Программа тренингов (по социально-психологической поддержке молодых специалистов) «Мы тебе рады!»
рабочая программа по психологии

Современной образовательной организации нужен профессионально компетентный, само­стоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к данному включению в инновационный процесс. Однако, как показывает образовательная практика и социально-педагогические исследования, даже при достаточно высоком уровне готовности логической деятельности личностная и профессиональная адаптация начинающего педагога, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям - сложный и зачастую продолжительный процесс.

       Деятельность преподавателя сложна и многогранна. В процессе ее осуществления начинающий педагог сталкивается с определенными затруднениями: страх больших аудиторий, недостаточное владение учебным материалом по преподаваемой дисциплине, отсутствие навыков владения методами практической работы при осуществлении дифференцированного подхода к студентам, сложности в организации воспитательной работы и т.д. Данные проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист на старте педагогической деятельности знает достаточно, но мало умеет, так как у него не сформированы профессионально значимые качества (компетенции).                   В современных условиях  выпускник вуза, колледжа должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Как следствие, происходит не всегда оправданный отток молодых преподавателей, не нашедших себя в выбранной профессии.    Сегодня  адаптация молодых специалистов заслуживает самого пристального внимания,  возникает жизненная необходимость у выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить  психологическую помощь на рабочем месте.  

                  Важную роль в жизни молодого педагога способен играть педагог-психолог. В первые три года работы, он помогает и направляет, корректирует деятельность молодого учителя. Таким образом, актуальной становится проблема адаптации начинающего преподавателя к своим новым профессиональным функциям. Адаптация зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи  окружающих. Задача, стоящая перед педагогическим коллективом образовательной организации  в первые месяцы педагогической деятельности молодого специалиста, - сокращение периода адаптации начинающего преподавателя, способствующее скорейшему включению его в выполнение профессиональных планов и образовательных программ, созданию максимально благоприятных условий для развития педагогического мастерства и самореализации личности.

            Данная программа нацелена на решение задачи более успешной адаптации начинающих педагогов. В ее выполнении должны участвовать адми­нистрация, педагоги, социаль­но-психологическая служба, профсоюзный комитет и иные заинтересованные и компетентные субъекты образовательного процесса при активной роли начи­нающего педагога.

Цели и задачи программы

 Цель программы: оказание социально-психологической помощи начинающим педагогам в профес­сиональной и личностной адаптации.

Задачи    программы:

- помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;

-    создание условий для развития индивидуального стиля педагогической творческой деятельности;

-развить профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям; предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и -затруднения в организации учебных занятий в школе и поиск возможных путей их преодоления;

-стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности.

Приоритетные направления реализации программы:

-Общение людей со схожими взглядами и проблемами.

-Обеспечение реализации образовательных запросов начинающих педагогов.

-Обнаружение пробелов в профессиональной деятельности, проблем в психолого-педагогической адаптации и нахождение путей их устранения.

-Формирование уверенности в своем профессиональном росте.

-Оказание методической помощи в становлении профессиональной компетекомпетентности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_s_molodymi_pedagogami.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №1 г. Оха им. А.Е. Буюклы

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор      

МБОУ СОШ №1 г. Охи им. А.Е. Буюклы                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                              Приказ №___355-ОД____________

                                                                                                                                                      От «__03___» ______09______2018г.

 

Программа

тренингов (по социально-психологической поддержке молодых специалистов)

 «Мы тебе рады!»

Срок реализации: 3 года

                                                     

   Составитель:

Педагог-психолог

Полунина Татьяна Сергеевна

г. Оха

 

Содержание

1

Пояснительная записка

 

2

Цели и задачи программы  

 

 

3

Основные принципы работы с молодым педагогом

 

 

 

 4

5

Основные направления и формы работы с молодым педагогом

 Ожидаемые результаты

 

6

Тематический план    

 

  1.  Пояснительная записка

     Современной образовательной организации  нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к данному включению в инновационный процесс.

Однако, как показывает образовательная практика и социально-педагогические исследования, даже при достаточно высоком уровне готовности логической деятельности личностная и профессиональная адаптация начинающего педагога, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям - сложный и зачастую продолжительный процесс.

       Деятельность преподавателя сложна и многогранна. В процессе ее осуществления начинающий педагог сталкивается с определенными затруднениями: страх больших аудиторий, недостаточное владение учебным материалом по преподаваемой дисциплине, отсутствие навыков владения методами практической работы при осуществлении дифференцированного подхода к студентам, сложности в организации воспитательной работы и т.д. Данные проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист на старте педагогической деятельности знает достаточно, но мало умеет, так как у него не сформированы профессионально значимые качества (компетенции).                   В современных условиях  выпускник вуза, колледжа должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Как следствие, происходит не всегда оправданный отток молодых преподавателей, не нашедших себя в выбранной профессии.    Сегодня  адаптация молодых специалистов заслуживает самого пристального внимания,  возникает жизненная необходимость у выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить  психологическую помощь на рабочем месте.  

                  Важную роль в жизни молодого педагога способен играть педагог-психолог. В первые три года работы, он помогает и направляет, корректирует деятельность молодого учителя.

 

     Таким образом, актуальной становится проблема адаптации начинающего преподавателя к своим новым профессиональным функциям.

Адаптация зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи  окружающих. Задача, стоящая перед педагогическим коллективом образовательной организации  в первые месяцы педагогической деятельности молодого специалиста, - сокращение периода адаптации начинающего преподавателя, способствующее скорейшему включению его в выполнение профессиональных планов и образовательных программ, созданию максимально благоприятных условий для развития педагогического мастерства и самореализации личности.

            Данная программа нацелена на решение задачи более успешной адаптации начинающих педагогов. В ее выполнении должны участвовать администрация, педагоги, социально-психологическая служба, профсоюзный комитет и иные заинтересованные и компетентные субъекты образовательного процесса при активной роли начинающего педагога.

 

  1. Цели и задачи программы

 Цель программы: оказание социально-психологической помощи начинающим педагогам в профессиональной и личностной адаптации.

Задачи    программы:

- помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;

-    создание условий для развития индивидуального стиля педагогической творческой деятельности;

-развить профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям; предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и -затруднения в организации учебных занятий в школе и поиск возможных путей их преодоления;

-стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности.

Приоритетные направления реализации программы:

-Общение людей со схожими взглядами и проблемами.

-Обеспечение реализации образовательных запросов начинающих педагогов.

-Обнаружение пробелов в профессиональной деятельности, проблем в психолого-педагогической адаптации и нахождение путей их устранения.

-Формирование уверенности в своем профессиональном росте.

-Оказание методической помощи в становлении профессиональной компетекомпетентности.

 3. Основные принципы работы с начинающим преподавателем

Принцип гуманизации.

Это принцип выражается в гуманности целей, способов, средств управления, в установлении гуманных отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах работы с начинающим специалистом. Сотрудничество, сотворчество превалирует над управленческими воздействиями, утверждая субъект - субъектные отношения.

Принцип аксиологизации.

Структурирующим элементом профессиональной компетентности преподавателя выступает система гуманистических ценностных ориентации, которая задает вектор направленности его поведения и деятельности.

Принцип индивидуализации.

В основе данного принципа лежит признание факта уникальности и неповторимости пути развития каждого педагога. Это, в свою очередь, предполагает сочетание нерегламентированных, творческих видов деятельности с фундаментальной гуманистической подготовкой начинающего специалиста и конструирования на их основе своего собственного профиля образования.

Деятельностный принцип.

Формирование личности начинающего педагога, ее продвижение в профессиональном развитии осуществляется не тогда, когда она пассивно воспринимает готовые знания, а когда она включена в деятельность, т.е. сама выступает в роли исследователя. Данный принцип определяет выбор средств и способов достижения цели, а так же тактику профессионального совершенствования начинающего педагога.

 

4. Социально-психологическое  направление и формы работы с начинающим педагогом

 

Реализация социально-психологического направления программы предусматривает использование психодиагностики с целью выявления возможных проблем в профессиональной деятельности начинающего педагога, профессиональных ожиданий и потенциала педагогической деятельности; формирование психологических основ установления коллегиальных отношений, снятие психоэмоционального напряжения, сближение участников тренинга и т.д.

 

В процессе организации работы с начинающими преподавателями для усиления мотивации, учета индивидуальных особенностей и построения личного плана профессиональной адаптации необходимо использовать разнообразные формы:

 

-    постоянно действующий режим консультирования;

-    проблемно-ситуационное обучение;

-    тренинги;

 

5. Ожидаемые результаты

            Реализация программы предусматривает оперативное и целеустремленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие высокого социально-психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на три группы:

Теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы. Психолого-социальная адаптация предполагает успешность вхождения учителя в новый коллектив, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Результативность психологического контакта с учениками и их родителями

В результате обучения педагоги:

- приобретут навыки взаимодействия с коллегами, детьми, родителями приобретут опыт педагогической деятельности ;

-сформируют навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, создание детского коллектива;

 -познакомятся и приобщатся к традициям школы

6. Тематический план  

на 2018-2021 учебные годы

 

Содержание

Ключевые вопросы, приобретенные знания, умения работы

Сроки

1.

Тренинг

«Добро пожаловать!»

Способствовать сплочению участников, анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности преподавателя в коллективе.

сентябрь 2018

2.

Тренинг

 «Создай себе настроение»

Способствовать сплочению участников, групповое занятие по снятию эмоционального напряжения  

декабрь 2018

3.

Тренинг-игра

«Посвящение в учителя»

 Способствовать сплочению участников. Подведение итогов работы за год, предварительное планирование работы на следующий год

май

2019

4.

Тренинг

«Мы тебя ждали!»

Способствовать сплочению участников, анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности преподавателя в коллективе.

сентябрь 2019

5.

Тренинг

«Я в «Домике»!»

 Способствовать сплочению участников, научить способам реагирования на немотивированную агрессию

декабрь 2019

6.

Тренинг-игра

«Посвящение в учителя»

 Способствовать сплочению участников, подведение итогов работы за год, предварительное планирование работы на следующий год

май

2020

7.

Тренинг

«Приветствуем, тебя, коллега!»

Способствовать сплочению участников, анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности преподавателя в коллективе

сентябрь 2020

8.

Тренинг

 «Ярмарка положительных эмоций»

Способствовать сплочению участников. Групповое занятие по снятию эмоционального напряжения  

декабрь 2020

9.

Тренинг-игра

«Посвящение в учителя»

 Способствовать сплочению участников. Подведение итогов работы за год, предварительное планирование работы на следующий год

май

2021

Интернет-ресурсы:

  1. https://infourok.ru/programma-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-adaptacii-molodih-pedagogov-816862.html

  1. https://урок.рф/library/programma_raboti_s_molodimi_spetcialistami_adaptatc_130251.html

  1. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/05/22/programma-podderzhki-molodykh-pedagogov 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»

В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в  модели  «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...

Методическая поддержка молодого специалиста в рамках реализации программы наставничества по модели "учитель-учитель"

Архивная папка содержит статью об использовании языкового портфеля и папку для учащихся - языковой портфель. материал может быть распечатан как на цветном, так и на чёрно-белом принтере....

Персональный контроль работы молодого специалиста как одно из направлений деятельности администрации школы по поддержке молодых учителей.

Цели и задачи персонального контроля. Примерный план работы с молодыми специалистами на учебный год.Анкета: Выявление затруднений в педагогической деятельности учителя....

Программа «Наставничество – эффективный путь профессионального становления молодого специалиста»

http://Наставничество – одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадров. З...

Программа «Наставничество - эффективный путь профессионального становления молодого специалиста.

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм   адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадр...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа по достижению социально-психологической компетенции школьников младшего и среднего возраста группы социального риска и трудных детей "Три С"

Дополнительная общеобразовальная программа направлена на психолого-педагогическую коррекцию и развитие личности несовершеннолетнего. Расчитана на 30 часов и проходит в форме активного общения детей, к...