Программа факультативного курса "Познай себя"
рабочая программа по психологии (10 класс)

Соловьева Надежда Александровна

Факультативный курс "Познай себя" для обучающихся 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fakultativa_poznay_sebya.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса  «Познай себя»

Учебный год: 2020-2021г.

Класс: 10

Количество часов в неделю: 1час

Количество часов в год: 34 часа

Пояснительная записка

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Учебно-воспитательный процесс в большей степени ориентирован на личность обучающегося, его индивидуальные возможности, способности и интересы. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т.е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия.

Подростковый возраст является благоприятным временем для формирования личности. В этом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Но возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе, психологическому дискомфорту.

Данная программа направлена на решение вопросов развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки. Она поможет подросткам познать себя и научиться управлять своим внутренним миром.

В основе реализации программы лежит социально-психологический тренинг «Саморазвитие личности» для  подростков. Тренинг - это форма психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сфере общения, деятельности, личностного развития и коррекции.

В группе, с помощью системы психологических игр и упражнений, у участника появляется возможность увидеть себя и свои проблемы глазами других людей, безопасно для себя примерить множество новых ролей, приобрести необходимые навыки и умения, усвоить новые формы поведения, осознать и, в конечном итоге, решить свои проблемы.

Цель: укрепление и сохранение психологического здоровья старших подростков через оказание помощи в преодоление противоречий между потребностью понять себя и недостаточным умением анализировать личностные проявления, недостаточным уровнем объективных знаний о себе и окружающей действительности.

Задачи:

Формировать общие представления у обучающихся о психологии как науке.

Способствовать открытию внутреннего мира человека, пробуждению интереса к другим людям и к самому себе.

Развивать самосознание (чувство собственного достоинства, адекватную самооценку).

Развивать эмоциональную сферу (чувства, переживания, настроение и пр.), умение понимать чувства и переживания других людей.

Развивать рефлексию как процесс принятия и понимания самого себя.

Формировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

2. Учебно- тематический план

Название раздела

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

«Кто я? Какой я?»

10

3.

«Мои эмоции и чувства»

6

4.

«Я и другие»

10

5.

«Я, но в лучшем виде»

6

6

Подведение итогов

1

Итого

34

Вводное занятие (1 часа)

Знакомство ведущего и группы. Обмен участниками личностной информацией о себе, обсуждение ожиданий от занятий, своих сомнений, пожеланий. Установление правил работы группы. Формирование интереса подростков к совместной работе.

«Кто я? Какой я?» (10 часов)

Мой психологический портрет. Как я воспринимаю себя сам? Кто я в глазах других?

Что во мне особого? В чем это проявляется?

«Мои эмоции и чувства» (6 часов)

Мои эмоции. Что может вызвать мое раздражение, а что злость? Что вызовет быстрее всего у меня радость? Как проявляются мои эмоции (мимика, жесты, поведение)? Что берет гору: ум или эмоции? Как справиться с плохим настроением?

«Я и другие» (10 часов)

Я о другом. Комфортно ли мне с другими? Чем меня привлекают другие, а чем отталкивают? Контакт с другим (общительны ли мы?). Конфликтен ли я? Зона взаимодействия. Точки соприкосновения. Моделируем взаимодействие. Эффективные приемы общения.

«Я, но в лучшем виде» (6 часов)

Могу ли я изменять направления своего движения вперед? Что неизвестного я могу открыть в себе? Куда же я двигаюсь?

Подведение итогов (1 часа)

Что я умел и чему научился? Могу ли я познавать себя и дальше? В чем я хочу познать себя? Насколько познания о себе помогут мне измениться?

Календарно-тематическое планирование

10 класс

занятия

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Тип занятия

Информационное сопровождение

По плану

По факту

Вводное занятие

1

тренинг

1

Куда нам плыть?

1

Упражнения для создания благоприятных

условий работы группы.

Кто я? Какой я?

10

тренинг

2-3

Моя индивидуальность.

2

Диагностика позиции «Я», самооценки, личностных качеств участников.

4-5

Мой дневник.

2

6-7

Точка опоры.

2

8-9

Чувство собственного

достоинства

2

10-11

Уверенное и неуверенное

поведение.

2

Практикум по углублению процессов

самораскрытия, укреплению самооценки

и актуализации личностных ресурсов.

Мои эмоции и чувства.

7

тренинг

12

Список эмоций.

1

Диагностика эмоционально-волевой

сферы участников. Практикум по распознанию и описанию своих чувств и чувств других людей, регуляции эмоциональных проявлений.

13

Мысли и чувства.

2

14-15

Моя эмоциональная

собственность.

2

16-17

Как справиться с плохим настроением?

2

Я и другие.

10

тренинг

18-19

Барьеры общения.

2

Диагностика коммуникативных качеств участников (конфликтность).Практикум по развитию навыков межличностного общения.

20

Что такое конфликт?

1

21

Насколько я конфликтный?

1

22

Корни конфликтов.

1

23-25

Пути разрешения

конфликтов.

3

26-27

Правильный выбор.

2

Я, но в лучшем виде.        6

тренинг

28-29

Звездная Карта  моей жизни.

2

Практикум по определению личностных

ценностей, самопринятию и укреплению личностных ресурсов.

30-31

Жизнь по собственному выбору.

2

32-33

Контракт с самим собой.

2

Подведение итогов.    1

34

Подводим итоги.

1

Игра-конкурс по изученному материалу.

Итого занятий         34

Список литературы:

Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006.

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Оь-89, 2005. Захарова

Зарипова Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам – М.: Чистые пруды, 2007.

Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб.: Питер, 2006.

Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Рыбалко Е.Ф., Голвей Л.А. – М.: Феникс, 1990.

Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы,2013.

Психологические тесты: в 2-х т. / под ред. А.А.Карелина – М.: ВЛАДОС, 2003.

Светланова И.А. Психологические игры для детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Познай себя" для обучающихся в 9-ом классе

Программа  факультативного курса  «Познай себя» ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, и предназначена для формирования компетенций учащихся в обла...

ПРОГРАММА факультативного курса для учащихся 5 класса «Познай себя»

Пояснительная запискаПреподавание курса по изучению личности школьников представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения...

Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса

   Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...

Программа факультативного курса "Познай себя" для 5 класса

Программа рассчитана для пятиклассников в периода адаптации.Цель программы: создание условий развития у школьников способностей адекватного и наиболее наиболее полного самопознания и познания дру...

Программа факультативного курса «Сам себе психолог» для 8 класса

Факультативный курс направлен на то, чтобы подростки познакомились с такой наукой, как «психология» обрели практические методы саморегуляции, научились распоз0навать свои эмоции и справлят...