Программа сопровождения обучающихся 5 класса в период адаптации к обучению в среднем звене школы
рабочая программа по психологии (5 класс)

Предлагаемая программа поможет школьникам адаптироваться в условиях средней школы. Игры и упражнения, используемые на занятиях, направлены на снижение школьной тревожности, формирование адекватной самооценки и устойчивой учебной мотивации детей, создание сплоченного классного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_adaptatsii_5_klass.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение

 Тогучинского района «Сурковская средняя школа»

Программа сопровождения обучающихся 5 класса в период адаптации к обучению в среднем звене школы

Педагог – психолог: Н.В. Балаганская

Пояснительная записка

        Начало учебы в 5 классе – особый этап в школьной жизни. Перед каждым ребенком стоит задача адаптации к непривычным пока еще условиям: множество учебных предметов, новые учителя и.п. этими причинами, в первую очередь, обусловлена относительно высокая тревожность пятиклассников, некоторое снижение успеваемости, проблемы в поведении. Кроме этого приближается «трудный» возраст, когда дети становятся подростками. Ведущей деятельностью становится межличностное общение, при этом основным занятием остается учеба. Это еще одна причина внутреннего конфликта, переживаемого учащимися 5-х классов.

        Предлагаемая программа поможет школьникам адаптироваться в условиях средней школы. Игры и упражнения, используемые на занятиях, направлены на снижение школьной тревожности, формирование адекватной самооценки и устойчивой учебной мотивации детей, создание сплоченного классного коллектива.

        Цель курса: формирование важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в 5 классе.

        Задачи:

  • Способствовать снижению тревожности учащихся;
  • Научить пользоваться поддержкой окружающих, и, в свою очередь, оказывать помощь другим;
  • Развивать умение видеть свои сильные и слабые стороны, принимать себя и совершенствовать.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Е.Г. Коблик, Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе. – 2-е издание, стер. – М.: Генезис, 2007.

Программа состоит из 10 занятий, 2 из которых (в начале и в конце курса) - диагностические. Учебный план школы достаточно насыщен, поэтому частота встреч планируется индивидуально с каждым классным руководителем.

Программа выстроена на основании возрастных особенностей, интересах, присущих учащимся.

Структура занятий состоит из следующих частей:

  • Разминка, которая включает в себя специальные «разогревающие» упражнения;
  • Основная часть, направленная на формирование нового опыта;
  • Заключительная часть, включает обработку личной стратегии поведения и осмысление полученного опыта с помощью какого – либо рефлексивного упражнения.

Объективно проверить эффективность проведенной с учащимися работы достаточно сложно. Успешность реализации программы сможет подтвердить только дальнейшая жизнь учащегося. Проводимые занятия могут далеко не сразу привести к реальным изменениям, а на состоянии поведения или обучения отдельных учеников не сказаться вообще.

Однако определенная проверка необходима, поэтому, помимо тренинговых занятий, на первом и последнем занятии проводится диагностика.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Цель

Содержание

Коли-

чест-

во часов

Дата прове-дения

1

Давайте познакомимся

Создание доброжелательной обстановки в классе, изучение уровня и характера тревожности, связанного со школой

  1. Представление имени
  2. Если весело живется...
  3. Тест Филипса
  4. Анкета

1

По индивидуальной договоренности с классным руководителем (I, II четверти)

2

Здравствуй, пятый класс!

Способствовать формированию групповой сплоченности

  1. Прошепчи имя
  2. Найди того, кто …
  3. Прощание с начальной школой
  4. Игра с мячом
  5. Я хочу, чтобы в 5 классе я …
  6. Итог занятия

1

3

Находим друзей

Формирование качеств важных для дружбы, повышение самооценки

  1. Что я люблю делать
  2. Найди меня
  3. Настоящий друг
  4. Дискуссия на тему занятия
  5. Мой портрет в лучах солнца
  6. Итог занятия

1

4

Узнай своих друзей и свою школу

Помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях

  1. Передай ритм по кругу
  2. Портрет группы
  3. Узнай свою школу
  4. Дискуссия на тему занятия
  5. Итоги занятия

1

5

Что поможет мне учиться?

Способствовать формированию учебных навыков

  1. Нарисуй сое настроение
  2. Что поможет мне учиться
  3. Правила поведения на уроке
  4. Дискуссия на тему урока
  5. Итоги занятия

1

6

Легко ли быть учеником?

Способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности

  1. Планирование своего времени
  2. Притча о башмачнике
  3. Идеальный ученик
  4. Беседа «Для чего я учусь»
  5. «Незнайка»
  6. Итоги занятия

1

7

Чего я боюсь?

Научить детей распознавать свои школьные страхи, помочь найти способы их преодоления

  1. «Если весело живется, делай так …»
  2. Чего я боюсь?
  3. «На ошибках учатся»
  4. Рисуем слово
  5. Итоги занятия

1

8

Трудно ли быть настоящим учителем?

Формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки

  1. Разминка
  2. Дискуссия на тему
  3. Слушаем внимательно
  4. Интервью с учителем
  5. Итоги занятия

1

9

Конфликт или взаимодействие

Развивать навыки общения и разрешения конфликтов

  1. Назови чувство
  2. Беседа по теме
  3. Как разрешать конфликтные ситуации
  4. Чаша чувств
  5. Итоги занятия

1

10

Ставим цели

Подвести итоги работы

  1. Приветствие
  2. Насколько ты веришь в себя
  3. тест Филипса
  4. Анкетирование

1

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия специалистов на этапе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы

Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклас...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации к среднему звену школы учащихся 5х классов

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с...

Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене школы

Значимость данной работы состоит в том, чтобы систематизировать психолого-педагогическую информацию, раскрывающую особенности организации работы с пятиклассниками, направленную на успешную адаптацию к...

Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы»

Начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в...

Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы.

Адаптация-зачастую сложный и продолжительный процесс. он зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих....

Родительское собрание "Возрастные особенности пятиклассника и его адаптация к обучению в среднем звене"

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса – сложный период, и не т...