Конструктивное взаимодействие учителя и учащихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС
статья по психологии

Поддымова Ксения Сергеевна

Особенности взаимодействия учителя с учениками начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструктивное взаимодействие учителя и учащихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС

     Коммуникативная деятельность возникает на основе потребности и её опредмечивания. Потребность в общении в качестве жизненно необходимого процесса возникает у ребёнкадалеко не сразу при рождении. Об этом можно судить по внешним проявлениям. Ребенок вступает в общение со взрослым на втором месяце жизни. Именно в это время развивается явление, известное как комплекс оживления. Комплекс оживления – это набор разнообразных действий, являющихся обращенным к взрослому приглашением: гуление, сучение ножками и ручками, улыбка. В первый год жизни полноценное общение со взрослым жизненно важно для ребенка (депривация потребности в общении приводит к формированию синдрома «госпитализма»). Недостаточное или несоответствующее потребностям ребенка общение отрицательно сказывается на его развитии и позже. Каждый возраст дает ребенку новые возможности и требует особых форм общения.

Формы общения взрослого и ребенка

Форму общения можно представить как внешнее выражение характера совместной деятельности взрослого и ребенка, определяющего содержание потребности в общении, ведущие мотивы, основные способы и средства общения. Формы общения ребенка и взрослого описала М.И. Лисина.

В младшем школьном возрасте внеситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым получает свое дальнейшее развитие: расширяется содержание мотивов взаимодействия, более выраженным становится стремление к «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира, межличностные отношения ребенка становятся более избирательными, а поведение более вариативным.

Внеситуативно-деловая (внеситуативно-личностная) форма общения (6 – 7 лет) характерна для незначительной части старших дошкольников и младших школьников. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договариваться и заранее планировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъектного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями, формируется личностное отношение к сверстникам, развивающееся в дальнейшем. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров. Главное средство общения – речь, дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «планами на будущее». Значение внеситуативноделовой формы общения в том, что оно формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания, а также позволяет ребенку уточнить представления о самом себе. Сформированность внеситуативно-деловой формы общения является очень важным показателем, так как определяет развитие других показателей готовности к школьному обучению. Дальнейшее развитие данной формы общения (развитие личностных мотивов общения, усложнение характера межличностных отношений, расширение арсенала средств общения, в том числе, развитие речевых средств общения) происходит в младшем школьном возрасте. Приобретение нового для ребенка социального статуса – статуса ученика, что связано с началом обучения и в школе, расширяет границы социального опыта ребенка и возможности познания многогранного мира межличностных отношений.

Условия продуктивного и конструктивного общения учителя с детьми

Принцип диалогизации педагогического взаимодействия – отношение к ребенку как к субъекту, основанное на его относительно безоценочном и безусловном принятии, признании и понимании. Принцип актуализации – создание условий для проявления способностей и лучших качеств ребенка, мотивирование его к тому, чтобы «становиться лучше», к нравственной деятельности.

Принцип проблематизации – создание условий для активизации учебно-познавательной деятельности ребенка, подача материала в виде проблемных задач, вопросов, требующих решения. Принцип персонализации – относительная независимость педагога от своей профессиональной роли, способность «выйти» за пределы актуальной педагогической ситуации и оценить свои действия и поступки ребенка в более широкой жизненной перспективе, включение во взаимодействие определенных элементов личностного опыта. Принцип индивидуализации – выявление и развитие способностей ребенка, выбор содержания, форм и методов воспитания, адекватных возрастным и индивидуальным возможностям ребенка. Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, основанное на понимании, принятии и уважении личности ребенка порождают в нем уверенность и личную значимость, которые делают его более уверенным и способным справляться с трудностями жизни. Ребенок приобретает способность более верно оценивать мир и вести себя соответственно. Это облегчает взаимодействие с окружающими.

В исследовании В.А. Петровского и его сотрудников вводится и раскрывается правило трех «П», лежащее в сфере личностно-ориентированного взаимодействия в системе «педагог – ребенок»: понимание, принятие, признание. В исследовании В.А. Петровского и его сотрудников вводится и раскрывается правило трех «П», лежащее в сфере личностно-ориентированного взаимодействия в системе «педагог – ребенок»: понимание, принятие, признание. Понимание – умение педагога видеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей и воспитанника. По К. Роджерсу, у педагога должен быть настрой на понимание как чувствование внутреннего мира ребенка – эмпатическое понимание, которое выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, тактичности, верности своим обещаниям и т.д. В основе истинной эмпатии лежит безоценочное отношение к ребенку, владение эмпатическим слушанием. Отношение ребенка к учителю имеет свою динамику и особенности: недифференцированная оценка на основе общего впечатления от учителя и его внешнего вида («Она хорошая», «Она красивая»); отношение на основе личного отношения педагога к ребенку («Она меня похвалила»); отношение на основе оценки профессиональных качеств педагога («Он много знает», «Она умеет хорошо рисовать», «Она с нами играет»); отношение на основе оценки нравственных качеств педагога («Она добрая»); отношение на основе доверия учителя к ученику, поддержки его самостоятельности («Разрешает книжки подклеить»).

На отношение детей к личности педагога влияет эмоциональное отношение педагога к воспитанникам. Поощряющее отношение, которое предполагает заботливость и внимание к ребенку, преобладание в общении с ним положительных оценок и одобряющих требований, владение конструктивными приемами установления межличностного контакта. Формально-требовательное отношение педагога сводит общение к безличному управлению и руководству. Преобладают отрицательные оценки. Непоследовательное отношение к воспитанникам характеризуется неуравновешенными эмоциональными проявлениями, нестабильными требованиями, отсутствием контроля за выполнением своих распоряжений. Поведение детей такой педагог оценивает ситуативно, в зависимости от своего настроения и личностных симпатий / антипатий.

Главный целевой ориентир педагога – развитие личности ребенка. Уважительное отношение к личности ребенка, к его человеческому достоинству, к его индивидуальности. Толерантное отношение педагога к детям, вне зависимости от его расы, национальности, пола, социального происхождения и соблюдение их прав на развитие и качественное образование. Соблюдение прав ребенка на свободное выражение своего мнения. Выстраивание отношений с ребенком на основе заботы и защиты. Приоритет интересов ребенка, оказание помощи семье, родителям, защита ребенка от всех форм насилия. Недопустимость жестокого обращения педагога с детьми. Недопустимость вторжения педагога в личную жизнь ребенка, его личное пространство. Предоставление ребенку информации, необходимой для интеллектуального и духовного развития. Соблюдение права ребенка на игру, отдых, участие в культурной и творческой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активное взаимодействие учителя и учащихся на уроке.

Понять внутреннюю психологическую позицию ученика. Уметь управлять общением на уроке. Выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от педагогических задач. Управлять собственным психол...

Психологические проблемы взаимодействия учителя и учащихся в конфликтной ситуации.

Психологические проблемы взаимодействия учителя и учащихся в конфликтной ситуации. А так же технология примирения при конфликте....

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможност...

Взаимодействие учителя и семьи в условиях надомного обучения.

Выбор данной темы не случаен, так как я много лет являлась учителем надомного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. От взаимодействия педагога и семьи зависит успех всего образовате...

ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЕВЫМИ ОРИЕНТИРАМИ ФГОС

Что такое логоритмика? Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи, это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого ма...

Конструктивное взаимодействие преподавателя информатики и обучающихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС

Конструктивное взаимодействие преподавателя информатики и обучающихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС...