Психологический баттл «Мы выбираем жизнь»
методическая разработка по психологии

Крылова Тамара Викторовна

Цель: содействие социальной адаптации подростков через осознание ответственного отношения к жизни.

Задачи:

- Развитие позитивного мышления

- Формирование положительной самооценки и принятие себя как ценности

- Осознание своего предназначения

- Формирование ответственного поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_psih.battla.docx495.61 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический баттл «Мы выбираем жизнь»

Педагог- психолог

МКОУ Устьянцевской СОШ

 Крылова Тамара Викторовна

Цель: содействие социальной адаптации подростков через осознание ответственного отношения к жизни.

Задачи:

- Развитие позитивного мышления

- Формирование положительной самооценки и принятие себя как ценности

- Осознание своего предназначения

- Формирование ответственного поведения

Аудитория: уч-ся 7-8 классов

Продолжительность занятия: 60 минут

Оборудование: листы формата А4, презентация, лист самоконтроля, лист ответов, интерактивная доска.

Ход занятия

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности  посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное , вхождение учащегося в пространство учебной деятельности,  создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Добрый день, уважаемые участники! Я рада приветствовать вас, на нашем сегодняшнем психологическом баттле. Над проблемой, которую мы сегодня обсудим, мы работали долгое время. Для того, чтобы вступить в диалог, вам предстоит выполнить небольшую работу. Прошу обратить вас свое внимание на слайд.

 Разминка: «Разберемся в терминологии»

Задание № 1: На интерактивной доске в хаотичном порядке размещены термины и определения к ним.

Задание: учащимся предлагается соотнести термины с правильным определением. (слайд №1)

Определения

Термины

Осознанное лишение себя жизни, которое заканчивается летальным исходом.

Суицид

  • Отсутствие зрелого понимания смерти

  • Нет в обществе признанной идеологии

  • Раннее начало половой жизни

  • Психические состояния

  • Физическое состояние

  • Дисгармоничные отношения в семье — длительные и непрекращающиеся конфликты с родителями, братьями/сестрами.
  • неумеренное потребление алкоголя, наркомания, общение с асоциальной компанией.
  • Школьные отношения.
  • Материальные и бытовые трудности.

Причины суицида

Проявление суицидальной активности, у человека имеют место мысли и намерения, попытки шантажа и угрозы, а также покушения на свою жизнь.

Суицидальное поведение 

человек, который либо совершил попытку суицида, либо демонстрирует готовность к нему (суицидальные наклонности).

Суицидентом

  1. Нарушения пищевого поведения: полное отсутствие аппетита или, наоборот, неконтролируемое обжорство.
  2. Пренебрежительное отношение к собственной внешности: например, неопрятность в одежде в течение нескольких дней.
  3. Жалобы на физическое состояние: мигрень или боли в животе.
  4. Отсутствие удовольствия от тех занятий, которые раньше приносили радость. Чувство скуки или апатии.
  5. Непрекращающееся ощущение вины, тотального одиночества.
  6. Ухудшение концентрации внимания.
  7. Вспыльчивость, частые гневные реакции по незначительным причинам.

Типичные признаки готовящегося суицида

Вот мы и выяснили, о чем сегодня пойдет речь. Тема нашего психологического баттла- Суицид.

Задание № 2: «Ассоциации»

Заполнение таблицы «Ассоциации со словом СУИЦИД» (слайд №2).

Ассоциации со словом СУИЦИД

депрессия

одиночество

смерть

Следующее задание нашей разминки заполнение таблицы «Ассоциации». Каждый участник должен предложить по 1-2 слова (словосочетаний), которое у него ассоциируется со словом суицид.

Раунд № 1 «Команды готовы?»

Цель: Обеспечение мотивации  учения детьми, принятие ими  темы и целей занятия.

Учащиеся заранее разделены на 3 команды по 4-5 человек.

Сейчас я хочу вам представить комиссию, которая на протяжении всего баттла будет оценивать нашу работу.

Представление комиссии (…..)

На рабочих столах ваших компьютеров есть папки с материалом, который поможет вам составить самопрезентацию, отразив в девизе тему нашего баттла. Для выполнения этого задания вам отведено не более 7 мин.  Максимальная оценка за это задание 5 баллов.

Представление команд.

Пока члены комиссии совещаются, включается ролик для позитивного жизненного настроя.

Подведение итогов 1 раунда.

Раунд № 2 «Мы знаем о суициде все!!!»

Цель: Обеспечение осмысленного усвоения, обобщения  и систематизации знаний.

-Приступаем ко второму раунду. В этом раунде вам предстоит письменно ответить на 10 вопросов. На обсуждение каждого вопроса не более 2 мин. Вопросы представлены на слайдах. Ответы записываете на пустой бланк и передаете комиссии, которая будет начислять вам баллы в соответствии с количеством правильных ответов. За каждый правильный ответ 1 балл. 

(слайд №3- № 12)

 вопросы

1 Большая часть самоубийств приходится на … возраст ?

2 Правда ли, что все самоубийцы психически больные люди?

3. «Неглубокие и неопасные порезы вен, прием неядовитыми препаратами, инсценировка самоповешения….»

К какому виду поведения относятся данные характеристики? 

4. «Яркие эмоции, под воздействием которых подросток импульсивно пытается покончить с жизнью, но четкого плана суицида не имеет».

К какому виду поведения относятся данные характеристики? 

5  «Как правило, при данном виде суицидального поведения дети оставляют предсмертные записки, в которых либо «все всем прощают» либо никого ни в чем не винят, а также объясняют свое желание закончить земное существование».

К какому виду поведения относятся данные характеристики? 

6  Учащиеся склонные к суициду, относятся к группе…

7 Какие цели преследуют подростки – суициденты:

8 Россия удерживает….. место в мире по числу самоубийц

9 . Какие службы, к  которым можно обратиться за помощью, существуют в настоящее время?

10.  Какие группы в соц.сетях, которые могут спровоцировать самоубийство?

Пока члены комиссии совещаются, включается ролик для позитивного жизненного настроя.

Подведение итогов 2 раунда.

Раунд № 3 «Домашнее задание»

Цель: мотивировать учащихся к деятельности; контролировать выполнения заданий

Каждая команда должна была приготовить задание для соперников. «Суицидальные ситуации из жизни». Участники других команд вступают в дискуссию, предлагают варианты решения проблемы и отстаивают свою точку зрения.

Ситуация 1

Во время посещения психолога и, обсуждая проблемы сына клиентка, потерявшая от тяжелой мучительной болезни мужа, вдруг призналась: " Я сама так боюсь смерти! Постоянно думаю об этом. Но я придумала, как обмануть свой страх: я начинаю пить, становлюсь алкоголиком, а потом помру в пьяном угаре. Ведь они не чувствуют момент смерти? Они так легко умирают!"

Считаете ли вы, что в данной ситуации прослеживаются суицидальные наклонности и если да, то какие?

 

Ситуация №2 Школьная медсестра заметила порезы на руках во время плановой прививки. «Я убиралась в комнате и на глаза мне попалось лезвие. Я решила попробовать насколько оно острое. И все». Но через месяц после своего первого «интереса к лезвию», она потеряла маму, а затем и рассорилась с близкой подругой. Осталась одна рядом с вечно занятым отцом, который даже при всем своем желании вряд ли сможет постичь тайны души тринадцатилетней школьницы.

Справиться ли она самостоятельно или суицид неизбежен?

Ситуация № 3 Я проснулась с чувством спокойствия и надежды на будущее. За день до этого доктор прописал мне Ксанакс и я с нетерпением ждала момента, когда я, наконец, обрету чувство контроля над ситуацией.

Это был самый прекрасный день – я села в автобус и поехала на работу. Я тогда работала на стойке регистрации. В какой-то момент я написала своему бойфренду и, слово за слово, переписка переросла в настоящую ссору. Он писал мне такие ужасные вещи. Он был моей последней поддержкой вдали от семьи.

Жизнь казалась мне безрадостной. Хотя, если посмотреть на мою жизнь со стороны – у меня не было причин для грусти. Я была здорова, и у меня была работа. Я, правда, не знала, чем я в принципе хочу заниматься в жизни, но это меня не беспокоило. Из жизнерадостного и общительного человека, каким я была в школе, я превратилась в того, кто не мог прийти к близким друзьям на вечеринку, не перенервничав до полусмерти. Я уже не знала, кто я, а моя жизнь не имела смысла.

Так что, я решила – хватит!

К какому виду суицида относится данный пример? Какое продолжение истории вы видите?

Пока члены комиссии совещаются, включается ролик для позитивного жизненного настроя.

Подведение итогов 3 раунда и баттла в целом.

Рефлексия

Цель: оценить результаты собственной деятельности.

ТЕХНОЛОГИЯ "РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ"

На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора.
В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Например, 1-й сектор – оценка содержания; 2-й сектор – оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор – оценка деятельности педагога; 4-й сектор – оценка своей деятельности.
Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или фломастером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "0" на мишени, если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "10" мишени.
После того как каждый участник взаимодействия "выстрелил" (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ.

Всем спасибо! До новых встреч!

Приложение

Бланк  ответов для жюри для 2 раунда.

№ вопроса

ответ

1 Большая часть самоубийств приходится на … возраст ?

подростковый возраст

2 Правда ли, что все самоубийцы психически больные люди?

Действительно, частота суицидов значительно выше среди психически нездоровых людей. Но не все самоубийцы страдают каким-либо психическим заболеванием, зачастую это лишь крик о помощи суицидента.

3. «Неглубокие и неопасные порезы вен, прием неядовитыми препаратами, инсценировка самоповешения….»

К какому виду поведения относятся данные характеристики? 

Демонстративное поведение

4. «Яркие эмоции, под воздействием которых подросток импульсивно пытается покончить с жизнью, но четкого плана суицида не имеет».

К какому виду поведения относятся данные характеристики? 

Аффективное поведение

5  «Как правило, при данном виде суицидального поведения дети оставляют предсмертные записки, в которых либо «все всем прощают» либо никого ни в чем не винят, а также объясняют свое желание закончить земное существование».

К какому виду поведения относятся данные характеристики? 

Истинное поведение или выраженное стремление к смерти

6  Учащиеся склонные к суициду, относятся к группе…

 «группы риска»,

7 Какие цели преследуют подростки – суициденты:

Протест или месть

Призыв

Избежание наказания/страдания

Самонаказание

Отказ. 

8 Россия удерживает….. место в мире по числу самоубийц

второе

9 . Какие службы, к  которым можно обратиться за помощью, существуют в настоящее время?

Телефон доверия, школьный психолог

10.  Какие группы в соц.сетях, которые могут спровоцировать самоубийство?

«Синий Кит», и т.д

бланк ответов для учащихся

№ вопроса

ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

лист оценивания для жюри

№ раунда

Команда

Команда

Команда

I

(максимальный балл- 5)

II

(1 балл за правильный ответ)

III

(по 5 балльной системе)

Итого:

 «Рефлексивная мишень»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я выбираю жизнь!" классный час о здоровом образе жизни

"Я выбираю жизнь" классный час о здоровом образе жизни...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

"Мы выбираем, жизнь!" - внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни

Общешкольное мероприятие для старшеклассников по профилактике вредных привычек...

Дискуссия «Я Выбираю жизнь!!! Какую жизнь я выбираю?»

Обсуждение проблем, связанных с ведением здорового образа жизни....

Круглый стол «Я выбираю жизнь», презентация "Я выбираю жизнь!"

Круглый стол «Я выбираю жизнь», презентация "Я выбираю жизнь!"...