом применении СПТ.

Задача тестирования – выявить у детей личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать (или уже стали) значимыми факторами риска употребления ПАВ.

Полученные результаты носят прогностический, вероятностный характер. В обобщенном виде они будут использованы при планировании профилактической работы как в образовательной организации, где учится ребенок, так и в области в целом.

Важно подчеркнуть главный факт того, что социально-психологическое тестирование не может ни при каких обстоятельствах являться основанием для постановки диагноза наркомания или алкоголизм, постановки на различные виды учета.

Практическая часть:

Оптимизация социально-психологического благополучия обучающихся : факторы риска и факторы защиты

Какие обстоятельства и условия могут влиять на незащищенность к вовлечению практики употребления наркотиков?

Во-первых, «ФАКТОРЫ РИСКА»  - социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение.

К таким факторам относятся:

Потребность в одобрении - это желание получать позитивный отклик в ответ на свое поведение. В гипертрофированном виде переходит в неразборчивое стремление угождать и нравиться всем подряд, лгать, создавать о себе преувеличенно хорошее мнение с целью быть принятым (понравиться).

Давайте проведём небольшой опрос, по итогам каждый из Вас оценит данную характеристику в себе самом:

Стремишься ли ты быть принятым значимыми людьми, пусть даже и вопреки своим интересам и взглядам с группой?

Чувствительно ли относишься к положительным оценкам со стороны других людей? Испытываешь ли ты  потребность в положительной оценке своих слов или поступков? Проявляешь ли повышенную чувствительность к критике?

Стремишься ли соответствовать ожиданиям окружающих?

Тяжело ли переносишь ситуации проигрыша?

Второй фактор - «Подверженность влиянию группы» (ПВГ)

Оцени личностную степень риска по следующим критериям:

Зависим ли ты от мнения и требований группы, ведомый ли ты?

 Нуждаешься ли в поддержке со стороны группы?

 Не достаточно самостоятелен в принятии решений, ориентирован на социальное одобрение?

Бывает, что пассивно соглашаешься с мнением подавляющего большинства людей?

Третий фактор это «Принятие асоциальных установок социума» (ПАУ)

Согласие, убежденность в приемлемости для себя отрицательных примеров поведения, распространенных в маргинальной части общества.

Как ты считаешь, выражены ли у тебя такие особенности:

Проявляешь ли   интерес к социально неодобряемым действиям и мнениям?

 Пытаешься рационально объяснить свои проступки, ссылаясь на аналогичные образцы поведения («все так делают»)?

Понимаешь, что одним можно нарушать нормы, а другим нельзя?

Идентифицируешь себя с теми, кому можно. Испытываешь азарт избегания наказания или порицания?

Проявляешь пониженную критичность к себе, своему поведению?

Следующая шкала риска называется «Склонность к риску» (СР)

Попробуй по следующим критериям оценить свою степень:

Это когда твоё субъективное ощущение риска ниже, чем реальный уровень опасности. Это когда ты осознаешь потенциальные риски, но отказываешься их учитывать, оказываясь под влиянием различных чувств и желаний. Информированность об опасных последствиях заменена мифами, заблуждениями, отсутствием критичности к рисковому поведению.

Также «Импульсивность» (И) является важной причиной рискованного поведения.

Эмоционально неустойчив, легко расстраиваешься, раздражителен. Не контролируешь свои эмоции, ощущаешь перепады настроений. Нетерпелив, подвержен к сиюминутным побуждениям. Идешь на поводу у собственных желаний, потворствуя своим слабостям. Решения принимаешь поспешно, действует спонтанно. Склонен сначала высказываться и действовать, а потом обдумывать свои действия и высказывания.

Какие факторы защиты  могут способствовать повышению сопротивления  вовлечения в зависимое поведение?

Давай(те) рассмотрим их:

Очень важный, социально приоритетный это  фактор -  «Принятие родителями» (ПР)

Это Безусловное родительское принятие. Когда имеются искренние, доверительные, эмоционально близкие отношения с родителями. Когда не испытываешь недостатка во внимании и общении. Ощущаешь себя любимым, нужным и необходимым. Родители принимают таким, какой есть, уважают индивидуальность, одобряют интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно времени и не жалеет об этом. В глазах родителей, практически не имеет нежелательных и отрицательных черт характера, которые бы раздражали их. Негативные поступки, отрицательно оцененные родителями, не влияют на его достоинства и не убавляют ценность его как личности для отца и матери.

Второй немаловажный фактор защиты является - «Принятие одноклассниками/однокурсниками» (ПО)

Это когда ты пользуешься авторитетом среди большинства одноклассников. Удовлетворен общением и взаимодействием с большей частью одноклассников, имеешь общие с ними ценности, интересы и цели. Ощущение одиночества, изолированности, непонимания коллективом не свойственны тебе . Социально-психологическая ситуация в классном коллективе воспринимается как комфортная. Конфликты возникают редко, часты проявления взаимопонимания, взаимопомощи.

«Социальная активность» (СА)

Тоже важное условие защиты. Вот ее характеристики:

Имеешь, занимаешь социально активную жизненную позицию, инициативен.

Есть широкий круг интересов. Стремишься участвовать в окружающих событиях. Испытываешь потребность в социальных контактах, стремишься к освоению социальных форм деятельности. Выражены мотивы самоопределения и самосовершенствования. Стремишься преодолевать препятствия. Проявляешь творчество и инициативу в деятельности. Самокритичен, требователен к себе и другим

«Самоконтроль поведения» (СП)

Это когда ты:

Настойчив. Терпелив. Рассудителен. Эффективно контролируешь свое поведение Деятельный, работоспособный, активно стремишься к выполнению намеченного. Преграды на пути к цели мотивируют. Уважительно относится к социальным нормам, стремишься полностью подчинить им свое поведение.

Показатель защиты  - «Самоэффективность»

Это когда ты уверен в своих способностях и веришь в успех собственных действий. Активно достигаешь поставленные цели, имеешь высокую самооценку. Преобладают оптимистичные сценарии развития событий. Берешься за сложные задачи и эффективно их достигаешь. Доводишь начатое дело до конца. Можешь относительно легко отказаться от вредных привычек, вести здоровый образ жизни и справляться со стрессом.

6.    Самоорганизация  и самоэффективность в процессе формирования устойчивой мотивации отказа от опыта с наркотиками

Личностные особенности подросткового возраста:

1. Формирование положительной, гибкой  «Мы» - концепции», которая иногда принимает очень жесткий характер: «мы - свои, они - чужие». Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.

2. Формирование референтной групп в подростковом возрасте которая со временем группы становятся смешанной и оказывает конструктивное влияние на сопротивление к употреблению наркотических и ПАВ веществ.

3. Ценности и мнения референтной группы подросток должны быть согласованы с ценностями школьного и родительского  сообщества .

4. Типичная черта подростковой группы — высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное «я» нуждается в сильном «мы», инакомыслие исключено.

5. Формирование чувства взрослости. Объективная взрослость проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости через эмансипацию от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. Важно сглаживать острые углы

.

6. Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

8. Внешний облик и манера одеваться также сразу же выделяет подростка в толпе.

9.. Воображение и творчество может по-разному влиять на поведение. Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. Фантазия подростка связана с новыми потребностями — с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов. Фантазия становится на службу эмоциональной жизни. Фантазия обращена в интимную сферу, которая скрывается от людей. Подросток прячет фантазии как тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.                                                            

10. Объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). И фантазии соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.

11. Базовая потребность возраста - понимание.

8. Практические рекомендации по оптимизации личностной самооценки

Как повысить самооценку и уверенность в себе? Здесь раскрывается ряд практических советов, которые помогут в решении данной проблемы:

1. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у вас, и есть люди, у которых этого меньше, чем у вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много оппонентов или противников, которых вы не можете превзойти.

2. Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить высокий уровень самооценки, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Говорите ли вы о своем внешнем виде, своей карьере, отношениях, финансовом положении или любых других аспектах вашей жизни, избегайте самоуничижительных комментариев. Коррекция самооценки прямо связана с вашими высказываниями о себе.

3. Принимайте все комплименты и поздравления ответным «спасибо». Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: «да ничего особенного», вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу, не принижая свои достоинства.

4. Используйте аффирмации (утверждения) для того, чтобы повысить самооценку. Поместите на каком-нибудь часто используемом предмете, например, пластиковой карточке или кошельке утверждение вроде: «я люблю и принимаю себя» или «я привлекательная женщина и заслуживаю в жизни самого лучшего». Пусть это утверждение всегда будет с вами. Повторяйте утверждение несколько раз в течение дня, особенно перед тем, как лечь спать и после того, как проснетесь. Всякий раз, когда вы повторяете аффирмацию, почувствуйте положительные эмоции в отношении аффирмации. Таким образом эффект воздействия будет значительно усилен.

5. Используйте семинары, книги, аудио и видеозаписи, посвященные повышению самооценки. Любая информация, допускаемая вами в свой разум, пускает там корни и влияет на ваше поведение. Доминирующая информация влияет на ваши поступки доминирующим образом. Если вы смотрите негативные телевизионные программы или читаете в газетах криминальную хронику, скорее всего ваш настрой будет склоняться в циничную и пессимистическую сторону. Точно так же, если вы будете читать книги или слушать программы, позитивные по своей природе и способные повысить самооценку, вы будете приобретать качества от них.

6. Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми вас поддержать. Когда вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка личности растет.

7. Сделайте список ваших прошлых достижений. Это не должно обязательно состоять из чего-то монументального. Список может включать небольшие победы, например: научились кататься на сноуборде, получили водительские права, начали регулярно посещать спортзал и т.д. Регулярно просматривайте этот список. Читая свои достижения, попробуйте закрыть глаза и вновь почувствовать удовлетворение и радость, которую вы когда-то испытали.

8. Сформируйте список ваших положительных качеств. Вы честны? Бескорыстны? Полезны для других? Креативны? Будьте к себе благосклонны и запишите по крайней мере 20 своих положительных качеств. Как и с предыдущим списком важно просматривать этот список почаще. Многие люди фокусируются на своих недостатках, подкрепляя там самым заниженную самооценку, и затем удивляются, почему в их жизни все не так хорошо, как хотелось бы. Начните концентрироваться на своих достоинствах, и у вас станет гораздо больше шансов для достижения того, чего вы хотите.

9. Начните больше давать другим. Я говорю не о деньгах. Здесь подразумевается отдача самого себя в виде поступков, которыми вы можете помочь другим или позитивного поощрения других. Когда вы делаете что-то для других, вы начинаете чувствовать себя более ценным индивидуумом, а ваши самооценка и настроение повышаются.

10. Старайтесь заниматься тем, что вам нравится. Трудно испытывать в отношении себя позитивные чувства если ваши дни проходят на работе, которую вы презираете. Самооценка процветает, когда вы заняты работой или какой-либо другой активной деятельностью, которая приносит вам удовольствие и дает возможность почувствовать себя более ценными. Даже если ваша работа не вполне устраивает вас, вы можете посвятить свободное время каким-то своим увлечениям, которые приносят вам радость.

11. Будьте верны себе. Живите своей собственной жизнью. Вы никогда не будете себя уважать, если не будете проводить свою жизнь так, как вы хотите ее проводить. Если вы принимаете решения, основанные на одобрении ваших друзей и родственников, вы не верны себе и у вас будет низкая самооценка.

12. Действуйте! Вы не сможете развить в себе высокий уровень самооценки, если будете сидеть на месте и не принимать возникающие перед вами вызовы. Когда вы действуете, независимо от получаемого результата, растет ваше чувство самоуважения, вы чувствует более приятные ощущения в отношении самого себя. Когда же вы медлите с действиями из-за страха или какого-то другого беспокойства, вы будете чувствовать только расстройство и грустные ощущения, что, конечно, приведет к снижению самооценки.

И главное помните всегда, что Вы уникальная личность, с огромными возможностями, с огромным потенциалом. По мере того, как ваша самооценка будет расти, ваши истинные способности будут раскрываться. Вы начнете принимать на себя больший риск и не бояться отказа; вы не будете ориентироваться на одобрение других людей; ваши взаимоотношения будут намного полезней как для вас, так и для других; вы будете делать то, что приносит вам радость и удовлетворение. Что наиболее важно, высокая самооценка принесет вам душевное спокойствие, и вы действительно по настоящему оцените самого себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе через совместное участие в социально-значимых проектах и природоохранных акциях.

В статье представлен опыт работы классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в классном коллективе....

Роль и место активных социально-психологических методов в гражданском и патриотическом воспитании школьников.

Роль и место активных социально-психологических методов (элементов тренингов, психологических игр, групповых дискуссий)  в гражданском и патриотическом воспитании....

Методическая разработка группового занятия с применением методов активного социально-психологического обучения «Трудоустройство: собеседование с работодателем» Проводится в группах III курса техникума

       Выпуск студентов в нашем подразделении начального профессионального образования в ГБПОУ МО «Шатурский энергетический техникум» осуществляется в конце января. На...

Социальная Адаптация студентов колледжа к новым условиям жизнедеятельности через комплексный подход к обучению и воспитанию (формирование активны х жизненных позиций, привитие ЗОЖ, развитие целевых ориентаций и т. п. )

В презентации рассмотрены вопросы:1.Психологические особенности юношеского    возраста.2. Классный руководитель – профессиональная роль преподавателя.3. Тренинг как одна из форм р...

Рабочая программа "Психолого-педагогическое сопровождение периода адаптации обучающихся 10-х классов"

Проблема адаптации учеников актуальна на всех этапах обучения. Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Большую по...