Дополнительная общеобразовательная программа факультативного курса по химии «Химическая мозаика», 8 класс.
рабочая программа

курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativy.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Самолюбовская ОШ

Дополнительная общеобразовательная программа факультативного курса по

химии «Химическая мозаика», 8 класс.

Учитель: Дедова М.Л.

Пояснительная записка

   

   Факультативный курс «Химическая мозаика» рассчитан на 34 часа. Предназначен для учащихся 8 классов. Курс имеет эксперементальную направленность. Объектами исследования становятся привычные для ребят материалы, продукты питания – то, с чем школьник встречается в повседневной жизни. В процессе выполнения работ учащиеся знакомятся с элементами качественного и количественного анализа, учатся пользоваться химической посудой, взвешивать на технохимических весах.. На занятиях факультативного курса учащиеся должны научиться готовить растворы определённой концентрации, овладеть приёмами сборки химических установок для проведения простейшего анализа и синтеза.

   Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении основного курса химии, и не требует знаний теоретических вопросов, выходящих за рамки стандарта. В то же время на занятиях курса учащиеся используют знания, полученные на «традиционных» уроках химии: пишут самостоятельно уравнения проводимых реакций, рассчитывают концентрации веществ в растворах, массу вещества, необходимую для реакции, и т.д.

  Цели курса:

   Формирование положительной мотивации к изучению предмета посредством практической деятельности.

   Задачи курса:

   - формирование и развитие практических умений учащихся: наблюдательности, внимательности, ситуативной сообразительности («химическая голова»); развитие координации движения, быстроты двигательной реакции и манипуляционной сноровки, автоматизации в работе руками (« химические руки»);

   - развитие умения работать в микрогруппах;

   - раскрытие «химической стороны» окружающего мира.

   Завершается курс экзаменом, который проходит в форме конференции. Учащиеся готовят доклад по выбранной ими теме. Темы докладов могут не совпадать с тем, что изучалось на занятиях.

   Доклад должен быть написан научным языком, но при этом ориентирован на сравнительно лёгкое и наглядное восприятие слушателями, минимально знакомыми с предметом доклада. Доклад может быть дополнен различными средствами наглядности: таблицами, демонстрационными опытами, моделями

                                                   Содержание курса

Введение (4 часа)

 

 Цели и задачи курса. Химия и её значение. Место химии среди других наук.

   Школьный химический кабинет. Правила техники безопасности при работе в кабинете. Знакомство с лабораторным оборудованием. «Вторые руки химика» ( назначение и история возникновения химической посуды).

   Экскурс в историю развития химии. Первые наблюдения древних людей в процессе деятельности (при приготовлении пищи, лекарств, ядов; при выплавке металлов). Химия в Древнем Египте и странах Востока. Средневековый период алхимии. Поиски «Философского камня» и «эликсира жизни». История развития атомно-молекулярного учения. Важнейшие химические открытия.

Тема 1

Элементы аналитической химии (7 часов)

 

  Картофельные чипсы. Из чего они состоят? Калорийность продуктов питания. Качественная реакция на крахмал.

   Минеральные и газированные воды. Основные составляющие. Жажда. Чем лучше всего утолять жажду?

   Аскорбиновая кислота. Способы обнаружения кислоты. Титрование. Оценка погрешности измерения.

   Практическая работа №1. Анализ чипсов.

   Практическая работа №2. Анализ прохладительных напитков.

   Практическая работа №3. Анализ содержания витамина С в различных продуктах.

 

Тема 2

Элементы химического синтеза (11 часов)

   Краски. Из чего они состоят. Краски разных времён. Использование красок в различных видах живописи.

   Основные компоненты школьного мела. Цветные мелки.

   Восхитительный мир кристаллов. Изучение методов выращивания: из насыщенного раствора (медленное охлаждение и медленное испарение), методом диффузии нерастворимых в воде веществ. Кристаллы в природе.

   О, эти восхитительные ароматы! Что обуславливает запах растений?

   Практическая работа №4. Получение пигментов и изготовление акварельных красок.

   Практическая работа №5. Изготовление школьных мелков. Покрытие кусочков мела полимерной плёнкой.

   Практическая работа №6. Выращивание кристаллов различными способами.

   Практическая работа №7. Извлечение душистых веществ из растений.

Тема 3

Вещества и материалы в нашем доме (12 часов)

   История развития бытовой химии. Удивительные свойства воды. Вода в природе, быту, производстве. Соли в быту, их многообразие, свойства, применение. Строительные материалы и их использование при ремонте жилых помещений. История создания спичек, виды спичек, вещества в их составе.

   Канцелярские принадлежности глазами химика. История создания материалов для письма: папирус, пергамент, бумага. Графитовые карандаши, чернила, краски.

   Мыла и синтетические моющие средства. Чистящие препараты и пятновыводители.

   Клеи, их состав и действие на разные материалы.

   Средства бытовой химии в доме и техника безопасности при работе с ними.

   Практическая работа №8. Как подобрать необходимые СМС для стирки в домашних условиях.

   Практическая работа №9. Удаление пятен с ткани с помощью предложенных чистящих средств.

   Практическая работа №10. Приготовление клея и склеивание двух одинаковых и двух разных материалов.

                                     Учебно-тематический план

№  п/п

Тема

Учебное время

Лекции

Практические занятия

1.

Введение

3

1

2.

Картофельные чипсы. Из чего они состоят?.                      

1

1

3.

Калорийность продуктов питания. Качественная реакция на крахмал.

1

4.

Минеральные и газированные воды. Основные составляющие.

1

1

5.

Аскорбиновая кислота. Способы обнаружения кислоты. Титрование.

1

1

6.

Краски. Из чего они состоят?.

1

7.

Использование красок в различных видах живописи.

1

1

8.

Основные компоненты школьного мела. Цветные мелки.

1

1

9.

Восхитительный мир кристаллов

1

10.

Методы выращивания кристаллов.

1

2

11.

Что обуславливает запах растений?

1

1

12.

История развития бытовой химии.

1

13.

История создания спичек, виды спичек, вещества в их составе.

1

14.

Канцелярские принадлежности глазами химика.

1

15.

Мыла и синтетические моющие средства.

1

1

16.

Чистящие препараты и пятновыводители.

1

1

17.

Клеи, их состав и действие на разные материалы.

1

1

18.

Средства бытовой химии в доме и техника безопасности при работе с ними.

1

1

19.

Итоговое занятие.

1

                                                          Литература

1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995

2. Большая детская энциклопедия: Химия. – М.: Русское  энциклопедическое товарищество, 2000

3. Краузер Б., Фримантл М., Химия. Лабораторный практикум. – М.,Химия, 1995

4. Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. – М.,АРКТИ, 1002.

5. Ольгин О.М. Опыты без взрывов. – М., Химия, 1995.

6. Оржековский П.А. Кружковые занятия по изготовлению школьных мелков// Химия в школе. – 1991. - №5.

7. Смирнов Ю.Н. Мир химии. – СПб.: МиМ-Экспресс, 1995.

8. Стёпин Б.Д. Книга по химии для домашнего чтения. – М., Химия, 1995.

9. Титоав И.М. Вещества и материалы в руках художника. –М., мирос, 1994.

10. Химия: Энциклопедия для детей. – М., Аванта, 2000.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Математическое проектирование и моделирование»

Метод проектов в педагогике декларируется сейчас как одна из наиболее перспективных и эффективных инновационных технологий, позволяющих развивать широкий спектр компетенций одновременно, а также приви...

Программа факультативного курса по химии «Решение задач» 8 классы

Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 классе. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования...

Факультативный курс по химии "Химические понятия" для учащихся 11 классов.

Курс предназначен для подготовки учащихся к сдачи ЕГЭ. Тематический план включает задачи основного курса химии и кодификатор 2013г....

Рабочая программа факультативного курса для подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по химии

Факультативный курс «Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ по химии», 34 часа...

Рабочая программа факультативного курса по химии 10 класс

Рабочая программа разработанна на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образован...

Рабочая программа факультативного курса по химии для учащихся 8 класса "Избранные вопросы неорганической химии"

Предлагаемый курс рассчитан на формирование у учащихся 8 класса понимания количественных соотношений, которые характеризуют химические вещества и химические реакции, и выработку умений и навыков испол...