Итоговый индивидуальный проект 9 класс. Направление: психология «Барьеры общения, их выявление и устранение»
проект по психологии (9 класс)

Горбунова Людмила Александровна

 «Барьеры общения, их выявление и устранение».

 

Актуальность проблемы затруднений в общении обусловлена целым рядом факторов. Начиная от личностных особенностей и заканчивая семейным воспитанием. Общение для некоторых людей становится очень сложным, а иногда и невыносимым. Рассматриваемая тема проекта и его продукт может представлять информационный интерес, так как проблемы в живом  общении с каждым годом увеличиваются в связи с распространением информационной техники.

Решать данную проблему планируется через изучение  особенностей  коммуникативных барьеров, определение причины их возникновения и нахождение способов  решения, через  изучение  теоретических  источников.

Данная работа может быть полезна многим людям имеющим коммуникативные проблемы, которые  существенно мешают как общению отдельных людей, так и целых социальных слоёв. Барьеры общения подрастающего поколения и их родителей нередко создают непонимание и напряжённую обстановку в семье.  Барьеры общения между обучающимися в школе  приводят к уменьшению позитивного настроя между ними  и как следствие к снижению эмоциональной и умственной деятельности.

Данная работа имеет практическую значимость потому, что в ней представлены результаты проведенного тестирования, подтверждающее ,что проблема затруднений в общении обусловлена целым рядом факторов. Начиная от личностных особенностей и заканчивая семейным воспитанием.

Содержание работы соответствует целям и задачам проектной работы, и показывает всю значимость и необходимость углубленного рассмотрения и изучения данной темы. В данной работе раскрыты в полном объеме, цель и задачи.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ по

направлению:

психология

 «Барьеры общения, их выявление и устранение»

Тип проекта: социальный

 (социально-ориентированный)


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……...3с.

  1. РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ИЗУЧЕНИЯ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ…………………………5с.

        1.1. Классификация барьеров общения…………………5с.

        1.2.Основные виды барьеров общения …………………6с.

        1.3.Причины возникновения барьеров общения………7с.

  1. РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ

И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.  ………………………………………………9с.

        2.1.Описание программы и методики исследования…..9с.

        2.2.Описание и анализ результатов……………………12с.

        2.3. Способы преодоления барьеров общения…….…13с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….….………15с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

        Общение настолько привычная категория существования людей в социуме, что мы просто перестаем ее замечать. Без общения человек, да и не только человек (любое живое существо, обитающее в конкретном социуме) не мыслит себя. Люди общаются дома, на улице, в транспорте, на работе, в школе и т.д. Мы привыкли к тому, что слышим речь и понимаем ее, а если не понимаем, то учим язык, и понимаем собеседника. Однако «камнем преткновения»  для общения между людьми становятся не столько языковые барьеры, но и  психологические. «Переступить» их самостоятельно можно, нужно только знать как правильно поступить.

        Актуальность проблемы затруднений в общении обусловлена целым рядом факторов. Начиная от личностных особенностей и заканчивая семейным воспитанием. Общение для некоторых людей становится очень сложным, а иногда и невыносимым. Рассматриваемая тема проекта и его продукт может представлять информационный интерес.

Коммуникативные барьеры существенно мешают как общению отдельных людей, так и целых социальных слоёв. Барьеры общения подрастающего поколения и их родителей нередко создают непонимание и напряжённую обстановку в семье.  Барьеры общения между обучающимися в школе  приводят к уменьшению позитивного настроя между ними  и как следствие к снижению эмоциональной и умственной деятельности. Между тем человек - существо социальное - общение ему просто необходимо.

Правильная речь - это манера говорить, которая складывается из верного тона, артикуляции, произношения, громкости и точного подбора слов.

Речь - это центральный элемент имиджа любого человека, а в телефонном разговоре и вовсе является тем единственным каналом, через который можно внушить собеседнику представление о себе. Сам голос и используемые выражения - это ещё один компонент образа самого человека.

Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью социокультурных ценностей и как ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Барьеры - это препятствия, мешающие эффективному общению и жизни в целом.

Коммуникативная сторона общения или коммуникация в узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися в том числе между обучающимися.

Предметом данного проекта является - особенности исследования коммуникативных барьеров.

Объектом данного проекта являются - коммуникативные барьеры.

Целью данного проекта является - изучение  особенностей  коммуникативных барьеров, определение причины их возникновения и нахождение способов  решения.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

 - изучить  теоретические  источники по проблеме общения;

- рассмотреть различные классификации коммуникативных барьеров;

- определить предпосылки возникновения барьеров в общении;

- выявить правила и принципы построения эффективной коммуникации;

- найти пути и средства возможного преодоления этих барьеров.

Методы и приемы исследования  работы над проектом:

-Диагностика уровня общения (автор Ряховский).

- Диагностика уровня самооценки (автор Пономаренко).

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ.

  1. Классификация барьеров общения.

Общение - это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между людьми, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих собеседниках. Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Но иногда, в  условиях человеческой коммуникации могут возникать барьеры.

Всю совокупность барьеров общения можно разделить на две основные группы: коммуникативные и психологические.

Психологические барьеры возникают вследствие индивидуально-психологических особенностей людей, которые вступают в процесс общения (скрытность, скромность, различия в типах темперамента, самооценки), а также в результате особенностей отношений между партнерами (недоверие, антипатия). Определяющим для возникновения ситуаций непродуктивного общения становятся личностные аспекты. В связи с тем, что каждый человек воспринимает события и явления окружающего мира субъективно, оценивает их сточки зрения своего индивидуального опыта, ему иногда бывает сложно понять партнера по общению, у которого другая точка зрения и другие особенности восприятия.

К основным типам психологических барьеров относятся:

Мотивационные - проявляются, когда у людей разные цели. Это приводит к непониманию, искаженному восприятию информации.

        Интеллектуальные - заключаются в отличиях типов мышления, скорости протекания мысленных операций и различиями уровня интеллектуального развития.

        Эстетические - возникают в ситуации, когда человеку не нравится внешний вид собеседника.

Сложность общения возникает, если у человека есть негативная установка по отношению к партнеру, то его слова воспринимаются не объективно, часто с внутренним протестом. Возникать он может в результате предыдущего опыта общения или на основе отзывов других людей[4,стр34].

К основным типам коммуникативных  барьеров относятся:

Коммуникативные барьеры возникают, если между собеседниками есть несоответствие словесного запаса. К этой группе также относятся проблемы, связанные с отсутствием аналогий понятий в разных языках.

Таким образом, мы выяснили, что существуют две основные группы барьеров общения, коммуникативная и психологическая, которые причинят непоправимый вред человеческому общению.

1.2.Основные виды барьеров общения.

Общение для современного человека так же естественно и необходимо, как дыхание. И почти каждый, рано или поздно, сталкивается с барьерами, которые не позволяют получать от него радость и пользу. Какие же встречаются трудности в общении и как можно с ними справиться?

Порой возникает ощущение, что собеседник словно отгораживается стеной, уходя в оборону. Взаимодействие с ним затрудняется, становится безрадостным и неэффективным. Предпосылок к появлению таких барьеров бывает множество. Чаще всего причиной становится переплетение особенностей характеров собеседников и ситуации.

Чем скорее собеседники смогут выявить основу их недопонимания, тем эффективнее будет их общение. Порой барьеры существуют только в их воображении, и уже этого достаточно, чтобы их общение застопорилось.

Общению может мешать субъективность толкования смысла. Вся информация воспринимается человеком сквозь призму индивидуального опыта.

Можно выделить следующие виды барьеров общения:

Семантический барьер обусловлен тем, что собеседники могут вкладывать в одни и те же слова различное значение.

Логический барьер. Проблема, заложенная в непонимании такого рода, заключается в особенностях мышления собеседников.

Фонетический барьер появляется, когда собеседники разговаривают на разных языках и диалектах, либо в их речи присутствуют серьёзные дефекты (слишком громкий или тихий разговор, использование звуков-паразитов, монотонная речь, проглатывание слов и т. д.).

Стилистический барьер. Порой стиль речи одного из собеседников не соответствует ситуации общения или намерениям партнёра. 

Видов барьеров существует много, еще больше человек может себе на придумывать и на домысливать. Не понимая тем самым в какую глубину невозврата он окунается лишая себя общения с другими людьми.

1.3.Причины возникновения барьеров общения.

Одна из главных причин, это боязнь контакта и проблемы с самооценкой. Сама мысль о том, что придётся завязать разговор с незнакомым или мало знакомым человеком, вызывает много тревоги, которая впоследствии помешает формулировать свои мысли, а впоследствии только усилит комплексы.

 Главные причины боязни контакта:

Ожидание непонимания. Человек, исходя из предыдущего травматичного опыта, начинает предвосхищать события, то есть становится заранее убеждённым, что его не поймут. Такое прогнозирование впоследствии мешает адекватно оценить обстановку. Это потому что зацикленность на своём убеждении не даёт увидеть реальную обстановку.

Неготовность слушать и слышать. То есть, когда человек полагается только на свои суждения, отстаивает их и не может приспосабливаться к переменам. Это очень серьёзное препятствие на пути межличностного общения. Потому что неспособность прислушиваться к другим людям, нежелание узнавать и познавать их со временем приведёт к ухудшению даже самых близких отношений, и нежеланию контактировать.

Проекция или перенос, возникает когда человек приписывает другому качества или эмоции, которые испытывает и имеет сам. Порой происходит наоборот, что-то в себе он не принимает, к примеру, агрессивность, и тогда часто замечает её в других, но отрицает наличие у себя. А вот добрый и отзывчивый человек не способен замечать реалии мира, что окружающие могут предать, обмануть и быть жестокими к нему, живя, как говорится, в «розовых очках».

Изучая особенности барьеров в общении можно выделить для себя несколько типичных ошибок, характерных для общения людей:

- неправильные ожидания в отношении других людей (неправильные ожидания возникают в результате следующей ошибки: если мы знаем человека недостаточно, лишь какую-то его положительную или отрицательную черту, то нередко достраиваем его образ как положительный или отрицательный, а потом связываем свои ожидания с нами же созданным образом);

- нам кажется, что человек должен догадываться о том, что мы чувствуем (лучше сразу четко сформулировать свои ожидания, объяснить причины и т.д.);

- не улавливаем подтекст разговора (часто мы не предполагаем, что партнер тоже может прямо не высказывать свои желания и истинное настроение);

- если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло (причина же может быть совсем в другом; людей обычно огорчают и раздражают несправедливые обвинения в плохом отношении, получается, что мы сами и провоцируем конфликт);

Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Чтобы преодолеть барьеры в общении, нужно поставить «диагноз» себе или партнеру и так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.

  1. РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ

И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

2.1.Описание программы и методики исследования.

Цель практического исследования - изучить уровень общительности детей (Тест Ряховского)  и самооценки (Тест Пономаренко), а так же определить их  влияние на  коммуникативные способности.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Никологорская средняя школа». Выборка составила 15 человек из 5 класса, это дети которые по мнению одноклассников, учителей и их самих, испытывают коммуникативные сложности.

Для проведения исследования  нами были подобраны и использованы следующие методики:

  1. «Тест Ряховского» на исследование уровня общения.
  2. Тест для исследования самооценки (Модификация Л.П. Пономаренко).
  1. «Тест Ряховского» на исследование уровня общения.

Для исследования уровня общения существует много различных методик.

Нами же была использована  методика изучения уровня общения «Ряховского».  Данная методика основана на непосредственном оценивании  уровня общения самого обследуемого.

Согласно инструкции необходимо ответить на 16 простых вопросов

(Приложение 1).

Тест оценки уровня общительности, коммуникативности Ряховского содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Испытуемому необходимо отвечать на вопросы, используя три варианта ответов: «Да», «Иногда» и «Нет». Эти ответы оцениваются определенным количеством очков.

«Да» – 2 очка, «Иногда» – 1 очко, «Нет» – 0 очков.

Полученные очки суммируются  и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

30–31 очков. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий.

25–29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей.

19–24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания.

14–18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми.

9–13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить.

4–8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении.

  1. Тест для исследования самооценки (Модификация Пономаренко)

Наряду с «Тестом  Ряховского» на исследование уровня общения, нами был использован тест для исследования самооценки (Модификация Пономаренко), как один из основных  факторов, ухудшающих коммуникативные взаимоотношения между людьми.

Обучающимся было предложено пройти тест.  На бланке  представлено 15 свойств характера, имеющие два полярных полюса. Последовательно по каждой паре определить, как это свойство проявляется у вас. В середине бланка имеются колонки, имеющие номера от 1 до 7 - необходимо ответить к какому полюсу человек больше себя относит ( Приложение 2).

После того как все участники выполнили это задание, можно приступать ко 2 этапу работы. Теперь нужно снова вернуться к первой паре полярных характеристик и оценить, как бы вы хотели, чтобы это свойство было развито у вас, т.е. каким бы вы хотели быть.

Обработка результатов. По каждой паре полярных свойств посчитайте разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Заключительный этап работы состоит в суммировании всех 15 цифр, представляющих собой разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Полученная сумма сравнивается с ключом.

Цифра более 25 свидетельствует о заниженной самооценке ее обладателя, и как следствие низкая значимость коммуникации с другими людьми. Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам, причем переживания бывают глубоки и длительными.

Если вы набрали балл более 25, вам следует пересмотреть свое отношение к себе. «Полюбите себя самого!» — вот главная задача для вас. Избавляйтесь от негативных мыслей, чаще хвалите самого себя, извлекайте пользу даже из неудач!

Цифра от 10 до 25 свидетельствует об адекватной самооценке. Такие люди трезво оценивают себя, видят в себе как достоинства, так и недостатки, способны реагировать на обстоятельства. Принимая во внимание сигналы извне, они могут изменяться и самосовершенствоваться. Как неудачи, так и победы воспринимают адекватно, делают выводы, учатся на ошибках и готовы воспринимать новое.

Результат менее 10 баллов может  означать следующее, что его «реальное Я» почти не отличается от «идеального Я», можно говорить о завышенной самооценке, т.е. такие люди уверены в собственной непогрешимости, и тогда с ними достаточно сложно взаимодействовать, так как они не готовы «слышать» других, воспринимать сигналы извне, требующие каких-то изменений в своем поведении, и это тоже может быть причиной барьеров в общении.

2.2.Описание и анализ результатов.

    Для начала нужно определить уровень общительности обучающихся  в 5 классе. Используя  методы математической обработки мы вычислили средний балл общительности каждого ученика (методика Ряховского).  Данная интерпретация представлена в ( Приложении 3).

Анализируя результаты исследования детей, мы видим, что результаты подтвердились, и дети  действительно испытывают трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.

Результаты исследования  самооценки  детей (методика Пономаренко)

приведены в (Приложение 4). Из данных результатов мы видим, что у детей имеющих сложности в общении, так же либо занижена либо завышена самооценка. Сопоставляя уровень общительности и самооценки детей, мы получили следующие результаты (Приложение 5). Каждый ребенок соответствует определенному номеру записанному у организаторов диагностики. Анализируя результаты сопоставления, мы видим, что  дети которые испытывают трудности в общении, так же имеют либо  низкую самооценку либо  высокую самооценку.

  1. . Способы преодоления барьеров общения.

Для того, чтобы преодолеть сложности в общении, необходимо применить - методы развития коммуникативных способностей. Детям даны были рекомендации на улучшение коммуникативных способов общения, улучшения самооценки, а так же проведен ряд занятий.

Цель занятия: Познакомить обучающихся с методами развития коммуникативных способностей; дать представление о видах, правилах комфортного взаимодействия, а так же улучшить их самооценку.

Успешность общения во многом зависит от умения слушать собеседника. Слушая, люди, к сожалению, часто не слышат друг друга. Древнегреческий писатель и историк Плутарх отмечал, что нужно научиться слушать и тогда можно извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо[2,стр56]. При кажущейся простоте (многие думают, что слушать означает помалкивать) слушание - это сложный процесс, который требует навыков культуры общения.

В психологии существует множество приемов повышения эффективности общения. Их принято называть «техниками общения». Рассмотрим главные из них.

1. Прием «имя собственное» основан на произнесении вслух имени - отчества партнера по общению. Этот прием вызывает положительные эмоции; снимает сопротивление с собеседника; демонстрирует расположение к нему.

2.Прием «золотые слова» или искусство подачи комплиментов, что позволяет настраивать собеседника на общение; вызывать положительные эмоции; создавать атмосферу доверия и взаимоуважения.

 3. Прием «зеркало отношений» включает в себя улыбку, доброжелательное выражение лица, что способствует положительному настрою, демонстрирует уважение к партнеру по общению и создает у него чувство уверенности.

4. Прием «терпеливый слушатель» означает терпеливое и внимательное выслушивание проблем собеседника. В результате удовлетворяется важнейшая потребность в самоутверждении, что ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное расположение.

Успех в общении, по мнению специалистов, во многом зависит от того, как мы умеем учитывать интересы людей, с которыми сталкиваемся в повседневной жизни, и, прежде всего, с обучающимися  в школе .

По мнению Дейла  Карнеги существует важнейший закон человеческого поведения, суть которого в следующем: всегда внушайте собеседнику сознание его значимости. При этом, показывая собеседнику свое отношение к нему как к уважаемому человеку, не следует льстить, тем более за счет унижения собственного достоинства. Вековой опыт психологии и педагогики говорит о том, что нужно опираться на положительное в человеке, тогда в ответ ты получишь хорошее человеческое отношение.

Во время беседы смотрите собеседнику  в глаза (но не пристально и не вызывающе), чтобы показать вашу заинтересованность.

1. Не перебивайте  вашего собеседника. Используйте приемы нерефлексивного слушания: кивайте головой, давая понять, что Вы его слушаете и понимаете.

 2. При приветствии улыбайтесь - это снимает напряжение и настраивает на доверие. Дружелюбие и искренность с Вашей стороны позволят почувствовать, что он важен для вашего общения.

3. Не делайте отрицательных, критических замечаний.

4. Не навязывайте разговор, если собеседник занят или торопится куда-то.

5. Будьте спокойны и неторопливы при разговоре.

6. Не рассматривайте пристально т.к. это может спровоцировать агрессию или закрытость.

Таким образом, соблюдая  правила общения, можно преодолевать сложности в коммуникации с людьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общение является одним из главных видов деятельности между людьми. Осуществление коммуникаций между людьми - это связующий процесс, необходимый для любого  взаимодействия. В ходе коммуникации могут возникать различные барьеры. Это помехи и препятствия, которые искажают исходный смысл общения, мешают конструктивному и грамотному диалогу, а так же неприятные ощущения у самого человека.

      Исследование,  проведенное в данной работе является одной из многих попыток разобраться в некоторых аспектах общения. Мы постарались доказать наличие взаимосвязи между самооценкой, установками и психологическими барьерами общении, а так же показать пути выхода из проблемной ситуации. В результате теоретического анализа литературы по интересующей нас теме, мы смогли отобрать и систематизировать необходимый материал, чтобы конкретизировать и уточнить те аспекты общения, на которые направлено настоящее исследование. Сложный этап работы - подбор диагностического комплекса, так как тема общения сложна своей широтой, и при выборе методик необходимо четко придерживаться поставленной цели. Математическая обработка с помощью статистического критерия, показала взаимосвязь между неадекватной самооценкой, негативными установками и возникающими психологическими барьерами общения. Очень сложно наладить правильную работу в общении с учетом того, что неправильный стиль формировался годами, а положительного результата хочется добиться в кратчайшие сроки. И это самая сложная задача. В целом, данная работа является еще одним доказательством, что многие вопросы темы общения до сих пор остаются не изученными, а это важно, ведь общение - основная деятельность человека на протяжении всей жизни. Таким образом, барьеры в коммуникациях неизбежно ведут к неэффективному взаимодействию  и мешают комфортно общаться, если вовремя не принимаются меры по их устранению. Данные рекомендации помогут значительно улучшить коммуникативные навыки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов.- 5-е изд.- М.: Аспект Пресс, 2008.- 363 ст.
  2. Бодалев, А.А. Психология общения.- М.: "Институт практической психологии".- Воронеж, 1996.-256 ст.
  3. Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.- 544 ст.
  4. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. – М.: Просвещение, 1994. – 112 ст.
  5. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов.-СПб.:Питер,2008.-583 ст.
  6. Рогов, Е.И. Психология общения.- М.: ВЛАДОС, 2001.- 336 с.
  7. Шеламова, Г.М.  Деловая культура и психология общения Москва, Издательский центр «Академия» 2015г. -107ст.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Вопрос

Да

Иногда

Нет

1

Вам предстоит обычная или важная встреча. Выбивает ли Вас  ее ожидание из колеи?

 

 

 

2

Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение  выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо  совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

 

 

 

3

Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

 

 

 

4

Вам предлагают выехать в другой  город, где Вы никогда  не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать  этой поездки?

 

 

 

5

Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни  было?

 

 

 

6

Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице  обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время,  ответить на какой-то вопрос)?

 

 

 

7

Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что  людям разных поколений трудно понимать друг друга?

 

 

 

8

Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам  вернуть вещь, которую взял несколько месяцев назад?

 

 

 

9

В ресторане либо в столовой Вам подали явно  недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь  рассерженно отодвинув тарелку?

 

 

 

10

Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не  вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым  заговорит он. Так ли это?

 

 

 

11

Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была  (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы  отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете  томиться в ожидании?

 

 

 

12

Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по  рассмотрению конфликтных ситуаций?

 

 

 

13

У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки  произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих  мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

 

 

 

14

Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной  точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете  ли Вы промолчать и не вступать в разговор?

 

 

 

15

Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в  том или ином вопросе или учебной теме?

 

 

 

16

Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в  письменной форме, чем в устной?

 

 

 


Приложение 2

1

2

3

4

5

6

7

1

Добрый

Злой

2

Общительный

Замкнутый

3

Уверенный в себе

Неуверенный в себе

4

Раздражительный

Спокойный

5

Неоткровенный

Откровенный

6

Нерешительный

Решительный

7

Понимающий других

Не понимающий других

8

Смелый

Робкий

9

Симпатичный

Несимпатичный

10

Нуждающийся в поддержке других

Самодостаточный

11

Импульсивный

Уравновешенный

12

Подчиняющийся

Доминирующий

13

Умный

Глупый

14

Активный

Пассивный

15

Целеустремленный

Беспорядочный

Приложение 3

      Ребенок

Уровень общительности

1

Низкий

2

Низкий

3

Низкий

4

Низкий

5

Низкий

6

Низкий

7

Низкий

8

Низкий

9

Низкий

10

Низкий

11

Низкий

12

Низкий

13

Низкий

14

Низкий

15

Низкий

 Приложение 4

      Ребенок

Уровень самооценки

1

Низкий

2

Низкий

3

Высокий

4

Низкий

5

Низкий

6

Низкий

7

Высокий

8

Низкий

9

Низкий

10

Высокий

11

Низкий

12

Высокий

13

Высокий

14

Низкий

15

Низкий

Приложение 5

Ученик

Уровень общительности

Уровень самооценки

1

Низкий

Низкий

2

Низкий

Низкий

3

Низкий

Высокий

4

Низкий

Низкий

5

Низкий

Низкий

6

Низкий

Низкий

7

Низкий

Высокий

8

Низкий

Низкий

9

Низкий

Низкий

10

Низкий

Высокий

11

Низкий

Низкий

12

Низкий

Высокий

13

Низкий

Высокий

14

Низкий

Низкий

15

Низкий

Низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся МБОУ Школа № 140 г.о. Самара (5-9 класс) в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Положение разработано на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273–ФЗ), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приме...

Презентация для педагогов по выполнению итогового индивидуального проекта в 9 классе.

Эта презентация даст общее представление о понятии "Итоговый индивидуальный проект"...

Информация о проведении защиты итоговых индивидуальных проектов в 9 классе (ИИП)

Внимание выпускников 9 классов ! АдминистрацияИтоги защиты индивидуального ИИП 9-х классов в 2019-2020уч.г.Просьба ознакомиться с информацией о проведении защиты итоговых инди...

Приказ "Об организации работы над итоговыми индивидуальными проектами обучающихся 10-х классов в 2022-2023 уч.году"

Приказ "Об организации работы  над итоговыми индивидуальными проектами обучающихся 10-х классов в 2022-2023 уч.году"...

Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов

Положение является локальным нормативным актом (ГБОУ школа № 459), регламентирующим алгоритм работы, процедуру, требования и систему оценивания индивидуального итогового проекта на уровне среднего обр...

Итоговый индивидуальный проект как форма итоговой аттестации достижений

Презентация к выступлению "Итоговый индивидуальный проект как форма итоговой аттестации достижений"...