Тренинг на тему: «Развитие групповой сплоченности»
план-конспект занятия по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Жаровская Валерия Олеговна

Тренинг направлен на развитие групповой сплоченности, формирование навыков совместной деятельности, развитие навыков гибкого поведения.

Задачи:  

 - установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния;

   - развитие коммуникативных навыков,  групповой сплоченности;

    -формирование навыков совместной деятельности;

    - развитие навыков гибкого поведения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг на тему:

«Развитие групповой сплоченности»

Пояснительная записка

Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. В нашем случае групповая сплоченность выступает как цель психологического тренинга. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач. Можно выделить следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:

совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;

достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю – нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати);

атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника;

квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;

Цель тренинга: развитие групповой сплоченности, формирование навыков совместной деятельности, развитие навыков гибкого поведения.

Задачи:  

 - установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния;

   - развитие коммуникативных навыков,  групповой сплоченности;

    -формирование навыков совместной деятельности;

    - развитие навыков гибкого поведения.

Тренинг включает в себя 7 упражнений.

Структура тренинга такова: знакомство, разминка, основная часть, завершение, подведение итогов тренинга. Знакомство включает в себя одно упражнение, которое называется «Апельсиновый девиз», разминка начинается со второго упражнения «Установление контакта». Упражнения «Кто я?», «Рисунок на спине» и «Шарики» относятся к основной части. Упражнения «Похвали меня!!!» и «Цветок откровений» являются завершающими.

Время проведения тренинга: 1,5-2часа.

Количество участников: 15-20 человек.

Основные правила работы участников в  тренинге: активность, конфиденциальность, искренность и открытость, лимит времени, уважение партнеров по кругу.

1 этап- знакомство

Упражнение 1: «Апельсиновый девиз»

Цель: знакомство и самопрезентация, осознание, выявление своих жизненных принципов, личностных качеств, сплочение группы.

Время: 7 минут.

Материалы: бумажные майки из тетрадных листов, записные ручки, апельсин.

Процедура: Представьте, что Вы отправляетесь в кругосветное путешествие. Но на теплоход пропускным билетом является ваш девиз, который вы должны написать на майке. Далее,  передавая апельсин по цепочке, каждый говорит соседнему участнику «добрый день», не повторяя интонацию и манеру всех предыдущих «звеньев цепочки» при этом,  зачитывая девиз своей жизни (их может быть два).

Обратная связь: Чей девиз понравился больше всего? Каждый участник по очереди высказывается о своих чувствах и эмоциях, которые он испытывал в процессе упражнения.

2 этап – разминка

Упражнение 2: «Установление контакта»

Цель: Установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния.

Время: 15-20 минут.

Ход упражнения. Для проведения упражнения необходимо нечетное количество участников.

Инструкция: Предварительно все рассчитываются на «первый», «второй». Все вторые номера сидят на стульях, первые стоят за спинками их стульев, оставшийся без пары участник группы стоит за спинкой свободного стула.

«Задача оставшегося без пары участника пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить ничего не надо. Все те, кто сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев - удержать своих „подопечных". Сделать это можно, успев положить руку на плечо того человека, который сидит на вашем стуле, в тот момент, когда вы заметили его намерение пересесть. Постоянно держать руку над плечом вашего „подопечного" не стоит ».

Через некоторое время тренер предлагает участникам поменяться: те, кто сидели, встают и наоборот. При этом одному из тех, кто стоял, придется встать за свободный стул.

Итог. С одной стороны, упражнение позволяет участникам группы подвигаться, снижает напряженность, усталость. Оно проходит весело, улучшает настроение. В то же время это упражнение тесно связано с содержанием работы по теме «Установление контакта».

Обратная связь: Каким образом вы действовали, когда приглашали кого-то на ваш стул? Как вы понимали, что вас пригласили занять свободный стул?

3 этап- основная часть

Упражнение 3: «Кто я?»

Цель: Развитие групповой сплоченности и саморефлексии.

Время: 15-20 минут.

Материалы: Бумага, записные ручки.

Инструкция: “Я прошу каждого сейчас написать загадку, в которой он описывает самого себя. Например, кто-нибудь может написать: “Я мальчик. Я живу в небольшом белом доме. Я люблю гулять с огромной чёрной собакой. Я умею рисовать красивые картинки. Я с удовольствием играю в футбол. Иногда я проявляю нетерпение. Кто я?” Напишите пять или шесть предложений и завершите загадку о себе вопросом: “Кто я?” Написав,  складывают листики со своими сочинениями и складывают в одну общую коробку. После этого каждый участник зачитывает вслух доставшуюся ему загадку и предлагает всем угадать, кто имеется в виду. Когда загадка будет разгадана, сочинение зачитывает следующий человек.

Комментарий после упражнения: Чья загадка понравилась больше всего? Чью загадку быстро разгадали? Кто загадал слишком сложную загадку?

Обратная связь: Чья загадка понравилась больше всего? Чью загадку быстро разгадали? Кто загадал слишком сложную загадку?

Каждый участник по очереди высказывается о своих чувствах и эмоциях, которые он испытывал в процессе упражнения.

Упражнение 4: «Рисунок на спине»

Цель: Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие навыков невербального общения.

Время: 20 минут.

Описание упражнения: Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обратная связь: Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Упражнение 5: «Шарики»

Цель: Сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками.

Время: 5-10 минут.

Описание упражнения: Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.

Обратная связь: Достаточно короткого обмена впечатлениями.

4 этап- завершение

Упражнение 6: «Похвали меня!!!»

Цель: Принятие похвалы, умение радоваться комплиментам

Время: 5-10 минут

Инструкция: Выберите кого-нибудь из членов группы, кому бы вы хотели сказать комплимент, и скажите, что вам в нем нравится. Начинайте со слов: Мне в тебе нравится... У тебя лучше, чем у меня, получается... Я тебе благодарен за то, что ты... Сделайте небольшую паузу, чтобы партнер мог прочувствовать ваш комплимент". "Выслушивая комплимент, поверьте другому, повторите про себя его слова, начиная следующим образом: Ему во мне нравится... У меня лучше, чем у него, получается... Он мне благодарен за мое... Постарайтесь сосредоточиться на приятных чувствах, которые в вас вызывает похвала, скажите об этих чувствах партнеру".

Обратная связь: "Что вы чувствовали, когда говорили или получали комплимент? Как комплименты обычно действуют на людей? Как они подействовали на вас? Можете ли вы вспомнить случай, когда вас неожиданно похвалили? Что вы чувствуете, вспоминая об этом?"

Комментарии: В результате выполнения этого упражнения в группе обычно возникает очень теплая атмосфера, о которой тоже можно поговорить, обсудив роль похвалы и комплиментов в повседневной жизни. Иногда возникает дискуссия о разнице, которая существует между лестью и комплиментом. Ответ может состоять в том, что комплимент – всегда искреннее и точное выражение чувств в отношении другого человека, лесть – либо искаженное, преувеличенное выражение чувств, либо выражение чувств, которых не испытываешь.

Упражнение 7: «Цветок откровений»

Цель: получение обратной связи

Ресурсы: вырезанный из картона или плотной бумаги (можно цветной) цветок, разрезать отдельно лепестки, авторучки каждому, скрепки или  клей
Время 5-10 минут

Инструкция: сейчас каждому из вас я раздам по одному лепестку, на котором вы должны написать свои чувства, настроение, либо просто выразили свое мнение, по поводу нашей с вами работы. Затем каждый прочтет, и приклеит свой лепесток к нашему цветку откровений.

Обратная связь: Как вы себя чувствуете в данный момент?

- Изменилось ли ваше настроение?

-Удалось ли вам почувствовать уверенность?

- Легко ли вам было понять друг друга и вместе сотрудничать?

Спасибо.

Рефлексия занятия «Свободный отчет»

Участники продолжают фразы:

Я благодарен тренингу...

Я благодарен тренеру...

Я благодарен группе...

Я благодарен себе...

Итоги тренинга

Исходя из полученной обратной связи, в процессе тренинговой работы нам удалось достичь поставленной цели.

Целью данного тренинга было развитие групповой сплоченности, развитие саморефлексии, формирование навыков совместной деятельности и развитие навыков гибкого поведения. Можно отметить следующее: хорошая групповая динамика. Все члены группы активно участвовали во всех упражнениях, были открыты, делились своими впечатлениями. По словам участников тренинга им наиболее запомнилось игровые упражнения, так как многие из них смогли вспомнить свое детство, раскрепоститься.

В целом, я считаю что цель тренинга была достигнута, т.к. было явно заметно сплочение группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая сплоченность подростков в условиях специально организованных групповых занятий по ОБЖ

«Человек  один…ни  черта».  Это  предсмертные   слова   героя   романа Э.Хемингуэя «Иметь и  не  иметь»  являются  одной  из...

ТРЕНИНГ ПОВЫШЕНИЯ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ

Цель тренинга: развитие групповой сплоченности, группового взаимодействия, создание благоприятной обстановки.Задачи тренинга:-Повышение уровня командного взаимодействия, сотрудничества.-Способствовать...

Игры на развитие групповой сплоченности

Материал для классных руководителей. Тренинг на сплочение коллектива. Пример группового занятия по развитию групповой сплоченности....

Тренинг групповой сплоченности

Цель занятия: оптимизация процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в лицее.Основные задачи: - знакомство первокурсников;- осознание личностных качеств и сценариев, проявляющихся в об...

Рабочая программа групповых занятий по теме: «Развитие сплоченности школьного коллектива» для учащихся 5 – 8 классов

Рабочая программа групповых занятий по психологии, направленных на развитие у учащихся внимательного отношения к окружающим, толерантности, сплочения классного коллектива....

Занятие для учащихся 5-го класса, направленное на развитие группового сплочения классного коллектива

Занятие для учащихся 5-го класса, направленное на развитие группового сплочения классного коллектива...

План-конспект тренинга на групповое сплочение учащихся 9–13 лет «Нет конфликтам – да дружбе!»

Данная разработка направлена на повышение уровня групповой сплоченности, профилактику конфликтов в детском коллективе....