Психологическая готовность детей к обучению в школе
консультация

Олейник Татьяна Ивановна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedfak_dlya_roditeley_budushchih_pervoklassnikov.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность детей к обучению в школе

       Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдёт в вашей семье - поступление ребёнка в школу. Ваши малыши сделают новые шаги по лестнице жизни. Всем Вам, конечно, хочется, чтобы они поднимались по ней спокойно и уверенно и ваше волнение весьма закономерно. Именно в ваших силах создать именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

     Психологическая готовность ребенка к обучению школе – обширное понятие, представляет собой сочетание интеллектуального и личностного развития ребенка, т.е. связывает и качества личности и интеллект. Большинство родителей   считают, что для успешности ребенка в школе достаточно организовать только интеллектуальную готовность — научить ребенка читать, считать и решать готовит дошкольников к новому этапу обучения, обращая внимание только на необходимые знания, как личность ребенок остается незрелым. Он тяжело переживает изменения режима дня, не хочет заниматься самостоятельно, на уроках не проявляет инициативу. 

   Очень важным аспектом на этом этапе является внутренняя личностная готовность ребенка. Что же это такое? Это  уровень приспособления малыша к новым условиям, уровень его самостоятельности и самообслуживания, усвоение им социальных норм и правил. Уровень коммуникабельности, то есть умение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.  Ребёнок должен понимать и признавать авторитет взрослых, адекватно реагировать на замечания старших, подчиняться требованиям учителя и законам коллектива. Понимать и оценивать поступки, знать, что хорошо, а что плохо. Ребенка необходимо научить реально  оценивать свои возможности, признавать ошибки, уметь проигрывать. У многих современных детей не сформированы навыки самостоятельности, самообслуживания.  Необходимо  учить малыша организованности и аккуратности. Именно этих качеств недостает многим первоклассникам.  Детки не могут приготовиться вовремя к уроку, теряют вещи, не могут сами одеться.   Поэтому все, что посильно для ребенка дома, он должен делать сам: заправить кровать, убрать со стола, помыть свою обувь, поесть быстро и аккуратно.  

Помните, что залогом дальнейшей безболезненной адаптации ребенка в школьном коллективе являются два основных условия: дисциплина и знание правил.

Хотелось бы особо поговорить о речевой готовности ребёнка. Речь – это показатель интеллектуального развития человека. Она является одной из ведущих психических функций.  Практически все недочёты в развитии устной речи находят своё отражение в виде специфических ошибок при письме и чтении или могут быт причиной нарушений чтения и письма. К сожалению, количество детей с речевой патологией неуклонно растёт. Устная речь имеет несколько составляющих или компонентов. Поговорим о каждом отдельно.

Состояние звукопроизношения.

    Основное развитие речи происходит до 6 лет.  После происходит  уже совершенствование речевых функций. Ребенок  к шести-семи годам должен  четко произносить все звуки.

Овладение слоговой структурой слова. К 6-7 годам ребёнок может произносить слова состоящие из 4-5 слогов со стечением согласных. Попросите ребёнка повторить за вами такие слова: термометр, сковорода, милиционер, велосипедист. Если нет ошибок, перестановок слогов, пропусков звуков- значит эта речевая функция развита в норме.   Только овладев слоговой структурой слов родного языка ребенок сможет правильно себе диктовать то, что он будет писать. В противном случае в тетрадях вы увидите пропуски букв, слогов, недописанные слова.

Развитие фонематического слуха. Фонематический слух – это способность различать акустически близкие звуки. Проверьте может ли ребенок правильно повторить следующие группы слогов: па – ба – па; ка – га – га – ка; на – ня – на.

Может воспроизвести простые скороговорки типа: «От топота копыт пыль по полю летит», « В огороде у Егора репа, редька, помидоры.» Нарушения такого рода указывают на недоразвитие фонематических процессов, что в свою очередь приводит к ошибкам на письме.

 Словарный запас. К поступлению в 1-й класс словарный запас у ребенка уже достаточно велик. Ребёнок должен в своей речи пользоваться помимо существительных — прилагательными, глагольными формами (причастиями и деепричастиями), числительными, сложными предлогами. Употреблять обобщающие понятия (транспорт, обувь, насекомые и т.д) Уметь давать определение предмета через род и вид (конфетница- это посуда для конфет) Использовать в речи слова антонимы –(далеко-близко, высокий- низкий и т. д.)

Самостоятельная речь ребёнка. Умеет ли ваш ребёнок составить рассказ по картинке, серии картинок, рассказать о своей семье, увиденном (после посещения театра или кино) или услышанном (пересказать своими словами сказку).

Гармоничное развитие всех сторон речи позволит вашему ребёнку успешно обучаться в школе.  

Советы по подготовке:

1. Постарайтесь подробно рассказать ребенку о школе, о том, как проходит урок, как ведут себя дети в школе, какова роль учителя, чему учат в 1-м классе, что такое перемена.  

2. Сводите будущего первоклассника на экскурсию в школу, в которой он будет учиться. Спокойно проведите ребенка по этажам, загляните в кабинеты, спортивный залы, столовую.  Познакомить ребенка с его учительницей  

3. Психологические особенности шести- семилетних детей таковы, что лучше всего ребенок воспринимает новую информацию, осваивает новые модели поведения в игровых ситуациях, поэтому максимального эффекта знакомства со школой можно достичь, если поиграть с ним в школу.    

4. Очень важно выяснить, какие опасения, фантазии по поводу школы имеются у Вашего первоклассника. Тактично, не напирая, расспросите его об этом.  

5. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.  Многие дети этого возраста неусидчивы.  «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.  

6. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений  «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы.

   Еще всем родителям нелишне знать, что все мы грешны высокими амбициями и ожиданиями по отношению к своим чадам. И бывает очень сложно детям дотянуться до той планки, которую мы им ставим.  Какой же линии придержаться родителям? Решать вам. Самое главное – не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь на воспитателя в детском саду.

Быть родителем - особое искусство. Помните! Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, как можно больше общайтесь со своим ребенком. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на пути наших детей, были преодолимыми.

 Хочется пожелать родителям будущих первоклассников, сил, радостных минут гордости за успехи и достижения своего малыша.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность детей к обучению в школу

Статья будет полезна классным руководителям....

тест для родителей "Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"

Тест предназначен для родителей , чьи дети идут в первый класс.  Тест предлагает 18 вопросов ответив  на которые родители смогут определить психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Работа с родителями. Речевая готовность детей к обучению в школе.

Материал в помощь родителям, позволяющий обратить внимание на основные критерии речевой готовности ребёнка к школьному обучению....

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА  ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...

Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе

Психологическая готовность первоклассников к обучениюв школе...

Речевое развитие как один из аспектов специальной готовности детей к обучению в школе

В консультации представлены основные ориентиры речевой готовности к школе. Материал будет полезен педагогам подготовительных к школе грпупп и заинтересованным родителям будущих первокласников....