СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА «ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ЖИЗНИ ИЛИ МОИ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ».
классный час (8 класс)

Что же нужно сделать, чтобы молодое поколение не стало такой толпой: безликой, глухой, слепой. Как в этом непростом мире сохранить душу ребёнка, научить его любить, сострадать, быть добрым и милосердным, умеющим противостоять злу, насилию, ложным ценностям? Классный час посвящён проблеме выбора нравственных ценностей, помогает подрастающему поколению в раскрытии истинно человеческих способностей и качеств, приобщает учащихся к высшим духовно- нравственным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_vverh_po_lestnitse_zhizni.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА

«ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ЖИЗНИ

ИЛИ МОИ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ».

Иеромонах Роман в одном из своих стихотворений написал:

                 Без бога - нация толпа,

                 Объединённая пороком,

                 Или слепа, или глуха,

                 Иль, что ещё страшней – жестока.

Что же нужно сделать, чтобы молодое поколение не стало такой толпой: безликой, глухой, слепой. Как в этом непростом мире сохранить душу ребёнка, научить его любить, сострадать, быть добрым и милосердным, умеющим противостоять злу, насилию, ложным ценностям? Классный час посвящён проблеме выбора нравственных ценностей, помогает подрастающему поколению в раскрытии истинно человеческих способностей и качеств, приобщает учащихся к высшим духовно- нравственным ценностям.

ЦЕЛЬ: сформировать у учащихся представление о духовно- нравственных ценностях, развить умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

ОФОРМЛЕНИЕ. 1. Классная доска разделена на две части (можно использовать лист ватмана).

А) В левой части доски нарисовать мелом  гору жизни с « Пиком счастья» на вершине.

Б) В правой части записать нравственные ценности:

  • Прилежание, пунктуальность, трудолюбие, ответственность, бережливость, любовь к порядку;
  • Благодарность, уважение, сострадание, толерантность;
  • Чуткость, способность сопереживать, милосердие;
  • Любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.

 2. Информация к размышлению:

Не сильные лучше, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего.

                                                         Ф.М. Достоевский.

Счастье – не награда за добродетель, а сама добродетель.

                                                         Спиноза.

В мире есть огромное количество проторенных дорог, и если Вам посчастливиться найти хотя бы одну из них – следуйте по ней. Но если такой дороги перед Вами нет – берите в руки кирку и лопату, и за работу! Ибо только Вы отвечаете за то, чтобы построить дорогу к успеху – для себя и для тех, кто пойдёт за Вами.

                                                          Амелия Ирхарт.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.

  1. ИНТЕРАКТИВНАЯ БЕСЕДА «ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?»

Классный руководитель. Мне кажется, что каждый человек рано или поздно в своей жизни задумывается: а счастлив ли он? А что такое счастье?

Примерные ответы ребят:

  • Это когда всё получается.
  • Когда сбываются все мечты.
  • Когда тебя любят и уважают.
  • Когда занимаешься любимой работой.
  • Когда ты известен, все тобой восхищаются.

     Классный руководитель. А как стать счастливым?

     Примерные ответы ребят.

  • Иметь много денег.
  • Иметь богатых и знаменитых родителей.
  • Много работать, чтобы воплотить свою мечту.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

Классный руководитель. Нет, наверное, на Земле человека, который бы не мечтал о счастье. Жить сегодня приходится в сложном мире, в котором много искушений. По свидетельству самих учащихся, трудно устоять перед богатством, которое даётся без больших затрат труда, сил и времени, роскошной жизнью, дорогостоящими вещами, перед полной свободой от взрослых поступать так, как хочется, абсолютно бесконтрольно и безответственно. И для кого - то – это истинное счастье. Но долго ли продлится такое « счастье»?

Жизнь – как лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька – наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым? Об этом мы и будем говорить сегодня  на классном часе. Я назвала его «Вверх по лестнице жизни».

Но прежде чем начать наш разговор, я хотела бы предоставить слово вашим одноклассникам. ( два ученика получили опережающее задание).   Они разработали свой проект лестницы счастья и хотели бы услышать ваше мнение о своём проекте.

Представление проекта учениками. Свою жизнь мы представляем в виде высокой, крутой горы, вершину которой назвали «Пиком счастья». Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым. Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы. Некоторым удаётся с разбега достичь вершины, но долго удержаться там никому не удаётся, и они кубарём катятся вниз, набивая всё новые шишки. Нас не устраивает такое восхождение, приводящее к боли и разочарованию, поэтому мы подошли к делу по- научному. Мы решили построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька- это маленькая цель, достигнув которой, будем испытывать счастье. Так, перемещаясь от ступеньки к ступеньке, мы и достигнем заветного « Пика счастья».

Лестница должна быть прочной и надёжной, поэтому материал для своей лестницы мы выбрали тоже прочный и надёжный - свои жизненные ценности. Их всего три:

  • Деньги, на которые можно купить почти всё;
  • Власть, дающая то, чего не купишь за деньги;
  • Слава- символ общественного признания, когда ты в восхищённых глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха.

Обсуждение проекта учениками класса.

Классный руководитель. Ребята, каково ваше мнение по поводу данного проекта? Прочными ли будут ступеньки лестницы жизни? Мнимые или истинные ценности выбрали ребята?

Примерные ответы учеников.

  • Деньги – это очень непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и потерять всё. Это мнимая ценность.
  • И власть тоже можно потерять, президентов переизбирают, царей свергают с престола, жестоких тиранов убивают. Власть тоже мнимая ценность.
  • Слава – тоже мнимая ценность. Славу легко можно потерять. Даже очень известные люди в старости чувствуют себя забытыми и одинокими. ( приводятся примеры).

      Интерактивная беседа « Истинные ценности человека».

      Классный руководитель. Ребята, я хочу представить вашему вниманию

      ещё одну лестницу жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал её в книге « Лестница». Он тоже советует своим братьям, по вере не спеша подниматься по лестнице жизни.  На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство. Каждая ступенька - это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность. Как вы считаете, если человек, будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья?

Примерные ответы учеников:

  • Это истинные ценности. Они не изменяют человеку.
  • Вера даёт человеку силы на всю жизнь, даёт надежду на помощь и защиту у Бога.
  • Любовь даёт смысл жизни.
  • Доброта и милосердие согревают человека, если он делает добро, вокруг него люди тоже становятся добрее.
  • Скромность всегда украшает человека. Если он заслуживает славы, его всё равно заметят, и он добьётся успеха в жизни.
  • Смирение- это такая ценность, понятна только верующему человеку. Он понимает, что все беды, горести и неприятности посылаются ему свыше для улучшения своей души. Смиренный человек никогда не впадёт в депрессию, в уныние, до конца дней своих будет трудиться, верить и надеяться.

Составление проектов.

Классный руководитель. Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха. Только истинные ценности могут сделать человека счастливым. Посмотрите на доску. Здесь перечислены различные ценности. Какие из них вы бы использовали в своем жизненном восхождении? (Ребятам даётся время подумать, а затем можно заслушать 3-4 ученика). Словарная работа.

Классный руководитель. Пришла пора уточнить значение слов, которыми мы  так лёгко пользуемся в своей речи. Разобраться в значениях слов «счастье», «успех», «цель», «достойный» и установить логическую связь между ними нам помогут (имена учеников, получивших опережающее задание).

Ученики.

Мы просмотрели толковые словари двух авторов: С.И Ожегова и В.И. Даля – и нашли такие значения указанных слов.

  • Цель - предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.
  • Успех - удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в чём-либо.
  • Счастье- чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.
  • Достойный - стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести.

Мы можем установить такую смысловую между этими словами: цель- успех – счастье- достойный.

Иными словами: чтобы достигнуть успеха, в каком либо деле необходимо поставить перед собой жизненную цель

 И достигнув успеха, осуществив эти цели испытать счастье. И по праву сказать: « Я достойный человек».

Работа в группах.

Классный руководитель. Предлагаю вам сделать выводы из нашего классного часа. Для этого  вношу предложение поработать по группам и дать ответы на поставленные вопросы. ( на это задание даётся 3 минуты). Задание распределяется по рядам (3  ряда -3 группы).

Вопрос №1. Бог слепил человека из глины и остался у него неиспользованный кусок.

- Что ещё слепить тебе?- спросил Бог

- Слепи мне счастье,- попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Почему промолчал Бог?

Вопрос  № 2. Как вы понимаете слова « В основе человеческого бытия, человеческого существования, человеческой жизни – лежит доброта».

Вопрос № 3. Где в наше время можно проявить достоинство? По отношению к кому надо вести себя достойно?

Заслушиваются ответы каждой группы.

Заключительное слово классного руководителя.

В заключение нашего разговора я расскажу вам древнюю притчу о каменотёсах.

Три каменотёса работали в каменоломне, Философ спросил их: что они делают?

-Неужели ты не видишь – дроблю проклятые камни!- раздраженно буркнул один.

-Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами другой.

-Я строю храм!- гордо ответил третий.

Мне кажется, все эти три каменотеса тоже идут по лестнице к счастью.

Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.

Второй будет счастлив, пока сможет себе зарабатывать на жизнь.

Только третьего можно назвать по- настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живёт.

Жизнь- это тот твёрдый, гранитный материал, который хочет остаться бесформенным куском. Желаю вам в вашей повседневной жизни не просто дробить этот кусок, зарабатывая на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по- настоящему счастливы.

И в заключение нашего разговора я хочу предложить вашему вниманию простые  «рецепты счастья»:

  • Жить, творить, радоваться;
  • Любить и заботиться о ближних;
  • Не делайте людям того, чего не хотите, чтобы они делали вам;
  • Улыбайтесь каждому мгновению жизни;
  • Любите жизнь и живите с огромным желанием быть нужным;
  • Быть понимающим и понятным;
  • Занимайтесь любимым делом увлеченно;
  • Никогда не отчаиваться, искать выход, искать выход из самых трудных ситуаций;
  • Не завидовать, не обижать и не обижаться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу в 7 классе на тему «Вверх по лестнице или мои жизненные ценности».

Классный час посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема  необычайно актуальна в настоящее время. Затрагивается также проблема жизненных целей....

План-конспект классного часа «Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные ценности»

Нет, наверное, на Земле человека, который не мечтал о счастье.Иногда  мечта становится жизненной целью, достигнув которую человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые це...

Классный час "Вверх по лестнице или мои жизненные ценности"

Классный час посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна в настоящее время. Сценарий классного часа дает материал для организации общения детей на тему истинных ...

классный час "Вверх по лестнице или мои жизненные ценности"

Классный час "Вверх по лестнице или мои жизненные ценности" посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна в настоящее время. Социологи утверждают, что дл...

Конспект классного часа для 7 класса на тему «Вверх по лестнице или мои жизненные ценности»

Классный час посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна в настоящее время. Социологи утверждают, что для современной молодежи все большее значение приобретают ц...

Классный час «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности»

Классный час «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности»Цели: дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценн...