Тренинговая программа “Моя жизнь” по формированию позитивных жизненных ценностей.
рабочая программа по психологии (6, 7, 8, 9 класс)

Программа "Моя жизнь" направлена на профилактику девиантного поведения и формирование позитивных жизненных ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинговая программа “Моя жизнь” по формированию

позитивных жизненных ценностей.

Пояснительная записка.

Дети, находящиеся в группе риска по девиантному поведению, очень часто не имеют представлений о позитивных жизненных ценностях. Поэтому очень большое значение имеет формирование позитивных жизненных ценностей для таких подростков.

 Чем глубже ребенок осознаёт себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, тем более чёткими формируются у него представления о дальнейших перспективах своего жизненного пути. Дети-подростки очень нуждаются в психологической поддержке.

Реализация программы. Программа "Моя жизнь" направлена на профилактику девиантного поведения и формирование позитивных жизненных ценностей. Для составления данной программы использовались материалы профилактической программы "Тропинка к своему Я" О.В. Хухлаевой. Издательство "Генезис", 2005 год.
В программу "Моя жизнь" включён диагностический блок, что позволяет лучше узнать себя, составить психологический портрет подростка.
Целью данной программы является: формирование позитивных жизненных ценностей, для укрепления психического здоровья и личностного развития школьников, а также психической готовности к самоопределению в жизни.
Задачами программы является:
1. Создание условия для осознания своих проблем, появление своего мнения по отношению к проблемам, умение понятно излагать свои мысли;
2. Научить навыкам самоконтроля, психологической защиты;
3. Научиться эффективно общаться в любых, в том числе сложных жизненных ситуациях;
4. Формирование позитивных жизненных ценностей, положительного «Я-образа».

Программа предназначена на подростков (12-16 лет). Рассчитана на 13 часов. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю в течение 40 минут. Время может изменяться в зависимости от особенностей конкретной группы: количества участников, уровня их заинтересованности, глубины осознания членами группы стоящих перед ними проблем.
Средства развития: диагностические методики, арттерапия, методы групповой работы, мини - лекции.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть направлена на выявление знаний и представлений подростков по конкретной проблеме и сообщение новой информации. Практическая часть направлена на отработку новых навыков и применение их в конкретных ситуациях.
Ожидаемые результаты.
В конце занятий дети должны иметь представления: о личности, о ценности жизни. Научиться правильно оценивать ситуацию и решать создающиеся проблемы. Сформировать собственную позицию в отношениях со сверстниками, взрослыми, а также позитивные жизненные ценности.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Диагностическое занятие

2

2

«Кто я? Какой я?» Арттерапевтическое занятие.

1

3

«Учусь управлять собой». Тренинговое занятие

1

4

Занятие с элементами тренинга «Мое хорошее настроение»

1

5

«Сложные ситуации и я».

1

6

«Семейные ценности». Тренинг

1

7

«Плохая компания». Умею говорить нет.

1

8

«Я через 10 лет».

1

9

«Мои жизненные ценности»

1

10

«Гармония во мне». Тренинговое занятие с элементами арттерапии

1

11

«Я смогу». Итоговое занятие

1

12

Диагностическое занятие

1

Методическое обеспечение.

Проективная методика «Дом-дерево-человек»

Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Н.Я. Иванов, А. Е. Личко


Организация учебного процесса
Тетрадь для записей;
Ручка;
Цветные карандаши, фломастеры, краски;
Альбом, ватман.

Занятие 1. Диагностическое.

Цель: научить учащихся изучать себя как личность.
На первом занятии дети смогут узнать о своём характере при помощи патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) Н.Я. Иванов, А. Е. Личко

Упражнение "Лестница" - необходимо составить лестницу самых значимых событий в жизни, начиная с того времени, как ребенок начал себя осознавать. Затем нужно "подняться по лестнице" - определить главные события своей жизни, которые будут происходить в будущем.

Занятие 2. Диагностическое.

Цель: научить учащихся изучать себя как личность.
Проективная методика «Дом-дерево-человек».

Упражнение «Я в своих глазах, я в глазах окружающих».

В этом упражнении участники группы составляют два кратких личностных описания, каждое на отдельном листе бумаги. На первом листе – описание того, каким видит себя сам подросток. Описание должно быть как можно более точным. На втором – описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие. Листки не подписываются. Описания «Каким я вижу себя сам» кладутся в отдельную коробку. Каждое самоописание зачитывается вслух, и участники пытаются отгадать, кому оно принадлежит. Затем автор заявляет о себе, читает второе свое описание (описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие) и получает после этого обратную связь от участников группы. Ценность этого упражнения заключается в том, что подросток обнаруживает, что другие относятся к нему лучше, чем он сам.

Занятие 3. “Учусь управлять собой”

Цель: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.

Техника «Стеклянная стена»

Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людям вы болезненно реагируете на их выпады, воспользуйтесь следующим приемом. Представьте себе, что между вами и вашим обидчиком стоит толстая стеклянная стена. Он говорит, что – то вам неприятное, но вы только видите его, а слов не слышите. Поэтому они не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия, не поддаетесь, на провокацию, не реагируете на обидные слова.

Упражнение «Даже если…» – «В любом случае…»

Работа в парах. Участникам раздаются заготовки цветков, на одном из которых написано: «Даже если…», а на втором: «В любом случае…»

Первый участник произносит название первого цветка «Даже если… и указывает проблему: «мне плохо, я невезучий, у меня нет отца, я получил двойку». Второй называет свой цветок «в любом случае…» и заканчивает положительной фразой: «это только на сегодня, я могу видеться с моим отцом, я не буду расстраиваться, и впадать в депрессию, а исправлю двойку. Участники обмениваются цветками. Теперь первый говорит решение проблемы, а второй саму проблему.

Упражнение «Мандалатерапия».

Предлагается раскрасить готовую мандалу.

Занятие 4. «Кто я? Какой я?» Арттерапевтическое занятие.

Цель: Формирование адекватного восприятия себя, личностное развитие

Упражнение “Рисунок “Я”. Детям предлагается нарисовать рисунок своего Я. Техника рисования не уточняется — это образ, который видит ребенок.

Упражнение «Какой Я»

Учащимся раздаются карточки с вопросами. Нужно ответить на них письменно:

  1. Мой жизненный путь: мои основные успехи и неудачи.
  2. Мои дружеские связи: с кем я дружен и почему.
  3. Мои конфликты: в чем они состоят и чем я их объясняю.
  4. Мои стимулы: что или кто контролирует мою жизненную активность.
  5. Негативные воздействия: какие и как я хочу их устранить.
  6. Позитивные воздействия: какие хочу использовать или поддержать.
  7. Мои проблемы: что мне мешает жить и что я хочу, в связи с этим изменить.

Занятие 5. Занятие с элементами тренинга «Мое хорошее настроение».

Цель - научить подростков переводить негативное эмоциональное состояние  в позитивное.

Упражнение “Мое настроение сегодня”. Учащимся предлагается выразить свое настроение с помощью цветных карточек. В ходе рефлексии обсуждается почему выбран именно этот цвет.

Упражнение "Мусорное ведро”

Учащимся предлагается написать свои негативные мысли, ситуации, переживания на бумаге, порвать ее и выкинуть в мусорное ведро.

Упражнение “Коллаж радости”

Нужно создать коллаж из старых журналов о вещах, которые доставляют радость и хорошее настроение.

Занятие 6. «Сложные ситуации и я».

Цель: создание целостного отношения ребенка к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения сложной ситуации с разных сторон.

Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма

Упражнение «Пессимист, Оптимист»

Подросткам предлагается описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стресс или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник не может принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, – только факты и действия.

Далее участникам предлагается сдать свои листки с написанными историями ведущему для последующей работы (возможна анонимность).

Ведущий зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

Далее предлагается группе разделиться на две подгруппы и каждой подгруппе раздается по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием – пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту.

Каждая группа от имени предложенных персонажей зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых ситуаций.

После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, ведущий предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Занятие 7. «Семейные ценности». Тренинг семейного общения.

Цель: формирование семейных ценностей

Обсуждение «Копилка семейных трудностей»

Обсуждается вопрос: каковы наиболее распространенные трудности в отношениях подростков с родителями? По результатам обсуждения составляется «Копилки семейных трудностей». Желательно, чтобы трудности формулировались детально: непонимание со стороны родителей может оказаться и запретами смотреть телевизор вечером, и отсутствием у родителей времени поговорить о делах.

Упражнение «Дерево семейных ценностей»

Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей».

Задача участников обозначить и ранжировать ценности:

– в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях.

- в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться.

- в крону – желаемые, но не обязательные ценности.

Упражнение «Какая будет Ваша семья?»

Подумайте, какие фразы Вы не будете говорить своим детям? Что вы не будете делать? Какая будет у Вас семья? Вам нужно на каждую букву придумать прилагательные.

С – счастливая, сильная, солнечная, светлая, справедливая, смелая, совершенная, скромная, сообразительная, смешная, спокойная, суровая, сказочная, серьезная, стильная, способная;

Е – единая, единственная, единомыслящая, естественная;

Мь – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая, модная, молодежная, милосердная;

Я – яркая, ясная, ярчайшая.

Занятие 8. «Плохая компания». Умею говорить нет.

Цель: Выработка умения противостоять негативному влиянию группы.

Упражнение “Марионетка”

Участникам предлагается почувствовать себя в роли марионетки, которой управляют другие.
Дети делятся на группы по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять движениями третьего участника- марионетки. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 метра. Цель кукловодов- перевести “куклу” с одного стула на другой. При этом человек, который выполняет роль “куклы”, не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды.
Обсуждение:
- Что чувствовали участники игры, когда были в роли “куклы”?
- Понравилось ли им это чувство, было ли комфортно?
- Хотелось ли что-то сделать самому?

Упражнение. «Учимся говорить нет»

Содержание: каждый из участников проходит по кругу, останавливаясь перед товарищами. Сидящие по очереди обращаются к нему с просьбой (прось­ба должна иметь не оскорбляющий характер) или при­казом. Задача: сказать «нет», при этом обосновав свой отказ.
После того как упражнение закончится, нужно спросить у участников, в каких случаях было легче отказывать: при просьбе, при приказе или при приглашении действовать вместе? Как пра­вило, очень трудно отказаться, когда человек про­сит (мы ощущаем себя выше просящего) и при приглашении на совместную деятельность (нас удовлетворяет признание наших способностей). В этих случаях мы попадаем под влияние.

Занятие 9. «Я через 10 лет».

Цель: развитие навыков целеполагания у подростков в вопросах профессиональной ориентации.

Упражнение “День из жизни”. Нужно описать день из жизни человека определенной профессии только существительными.

Упражнение “Я через 10 лет”

Участникам предлагается письменно ответить на вопросы:

Кем вы будете через 10 лет?

Какое вы получите к этому времени образование?

Какую должность вы будете иметь? Как будете строить свою карьеру?

Какой будет ваш ежемесячный доход?

Где вы будете жить? Кто будет рядом с вами?

Как вы будете себя чувствовать?

Упражнение “Мои пожелания мне настоящему от меня из будущего”

По результатам предыдущего упражнения нужно написать себе пожелания и свои важные решения, которые помогут прийти к желанному будущему. Главное, чтобы это были конкретные дела, которые вы сможете начать делать уже завтра, а лучше прямо сейчас.

Занятие10. «Мои жизненные ценности»

Цель: возможность осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии жизненных ценностей

Упражнение “Сосуд ценностей”.

Участники должны придумать жизненные ценности и наполнить ими сосуд. Упражнение выполняется в технике рисования.

Упражнение "Жизненные ценности”.

Участникам раздается по 6 маленьких листочков и предлагается на каждом из них написать то, что им больше всего ценно в этой жизни, по одной ценности на листочке. (Нельзя брать конкретных людей: родителей, детей, друзей и т.д. только обобщённые понятия) Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на последнем листочке. По команде ведущего убирается по одной ценности, начиная с главной. Затем их возвращают также по одной, но при этом порядок возвращения выбирает каждый участник.

Занятие 11. «Гармония во мне». Тренинговое занятие с элементами арттерапии

Цель: развивать дальнейшее самораскрытие, самопознание, прояснение Я-концепции.

Упражнение “Ласковое слово”

Вспомните и запишите, какими ласковыми словами вы называете своих родных, близких, знакомых.

Задумайтесь, в каких случаях вы это делаете чаще?

Когда вам что-то требуется, и вы обращаетесь с просьбой к этому человеку?

Или, когда у вас хорошее настроение?

Часто ли вы делаете это?

Если нет, то почему?

Что мешает вам проявлять теплые чувства по отношению к людям?

Что вы испытываете, когда называете людей ласковыми именами?

А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?

Упражнение “Дерево моего Я”

Я можно изобразить в виде дерева с разными веточками и глубокими корнями. Одна из верхних веточек – внешнее Я. Нужно нарисовать ее, придумайте символ для этого Я. Это может быть и графический символ, а может быть какое-то слово. Другая веточка – Я в учебе. Изобразите словом или символом это Я. Другая веточка – Я в семье.Еще одна веточка – ваше Я в кругу друзей и знакомых.  Можно изобразить также несколько веточек вашего Я в разном окружении и в разных ситуациях, учитывая хобби, интересы, разные виды деятельности. Получилась весьма причудливая крона. Каждый листочек на ней отображает вашу многоликость. Теперь нужно изобразить корни. Предлагается нарисовать в масштабе самобытные качества: настойчивость, доброту, романтизм, фантазию, интересы, слабости, несовершенства, наклонности, привязанности, чувство юмора – весь набор фундаментальных качеств.

Занятие 12. “Я смогу”

Цель: создать условия для формирования навыков преодоления стресса и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу и страх
Упражнение “Волшебная надпись”

Нужно написать на бумаге фразу, обозначающую суть страха. А потом нужно из страха сделать желание или цель.

Например:

Я боюсь провалить экзамен – Я хочу сдать экзамен на хорошо - Сдать экзамен на 4.

Техника «Магическая лестница».

Четко, в одном-двух предложениях необходимо сформулировать, чего именно вы хотите. Задайте себе пять магических вопросов. Что сделать? Когда сделать? Где сделать (на даче? в городе? на работе? дома?). Как сделать? Зачем это делать?

Теперь переходим к сбору информации. Вы должны знать все, что возможно узнать.  Надо отобрать из них самую простую и эффективную идею. Пришло время составить план работы.  Распишите все по неделям и месяцам. А лучше – по дням. Постарайтесь предвидеть и все возможные негативные обстоятельства. Чем больше запасных вариантов имеешь, тем крепче спишь.

Занятие 13. Диагностическое.

Цель: осознанность своих чувств, приходит понимание, куда двигаться для улучшения качества своей жизни.

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина
Упражнение "Карта счастья”

Как выполнять:

  • Положите перед собой бумагу;
  • Представьте свою счастливую жизнь, какой Вы ее видите;
  • Прочитайте список привычек для счастья и выберите 3, которые откликнулись в Вашей душе;
  •  Нарисуйте эти 3 привычки, а в центре изобразите свое счастье (это может быть любой яркий образ, который описывает Ваши счастливые чувства).

Список привычек для счастья:

  • Смех. Слушать, смотреть юмористические передачи; читать смешные рассказы или рассматривать веселые изображения;
  • Утренняя зарядка;
  • Фитнес;
  • Прогулка в парке;
  • Чтение книги;
  • Любимая музыка;
  • Массаж;
  • Общение с друзьями;
  • Общение с семьей;
  • Отдых на море;
  • Поездки за город;
  • Посещение театра, концерта, музея;
  • Занятие благотворительными делами;
  • Дарение себе приятных подарков;
  • Высыпаться.

Посла завершения своей работы, посмотрите на нее внимательно и ответьте себе на вопрос:

  1. Что Вы чувствуете в настоящий момент?
  2. Какую полезную привычку Вы начнете внедрять с сегодняшнего дня?

Список использованной литературы:
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие /Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб: Речь, 2006.
2. А. Герцов. Тренинг уверенного поведения для подростков - СПб: Питер, 2008 г.
3. А. Грецов, Т. Бедарева. "Психологические игры для подростков" СПб.: Питер, 2008 г.
4. Т. М. Жирова. "Твоя жизнь - твой выбор" - Волгоград: Издательство "Панорама", 2006 г.
5. В. Г. Казанская. "Трудности взросления" - СПб.: Питер, 2006 г.
6. Г.И. Макартычева Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. - СПб.: Речь, 2008 г.
7. О.В. Хухлаевой. "Тропинка к своему Я" - М,: Генезис, 2005 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Мои жизненные ценности"

Тренинг посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта поблема необычайно актуальна в настоящее время. Сценарий тренинга позволяет организовать общение детей на тему истинных и мнимых ценностей....

План-конспект классного часа «Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные ценности»

Нет, наверное, на Земле человека, который не мечтал о счастье.Иногда  мечта становится жизненной целью, достигнув которую человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые це...

«Главные жизненные ценности - фундамент самой жизни»

Цель: развитие у учащихся навыков анализа и решения проблемных задачЗадачи:1. Познакомить школьников с понятием и класификацией "жизненных ценностей";2. научить различать цену материальных п...

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА «ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ЖИЗНИ ИЛИ МОИ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ».

Что же нужно сделать, чтобы молодое поколение не стало такой толпой: безликой, глухой, слепой. Как в этом непростом мире сохранить душу ребёнка, научить его любить, сострадать, быть добрым и милосердн...

Тренинговое занятие для учащихся 9-11 классов "Жизненные ценности"

В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что старшие подростки достаточно негативно воспринимают свою жизнь или перспективы в ней. Будучи в юном возрасте, ища жизненные ориентиры, они начинают чувс...

Классный час-игра "Мои жизненные ценности или на что тратим жизнь?"

Классный час "Мои жизненные ценности или на что мы тратим жизнь?"...