19.05.2020 МДК 01.02 Психология социально-правовой деятельности Итоговый практикум Тема Определение типа общения преподаватель Ушакова О.А
план-конспект по психологии

Ушакова Ольга Александровна

Итоговый практикум

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и молодежной политики

Свердловской области

ГАПОУ СО «Ревдинский  многопрофильный  техникум»

        

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРАКТИКУМ

Тема: Определение типа общения

МДК 01.02 «Психология социально-правовой деятельности»

для студентов группы 213-ПС/18   «Право и  организация социально-правовой деятельности»

Автор: Ушакова Ольга Александровна,

Преподаватель

 ГАПОУ  СО «Ревдинский многопрофильный техникум»

Городской округ Ревда

2020

МДК 01.02 «Психология социально-правовой деятельности»

Преподаватель Ушакова  Ольга Александровна

Все задания делаются  на компьютере и выводятся  на печать. После окончания дистанционного обучения до особого распоряжения задания сдаются в файловой   папке.

В период дистанционного обучения все задания,  выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте  oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий.

Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/im?sel=c36  и отчет о выполнении студентами  всех заданий. По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).  

Требования к оформлению документа:

Заглавные буквы в наименовании документа, шрифт полужирный, шрифт 16.

Основной текст: Шрифт - Times New Roman, размер шрифта -14.

Выравнивание текста по ширине.

Межстрочный интервал (1,5 пт).

Поля документа (верхнее –1,5см; нижнее –2,0см; левое –2,5см; правое –1,5см.)

Имя файла  задавать в следующем виде: дата_ФИО студента_группа

ПРАКТИКУМ

ЗАДАНИЕ

Соотнесите описания особенностей общения  с соответствующими им  возрастными периодами: старости и молодости.

а)Общение в этом возрасте обладает особой значимостью по сравнению с другими возрастными периодами. Потому что многие исследователи считают, что наличие у человека выраженного социального интереса и включенность его в широкие социальные связи коррелируют с замедленными темпами старения и с физическим здоровьем.

б) Это последний возраст расширения круга общения.  На этот возраст приходится так называемый пик межличностного общения. На активность общения в этом возрасте влияет также общественный стереотип восприятия. Это «беззаботный, веселый человек, плохо материально обеспеченный, имеет много друзей, успевает и учиться, и общаться». Важную роль в общении начинает играть обмен информацией.

в)Существует точка зрения, что к этому возрасту человек частично теряет способность к глубоким контактам и круг его общения обязательно сужается. Однако это далеко не всегда так. Общение людей этого возраста, с одной стороны, является продолжением основных тенденций общения предыдущих возрастов, с другой - определяется успешностью адаптации к своему возрасту, т. е. удовлетворенностью настоящим.

г) По-видимому, именно в это время люди подходят к кризису интимности, т.е. развитию истинной открытости, близости в межличностных контактах (Э. Эриксон). Нужно отметить, что неуверенность в своей идентичности, т.е. неполное разрешение кризиса встречи со взрослостью может привести к формированию изолированности, невозможности установления устойчивых близких контактов с другими людьми, необходимых для ощущения жизненного счастья. необходимым условием разрешения кризиса интимности является самопринятие, положительное самоотношение, положительная Я-концепция, любовь к себе и т.д. Он приводит описание этого феномена, данное Р. Фексом, по мнению которого так называемая любовь к себе- это «чувство собственного достоинства, собственной ценности», осознание собственной уникальности и вера в свои возможности .

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что успешному разрешению кризиса интимности, т.е. развитию истинной открытости, близости в межличностных контактах, должна в случае необходимости предшествовать серьезная внутренняя работа по принятию самого себя.

д) Если в течение жизни человек выработал зрелые контакты с окружающими, то и в этом возрасте он будет сохранять возможность удовлетворения потребности в эмоциональных контактах. Те же, кто не умел достигать близости в общении в предыдущие возраста или входил с окружающими в частые конфликты, вероятнее всего, будут страдать от недостатка общения в своем возрасте.

е) Это период завершения процесса отделения человека от семьи. Теперь происходит не только эмоциональное, но и реальное отделение, которое необходимо для осуществления своей индивидуальной взрослой жизни. В отличие от предыдущего негативизма, критики, оппозиции для этого возраста характерны процесс обособления и даже временное отстранение от семьи, после которого эмоциональный контакт восстанавливается на более высоком уровне. А отношения становятся партнерскими, в которых помогают друг другу в процессе собственного развития.

ж) Обратимся к анализу явления одиночества. Прежде всего необходимо отделить одиночество от изоляции. Изоляция — это объективное отсутствие социальных контактов. Одиночество является субъективным психическим состоянием и слабо зависит от наличия или отсутствия контактов. Более того, человек может быть реально изолированным, но не ощущать одиночества. Оно может проистекать из неумения человека структурировать свое время, а может выполнять функцию контроля за окружением. Есть мнение, что частые посещения поликлиники и даже стоянье в очередях — это некоторые способы людей разрядить свое одиночество.

з) Таким образом, можно предположить, что социальный интерес, проявляющийся в настроенности на людей, стремлении к бескорыстной помощи, является одним из важнейших условий здорового  и счастливого  переживания этого возраста.  Здесь появляется необходимость смены инфантильной позиции «дайте мне, я хочу» на «я могу, я отдаю».

и) Ухудшение здоровья и зависимость от других людей, могут «загнать в угол» человека этого возраста. Он может начать чувствовать себя лишним, обузой. Ваша задача, общаясь с таким человеком спокойно и уверенно, попытаться повысить его самооценку, не допускать ситуаций, приближающих его к стрессу.  Похвалите его за то, что у него получается: хорошо выглядеть, улыбаться («Как Вы хорошо держитесь!»), выращивать цветы, поддерживать порядок в квартире, быть опрятным, приветливым, ходить на прогулки («Как здорово, что ты заботишься о своем здоровье!»)

Можно поддерживать связь, придав ей характер ритуала: например, ежевечерние звонки по телефону, еженедельный визит в заранее обозначенное время.

й) Распространенными становятся конфликты между поколениями. В тех семьях, в которых родители всегда были только в родительской позиции, не позволяли никогда выйти из нее, может произойти смена ролей: дети займут родительскую опекающе-запретительную роль.

к) У людей этого возраста  может наблюдаться характерное явление- это желание общаться с, молодежью, причем именно общаться, а не поучать. Возможно, за этим стоит всеобщая необходимость взаимосвязи поколений.

л) в этот период происходит осознание старения родителей, которое является прообразом собственного старения. И это может вызвать довольно сильные эмоциональные реакции. Кроме того, только теперь приходит понимание сути жизни родителей, их ошибок и достижений. Иногда появляется желание применить к ним свои знания, проиграть дома роль терапевта. Нередко к этому склоняют сами родители.

м) Человеку необходимы социальные контакты, даже, если он не работает; лучше не поддаваться апатии, бездеятельности; не настраивать себя на ожидание несчастья. Личностно- бытовой уход за собой, за близкими людьми вызывает сознание определенной полезности и важности для человека этого возраста.

н) Как правило, жизнь человека этого возраста не богата разнообразными событиями. Однако они заполняют собой все его индивидуальное пространство и время. В итоге незначительный эпизод становится делом целого дня. Например, разговор по телефону, встреча с другими людьми, соседями, приход родственника.

Именно поэтому лучше заранее договориться о встрече: о дне и времени вашего прихода. Это даст им возможность настроиться на встречу. Помните о том, что Ваш внезапный визит может стать для человека  этого возраста источником стресса. Договариваясь о встрече, важно считаться с его планами и распорядком дня, поскольку для человека  этого возраста следование ритуалам позволяет сохранять душевное спокойствие и ощущение контроля над собственной жизнью.

о) У людей этого возраста  может наблюдаться характерное явление - появление особой близости даже к незнакомым людям, глубинного понимания ценности человеческих взаимоотношений.

п) В том возрасте снижается значение моды как средства межличностной коммуникации, что было характерно для предыдущего возрастного периода. Для слияния с группой не требуется соответствовать определенному стилю одежды или использовать какие-либо внешние аксессуары.

р) Люди этого возраста склонны к рассказам о своей прошлой жизни. В это время человек снова чувствует себя молодым, красивым, сильным. Он снова переживает свои успехи, мысленно встречается со старыми друзьями. При этом кое-что приписывается, приукрашивается, но при повторном воспроизведении уже самому рассказчику представляется реальностью. Ученые убеждены, что воспоминания создают эмоциональный и интеллектуальный комфорт для человека этого возраста, являются своеобразным видом творчества, они изгоняют апатию, вселяют бодрость. Поэтому не следует их лишать их любимого занятия - предаваться воспоминаниям, а напротив, поощрять его. Просто надо заранее запланировать для такого разговора некоторое время.

с)При неуспешном приспособлении, восприятии ее с отчаянием, страхом перед будущим типичным является развитие враждебных отношений к окружающим.

т) В силу объективных факторов значимость внутрисемейных контактов сильно увеличивается. Происходят разрыхление связи между человеком и обществом через прекращение работы, уход из жизни друзей и близких, ограничение физической активности. И если предыдущим жизненным рубежам соответствовало постепенное расширение крута общения (детский сад, школа, вуз, работа), то,  в  этом возрасте, наоборот, наблюдается его сужение.

у)Исследования показали, что ежедневные беседы с родственниками и ближайшими соседями, возможность дать совет, существенно влияют на общий тонус и продолжительность жизни людей этого возраста.

ф)Именно внутрисемейное общение теперь становится важным источником удовлетворения потребностей в безопасности, в любви и принятии. Через семью многие удовлетворяют притязание на признание. Она предоставляет человеку возможность проявления разнообразных чувств, помогает избежать эмоциональной монотонности, т. е. ситуации сенсорной депривации.

ц)Однако в семье могут встать новые проблемы. Среди супругов  этого возраста нередко возрастает конфликтность общения вследствие заострения их собственных личностных черт.  Некоторые супруги только лишь в этом возрасте встречаются друг с другом «лицом к лицу», когда появляется много свободного времени и сняты социальные роли. Но в то же время во многих семьях возрастает привязанность супругов друг к другу по двум основным причинам. Первая- страх будущего одиночества. Вторая -появление еще большей глубины и теплоты, нежности в контактах, некоторая переоценка супруга перед лицом довольно близкого расставания.

ч) Человеку этого возраста трудно переключиться на новую тему в разговоре, пока он не выскажет все о наболевшем.

ш)Могут активно проявляться конфликты между бабушками, дедушками и их внуками. Особенно это характерно для тех, которые не реализовали по тем или иным причинам себя в родительстве, не сумели уделить своим детям достаточно любви и внимания. Теперь они проецируют отношения с детьми на внуков, окружают их такой любовью, которая скорее носит характер гиперопеки. Иногда наблюдается тенденция отрицания взросления внуков, стремление видеть в них детские черты, преувеличивать их слабость и беззащитность. Понятно, что такая ситуация вызывает у внуков реакции протеста, что и служит началом конфликта.

ОФОРМИТЬ В ФОРМЕ ТАБЛИЦЫ

А

Возраст (молодость, старость)

Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты