Семинар-практикум для педагогов-психологов "Концепция И.В.Дубровиной как модель формирования психологического здоровья дошкольников"
методическая разработка по психологии

Королева Наталья Александровна

На семинаре-практикуме рассматриваются: понятийное поле психологического здоровья, факторы риска, классификация его нарушений; практическая модель формирования психологического здоровья дошкольников на концептуальной основе И.В.Дубровиной. В основе лежит тема: "Психологическое здоровье как ресурс ребенка на образование и социализацию в современной информационной среде, сохранение системы гуманистических ценностей".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов-психологов

«Концепция И.В.Дубровиной как модель формирования психологического здоровья дошкольников»

Задачи, решаемые в процессе проведения семинара-практикума:

- Актуализировать знания о понятии «психологическое здоровье», факторах риска и классификации его нарушений.

-  Познакомиться с практической моделью формирования психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста на концептуальной основе И.В.Дубровиной.

Тема о психологическом здоровье появилась на «сцене жизни» достаточно давно, и с течением времени становится все более обоснованной и актуальной:

Ведь мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых жизненные сложности действуют угнетающе. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов.

А ведь можно и нужно помогать человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности.

Тема актуальна и в связи с тем, что практически 40% хронических заболеваний имеет психогенную основу.

И, наконец, тема становится все более актуальной в связи с особенностями нового поколения наших детей: детей, которые родились и растут в пору серьезных социальных изменений при стремительном развитии технологий.

Понятно, что у современных детей нужно развивать: адаптивность, самостоятельность, уверенность в себе, коммуникативную сферу, эмоциональную сферу, в т.ч. эмоциональный интеллект.

А мы, окружающие ребенка взрослые, способны создать условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье.

Определяется понятие психологического здоровья

Остановимся на содержании самого понятия.

         Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. 

          Ключевым для описания психологического здоровья словом является  «гармония»:

между человеком и окружающими людьми, человеком и природой, гармония с самим собой.

           Определим понятие нормы психологического здоровья, на которую следует ориентироваться, работая с детьми.

Норма психологического здоровья – это наличие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться в обществе, но и, развиваясь, самому содействовать его развитию.

            Поскольку психологическое здоровье предполагает равновесие между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму.

Для нормального психологического развития необходимо отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта.

 Конструктивный конфликт является необходимым, одним из механизмов становления личности ребёнка и приобретения им новых черт. Преодолевая конфликтную ситуацию, ребёнок приобретает   новые   адаптивные   умения и развивается. 

Деструктивный конфликт тормозит развитие личности, ведёт к появлению невротических реакций, угрожает эффективности деятельности, является источником неуверенности и неустойчивости поведения, деструкции межличностных отношений.

Рассматриваются стили поведения ребенка в конфликте

Внутриличностные конфликты по-разному проявляются внешне в зависимости от стиля поведения ребёнка в конфликте. Выделяют два основных деструктивных стиля поведения в конфликте: ассимилятивный и аккомодативный.

Ассимилятивный стиль поведения характеризуется стремлением ребенка приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в попытках полностью соответствовать желаниям окружающих.

Ребенок, избравший
аккомодативный стиль поведения, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктивность  такой  позиции  заключается в негибкости поведенческих         стереотипов, недостаточной критичности.
        

Склонность ребёнка к активным или пассивным способам поведения во многом определяется особенностями темперамента, закрепляемыми условиями развития.

Рассматриваются причины конфликтов,  являющиеся факторами риска нарушений психологического здоровья.

Важно понимать причины появления деструктивного внутриличностного конфликта (факторы риска нарушения психологического здоровья). 

Старая поговорка гласит: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной».

Доказано, что деструктивный конфликт вызван трудностями,  появляющимися  у  ребёнка  в  стадиях  созревания его «Я».

▪ Если в младенчестве не формируется базовое доверие к окружающему миру, то есть у ребенка формируется чувство незащищенности, то это приводит в будущем к возникновению: в активном варианте – к защитной агрессии, а в пассивном варианте – к страху внешней агрессии.

Подробнее остановимся на этом возрастном этапе:

Главное для младенца – общение с матерью. Окружающий мир ребенка представлен в лице матери. Дефицит этого общения становится фактором риска, последствия которого могут проявиться много позднее. Понятно, если имеет место материнская депривация, к каким нарушениям ПЗ это может привести.

Однако психологическому здоровью младенца вредит и избыточное общение с матерью, приводящее к сверхстимуляции ребенка. Такая мать, не оставляющая ни на минуту своего ребенка, нередко впадает в эмоциональную зависимость от него, без него чувствует пустоту и одиночество, и следствием чрезмерной привязанности становится хроническая тревожность матери, их тревожность передается ребенку.

Другой вид патологических взаимоотношений – чередование тревожности и повышенного внимания с пустотой, с провалами в общении, когда жизнь ребенка становится структурно неорганизованной, аритмичной. Этот вид отношений характерен для матерей-студенток, которые не имеют возможности постоянно ухаживать за ребенком, а чувство вины заглаживают чрезмерными ласками. Позднее среди младших школьников доводится наблюдать детей-астматиков, которые в младенчестве находились в подобной ситуации.

И еще один вид патологических взаимоотношений матери и младенца – это формальное общение, лишенное тепла, необходимого для нормального развития ребенка.

Все эти нарушения взаимодействия младенца с матерью могут привести к формированию недоверия к окружающему миру.

 Нарушения младенческого периода могут оказаться основой для возникновения психосоматических отклонений: головные боли, немотивированная рвота, заикание.

▪ Несформированная в раннем возрасте автономность, самостоятельность («Я сам»), то есть появление у ребенка чувства несвободы, зависимости от окружающих  может в будущем явиться причиной проявления деструктивной агрессии в активном варианте, и появления социальных страхов (то есть стремления к зависимости от мнения и оценок окружающих) – в пассивном варианте.

Итак, в раннем детском возрасте  начинает формироваться «Я» ребенка. И итогом развития в раннем детстве должно стать формирование автономности, относительной самостоятельности ребенка.

Продолжение навязчивой опеки со стороны тревожной матери становится в раннем детстве одним из факторов психологического риска.

Так и слишком быстрое и резкое отделение ребенка от матери тоже может являться фактором психологического риска; например: выход женщины на работу, помещение ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т.д.

В раннем возрасте одной из форм детской активности является агрессия. Практически каждый ребенок в норме проходит эту стадию становления собственной активности, самостоятельности. Стремление родителей полностью вытеснить проявления агрессии ребенка с помощью безусловного запрета на любую агрессивность также может оказаться фактором риска.

Также воспитание излишней аккуратности, излишне строгое и скорое приучение к опрятности также может сказаться на состоянии психологического здоровья малыша.

И еще очень важный фактор. В раннем детстве для становления самостоятельности ребенка очень важно общение с отцом. Отец должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку, во-первых, является наглядным примером отношений с матерью, во-вторых, выступает прообразом внешнего мира, когда некоторое удаление от матери оказывается не уходом в никуда, а уходом к кому-то, и, в-третьих, отец является по своей природе более психологически устойчивым и может оказаться источником психологической защиты ребенка.

▪ Если у ребенка-дошкольника наблюдается депривация потребностей в безопасности и любви, то есть формируется чувство одиночества и покинутости, то впоследствии в активном варианте это может привести к демонстративной агрессии, а в пассивном варианте – к замкнутости.

А определяющими факторами риска в этот возрастной период являются факторы семейной ситуации. К ним можно отнести:

Ситуацию «ребенок – кумир семьи». Следствием семейного взаимодействия такого типа может стать нарушение эмоциональной децентрации – одного из важнейших новообразований дошкольного возраста. Ребенок, неспособный к эмоциональной децентрации, не может воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей, он воспринимает мир только с позиции собственных желаний и интересов, не умеет общаться со сверстниками, не понимает требований взрослых.

Другой фактор риска со стороны семейной системы – это неполная семья или конфликтные отношения между членами семьи. У некоторых детей вследствие семейных конфликтов проявляются характерные изменения в поведении: общая настороженность, боязливость, склонность к депрессивным настроениям, эмоциональная скованность.

Серьезный фактор риска представляет родительское программирование. Вследствие чего ребенок приучается постоянно адаптировать свое поведение к ожиданиям взрослых. Формируется, по выражению Эрика Берна, «приспособившийся ребенок». Семья лишает его самостоятельности. У такого «приспособившегося ребенка» отсутствует важное новообразование дошкольного возраста – инициативность. В будущем, уже школьном возрасте, у таких детей наблюдается повышенная тревожность, неуверенность в себе, страхи.

           Рассмотренные причины появления деструктивного внутриличностного конфликта (неблагоприятные факторы, которые в онтогенетическом развитии определяют нарушения психологического здоровья ребенка) и стили поведения в нем ребенка лежат в основе КЛАССИФИКАЦИИ нарушений психологического здоровья детей. 

В некоторых ситуациях происходит резонанс между нарушениями развития на детских стадиях и неблагоприятными влияниями внешней среды. То есть содержание конфликта, вызываемого внешними факторами, совпадает с содержанием уже имеющегося конфликта. Тем самым внешние факторы усугубляют внутренние трудности ребёнка.

Какие же внешние факторы могут стать факторами риска для возникновения резонанса конфликтов?

▪ Если внутренний конфликт имеет своим источником проблемы младенчества, то резонанс – усиление и закрепление внутреннего конфликта – будет вызываться высоким уровнем общей тревоги у самих родителей.  

Дети в этом случае отличаются выраженным чувством незащищённости: они испытывают ощущение небезопасности окружающего мира.

▪ Если внутренний конфликт сформировался в раннем возрасте, то есть у ребёнка не появилась автономная позиция, то к резонансу приведёт гиперопека родителей.

Ребёнок с таким внутренним конфликтом будет страдать от чувства несвободы, необходимости соответствовать требованиям окружения, будет избегать самостоятельных действий.

Для старших дошкольников определяющими факторами риска являются факторы семейной ситуации:

Все семейные факторы риска можно условно разделить на три группы:

        -    нарушение психологического здоровья самих родителей;

        -    неадекватный стиль воспитания ребёнка;

  • нарушение механизмов функционирования семьи (наличие конфликтов между родителями, отсутствие одного из родителей).

РАБОТА С 2 СКАЗКАМИ

Инструкция:

Сейчас вашему вниманию будут представлены две сказки различной направленности: «Цветок по имени Незабудка» и «Как Ромашки с Васильками поссорились». Каждая группа работает над своей сказкой в соответствии с эмблемой.

Ваша задача:

- определить направленность сказки в соответствии с классификацией нарушений психологического здоровья (формы реагирования на окружающую действительность, поведенческие проявления; какой внутренний конфликт может лежать в основе нарушения и его возможные причины);

-  определить развивающие и коррекционные задачи, которые могут решаться посредством сказки.

ТЕКСТЫ СКАЗОК

Сказка

«Цветок по имени Незабудка»

(автор – О.Гавриченко)

         Недалеко от большого города был лес. В лесу была поляна. На ней росли разные цветы: белоснежные ромашки, звонкие колокольчики и алый мак. В хорошую погоду на поляну прилетали бабочки, в траве запевали свои звонкие песни кузнечики. Легкий ветерок, пролетая над лесом, приносил с собой приятную прохладу, раскачивал цветы, траву и деревья.

        Цветы умели разговаривать. Каждый из них рассказывал другому лесные новости. Иногда цветы играли друг с другом в мячик из капельки росы. Весело им было жить на поляне!

        Однажды утром на поляне появился новый цветок. У него был тонкий стебелек с маленькими листиками и крошечными зелеными бутонами.

- Ты похож на обыкновенную траву, ты весь зеленый!  - сказал большой красный Мак.

- Нет! Я – цветок. Меня зовут Незабудка! – ответил новый цветок.

А Ромашки сказали:

- Да какой же ты цветок, если твои бутоны не раскрываются! Посмотри, какие у нас большие цветки с желтой серединкой и с белыми лепестками.

-  Мы, Ромашки, похожи на солнце! А на этой поляне мы уже давно, но цветов по имени Незабудка не знаем.

А колокольчики громко зазвенели:

- Таких цветов не бывает! Ты не наш! Мы не будем дружить с тобой!

- Вот мы, Колокольчики, самые звонкие на всей поляне! Знаем много песен и лесных историй!

Маленькая тоненькая Незабудка оглядела себя:

- Да… Я и вправду вся зеленая, и бутоны мои не раскрыты… Конечно, никто и говорить со мной не хочет, а дружить – тем более …

От этой мысли она почувствовала себя одиноко. Ей стало так грустно, что она начала увядать: стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, а нераспустившиеся бутончики наклонились к земле…

Незабудка уже совсем было завяла, как вдруг пошел дождь.

Дождь напоил Незабудку влагой, она ожила и подумала:

- Надо, чтобы мои бутончики распустились, и все тогда увидят, что я тоже – цветок!

… Наутро из бутонов у Незабудки появились очень красивые голубые цветочки.

Все цветы на поляне удивились и восхитились красотой Незабудки.

- Мы никогда и нигде не встречали такого прекрасного и необычного цветка!

Цветы устроили бал в честь Голубой Незабудки! Ее выбрали Королевой бала, и на ее венчике засверкала корона. Она танцевала и пела лучше всех. Незабудка была счастлива: ведь она сумела расцвести. И теперь все увидели, что она и вправду – прекрасный цветок. И каждый, кто хоть раз увидит ее, скромно растущую на краю поляны, тот никогда не забудет небесной голубизны ее лепестков. Потому ее так и назвали – НЕЗАБУДКА!

Сказка

«Как Ромашки с Васильками поссорились»

(автор – Е.Вишнева)

      Я расскажу удивительную историю про цветы. Они живут на красивой Цветочной поляне на опушке леса. Зовут их Ромашками и Васильками.

В солнечные дни вся поляна благоухала, по воздуху разносилась ароматная цветочная пыльца.

       Но Васильки были очень задиристыми, им хотелось, чтобы на них постоянно обращали внимание. Они считали себя самыми красивыми… Часто они высмеивали и обижали рядом растущих Ромашек, обидно подшучивали над ними, дергали за лепестки.

       И вот однажды Ромашки очень сильно обиделись на Васильков. К вечеру все совсем рассорились и разошлись по разные стороны Цветочной поляны.

     - Как хорошо!

     - Наконец-то никто не обижает и не толкается! - успокоились Ромашки.

     - Как хорошо без этих Ромашек!

     - Вот теперь начнется спокойная жизнь! – говорили Васильки.

  И вот наступило первое утро после ссоры.

Ромашки играли друг с другом. Но прошло время, и они поняли, что им так не хватает Васильков, и Ромашки заскучали.

    Васильки тоже заскучали, им было неинтересно играть друг с другом. Как же им не хватало Ромашек, которые так смешно жмурились на солнышке!

    А когда наступила ночь, стало темно, где-то близко заухала сова. Все Ромашки на поляне испугались.  

- Где же сильные и храбрые Васильки?

- Мы боимся! - дрожали они.

    А Васильки ушли жить к своим дальним родственникам – Колоскам, на пшеничное поле. Но Колоски их встретили холодно. Они сказали Василькам, что скоро придет Человек и выгонит их с поля, потому что они - сорняки. Василькам стало страшно и обидно. Ромашки, с которыми они жили на Цветочной поляне, никогда не называли их сорняками!

    А в это время на поляне началось самое страшное. На Ромашек надвигались полчища мышей. Они, клацая зубами, хотели подгрызть их корешки.

Ромашки закричали изо всех сил:

- Васильки, где же вы?

- Помогите!

И Васильки услышали их! Они бросились на спасение Ромашек.

Мыши не ожидали такого отпора и разбежались в разные стороны.

- Как хорошо, что вы вернулись!

- Вы такие сильные и храбрые! – воскликнули Ромашки.

- Простите нас! Вы такие милые!

- Нам так весело вместе! Давайте дружить! – крикнули Васильки.

- Давайте! – обрадовались Ромашки.

Ромашки помирились с Васильками, все цветы рассмеялись, и пушистая ароматная пыльца облаком поднялась над поляной. С тех пор они всегда дружат.

     Вот такая Сказочная поляна есть на свете. Вы всегда можете ее найти по звонкому смеху, по душистому облаку, плывущему над поляной.

Мы определили возможные причины нарушения ПЗ, определили круг коррекционных и развивающих задач...

И вот теперь перейдем непосредственно к вопросу формирования психологического здоровья.

Процесс формирования психологического здоровья можно представить как модель, систему. Концептуальной основой модели является положение И.В.Дубровиной о психологическом здоровье и опирается на его структуру.

ДИАГНОСТИКА

Процесс работы по формированию психологического здоровья начинается с диагностики. Используем стандартизированные методики на диагностику эмоционально-личностной сферы. 

Еще раз отметим, что в качестве показателей психологического здоровья следует использовать адаптированность ребенка к социуму, поскольку психологически здоровому функционированию соответствует наличие адаптации между человеком и социальной средой. Кроме того, необходимо определять уровень тревожности, поскольку повышение тревожности коррелирует с нарушениями психологического здоровья, а также агрессию…

В диагностический инструментарий целесообразно включать: рисуночные проективные методики и включающие наблюдение за детьми.

По результатам диагностики и наблюдений определяется уровень психологического здоровья детей.

К высшему уровню психологического здоровья – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций. Такие дети не нуждаются в психологической помощи.

К среднему уровню –
адаптивному – отнесем детей, не имеющих запаса прочности психологического здоровья. Они могут быть отнесены к группе риска.

Низший уровень – это
дезадаптивный. К нему относятся дети с явно выраженными нарушениями психологического здоровья. Психологическая коррекция в данном случае будет осуществляться индивидуально.

Сегодня мы рассматриваем практическую модель формирования психологического здоровья с адаптивной группой.

В основе модели лежат соответствующие психолого-педагогические условия становления психологического здоровья детей:

▪  Наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, побуждающих к действию

▪  Чередование напряжения с состоянием расслабления

▪  Наличие положительного фона настроения

▪  Личность взрослого, находящегося с ребенком

▪  Наличие социального интереса

Согласно И.В.Дубровиной, структура психологического здоровья представляет собой систему, включающую аксиологический, инструментально-технологический и потребностно-мотивационный компоненты.

        Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я» самого человека и «Я» других людей. Он предполагает осознание человеком ценности, уникальности себя, окружающих, единство со всей полнотой мира. Из этого вытекает наличие позитивного образа «Я», принятие человеком самого себя и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей.

Он соответствует экзистенциальным ценностям.

           Работа по формированию позитивного самоотношения, «Образа – Я» начинается с  принятия собственного имени. На таких занятиях дети узнают историю своего имени, его значение, визуализируют, ассоциируют с ощущениями цвета, запаха, звучания, изображают его с помощью телесно-ориентированных техник, шифруют.

Дети оформляют «Книги имен», альбомы «О себе в картинках».

Одной из главных задач является формирование  позитивного, творческого отношения к окружающему миру.

Достаточно эффективными приемами в этой работе являются:

- Проективное упражнение «Мой мир», в котором ребенку предлагается нарисовать мир, где ему хотелось бы находиться и ему нравится (это может быть какой-то уголок природы, знакомое ему место и т.д.) А затем это позитивное эмоциональное состояние закрепляется прослушиванием соответствующей музыки.  

- Просмотр видеосюжетов окружающего мира в музыкальном сопровождении работает на гармонизацию эмоционального состояния ребенка.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими.

В работе с детьми можно использовать классификацию базальных эмоций Кэррола Изарда.

Согласно этой теории, эмоции рассматриваются как основная мотивационная система человека, а также как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию. К. Е. Изардом выделяется десять фундаментальных эмоций, каждая из которых ведет к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний.

Продолжается работа над своим «Я-образом», который расширяется собственными эмоциональными состояниями, «Я-частичками». Следующий том «Книги о себе» - это «Книга чувств».

Также дети учатся распознавать эмоциональные состояния друг друга по мимике, жестам, голосу.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребенка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает его к последующей самореализации.

Очень важно заложить у детей основы веры в общечеловеческие ценности, пробудить стремление становиться с каждым днем лучше, добрее, умнее.

В рамках данного направления работы эффективно использовать сказкотерапию. Ведь это разговор с ребенком о психологических трудностях  на  его  собственном, доступном  языке. 

            Наиболее часто используются психологические и психокорренкционные сказки.

Психологическая сказка  сосредотачивается на психологической стороне действий, на личностном развитии слушающего.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Некоторые методы и приемы, формы и техники сказкотерапии:

прослушивание,  рисование, изготовление коллажа, психогимнастика и телесно-ориентированные техники по сюжету сказки. Эффективной формой работы по сказкотерапии является драматизация.

Согласно этой структуре - сформировать психологическое здоровье у ребенка – значит:


  • обучить положительному самоотношению и принятию других;

  • обучить рефлексивным умениям;

  • сформировать потребность в саморазвитии.

УПРАЖНЕНИЕ

А сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, включающее в себя все три компонента Модели. В рамках нашего семинара выполнение этого упражнения предполагается без вербального анализа и рефлексии.

Инструкция:

Сейчас мы попробуем создать свой образ Я. Возьмите, пожалуйста, каждый фигурку человека и белый лист. Используя фломастеры, цветную бумагу и украшения создайте фигуру своего «Я». Время работы 3 минуты.

Заканчиваем этот этап упражнения…

На белом листе в центре расположите созданную фигурку «Я». На этом же нарисуйте частички своего Я, связанные с вашими эмоциональными особенностями, состояниями. Они могут располагаться на разном расстоянии от фигурки, в зависимости от того, насколько ярко и часто свойственно в Вас их проявление. Частички Я могут быть представлены в виде человечков, геометрических фигур, любых объектов окружающего мира, животных, растений и т.д. Нарисуйте их и дайте им имена. Музыка поможет вам создать свой образ Я и вспомнить о своих человечках.  (ЗВУКОРЯД) Время работы 3 минуты.

Посмотрите, какие Вы все многогранные и интересные!!! И все частички – Ваши, все они необходимы в разных жизненных ситуациях.

           На следующем этапе нашего упражнения Вам предстоит разрешить предложенную жизненную ситуацию. А помогать Вам будут в этом ваши «Я-частички», на которые Вы, возможно, сможете взглянуть по-другому, переосмыслить их роль…

Достаньте, пожалуйста, каждый свою ситуацию из этой психологической корзинки (коробки)…

  1. Вам кажется, что руководитель предвзято к Вам относится. Вас это беспокоит…
  2. После многих лет дружбы Вы поссорились со своей лучшей подругой. Но Вам ее очень не хватает…
  3. Произошел конфликт у Вашего ребенка с одноклассником (одногруппником). В него активно включилась мама второго ребенка…
  4. В общественном транспорте Вас оскорбил водитель на глазах у пассажиров…
  5. У Вас недопонимание со своими родителями в вопросах воспитания Вашего ребенка…

Время работы 3 минуты.

Заканчиваем этот этап упражнения…

Посмотрите еще раз на свои частички, все они Ваши, они необходимы, и помогают в разных жизненных ситуациях…

(Отследить состояние психологов…)

Включить музыку.

А теперь возьмите своих человечков и пройдите, пожалуйста, к этому столу. На нем расположены изображения различных уголков нашего мира. Выберите то место, где вам будет комфортно, удобно, приятно, и поместите туда своего человечка.

(закрепить это эмоциональное состояние музыкой).

Со своими человечками Вы не прощаетесь, потом вы возьмете их с собой, если захотите…

Итак, посредством этого упражнения мы прошли через все компоненты Модели.

Заключение. Уважаемые коллеги!

В процессе работы на семинаре-практикуме мы актуализировали знания о понятии «психологическое здоровье детей», рассмотрели практическую трехкомпонентную модель формирования психологического здоровья на концептуальной основе положения И.В.Дубровиной и формы работы в рамках каждого из компонентов:

аксиологического, инструментально-технологического, потребностно-мотивационного.

И в заключении хотелось бы обратиться к ФГОС ДО, который указывает на целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования; среди них следующие:

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;

-  обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет;

- способен учитывать интересы и чувства других; адекватно проявляет свои чувства;

- старается разрешать конфликты;

- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

-  умеет подчиняться социальным нормам;

-  способен к принятию собственных решений и т.д.

(соответствие трехкомпонентной модели формирования психологического здоровья дошкольников).

Литература

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000г.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М.: Генезис, 2001г.

Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М.: Генезис, 2005г.

Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002г.

Заполняются Анкеты обратной связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье дошкольников.

Психологическое здоровье как цель и критерий успешности психологической поддержки детей. Счастливый ребенок в детстве - успешный взрослый в будущем....

«Развитие адекватной самооценки как модель сохранения психологического здоровья учащихся».

Тема: «Развитие адекватной самооценки как модель сохранения психологического здоровья учащихся».  Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшние дни состояние медико-физического, ...

«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»

Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Формирование психологического здоровья у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии"

Представленная разработка семинара-практикума содержит полную информацию о проблеме психологического здоровья детей, представленную в когнитивном блоке, а также обобщенную модель его формирования чере...

Семинар-практикум "Сказко - и музыкотерапия как средство формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста".

Полная версия семинара. Представлены когнитивный и практический блоки. Целевая аудитория: педагоги ДОУ....

Семинар-практикум "Использование психокоррекционных сказок в работе по формированию психологического здоровья старших дошкольников"

Полная версия семинара-практикума включает: когнитивный блок с полным анализом понятия "психологическое здоровье дошкольников"; практический блок, содержащий информацию по обучению педагогов...