03.06.2020 Учебно-исследовательская деятельность: индивидуальный проект Тема Определение проблемы исследования группа 202-от/18 преподаватель Ушакова О.А.
план-конспект по технологии

Ушакова Ольга Александровна

практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.opredelenie_problemy_issledovaniya_ushakova_o.a.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и молодежной политики

Свердловской области

ГАПОУ СО «Ревдинский  многопрофильный  техникум»

        

ПРАКТИКУМ

Тема: Определение проблемы исследования

УД «Учебно-исследовательская деятельность: индивидуальный

проект»

для студентов группы 202-от/18, профессия  

«Мастер отделочных строительных и декоративных работ»

Автор: Ушакова Ольга Александровна,

Преподаватель

 ГАПОУ  СО «Ревдинский многопрофильный техникум»

Городской округ Ревда

2020

Для конспектов завести отдельную тетрадь.

Фото конспектов и практических заданий  отправлять по почте или в личных сообщениях в контакте, проект выполнять в электронном варианте 

группа 202-от/18

Задание сдать до 05.06.2020  включительно.

Преподаватель Ушакова  Ольга Александровна

В период дистанционного обучения все задания,  выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте  oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий.

Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/board163534796 и отчет о выполнении студентами  всех заданий. По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).  

        

Тема Определение проблемы  исследования

Выбор темы – важный этап. Ему предшествует взаимодействие педагога и обучающегося – обсуждение интересов, спорных вопросов; определение малоизвестных фактов по направлению деятельности, рассмотрение аналогичных исследовательских работ, формулировка вариантов темы.

Проблема – это вопрос, который необходимо решить, не имея готового заранее ответа, применяя имеющиеся знания и опыт. Правильная формулировка темы организует всю последовательность этапов работы. Окончательная тема может быть также сформулирована к концу исследования. Тема должна отражать суть исследования.

При выборе темы важно учитывать многие факторы: возраст, опыт обучающегося, наличие своих творческих идей, опыт в учебно-исследовательской деятельности (в том числе опыт выступлений), наличие литературы по теме, навыки работы с компьютером. По мнению многих педагогов, членов жюри конкурсов учебно-исследовательских проектов, правильный выбор темы исследования наполовину обеспечивает успешность её выполнения.

«Проблемная ситуация – это, прежде всего, познавательная ситуация, выражающаяся в невозможности объяснить имеющиеся факты в рамках существующего знания. Путь к научному открытию начинается с обнаружения проблемной ситуации, проходит через её формулировку и завершается разрешением этой ситуации» [4].

2. Выдвижение предположений (гипотез).

«Гипотеза (греч. hypothesis – основание, предположение, от hypó – под, внизу и thésis – положение), то, что лежит в основе, – причина или сущность. Важно помнить, что не все гипотезы оправдываются, некоторые являются неверными. Но отрицательный результат – тоже результат.

Постановка гипотезы сопровождается изучением информации по теме исследования. Далее высказываются варианты результата. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если .... то...», так…, как…»; «при условии, что…», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно-следственных связей. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. При этом гипотеза не должна быть очевидной. Требования к гипотезе: должна быть проверяемой, соответствовать фактам, содержать предположение, быть логически непротиворечивой.  

Пример: «при условии постоянных занятий физической культурой у студентов повышается выносливость» и т.д.

3. Определение цели и задач работы.

Обучающийся должен ответить на вопросы: какова цель моего исследования? На какой вопрос я хочу получить ответ в результате исследования? Цель – это запланированный результат исследования; ответ на поставленный в теме вопрос. Она может видоизменяться в процессе работы. Слова, конструкции для формулировки целей: выяснить, почему…; ответить на вопрос…; определить…; изучить…; разработать… Цель может быть только одна.

Примеры целей: «изучить мнение людей разного возраста и профессий о необходимости повышения квалификации» и т.д.

Цель любого исследования конкретизируется в задачах. Задачи как бы отражают последовательность действий. Слова, конструкции для формулировки задач: изучить литературу по теме…; определить значение терминов…; собрать материал о…; измерить уровень…; обобщить…; выявить… . Не нужно ставить много задач. Они должны быть реально выполнимы и прослеживаться на всех этапах учебно-исследовательской деятельности. Задачи помогают в достижении цели исследования.  

Примеры задач:

1. Изучить литературу по применению средств……

2. Найти примеры использования приборов……...

3. Провести опрос среди студентов 4 курса, взрослых людей разного возраста и профессий по теме исследования.

4. Сравнить и проанализировать полученные результаты.

5. Сделать выводы на основе полученных данных.

4. Выбор объекта, предметы исследования.

Объект исследования – процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и избрано для изучения. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Пример: объект исследования – английские предложения. Предмет – способы и причины расположения слов в английских предложениях.

5. Обоснование актуальности исследования.

Необходимо объяснить важность изучения данной темы.

Конструкции для формулировки актуальности: «в последнее время появилось много…; «… стало неотъемлемой частью нашей жизни. Мы не задумываемся о том…; «актуальность темы объясняется тем, что…»; «в современном мире… имеет большое значение, так как…; «на сегодняшний день существует много взглядов на проблему…»; «в настоящее время ведутся споры о том, что… .

Задание

Провести коррекцию  проекта: цель, задачи, объект, предмет, продолжать поиск информации, сделать выводы для заключения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты