Психологическая безопасность ребенка.
материал по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Барина Алина Сергеевна

Предварительный просмотр:

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД?

(Памятка для педагогов и родителей)

Самоубийство у подростка не возникнет само по себе, без причины. Суицидальная готовность возникает на фоне длительных психотравмирующих переживаний. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о смерти крайне неотчетливо и не сформировано.

Причиной подросткового суицида может быть отягощенное социальное окружение, неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого.

Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п.

Внешние причины суицида

  • Неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
  • Беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
  • Неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;
  • Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
  • Серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей          и друзей;
  • Максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
  • Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.
  • Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную почву для срыва у подростков. Негативные переживания возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старших и взрослых.

Характерные черты подросткового суицида:

  • суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
  • конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
  • суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.;
  • суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры          на публику»;
  • суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нём нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
  • средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

Наиболее общими признаками замышляемого суицида являются: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.

На готовность к суициду могут указывать признаки изменившегося поведения у подростков:

  • Может быть тревожно-возбужденное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;
  • Затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
  • Напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне немотивированной агрессией;
  • Может быть депрессивное состояние, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении заметно оцепенение, сонливость;
  • Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ПОПЫТКУ СУИЦИДА У ПОДРОСТКА

Самое главное!

  • Не оставлять подростка без присмотра
  • Убрать все потенциально опасные предметы
  • Доверительный разговор
  • Обращение к специалисту

Рекомендации педагогам и родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству

  • Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  • Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  • Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
  • Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.

Во время доверительной беседы подростка необходимо убедить в следующем:

  • что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является временным;
  • что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
  • что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

Поддерживайте подростка и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность.

Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

Составитель: педагог-психолог Барина А.С.



Предварительный просмотр:

Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)

1. Самое главное - помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек - на все 100%. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. В этом возрасте авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже авторитета родителей, и именно сейчас важно уловить момент и не допустить формирования в детском коллективе роли "козла отпущения", "гадкого утенка". Классу к шестому это будет сделать намного труднее, ведь для подростков голос учителя - совещательный. А пока дети, как маленькие локаторы, считывают реакцию педагога и автоматически перенимают его отношение к одноклассникам. Ваша задача - просто подать правильный сигнал.

2. Если в классе есть ребенок, рядом с которым действительно опасно находиться другим детям, решение о его судьбе следует принимать вместе с коллегами и администрацией школы, не привлекая для этого "общественность". Не превращайте тяжелое, но необходимое административное решение в акт коллективного осуждения и изгнания "паршивой овцы". Отверженность и озлобленность сцеплены друг с другом, одно непременно вызывает другое. Надеемся, что ни вы, ни возмущенные родители не хотите, чтобы впоследствии подросший и доведенный до крайней степени озлобления ребенок встретил их собственных "нормальных" детей где-нибудь в темном углу.

3. Многие педагоги, застав детей дерущимися, говорят: "Мне не важно, кто первый начал, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, оба виноваты". Это здравый подход, когда речь идет о стычке на равных. Но если в классе систематически обижают кого-то, а он вынужден обороняться, нельзя приравнивать вину преследователя и жертвы: это еще больше ранит ребенка-жертву, который чувствует себя абсолютно незащищенным даже в присутствии взрослых. Такой подход развращает ребенка-преследователя, и он очень скоро научится доводить исподтишка, так, чтобы самому оставаться в глазах педагога "белым и пушистым". Если при этом у жертвы сильный характер, она сделает свои выводы и в следующий раз будет драться уже не на жизнь, а на смерть - ведь поймет, что рассчитывать может только на себя.
4. Если травля в классе уже началась, прямо объявите детям, как вы к этому относитесь. Не бейте на жалость. Говорите не о жертве, а об обидчиках, фокусируйтесь на их качествах. Скажите, что вы будете очень огорчены, если узнаете, что в вашем классе есть дети, которым приятно кого-то обижать и мучить. Твердо объявите, что такое поведение недопустимо, и вы в своем классе этого терпеть не намерены. Обычно этого бывает достаточно, чтобы обидчики притихли (они всегда трусоваты). На фоне затишья можно принимать меры по повышению статуса ребенка-жертвы и найти для него комфортное место в классном коллективе.

5. Поговорите с ребенком, выступающим в роли жертвы. Во-первых, объясните ему, что вы не сможете защищать его, если не будете твердо уверены, что сам он никогда драку не начинает. Скажите, что вам очень важно быть справедливым учителем и никого не наказывать напрасно; возьмите с него слово, что он не будет переходить к рукоприкладству, даже если его дразнят. Во-вторых, подскажите ему, как лучше себя вести, чтобы скорее отстали. Обидчики получают удовольствие не от самого процесса произнесения обидных слов, а от эффекта, которого достигают. Когда жертва плачет, злится, пытается возражать, убегает, они чувствуют свою власть над ней. Если же не обращать на них внимания, все удовольствие от повторения одних и тех же слов пропадает, это скоро становится скучным.

6. Подскажите ребенку несколько "волшебных фраз", остужающих пыл дразнящих. Если они с хохотом скачут вокруг, показывая пальцем, можно спокойно сказать: "Я рад, что вам так весело". Если говорят оскорбительные вещи, можно ответить: "Ты можешь так думать, если тебе это нравится" или "Я уже заметил, что тебе нравится говорить гадости о людях". Принцип тот же: не надо обсуждать навязываемую обидчиками тему (свою внешность, качества и т.д.), спорить, оправдываться, сердиться. Надо кратко и спокойно охарактеризовать их поведение, их мотивы, переложив ответственность за происходящее на них: это не я такой, это ты такой, что тебе нравится меня дразнить. Конечно, сказать это должным тоном и вовремя непросто, но помогает практически всегда.

Составитель: педагог-психолог МБОУ СОШ №55 Барина А.С



Предварительный просмотр:

Барина Алина Сергеевна

Педагог-психолог, первой квалификационной категории

г. Нижний Тагил

Развивающие занятия «Как преодолевать тревогу».

Эти занятия способствуют улучшению адаптации ребенка в социуме.

Цели и задачи: обучение школьников 4 - 5 классов приемам овладения волнением, повышенной тревожностью, формирование необходимых умений, знаний и навыков, ведущих к повышению работоспособности, к созданию «запаса прочности».

Занятие 1. Ход занятия.

– Дорогие, ребята! Вы знакомы с эмоциями и чувствами человека. Какие из них мешают человеку комфортно жить, с которыми ему неуютно?

(Идет обсуждение. Учащиеся называют отрицательные эмоции: гнев, страх, отчаяние, скуку, обиду, чувство вины и др.)

– А когда человек чувствует надвигающуюся опасность, как вы думаете, у него обостряется восприятие, повышается скорость реакции, сужается объем связей с внешним миром? (Обсуждение. Учащиеся называют беспокойство и тревогу.)

– Определенный уровень тревожности – это естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. При каких обстоятельствах школьник испытывает тревожность в школе? (Обсуждение. Перед контрольной работой, экзаменом, опросом на уроке, публичным выступлением, то есть в ответственных ситуациях.)

– А можно ли себе помочь при повышенной тревожности? (Обсуждение. Можно, но этому нужно учиться.)

– Мы сегодня рассмотрим различные способы преодоления состояния тревожности.

Способ 1. Сейчас прозвучат три типа мелодии: тревожная, успокаивающая, уверенная. (Звучат записи.) При сильном волнении сначала нужно вспомнить первую, потом вторую, а затем третью мелодию. Последнюю мелодию нужно вспомнить несколько раз. (Учащиеся выполняют задание психолога.)

Способ 2. Вам известно, что «...от улыбки хмурый день светлей». Чтобы улыбнуться в состоянии тревожности, нужно расслабить мышцы лица, попеременно растягивая мимические мышцы лица. (Выполняется упражнение.) А теперь улыбнитесь. Почувствовали, что напряжение снижается?

Способ 3. А теперь попробуйте вспомнить ситуацию, вызывающую у вас тревогу, например, вы в первый раз выступаете на сцене. Часто человек, который находится в состоянии тревоги, сосредоточивается на мысли о том, как он выглядит со стороны. Такие цели, как удачно выступить, выступить прекрасно во что бы то ни стало, еще больше повышают ответственность. А как лучше ставить цель? (Обсуждение, в ходе которого учащиеся приходят к выводу: перед выходом на сцену надо просто сказать себе: «Я вышел на сцену, чтобы прочитать стихи», «Сейчас я буду петь».)

Способ 4. Вы выступите на сцене или у доски более удачно, если отрепетируете свое выступление заранее. Представьте, что все происходит по- настоящему. Учитесь властвовать собой. При этом контролируйте свой голос, жесты. Все должно происходить спокойно. Почему вы должны тренироваться? (Обсуждение и вывод – чтобы запомнить содержание выступления и свое спокойное эмоциональное состояние.)

Способ 5. В состоянии тревоги телу человека приходится напрягаться. Поэтому нужно научиться расслаблять мышцы и делать это регулярно, чтобы ваш мозг запомнил состояние расслабленности. В соответствующих ситуациях человеку достаточно вспомнить это состояние и дать телу «команду» «Я спокоен, расслаблен». Сядьте удобнее, держите спину прямо. Последовательно напрягаем мышцы тела, начиная с мышц стопы, затем икр, бедер, ягодиц, живота, груди, рук, спины, шеи, головы. При этом мышцы всего тела оказались напряженными. Так нужно продержаться как можно дольше, а затем резко расслабиться. Отдыхаем одну минуту, при этом нужно почувствовать расслабленное состояние своих мышц.

Способ 6. Очень эффективным является упражнение на дыхание. Делаем глубокий вдох, задерживаем дыхание на 5 секунд и медленно выдыхаем. Так дышим, постепенно уменьшая на одну секунду задержку дыхания. Выдох должен быть в два раза длиннее, чем вдох. Чувствуете расслабление в мышцах? (Обсуждение и выводы: человеку нужно уметь управлять своим чувством тревоги. Для этого необходимо найти приемлемые в различных ситуациях способы управления собой и научиться эффективно их применять.)

Занятие 2. Игра «Колючка».

Эта игра проводится с целью восстановления «отвергнутого» ребенка в коллективе класса и налаживания, нормальных с ним отношений.

Задачи: предоставление детям опыта межличностного взаимодействия в необычной ситуации игры; открытие новых форм сотрудничества; социализация «отвергнутого» ребенка; обучение навыкам  самовосстановления.

Ход игры.

Приветствие. Ведущий приветствует всех учеников.

Выработка правил группы. Под руководством ведущего группа знакомится с правилами сказочной жизни: конфиденциальность, доверие, Я - высказывания, возможность сказать «нет», активность.

Введение в игру. Ведущий: «Ребята, сегодня вы окажетесь на волшебной поляне. На ней растут самые разные цветы. Эти цветы умеют разговаривать и взаимодействовать друг с другом. Представьте, что вы и есть эти цветы. Подумайте, каким цветком могли бы быть вы, и нарисуйте его на этой карточке».

Ведущий раздает детям листочки размером 10 х 10 см. Звучит спокойная музыка, и ученики рисуют свои цветы. Музыка звучит до тех пор, пока дети рисуют.

Ведущий: «Я вижу, ваши рисунки готовы. Прошу поставить их так, чтобы они были хорошо видны другим. Авторы рисунков расскажут, какие цветы они нарисовали, остальные могут задать вопросы, если им что-то непонятно».

Размещение на поляне. Ведущий: «Все эти цветы росли на большой солнечной поляне. Ребята, представьте, что наш класс – это и есть волшебная поляна. Найдите себе место на ней и встаньте там, где бы вам хотелось, чтобы рос ваш цветок. Нравится ли ему там расти? Если хотите, можете перейти туда, где вам будет более комфортно».

Создание волшебной поляны. Ведущий (показывая ученикам на лист ватмана на стене): «Этот лист – наша волшебная поляна. Сейчас мы вместе будем приклеивать на него ваши рисунки. Разместите рисунки так, как вы стоите».

Введение в сказку. Ведущий: «А сейчас послушаем сказку. На большой солнечной поляне росла одинокая Колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много цветов и трав, но Колючке казалось, что на свете она одна-одинешенька, а если кто и растет рядом, то только одни репейники. Поэтому Колючка ни с кем не дружила. Она часто смотрела в синее небо и размышляла: «Вот небо – большое, чистое и светлое, а вот солнце – теплое, ласковое и нежное, но они так далеки от меня, так недосягаемы. А я одинока и привязана к земле». Она думала так изо дня в день и все больше сжималась от одиночества, и все тверже становились ее иголочки...».

Обучение приемам эмоциональной разрядки и мышечной релаксации.

Ведущий: «Ребята, а у вас бывает так, что вы чувствуете себя одинокими, не понятыми другими, и от этого вы как бы внутренне сжимаетесь, напрягаетесь? Сейчас я научу вас приемам, которые помогают людям снять напряжение и расслабиться. (Ведущий показывает ученикам приемы эмоциональной разрядки.) Представьте, что вы – Колючка, которая сжалась от напряжения. Напрягите сейчас мышцы всего тела, рук, ног; высоко-высоко поднимите плечи, сильно сожмите кулаки. А сейчас расслабьте все части тела. (Повторяется 3–5раз.) А сейчас еще один прием: сделайте очень глубокий вдох, самый глубокий, задержите дыхание на 5–10 секунд. Теперь выдохните весь воздух из легких и с выдохом расслабьтесь, сбросьте напряжение, возвратитесь к нормальному дыханию. Почувствовали ли вы напряжение в груди во время вдоха? Заметили ли расслабление после выдоха? Давайте запомним это ощущение и оценим его. Упражнение повторяется 4–5 раз. Вдох следует сочетать с напряжением мышц, выдох – с расслаблением».

После выполнения упражнения ведущий спрашивает у ребят об их ощущениях и объясняет, что расслабление (релаксация) лучше всего ощущается после напряжения и способствует восстановлению сил и энергии, а после глубоких вдохов и медленных выдохов человеку всегда становится легче.

Ведущий (продолжая рассказ): «Однажды утром Колючка проснулась от чьего-то нежного прикосновения. Она посмотрела по сторонам и увидела Солнечный Лучик.

– Привет! – сказал он ей. – Уже середина лета, все цветы цветут, а ты о чем думаешь?

– Что значит «цветут»? – удивилась Колючка. – Я об этом ничего не знаю.

– А ты посмотри вокруг и увидишь, – улыбнулся Лучик.

Колючка оглянулась и впервые заметила, на какой большой, светлой и красивой поляне она растет. Рядом шелестели цветы – яркие и нежные, легкий ветерок ласково касался их и что-то нашептывал, а вокруг летали птицы и пели веселые песни».

Ведущий (продолжая рассказ):

– Как же так? – удивилась Колючка. – Здесь такая интересная жизнь, а я ничего не видела, смотрела только в себя и грустила от одиночества. Как глупо!

– Лучик! – воскликнула она. – Помоги мне стать такой же красивой, как эти цветы. Я очень хочу стать красивой!

– Но это же просто, – ответил ей Лучик, – доверься миру, открой ему себя, и все случится само собой.

– Как это? – подумала Колючка.

Ведущий: «А действительно, ребята, как Колючке перестать быть одинокой и стать такой же красивой, как окружающие цветы? Давайте сыграем в игру, которая называется «Войди в круг». Сейчас некоторые из вас выйдут за дверь. Они будут играть роль Колючки. Кто хочет быть Колючкой?».

Несколько ребят вызываются. К ним необходимо присоединить и «отвергнутого». Они выходят из класса, а ведущий предлагает оставшимся взяться за руки и образовать круг.

Входящему участнику предлагается войти в этот круг. Предварительно группа договаривается о том, каким образом должен вести себя человек, чтобы его впустили (вежливое приветствие, просьба, выполнение какого-либо условия и т.п.). Участник, пытающийся выполнить условия и войти в круг, пробует различные формы общения, пытаясь угадать неизвестную ему договоренность группы. Некоторые могут предпринять попытку войти с помощью силы.

После обсуждения ведущий завершает первую часть игры фразой из сказки: «Итак, Колючка подумала: «Как это?», но все же выпрямилась, посмотрела по сторонам и улыбнулась».

Ведущий: «Ребята, давайте, и мы улыбнемся друг другу».

Обсуждение игры Участники делятся впечатлениями от игры, говорят о том, что понравилось, а что нет, какой вывод для себя они сделали. Для того чтобы сохранить интерес группы до следующей встречи, можно предложить ребятам нарисовать, какой стала Колючка, когда цветы приняли ее в свой круг.

 Ведущий выполняет любой «сказочный ритуал» для завершения занятия. Это может быть взмах «волшебной палочкой» или произнесенные всей группой слова: «До свидания, сказка!»

Данный материал можно использовать на классных часах, во внеучебной деятельности для улучшения адаптации учащихся в социуме.

Литература:

1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998.



Предварительный просмотр:

Барина Алина Сергеевна

Педагог-психолог, первой квалификационной категории

 г. Нижний Тагил

Тренинг «Учимся общаться» (7 занятий).

(для учащихся 5-7 классов)

Цель – устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа «Я».

Задачи:

  1. Установление доверительных отношений в группе.
  2. Развитие социальной активности детей.
  3. Развитие коммуникативных навыков.
  4. Формирование адекватной самооценки у детей.
  5. Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

ЗАНЯТИЕ 1. «Знакомство»

«Знакомство»

Цель – сближение участников группы.

Дети садятся в круг, каждый по очереди представляет себя и говорит, что он любит и не любит, следующий участник сначала повторяет все о предыдущем, а после представляет себя и т.д.

«Молекулы»

Цель – повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Инструкция: «Представим себе, что все мы – атомы. Чтобы быть, как они, надо согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекулах неодинаково, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Сейчас все начинают быстро двигаться по комнате, а когда я назову какое-либо число, например, «три», атомы должны объединиться в молекулы – по три атома в каждой.

«Молекулы» выглядят так: вы стоите лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями».

«Три товарища»

Цель – знакомство, получение первичной информации друг о друге, формирование коммуникативных навыков. Группа делится на подгруппы по три человека в каждой. Каждая группа получает анкету.

Анкета «Три товарища»

Вот три вещи, которые все мы любим:

  1. _________________________________________
  2. _________________________________________
  3. _________________________________________

Вот три вещи, которые все мы не любим:

  1. _______________________________________
  2. _______________________________________
  3. _______________________________________

В этом мы отличаемся друг от друга:

Имя:_____________ Я отличаюсь от других тем, что...

«Гордиев узел»

Цель – снятие напряженности.

Инструкция: «Встаньте, закройте глаза, руки вытяните вперед на уровне груди, идите вперед и попытайтесь взять в каждую руку руки других участников». «Рефлексия» Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями о проведенном занятии.

«Колокол»

Цель – сплочение группы, создание атмосферы единства.

Дети встают в круг, поочередно поднимают правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола», произносят «Бом!» и синхронно с силой бросают руки вниз. Повторить несколько раз.

ЗАНЯТИЕ 2. «Мой мир»

«Приветствие»

Все участники группы здороваются друг с другом, называя друг друга по имени.

«Подари улыбку»

Цель – создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Дети становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, глядя им в глаза.

«Зеркало»

Цель – эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, преодоление неуверенности, произвольный контроль.

Участники игры становятся в две шеренги лицом друг к другу, разбиваясь на пары, один – водящий, другой – «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», оно отражает все его движения. После участники меняются ролями, а затем и напарниками.

«Клеевой дождик»

Цель – развитие сплоченности группы, снятие напряжения.

Дети встают друг за другом и, держась за плечи впереди стоящих, преодолевают препятствия: подняться и сойти со стула, проползти под столами, обогнуть «широкое озеро» и т. д.

«Я самый...»

Цель – снятие внутренних зажимов, поиск внутренних ресурсов.

Каждый по очереди заканчивает предложение: «Я самый...»

«Рефлексия»

Участники по кругу характеризуют собственное настроение, обмениваются

мнениями и чувствами о проведенном занятии.

ЗАНЯТИЕ 3. «Работа с "Я-образом"»

«Приветствие». Все члены группы здороваются друг с другом, называя по

имени того, кого приветствуют.

«Узкий мост»

Цель – повышение позитивного настроя и сплоченности группы.

На полу мелом чертится тонкая линия, необходимо вдвоем пройти по этому «мосту».

«10 Я»

Цель – самораскрытие, работа с образом «Я».

10 раз ответить на вопрос: «Кто я? Какой я?». Листы с заданием не подписываются, психолог перемешивает их и зачитывает, участники пытаются догадаться, кто автор прочитанного текста.

«Хорошо или плохо»

Цель – посмотреть на одно и то же явление с разных точек зрения. Выбирается какое-то качество человека (доброта). По кругу один участник

говорит: «Хорошо быть добрым, потому что...», а следующий за ним говорит:

«Плохо быть добрым, потому что...»

«Рефлексия»

Участники игры по кругу характеризуют собственное настроение, обмениваются мнениями о проведенном занятии.

ЗАНЯТИЕ 4. «Почувствуй себя любимым» «Приветствие».

Все участники группы здороваются друг с другом, называя друг друга по имени.

«Щепки плывут по реке»

Цель – развитие тактильных ощущений.

Участники игры становятся в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга: они – берега. Один участник – щепка. Он медленно «проплывает» между «берегами», они мягкими прикосновениями помогают «щепке». Упражнение можно проводить с открытыми и с закрытыми глазами.

«Ласковое имя»

Цель – создание позитивного настроя, развитие чувства доверия друг к другу. Каждый участник игры по очереди становится в центр круга, а остальные называют его ласковыми именами.

«Мои достижения»

Цель – поиск внутреннего ресурса, повышение самооценки.

Каждый участник пишет на листке бумаги о том, чего он достиг за последнее время, после этого листочки вывешиваются на всеобщее обозрение, содержание написанного зачитывается и обсуждается.

«Аплодисменты по кругу»

Цель – переживание чувства радости, волнения, ожидания, сплочение группы, создание атмосферы принятия.

Все становятся в круг. Психолог подходит к одному из участников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов, затем они оба подходят к нему и аплодируют и т. д.

«Мы тебя любим»

Цель – эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений. Все становятся в круг. Каждый участник игры по очереди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу:

«Мы тебя любим!».

«Спасибо за прекрасный день»

Цель – развитие умения благодарить.

Дети по очереди берутся за руки и говорят друг другу: «Спасибо за прекрасный день!» Затем, когда образуется круг, все вместе произносят: «Спасибо! До свидания! До встречи!»

ЗАНЯТИЕ 5. «Путь доверия»

«Приветствие»

Все здороваются друг с другом, называя друг друга по имени.

«Надписи на футболке»

Цель – создание позитивного настроя на работу, развитие взаимопонимания, доверия. Придумать и сделать надпись на футболке соседа справа так, чтобы она подходила ему, отражала его внутреннее содержание, передавала его настроение.

Обсуждение.

«Слепой и поводырь»

Цель – формирование чувства близости, развитие чувства безопасности, умения сопереживать.

Упражнение проводится в парах. Один – «слепой», другой – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия (у «слепого» завязаны глаза). После прохождения маршрута участники меняются ролями.

«Кошки-мышки»

Цель – снятие эмоционального и мышечного напряжения, преодоление страхов.

Выбираются «кошка» и «мышка». Все остальные образуют круг, взявшись

  • руки, – это «домик мышки». Задача «кошки» поймать «мышку». Стоящие в кругу защищают, прячут «мышку» от «кошки».

«Рефлексия»

Участники игры по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями о проведенном занятии.

ЗАНЯТИЕ 6. «Агрессия и гнев»

«Приветствие».

Все члены группы здороваются друг с другом, называя друг друга по имени.

«Превращение злости»

Цель – создание позитивного настроения, сплочение группы, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности.

На доске два участника игры разноцветными мелками в быстром темпе пытаются закрасить все поле доски. Дорисовать изображение вдвоем до образа.

«Портрет агрессивного человека»

Цель – сплочение группы, развитие наблюдательности, способности к самовыражению.

Занимающиеся обсуждают то, как выглядит агрессивный человек: черты его лица, походка, жесты, мимика. Нарисовать всей группой портрет агрессивного человека.

«Хорошо или плохо быть агрессивным?»

Цель – развитие наблюдательности, способности посмотреть на явление с разных точек зрения.

Участники игры по очереди объясняют, почему агрессивным быть плохо и почему быть агрессивным хорошо.

«Толкалки»

Цель – развитие умения анализировать свою агрессию через игру, соизмерять свои силы, расширение контактов в группе.

Упражнение выполняется в парах. По знаку психолога участники игры попарно упираются друг в друга ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места.

«Ворвись в круг»

Цель – снятие эмоционального напряжения, приобретение навыков конструктивного поведения.

Участники игры встают в круг и крепко держатся за руки. Один из участников остается за кругом и пытается в него прорваться. После того, как это ему удалось, за круг выходит другой участник.

«Рефлексия»

Участники игры по кругу характеризуют свое настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.

ЗАНЯТИЕ 7. «Сделай себя счастливей»

«Приветствие». Все члены группы здороваются друг с другом, называя друг друга по имени, затем становятся в круг.

«Мне нравится, что ты...»

Цель – создание позитивного настроения, развитие умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом.

Участники игры по кругу говорят друг другу комплименты, продолжая фразу: «Мне нравится, что ты...»

«Распускающийся бутон»

Цель – активизация совместной деятельности, создание позитивного настроения.

Дети садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не отпуская рук, после чего «цветок» начинает распускаться (играющие отклоняются назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.

«Волшебный стул».

Цель – снятие внутренних зажимов, поиск своих ресурсов.

Каждый по очереди может сесть на стул и рассказать о своем заветном же-лании.

«Театр»

Цель – развитие выразительности движений и коммуникативных навыков. Участники игры делятся на 2 группы, которые получают задания при помощи мимики и жестов изобразить ситуацию из жизни («У зубного врача», «Контрольная работа» и т.д.), остальные угадывают, что пытались показать их

товарищи.

«Общий рисунок»

Все вместе рисуют на большом листе бумаги один общий рисунок. Например: «Город счастья».

По окончании занятия каждый участник тренинга по очереди заканчивает фразу: «Я желаю всем...»

Заключение

Результатом эффективной работы по профилактике депрессивного поведения среди обучающихся является создание благоприятной психолого­педагогической обстановки, комфортного климата для обучения в образовательной организации; выявление на раннем этапе несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказания им своевременной психолого-педагогической помощи, включение их в профилактическую программу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ

Одним из направлений развития системы образования в рамках его модернизации является развитие различных форм интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.  При этом...

Как обеспечить психологическую безопасность ребенка в Интернете

В этой презентации я рассказала родителям о  том, как можно обеспечить психологическую безопасность ребенка в Интернете...

Консультация для воспитателей ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Консультации для воспитателейОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА...

Ранний возраст: обеспечение психологической безопасности и эффективной адаптации для ребенка раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

В представленных материалах изложены основы по формированию психологического здоровья детей с раннего возраста, обеспечению психологической безопасности и адаптации детей раннего возраста к условиям д...

Проблема информационно-психологической безопасности личности ребенка

Информационное пространство, окружающее человека, во многом определяет формирование его «картины» или «модели» мира....

«Психологическая безопасность ребенка» (для подростков)

Буклет "Психологиеская безоасность" поможет разобраться в причинах того или иного состояния и жить счастиво и безопасно....

Психологическая безопасность ребенка в семье

Психологическая безопасность ребенка в семье...