Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе
презентация к уроку по психологии

Самсонова Тамара Рафиковна

Психологическая готовность первоклассников к обучению
в школе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе Самсонова Т.Р. педагог- психолог МАОУ «Прогимназия Олимпионик» г.Саратов

Слайд 2

Психологическая готовность: Интеллектуальная: - восприятие; -внимание; - память; - воображение; мышление; - речь; Личностная: характер; темперамент; - самооценка; Волевая: - включение в общую деятельность; - принятие школьных требований; - выполнение новых правил; Мотивационная: - интересы, желания; мотивация учения; тяга к притязанию;

Слайд 3

Оценка психологической готовности детей к обучению: 1. Общая ориентация детей в окружающем мире. 2. Отношение ребенка к обучению в школе. 3. Внимание. 4. Мышление. 5. Память. 6. Речь. 7. Художественно-изобразительные способности. 8. Трудовые умения и навыки. 9. Мотивация достижения успехов. 10. Личностные качества. 11. Межличностные отношения.

Слайд 4

Задачи психодиагностики: Диагностика (входная, выходная); Коррекционно- развивающая работа; Консультирование родителей;

Слайд 5

Адаптация первоклассника: Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Слайд 6

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Слайд 7

Низкий уровень адаптации . Первоклассник отрицательно относится к школе; нередки жалобы на здоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность при удлиненных паузах для отдыха;

Слайд 8

Три варианта развития 6-7-ми летних детей (А.Л.Венгер) : Тревожность - бывает ситуативной, но может стать и личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей - обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные.

Слайд 9

«Негативистическая демонстративность» . Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

Слайд 10

«Уход от реальности». Уход от реальности - еще один вариант неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

Слайд 11

Методические рекомендации : Причиной негативного отношения ребенка к школе могут быть не только особенности развития его организма, но и условия, в которых он растет(воспитывается в обстановке постоянных конфликтов, страха, безнадзорности). Устойчивое положительное отношение к школьному учению во многом формируется через общение с близкими людьми (воспринимается и эмоциональная окраска этих суждений: равнодушие или озлобленность, насмешливость или цинизм).

Слайд 12

Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас. не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости. Формируйте у детей умения преодолевать трудности, создавайте для него ситуации успеха.

Слайд 13

Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Итак, успехов вам и больше веры в себя!

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность детей к обучению в школу

Статья будет полезна классным руководителям....

тест для родителей "Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"

Тест предназначен для родителей , чьи дети идут в первый класс.  Тест предлагает 18 вопросов ответив  на которые родители смогут определить психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

О некоторых вопросах психологической готовности учителя к обучению младших подростков в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю

Период переходя из 4 класса в 5 класс является сложным не только для ученика, но и для учителя. В статье рассматриваются основные моменты, на которые свое внимание необходимо обратить учителю. Од...

Адаптационный период первоклассников (психологическая готовность первоклассников к обучению. Результаты адаптации)

В данном материале Вы сможете познакомиться с понятием адаптация и ее компонетами....