Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

     Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, гармоничного развития личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Отдел образования администрации МО «Братский район»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Большеокинская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО:

Заседание МС МКОУ «Большеокинская СОШ»

Протокол №

От ______________  2014г

Зам.директора по УВР

___________ Е. В. Ахметова

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ №

От ______________ 2014г

Директор МКОУ

«Большеокинская СОШ»

____________ В.М. Чучупал  

Авторская адаптационная педагогическая программа

«ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

Программа факультативного курса

                                                 Автор :

                                                                   Хмельницкая Галина Павловна,

                                       учитель химии

                                                                 I квалификационной  категории

                                             

с. Большеокинское

2014г

ПАСПОРТ

на авторскую, адаптированную образовательную программу

I раздел (заполняется автором программы)

а) Хмельницкая Галина Павловна, МКОУ «Большеокинская СОШ»,  с.Большеокинское,  ул. Школьная , 8                    ФИО автора, учреждение, полный адрес

б). химия, естествознание______________________________________-       

предмет, предметная область

в) 8 класс_______________________________________________________

для каких классов, групп предназначена программа

г) с 2011г__________________________________________________________________________

с какого времени программа используется

д) факультативный  курс «Химическая мозаика» изучается параллельно школьному курсу химии по программе О.С.Габриеляна на основе сборника «Программ элективных курсов», авторов Т.В.Кучер и Г.Л.Шипаревой, издательство «Перспектива», Москва, 2007 год. Содержание курса имеет практическую направленность. Объектами исследования становятся привычные для ребят материалы, продукты питания-то, с чем дети встречаются в повседневной жизни.В процессе выполнения работ обучающиеся знакомятся с элементами качественного и количественного анализа, учатся пользоваться различной химической посудой, весами. На факультативном  курсе обучающиеся учатся готовить растворы определенной концентрации, собирать установки для анализа и синтеза веществ. На занятиях курса дети используют знания, полученные на уроках химии. Целью курса  является ознакомление с методами исследования веществ, которыми человек часто пользуется в быту, воспитание ответственного отношения к любомуприменяемому продукту, согласно его инструкции и правильному его хранению.

авторская оценка программы

II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)

оценка программы                                                                                                                        

б) внеурочная работа

где программа используется: учебная деятельность, кружковая, факультативная, внеклассная работа и др.

в). развивающая___________________________________________

тип программы: развивающая, углубляющая, коррекционная, региональная и т.п.

III раздел (заполняется методической службой районного отдела образования)

_____________________________________________________________________________

краткое заключение

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

IV раздел (заполняется экспертом на основании Положения об авторских и адаптированных программах)

__________________________________________________________________________________

Пояснительная записка

Данная программа факультативного  курса «Химическая мозаика» для обучающихся 8 класса муниципального казенного общеобразовательного учреждения  «Большеокинская СОШ» разработана на основе «Сборника программ элективных курсов» авторы  Т.В.Кучер, Г.Л.Шипарева, Москва «Перспектива», 2007 год, допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с  ФКГОС и основной образовательной программой МКОУ «Большеокинская СОШ».

        Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, гармоничного развития личности. Курс предполагает последовательное знакомство с историей развития науки, важнейшими химическими открытиями, оборудованием химического кабинета, основами аналитической химии и исследовательскую работу. Содержание курса имеет экспериментальную направленность. Объектами исследований становятся привычные материалы-продукты питания. В процессе выполнения практических работ учащиеся знакомятся с элементами качественного и количественного анализа, учатся пользоваться химической посудой, весами. Практические занятия дают возможность ребятам непосредственно соприкасаться с веществами, экспериментально изучать их свойства, знакомиться с закономерностями протекания химических реакций. Химический эксперимент  ставит школьников в положение исследователей, что оказывает положительное влияние на мотивацию изучения курса, а также вырабатывает навыки грамотного обращения с веществами в повседневной жизни. Основным принципом построения занятий является организация самостоятельной поисковой деятельности обучающихся, коллективной творческой работы. Курс изучается параллельно  традиционному курсу химии и базируется на знаниях, полученных при изучении основного курса химии.

        Цели курса: формирование знаний по химии, развитие практических умений, исследовательская деятельность, информация о качественном и количественном анализе.

Задачи курса:

        1. Формирование положительной мотивации к изучению предмета посредством практической деятельности;

        2. Формирование и развитие практических навыков и умений учащихся;

        3. Развитие умений работать в группах;

        4. Раскрытие «химической стороны» окружающего мира.

Курс  рассматривает значение химии в жизни человека,  знакомит с историей развития науки, важнейшими открытиями, , учит элементам аналитической химии, включает в себя большую исследовательскую работу по изучению химического состава продуктов питания, красок и красителей, знакомит со способами выращивания кристаллов, раскрывает химические стороны окружающего мира.

        Завершается курс конференцией. Ученики готовят доклады  с различными средствами наглядности и в любой форме по любой теме.

Место курса «Химическая мозаика» в учебном плане.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, на основе  «Сборника программ элективных курсов», авторы Т.В.Кучер, Г.Л.Шипарева, издательство «Перспектива», Москва, 2007 год.

        Содержание программы.

        Введение (6 час.)

        Цели и задачи курса. Химия и ее значение. Школьный химический кабинет. Правила Т.Б. Назначение химической посуды. История развития химии. История развития атомно-молекулярного учения. Важнейшие химические открытия.

        Элементы аналитической химии (8час.)

        Картофельные чипсы, из чего они состоят? Калорийность продуктов питания. Качественная реакция на крахмал. Минеральные и газированные напитки, их основные составляющие. Аскорбиновая кислота, титрование.

        Практические работы №1,№2, №3.

        Элементы химического синтеза (16 час.)

        Краски, их состав. Основные компоненты школьного мела. Изучение методов выращивания кристаллов. Кристаллы в природе. Запах растений. Извлечение душистых веществ.

        Практические работы №4, №5, №6, №7.

        Раскрытие «химической стороны» окружающего мира (5 час.)

        Выбор тематики докладов, подготовка докладов, опытов, слайдов, презентаций и других наглядностей. Подготовка к конференции. Конференция.

Ожидаемые (планируемые) результаты.

Обучающиеся должны знать:

Предмет, задачи, значение и место химии среди других наук, правила техники безопасности при работе в химическом кабинете, химическое оборудование, типы химических реакций, историю развития химии, элементы аналитической химии.

Должны уметь:

Проводить простейшие химические реакции и анализировать их, делать выводы и прогнозировать результаты опытов, собирать и разбирать оборудование, пользоваться горелкой, строго соблюдать правила Т.Б.

Учебно-методическое обеспечение программы, материально-техническое и информационное обеспечение учебного процесса.

1.Энциклопедия для детей. Москва, «Аванта+», 2005.

2. «Вещества и материалы в руках художника», И.М.Титова, Москва, «МИРОС», 1994.

3. «Прекрасное-своими руками( библиотека для родителей), «Детская литература», 1986.

4.» Опыты без взрывов», О.М.Ольгин, Москва, «Химия» 1988.

5. «Химия для вас», А.М.Юдин и др. , Москва, «Химия», 1984.

6. «Популярная библиотека химических элементов», И.В.Петрянова-Соколова, Москва, «Наука»,1976.

7. «Справочник по химии», И.П.Воскресенский, «Просвещение», 1988.

Химические реактивы.

Химическая посуда.

Периодическая система.

Таблица растворимости солей, кислот и оснований.

Таблица действия индикаторов.

Правила техники безопасности.

Компьютерное сопровождение программы.

Ноутбук

Тематическое планирование

Урок

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Введение (6час.)

1

Химия, ее значение и место среди других наук.

1

09.09

2

Школьный химический кабинет.

1

16.09

3

Правила техники безопасности.

1

25.09

4

Знакомство с лабораторным оборудованием.

1

14.10

5

 Химия в Древнем Египте и странах Востока.

1

21.10

6

Средневековый период развития алхимии.

1

24.10

Элементы аналитической химии (8час.)

7

Элементы аналитической химии

1

28.10

8

Из чего состоят чипсы?

1

29.10

          9

Минеральные напитки, их состав.

1

30.10

10

Газированные напитки

1

14.11

11

Аскорбиновая кислота

1

21.11

12

Практическая работа №1 «Анализ чипсов»

1

28.11

13

Практическая работа №2 «Анализ напитков»

1

05.12

14

Практическая работа №3 «Анализ содержания витамина С»

1

12.12

Элементы химического синтеза (16 час.)

15

Элементы химического синтеза

1

19.12

16

Состав красок

1

26.12

17

Краски разных времен

1

15.01

18

Использование красок в живописи

1

22.01

19

Основные компоненты школьного мела

1

29.01

20

Цветные мелки

1

05.02

21

Восхитительный мир кристаллов

1

12.02

22

Кристаллы в природе

1

19.02

23

Методы выращивания кристаллов

1

26.02

24

Извлечение душистых веществ

1

03.03

25

Извлечение душистых веществ

1

12.03

26

Практическая работа №4 «Получение пигментов»

1

19.03

27

Практическая работа №5 «Выращивание кристаллов»

1

02.04

28

Практическая работа №6 «Извлечение душистых веществ»

1

09.04

29

Красители различных тканей.

1

16.04

30

Красители в парфюмерии

1

23.04

Раскрытие «химической стороны»   окружающего мира  (5час.)

31-33

Подготовка к научной конференции

3

30.04, 07.05,14.05

34-35

Научная конференция: «Химия вокруг нас»

2

21.05,21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"

В программе особое внимание уделяется изучению, традиционной культуры и искусства России. Русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всем...

Авторская адаптационная педагогическая разработка «Прикладная экономика» Программа элективного курса

Программа нового образовательного предмета в рамках дополнительного образо.вания для школьников старших классов. Программа разработана на основе авторской программы Т.Н. Старичено "Экономический практ...

Авторская Педагогическая разработка Адаптационная программа факультативного курса по технологии для обучающихся 5-9 классов «ДЕКУПАЖ»

Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных с...

Авторская адаптационная учебная программа факультативного курса по русскому для 7-8 классов «Лексика и фразеология русского языка»

Данная педагогическая разработка составлена на основе авторской программы факультативного курса Введенской Л. А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского яз...

Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов), специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования  для учащихся 5 – 7 классов)...

Авторская адаптационная педагогическая разработка Факультативный курс для 10-11 классов «Баскетбол»

Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории разви...