Прозрачный мольберт в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)
учебно-методическое пособие по психологии

Соловьева Надежда Александровна

Из опыта работы педагога-психолога по использованию в коррекционно-развивающей работе прозрачного мольберта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_rabote_s_molbertom_dlya_sayta.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»

Прозрачный мольберт в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)

Соловьева Н.А.

педагог-психолог

Хочу поделиться опытом использования нетрадиционного развивающего дидактического пособия в работе с детьми, испытывающими проблемы в эмоционально - волевой, познавательной и коммуникативной сфере. Это пособие экологически безопасно и пополняет предметно-пространственную среду кабинета педагога - психолога.

         В коррекционно-развивающей работе я первый год использую  прозрачный мольберт из небьющегося оргстекла в деревянной рамке.  В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.        Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть.

Мольберт используется для арт-терапевтических занятий, являющихся эффективным способом решения многих психологических проблем, таких как развитие общей и мелкой моторики, мышления в процессе восприятия и отображения, преодоление недостатков развития личностных качеств таких как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др.

 Занятия с использованием прозрачного мольберта направлены на коррекцию, развитие психических процессов обучающихся, обогащение сенсорного опыта, развитие эмоциональной и образной памяти, развитие пространственного мышления, мелкой моторики, на сплочение детского коллектива и развитие коммуникативных навыков у обучающихся, коррекцию трудностей в общении, снижение уровня конфликтности в поведении. Занятия живописью на стекле – хороший способ творческого самовыражения детей, способствующий развитию у них коммуникативных навыков.

         Очень эффективно использование прозрачного мольберта в период адаптации. Есть дети, у которых он протекает очень сложно. В процессе совместной работы с психологом, когда взрослый начинает рисовать, а ребенок продолжает рисунок, легче установить контакт, вызвать на общение.

Прозрачный мольберт часто используется в работе п преодолению конфликтов между детьми. В процессе рисования  конфликт превращается в совместную деятельность и в этом  помогает двойной мольберт, который состоит из двух стеклянных поверхностей. Каждому ребенку дается задание выполнить часть рисунка,, а затем дети дополняют совместный рисунок, вместе додумывают сюжет, подбирают цвет, гамму. В процессе поиска общего решения происходит снижение психо - эмоционального н

Как правило, обучающиеся начальных классов плохо ориентируются на листе бумаги, предпочитают часто одни и теже рисунки, часто используют одни и теже цвета, имеют слабые навыки развития мелкой моторики рук. Дети не умеют работать в паре и подгруппами.

Все эти проблемы можно  решать через использование в коррекционной работе с обучающимися прозрачного мольберта.

 Занятия в этом учебном году проводились, как индивидуальные, так и группые (до пяти человек в группе). Основной упор был сделан на работу  с детьми, проживающими в школе-интернате. Работа проводится в условиях кабинета педагога- психолога.

 К сожалению, прозрачный мольберт в школе всего один, поэтому возникает необходимость изготовления или приобретения еще нескольких мольбертов разных размеров.

Для организации развивающих и творческих занятий использовались обыкновенные кисточки, но можно  использовать дополнительные материалы, которые могут включать в себя рисование руками, разнообразными кисточками и другими подручными средствами (штамповки, печатки, поролоновые валики и др).

Эффективность занятий на этом чудесном предмете заключается в том, что на стекло прекрасно ложится любая краска, пальчиковая, гуашь и даже маркеры.

Рисование по стеклу  активно развивает у детей воображение, которое является эффективным способом познания и усвоения окружающего мира,  пропадает тревожность, страх и возникает желание рисовать. Изобразительная деятельность находится в очень тонких и своеобразных связях с умственной деятельностью детей с нарушением интеллекта, с его личностными качествами характера и поведения, способствует развитию познавательной деятельности.
        
 Еще одним из преимуществ является то, что мольберт легко можно переносить и использовать для занятий в учебных кабинетах.         Это инновационное пособие помогает  создать  положительный эмоциональный настрой в работе с детьми с особыми психологическими особенностями и помогает  корректировать и развивать эмоционально-волевую сферу через развитие творческих способностей обучающихся особенно у детей с повышенной  тревожностью, страхами.

         Работа с прозразным мольбертом развивает сенсорные процессы обучающихся, тактильные ощущения, цветовое восприятие и многое другое.  Дидактические игры и упражнения на сличение реального предмета с его изображением способствуют формированию способов анализа, сопоставления, определения строения предмета реального и его изображения. К ним можно отнести задания на соотнесение контурных, силуэтных, цветных изображений с реальными предметами: «Найди сходство и различие», «Подбери другую половину изображения, предмета».
        Для развития сенсорных процессов используется обводка по контуру, силуэту, трафарету. При этом активность детей стимулируется игровыми приемами: «Кто скорее обведет по контуру, трафарету», «Кто больше фигур заштрихует», «У кого самый красочный рисунок» и т.д.
        При использовании прозрачного мольберта происходит  общение психолога и обучающегося, а это способствует развитию речи.

При рисовании пальчиками развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе рисования раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Для развития и стимуляции полушарий головного мозга обучающиеся рисуют как правой, так и левой рукой.

Спектр возможностей применения данного методического пособия  достаточно широк и актуален для педагога-психолога, т.к. всегда интересно найти методы, приемы и способы организации коррекционно-развивающей работы, которые помогут  добиться положительного результата. 

Виды работ

с использованием прозрачного мольберта

1. Рисование пальцами и ладошкой

 Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!

         Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий. Так рисование дерева  лучше исполнить руками. Пальцем  выводить ствол и ветви, затем (например, рисуя осень) нанести на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисовать сверху багряно-красное дерево. Надо научить детей пользоваться не одним указательным пальцем, а всеми.

2. Рисование  листьями

Осенью собирать желтые, красные, рыжие листья. Даже если вы не производите с ними никаких действий, а просто держите их в ладонях, перцептивные впечатления вызывают сильный эмоциональный отклик.

3. Штампы и печати

Сейчас в продаже встречаются наборы штампов для детского творчества. Благодаря им может дополнить рисунок подходящими отпечатками. Можно сделать самодельные штампы из картофеля. Для этого разрежьте крупную картофелину пополам, возьмите одну половинку и при помощи острого ножа уберите со среза лишнюю мякоть таким образом, чтобы осталась выступающая поверхность в виде какой-нибудь фигурки: звездочки, ромбика, рыбки. Затем, обмокнув картофельный штамп в краску, можно украсить рисунок.

4. Поролоновые рисунки

Из поролона можно сделать самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Затем его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты,простейшие орнаменты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).

5. Метод монотопии

Это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу или стекло. На гладком целлофане рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на стекло и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на стекле.

В такой технике можно делать не весь рисунок, а отдельные его части, дополняя другими художественными приемами.

6. Рисование кремом

 Можно рисовать и используя густой крем, лучше детский. На оргстекло наносится крем, равномерно распределяется пластмассовым «шпателем» (можно использовать обычную школьную пластмассовую линейку). Рисунок будет хорошо заметен. Такой рисунок имитирует рисование на запотевшем стекле, и стекло можно использовать неограниченное количество раз.

Оргстекло легко приводятся в порядок с помощью бумажных салфеток.

                         

7. Рисование предметами окружающего пространства

Рисовать мятой бумагой, резиновыми игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками.

8. Точечный рисунок

         Рисование точками относится к необычным приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перепендикулярно к стеклу и начать изображать.  Лучше всего получаются точечные рисунки красками.

 Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.

9. Рисование маркером

Виды рисования: обводка, штриховка, дорисовка недостающих деталей, задания на одновременное рисование по замыслу.

10. Творим вместе

Рисуем по очереди.  Рисовать по очереди с ребенком.

Рисунок плюс. Очень интересно совмещать рисование и аппликацию: рисуем рисунок, а некоторые детали приклеиваем из ткани, ваты, цветной бумаги. Пригодятся и всевозможные наклейки.

Рисуем с натуры. Такое рисование развивает наблюдательность, учит детей изображать что-либо не как захочется, а чтобы было похоже на оригинал. Для этого нужно правильно передать и форму, и цвет, и пропорции.

 Юный портретист. Можно рисовать портреты: автопортрет, глядя на себя в зеркало,  портрет друга,  или портрет мамы, рассматривая ее фотографию.

Фотографии с занятий по арт-терапии с применением прозрачного планшета  можно посмотреть на сайте педагога-психолога Соловьевой Надежды Александровна в социальной сети работников образования «Наша сеть».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Личностно-ориентированный подход в обучении, как условие развития личности ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)»

В статье обобщен опыт работы с использованием технологии личностно-ориентированного обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)....

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ) на 2019-2024 годы УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)»

Данная рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного курса  "Чтение (Литературное чтение)". Цель программы - обучение чтению и развитие речи детей с лёгкой умственно...

Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 5 Б класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра «Солнышко»

Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-о...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ) на 2019-2024 годы УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Данная рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного курса "Русский язык". Цель - обучение детей с лёгкой умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями навыкам г...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логоритмика» 2 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  адап...