Формирование социально-зрелой личности в эпоху глобализации: проблемы и алгоритм их решения.
статья по психологии

Петренко Александр Александрович

Пожалуй, наилучшее определение спортивной пригодности - это соответствие между индивидом и спортивной деятельностью, взаимное проникновение и стимулирующее воздействие спортивной деятельности на личность и личности на спортивную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya.docx56.95 КБ

Предварительный просмотр:

 Критерии и тесты отбора к спортивной деятельности.

Петренко А.А.

2020

Критерии и тесты отбора к спортивной деятельности.

Проблема отбора должна рассматриваться не только с позиций биологии, медицины и психологии, но и с позиций педагогики. Отбор - это система организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследований, с помощью которых можно выявить задатки и способности детей, подростков и юношей, необходимые для специализации в определенном виде спорта.

Каждая деятельность, в том числе спортивная, предъявляет к человеку ряд требований. Но любая деятельность развивается, совершенствуется. Так происходит и в спорте. Прогресс спорта настолько очевиден, что мы уже перестали удивляться каскадам тройных прыжков Е. Водорезовой, феноменальным скоростям Е. Куликова, прыжкам В. Ященко выше 2 м 30 см и т.д.

В командных играх прогресс менее нагляден, но не менее весом. Он здесь идет во многом за счет новых тактических идей, совершенствования взаимодействия, повышения работоспособности. Естественно, меняются и требования, которым должен отвечать спортсмен. Эти требования, учитывающие динамику спортивной деятельности, и формируют спортивную пригодность.

Понятие пригодности предусматривает, что не только человек по своим данным подходит к той или иной деятельности, но и эта деятельность подходит для него. Пожалуй, наилучшее определение спортивной пригодности - это соответствие между индивидом и спортивной деятельностью, взаимное проникновение и стимулирующее воздействие спортивной деятельности на личность и личности на спортивную деятельность.

Существует немало примеров, когда ребенок, обладающий всеми необходимыми природными данными для спортивной игры, но не имеющий достаточной мотивации, уклоняется от спортивной деятельности, выбирая порой такую, которая в гораздо меньшей степени соответствует его возможностям. Поэтому одной из главных задач ориентации и является агитационно-пропагандистская и сугубо педагогическая работа, направленная на воспитание интереса у ребенка.

К педагогическим критериям спортивной пригодности относятся:

  1. уровень развития физических качеств;
  2. технико-тактическая подготовленность;
  3. спортивно-техническое мастерство;
  4. темпы роста спортивных достижений;
  5. моторная обучаемость;
  6. координационные возможности;
  7. способность юных спортсменов к эффективному решению двигательных задач в условиях напряженной борьбы.

К медико-биологическим критериям спортивной пригодности относятся:

1. состояние здоровья;

2. биологический возраст;

3. морфофункциональные признаки;

4. состояние функциональных и сенсорных систем организма;

5. индивидуальные особенности высшей нервной деятельности.

Учет данных о состоянии здоровья и функциональном состоянии различных органов и систем организма детей позволяет своевременно выявить наличие отклонений, которые (без врачебного вмешательства) могут усугубиться при больших физических нагрузках в ходе тренировки.

На первом этапе определения спортивной пригодности проводится медицинская экспертиза состояния здоровья детей. Существует ряд заболеваний и патологических состояний, являющихся основанием для отказа в приеме в ДЮСШ. К числу абсолютных противопоказаний следует отнести врожденные и приобретенные пороки сердца, гипертоническую болезнь, многие формы ЛОР-патологии и другие заболевания.

Оценку биологической зрелости следует проводить комплексно, т.е. с учетом многих признаков, характеризующих биологический возраст юных спортсменов. Биологический возраст более тесно, чем паспортный, связан с морфологическими и функциональными показателями. Появление признаков полового созревания (волосы на лобке, в подмышечной впадине, увеличение молочных желез) в более молодом возрасте свидетельствует о более высоких темпах биологического созревания.

Поэтому акцент при спортивном отборе на детей-акселератов не всегда целесообразен. Нередко подростки с замедленными темпами индивидуального развития потенциально более способны, но их одаренность проявится позднее, их зона наилучшего роста (сенситивный период) наступает позже.

Несомненно, что в разных видах спорта значимость физических качеств спортсмена различна. Способности к конкретному виду спорта можно оценить, используя лишь специфические для него тесты и упражнения. Разработано много контрольных упражнений для оценки физической подготовленности и основных физических качеств детей.

Как происходит отбор в легкой атлетике ?

При отборе рассматривается несколько критериев:

  • нет физических дефектов, хронических заболеваний, серьезных травм в прошлом – все это в определенный момент может оказаться критичным для ученика;
  • желание посещать занятия;
  • терпение и стремление к результату;
  • развитие прыгучести,гибкости,силы
  • внимательность.

Безусловно, совокупность всех перечисленных факторов – это большая удача. Однако нюансы есть всегда.

Отбор детей и подростков для занятий легкой атлетикой можно подразделить на 3 этапа: первичный, текущий и заключительный.

Основными задачами первичного этапа являются привлечение возможно большего числа одаренных детей и подростков к спортивным занятиям, их предварительный просмотр и организация начальной спортивной подготовки. В спортивную школу для занятия легкой атлетикой принимаются дети 7—8 лет

Желание самого ребенка заниматься — обязательное условие зачисления в школу. Нередко дети, сначала неохотно занимаются легкой атлетикой, но выявить отсутствие интереса сразу не всегда удается.

Методика отбора при приеме в спортивную школу включает и противопоказания по состоянию здоровья, оценку особенностей телосложения, склада характера, а также результаты выполнения контрольных нормативов по физической подготовке.

В оценку внешнего вида входит развитие мускулатуры,, жироотложения, оценивается осанка, форма спины, длина туловища, ног, форма и полнота ног, длина и толщина бедер, поперечные размеры тела. Обращается внимание на наличие или отсутствие плоскостопия.

Антропометрические измерения, характеризующие уровень физического развития юных спортсменов, проводятся врачом. Измеряются рост, вес, толщина жировой складки, окружность грудной клетки, ее экскурсия, спирометрия и динамометрия кисти, проводится последующий расчет того или иного индекса.

Оценка телосложения является комплексным морфологическим тестом, определяющим особенности строения тела, его форму и пропорции.

Особенности строения тела существенно влияют на спортивно-технические результаты Знание особенностей телосложения позволяет правильно оценить задатки при первичном приеме в школу.

Контрольные тесты складываются из оценки быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, гибкости и ловкости.

При отборе юных атлетов рекомендуют использовать комплекс следующих тестов (А. К. Тихомиров, А. А. Еремин, В. Л. Тихомирова, 1983): пистолетик за 20 с, прыжок в длину и высоту с места, бег 30 м с высокого старта подъем туловища из положения лежа на животе за 20 с. Бег 600м,метание мяча

Отбор является важным и необходимым компонентом системы многолетней подготовки атлетов. Он предполагает выбор из определенной группы спортсменов, которые в наибольшей мере соответствуют требованиям данного вида спорта, в процессе многолетней подготовки могут достичь высоких результатов, а в условиях обостренной конкуренции будут демонстрировать высокую надежность и результативность.

Список используемой литературы:

  1. Акимова, Л.Н. Психология спорта: Курс лекций / Л.Н. Акимова. – Одесса: Студия «Него-циант», 2004. – 127 с
  2. Алексеев, А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте / А.В. Алексеев. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 352 с
  3. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов вузов / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - 2-е изд. - М. : Academia, 2004. - 223, [1] с.
  4. Журавлёв, Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена. - М., 2009. - 120 с
  5. Ильин, Е.П. Психология воли. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с
  6. Ильин, Е.П. Психология спорта : [учеб. для студентов вузов] / Е.П. Ильин. - СПб. [и др.] : Питер, 2010. - 351, [1] с. : ил.
  7. Киселёв, Ю. Победи! Размышления и советы психолога спорта. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 328 с
  8. Ложкин, Г.В. Психолог спорта в изменении профессиональной подготовки / Г.В. Ложкин // Практичная психология и социальная работа . – №5. – 2003. – С. 1-3
  9. Общая и спортивная психология. Учебник для высших физкультурных учебных заведений / Под ред. Г.Д. Бабушкина. Омск: СибГУФК, 2004. – 400 с
  10. Полозов, А.А. Модули психологической структуры в спорте/ А.А. Полозов, Н.Н. Поло-зова. - М.: Советский спорт, 2009. - 296 с
  11. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. — 288 с
  12. Психология спорта и физического воспитания: учебник для факультетов физической культуры / под ред. Б.П. Яковлева, Г.Д. Бабушкина. - Сургут: Изд-во ООО "Винчера", 2012. - 577 с.
  13. Психология физической культуры и спорта / под ред. А.В. Родионова. - М.: Изд-во Академия, 2010. - 210 с.
  14. Психология физической культуры и спорта / под ред. Г.Д. Бабушкина, В.Н. Смоленцовой. - Омск: СибГУФК, 2007. - 270 c.
  15. Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. - М., 2010. - 120 с.
  16. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов /Сост. и общая редакция И.П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. — 384 с
  17. Тихвинская Е. О. Психология переживания в спорте / Е.В.Тихвинская. – СПб, 2007. – 238 с.
  18. Уэнсберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.С. Уэнсберг, Д. Го-улд. – К.: Олимпийская лит-ра, 2001. – 335 с

Модуль 1. Психология личности спортсмена, тренера.

Тема: Психология коллектива в ФК и спорте.

Спортивная команда - это всегда спортивная группа. Спортивной группе присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам. Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды.

Социальная среда - сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения - группы. Существуют понятия большие и малые группы:

  • большие - государство, нация, народность, партия и др., выделяемые по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам;
  • малые - небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. Примерами малых групп являются: семья, школьный класс, спортивный коллектив или команда, объединения близких друзей, приятелей и т.д.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов.

Особое место в социально-психологической характеристике групп и коллективов занимают взаимоотношения. Как известно, взаимоотношения бывают: официальные и неофициальные, руководства и подчинения (лидерства), деловые и личные, рациональные и эмоциональные.

Рассмотрим взаимоотношения в группе:

  • официальные отношения возникают на должностной основе;
  • неофициальные - на базе личных или частных взаимоотношений людей;
  • деловые - в связи с совместной работой или по ее поводу;
  • личные складываются между людьми независимо от работы;
  • рациональные - на первом плане знания людей друг о друге и объективные оценки окружающих;
  • эмоциональные - играют ведущую роль субъективные оценки, основанные на личном индивидуальном восприятии человека человеком;
  • отношения руководства - управление группой или ее самоуправление обычно осуществляется через официально назначенных лиц (руководители) и через неофициальных лиц, имеющих высокий статус в группе (лидеры);
  • отношения подчинения - подчинение отдельных членов группы через руководство руководителем или лидером группы.

Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе развития, они бывают относительно безразличными, затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские.

Спортивная группа - это одна из разновидностей малых групп. В состав такой группы входят не менее двух и не более 25 человек, объединенных общими целями спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера, инструктора, судьи. Эта деятельность характеризуется как индивидуальными, так и совместными физическими усилиями, направленными на достижение высоких личных и командных результатов, которые регламентированы временем, полом, возрастом, правилами и нормами.

Следует различать физкультурные и спортивные группы. Каковы их отличия?

Деятельность физкультурных групп, хотя и регламентирована временем занятий, правилами, нормами, физическими усилиями и контролем сверху, не направлена на достижение высоких личных или командных результатов в смысле спортивной компетенции. Физкультурные группы преследуют цель укрепления здоровья, снятия умственной и физической усталости, восстановления психического равновесия и хорошего настроения.

Спортивная группа является сложным в социальном отношении структурным образованием, состоящим из ряда подструктур: ранговой, ролевой, общения, взаимодействия, соподчинения, межличностных отношений по вертикали (тренер - спортсмен) и по горизонтали (спортсмен - спортсмен), сплоченности и согласования. Следует помнить о том, что существуют взаимопроникновения и взаимоотношения между этими подструктурами. Таким образом, структуру спортивной группы можно представить, как сеть относительно упорядоченных и оптимально взаимосвязанных подструктур, каждая из которых, в соответствии с общими законами существования малых групп, делится на формальную и неформальную структуры.

Формальная структура создается в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и требованиям тренера, взаимоотношениям спортсменов. Неформальная структура создается в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря определенной «степени свободы» развития связей в группе, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих интересах и потребностях. Это нерегламентированные, спонтанно возникающие нормы поведения и действия.

Главной особенностью формальной структуры является то, что она способствует объединению индивидов в группу, регулирует частоту контактов, плотность и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной структуры по отношению к неформальной. Нарушение сдерживающей функции характеризуется снижением дисциплинированности, ответственности за свои действия, ухудшением поведения, нарушением субординации. Группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана. Таким образом, преобладание неформальной структуры деятельности над формальной следует считать недопустимым.

Если члены группы строят все свои связи и отношения только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Исключение из отношений между членами группы эмоциональных связей приводит к незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений и в конечном счете к конфликту.

Два типа структур - формальная и неформальная - всегда сосуществуют, образуя единую структурную систему. При этом соотношение структур должно быть оптимальным.

Соответствие формальных и неформальных структур способствует эффективной деятельности группы. Для образования более благоприятного соотношения этих структур необходимо знать основу существования формальной структуры:

  • инструкции, установки, программа деятельности, разработанная тренером, руководством команды, вышестоящими организациями;
  • нормы и правила, формируемые в самой группе в процессе основной деятельности;
  • потребности и мотивы членов группы;
  • потребности и мотивы тренера;
  • требования сложившейся ситуации;
  • перспективные цели и задачи основной деятельности.

Помимо соответствия двух структур существуют еще и такие факторы, как:

  • совместимость, идентичность мышления, мотивация, система ценностей, уровень мастерства, чувство долга, чувство ответственности.

Модуль 2. Спорт и стресс, психологические основы управления в спорте.

Тема: Биоритмы и психическая, физическая активность (работоспособность).

Имея понятия об основных биологических ритмах, можно рассмотреть влияние биологических ритмов на трудоспособность человека.

Окологодовыми называют ритмы, соответствующие смене времен года, т. е, годичные или сезонные, имея в виду, что эти ритмы не отличаются жесткой стабильностью периода. Эти ритмы обусловлены вращением Земли вокруг Солнца. Сезонные ритмы сформировались в ходе естественного отбора и закрепились в естественных структурах организма.

Весна - это довольно трудное время года, весной совершается больше самоубийств, чаще наблюдается депрессия у лиц с неуравновешенной психикой. Осень же является оптимальным сезоном года для человека.

Годовые ритмы свойственны всем физиологическим и психическим функциям. Психическая и мышечная возбудимость у людей выше весной и в начале лета, зимой она значительно ниже. Значительно изменяется обмен веществ, артериальное давление, частота пульса: он становится реже весной и осенью, а учащается зимой и летом.

В окологодовом ритме меняется работоспособность человека осенью она наибольшая. Поэтому для реализации творческих замыслов, бесспорно, хороша осень.

Лето лучше использовать для закаливания, формирования выносливости.

Рассмотрим влияние месячного, недельного и суточного цикла на работоспособность организма человека.

Месячный цикл в отличие от недельного существует объективно в окружающей нас природе.

Все месячные циклы так или иначе связаны с ритмом половой активности. При этом, околомесячные циклы, затрагивающие весь организм, обуславливают большую устойчивость женского организма, так как колебательный режим у особей женского пола тренирует их физиологические системы и функции, делает их более устойчивыми.

Поэтому, желательно, в течение месячного цикла планировать нагрузку на работе, в соответствии, с биологическими ритмами, т.к. в критические дни цикла снижается работоспособность и ухудшается общее самочувствие организма.

В недельных ритмах подчеркнуто выражен социальный (экзогенный) компонент - недельный ритм работы и отдыха, в соответствии с которым изменяются функциональные отправления нашего организма. Недельному биоритму подвержены не только физиологические, но и психические процессы, а точнее целостное протекание тех и других. Вот почему особенно удачным распорядком оказывается тот, когда попеременно усиливается то физическая, то интеллектуальная активность человека. 

Конечно, нельзя жить строго по расписанию, но учитывать особенности каждого дня и, сообразуясь с этим, контролировать себя вполне возможно. Распределяя рабочую нагрузку, учитывайте следующее:

а) не планируйте трудовые подвиги в понедельник. Понедельник - день конфликтов, инфарктов и инсультов;

б) дни активных действий - вторник, среда, четверг;

в) пятница - день спокойной, рутинной работы, не требующей нагрузки и напряжения.

Смена дня и ночи, времени года приводит к тому, что органы человека также ритмично изменяют свою активность. Суточный цикл, один из основных циклов, влияющих на работоспособность человека.

Самочувствие человека во многом зависит от того, насколько режим труда и отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам.

Кроме того, как уже отмечалось выше, стремительно развивающаяся наука биоритмология сегодня делит людей на большие группы в зависимости от того, кто, когда встает и ложится спать. Традиционно эти группы называются по аналогии с птицами, ведущими сходный с людьми образ жизни: "жаворонки", "совы" и "голуби".

Характерные признаки "жаворонка": максимальная работоспособность утром, следование общепринятым нормам, неконфликтность, любовь к спокойствию, неуверенность в себе, наличие психологических проблем. "Жаворонок" - интроверт: замкнут на самом себе.

По характеру жаворонки - консерваторы. Перемена режима работы или стиля жизни протекает для них мучительно, но жаворонки весьма категоричны и уж если на что-то решились - своих решений не меняют. Часто жаворонки бывают тиранами, педантичными и прямолинейными. Тем не менее, жаворонки в деловой среде всегда весьма уважаемы именно за эти качества, плюс за пунктуальность и невиданную работоспособность в течение дня.

"Совы" заметно отличаются от "жаворонков". Пики работоспособности у "сов" выявлены вечером (ночью), они достаточно легко приспосабливаются к изменению режимов, запретные зоны сна сдвинуты на более позднее время. Эти люди легко относятся к удачам и неудачам, не страшатся трудностей, эмоциональных переживаний, их можно отнести к экстравертам - людям, у которых интересы направлены во внешний мир. "Совы" более стрессостойки, хотя и в равных условиях обременены большим букетом болезней.

"Голубями" специалисты называют людей, у которых биоритмы и показатели находятся между показателями "жаворонков" и "сов". У "голубей" пик активности физиологических функций приходится на дневные часы.

Знание собственного физического биоритма (продолжительность 23 дня) должно быть особенно интересно тем, кто занимается физическим трудом в любой форме - профессионально (массажист, танцор, строитель и т. д.) или, например, в спорте. Такие люди лучше ощущают влияние физического биоритма. Как правило, в высшей фазе человек чувствует себя полным сил, выносливым, физическая работа не требует больших затрат энергии, все удается.

Эмоциональный ритм (продолжительность 28 дней) влияет на силу наших чувств, на внутреннее и внешнее восприятие, на интуицию и способность творить. Особенно важным этот биоритм является для тех людей, чьи профессии связаны с общением. В фазе подъема человек более динамичен, склонен видеть в жизни только приятные стороны. Он превращается в оптимиста. Работая в контакте с другими людьми, он добивается хороших результатов, способен сделать много полезного.

Интеллектуальный ритм (продолжительность 33 дня) прежде всего, затрагивает способность работать по плану, используя умственные способности. Это касается логики, ума, обучаемости, способности предвидеть то или иное событие, комбинаторики, внутренней и внешней ориентации - в буквальном смысле "присутствия духа". Учителя, политики, референты, журналисты и писатели хорошо чувствуют "маятник" этого биоритма. Легко себе представить, какой эффект он имеет на стадии подъема: поддержка любой интеллектуальной деятельности, хорошее усваивание учебного материала и информации.

Влияние биоритмов происходит постоянно, они пронизывают нас, придают сил или напрочь лишают энергии. Все три биоритма связаны между собой и с другими факторами (состояние здоровья, возраст, окружающая среда, стресс и т. д.). Взаимосвязь тела, чувств и духа ведет к тому, что воздействие каждого из них нельзя толковать однозначно, с этой точки зрения каждый человек индивидуален.

Модуль 3. Спортивная психодиагностика

Тема: Инструментальная методика измерения общего уровня мотивации.

Мотивацию спортсмена в спортивном клубе, (команде) можно представить в виде трех составляющих, каждая из которых подчинятся определенным закономерностям и проявляется по-своему (табл. 1).

Для эффективной работы в спортивном клубе, (команде) спортсмен должен испытывать желание быть в спортивном клубе, (команде), выполнять свою работу и стараться выполнять работу лучше.

Таблица 1

Составляющие

Закономерность

Проявление

1.

Желание быть в спортивном клубе, (команде)

Экономическая

Текучесть спортсменов в спортивном клубе, (команде)

2.

Желание делать свою работу

Организационная

Результативность

3.

Желание делать работу лучше

Когнитивная (Познавательная)

Инновации и качество

Конечно, опыт менеджеров, тренеров и постоянный контакт со спортсменами дает более богатую информацию о мотивации спортсменов, но далеко не объективную, и вопросы состояния спортсменов и происходящих с ними процессами остаются открытыми, не говоря об оценке эффективности принятых решений и их влияние на человеческий потенциал спортивном клуба, (команды). Поэтому возникают неразрешимые дилеммы: повышать зарплату или покупать новый инвентарь; обучать своих спортсменов или нанимать профессионалов и т. п.

Существует несколько подходов к измерению и оценке мотивации:

  • по поведению;
  • по результату;
  • по восприятию;
  • тестирование;
  • по косвенным показателям.

  • По поведению (Инструменты: Наблюдение, Опрос, Анализ)

Мотивацию можно оценить посредством наблюдения за поведением спортсменов. В частности, мотивация проявляется в поведении через усилия, старания, настойчивость, добросовестность и направленность действий спортсменов, что можно представить в виде формулы, где мотивация рассматривается как векторная величина.

Мотивация  М У, С, Н, Д, НД

Подобную оценку характеристик поведения спортсмена, команды может дать тренер или опрос непосредственного окружения.

  • По результату (Инструменты: Наблюдение, Анализ)

Мотивация может быть измерена по получаемому результату, который зависит от ясности цели, мотивации спортсмена, его способностей, наличия инвентаря, тренировочной базы, организации тренировочного процесса.

Результат = f (Цель, Мотивация, Способности, Инвентарь, Организация)

В этом случае возникают две задачи: измерение результата, что, так или иначе, решается в организации и оценка измерения других переменных и их влияние на результат.

  • По восприятию (Инструменты: Наблюдение, Анализ)

Мотивация отражается в том, чему человек уделяет внимание, что запоминает и о чем говорит. Согласно Р. Хакману, внутренняя мотивация работой возникает, когда человек знает результат своей работы, ощущает ответственность и понимает смысл выполняемой работы, что можно представить следующей формулой.

Мотивация = f (знание результата, ощущение ответственности, понимание смысла)

Восприятие некоторых факторов и их наличие в характеристике работы спортсмена свидетельствует об определенных состояниях, которые формируют у него мотивационное поведение.

  • Тестирование (Инструменты: Тестирование, Анализ)

Мотивация может быть определена путем тестирования спортсмена, что можно представить следующей формулой.

Тест = ∫ (черта характера, мотивация, эмоциональное состояние)

Но результаты тестов, как правило, показывают вместе с мотивацией черты личности и эмоциональное состояние человека, что делает определение и измерение самой мотивации затруднительным.

  • По косвенным показателям (Инструменты: Наблюдение, Анализ)

Мотивация может быть определена и по косвенным показателям. Так мы видим обратную пропорцию:

Мотивация  Удовлетворение работой спортсмена в спортивном клубе, (команде)  1 / (текучесть в спортивном клубе, (команде)

Вывод:

Человек — система очень сложная, и простых рецептов в области мотивации и стимулирования нет и быть не может. Для получения практических результатов имеет значение не столько количество используемых инструментов, сколько правильная постановка целей исследования, понимание, каким образом будут использоваться результаты. Важно понять сложность «объекта исследования» — мотивации, учитывать множество показателей и данных, полученных как с помощью тестов, так и в результате практического наблюдения, анализа деятельности и результатов.

Модуль 1. Психология личности спортсмена, тренера.

Тема: Психология коллектива в ФК и спорте.

В самой сущности спортивного коллектива заложено:

  • стремление
  • постоянно совершенствовать формы организации и деятельности,
  • непрерывно двигаться вперед,
  • видеть поступательное развитие спорта,
  • намечать и решать все новые и лучшие задачи.

Для спортивного коллектива характерно вовлечение всех своих членов в активную работу по решению общих его задач. Это могут быть конкретные вопросы методики повышения спортивного мастерства, технического и тактического совершенствования членов коллектива, поддержание на высоком уровне достигнутого положения среди других коллективов и др.

Наряду с этим коллектив ставит перед собой также цели и задачи, направленные на общее развитие того или иного вида спорта: не только применение уже известных средств и методов тренировки, но и проверку их на опыте, развитие и совершенствование.

В состав спортивного коллектива входят не только спортсмены, но и тренеры, врачи, массажисты, научные и технические сотрудники. Без их участия в общей работе коллектив не может развиваться нормально.

Особенности спортивного коллектива находят свое отражение и в его организационной структуре. Формы такой организации различны, но при всем их многообразии у них есть некоторые общие черты.

В ряде коллективов в связи с их особенностями избирают представителя команды, который обязан руководить работой коллектива и представлять его в других организациях.

В спортивном коллективе:

  • господствует дух высокой взаимной требовательности;
  • глубокого уважения к личности каждого члена коллектива.
  • личные интересы его членов совпадают с общими интересами коллектива.

Члены коллектива испытывают чувство гордости за свой коллектив, выражающееся в стремлении быть активным участником его деятельности.

Характерными чертами отличается и общий стиль жизни и деятельности спортивного коллектива. В нем нет места упадочническим настроениям даже в исключительно трудных случаях жизни.

Спортивный коллектив отличает здоровый оптимизм, выражающийся в радостных чувствах и настроениях, связанных с участием в общей деятельности коллектива, творческом подъеме, крепкой дружбе между членами коллектива.

Модуль 3. Спортивная психодиагностика

Тема: Инструментальная методика измерения общего уровня мотивации.

Здесь предложена мотивационная модель, в которой выделяются три уровня проявления мотивации. Параметрами являются как оценки спортсменов, так и достижение конкретных измеряемых результатов. связанные тренировочным процессом и повышением эффективности тренировки.

Методы и инструменты оценки.

Уровень воззрений. Люди имеют собственное представление, о своих побуждениях. На этом уровне фиксируются субъективные мнения, суждения и оценки спортсменов. Оцениваться может как мотивация в целом, так и её отдельные аспекты.

Главное, что нас интересует на этом уровне (при любых способах оценки) – эмоциональное состояние спортсменов, интерес, внимание, их оценка мотивационных факторов (отношения в коллективе, команде оплата труда, профессиональное развитие).

Инструменты. Для получения обратной связи можно использовать - анкетирование, тестирование, тематические опросники.

Уровень действий. Так как речь идет о спортивной мотивации, то можно обозначить ее как желание, либо нежелание выполнять определенные нормы, стандарты. Поэтому на данном уровне важно оценить насколько действия соответствуют стандартам в рамках профессиональной деятельности, следует также учитывать, выполняются они под чутким тренера, либо по собственной инициативе.

Инструменты. Для получения данных выполнения установленных стандартов можно использовать неформальные методы, например, видеонаблюдение.

Уровень продуктивности. Организация вкладывает деньги в развитие мотивации своих сотрудников для того, чтобы: повысить результаты на соревнованиях.

Оценить влияние результатов мотивации на повышение результатов на соревнованиях в целом можно по различным направлениям: набор новых учеников (маркетинговые показатели); внутренние аспекты (усовершенствование тренировочного процесса); обучение (инновации, стремление к личностному росту).

Инструменты. Для проведения такой формы оценки, можно использовать такие показатели как – анализ рекламных компаний; повышение уровня спортивного мастерства спортсмена; снижение жалоб спортсменов на отсутствие инвентаря и тренировочной базы; ухода спортсмена в другой клуб; и т. д.

Итак, по мере продвижения с первого на третий уровень, процесс оценки становится все более сложным и затратным – с точки зрения и временных затрат, и финансовых. Тем не менее, его результаты исключительно важны. Чаще всего эффективность мотивации спортсменов оценивается только на первом уровне. Это наиболее простой вид оценки, предоставляющий наименее ценную информацию. Измерение результатов с первого по третий уровень дает объективную оценку мотивационного воздействия.

Вывод:

Человек — система очень сложная, и простых рецептов в области мотивации и стимулирования нет и быть не может. Для получения практических результатов имеет значение не столько количество используемых инструментов, сколько правильная постановка целей исследования, понимание, каким образом будут использоваться результаты. Важно понять сложность «объекта исследования» — мотивации, учитывать множество показателей и данных, полученных как с помощью тестов, так и в результате практического наблюдения, анализа деятельности и результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья"

В игре моделируются процессы распределения доходов семьи по основным статьям бюджета, сведения баланса доходной и расходной части семейного бюджета.Цель игры:   Ознакомить участников со структуро...

Человечество в эпоху глобализации

Тема : Глобализация и глобальные проблемыВ архиве план урока + презентацияВ ходе урока объясняется содержание понятий «мировое сообщество», «глобализация», «глобальные проблемы», учащиеся узнают о хар...

Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое ...

Деловая игра «Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья".

Данный урок знакомит обучающихся с рациональным потребительским  бюджетом  семьи и учит составлению баланса доходов и расходов....

Эссе «Языки и культуры в эпоху глобализации: новый взгляд на Вавилонскую башню»

Эссе было написано в рамках самообразования при обучении на онлайн-курсах....

Формирование навыков решения коммуникативной задачи и выработки индивидуального алгоритма принятия решения (problem-solving technique) в рамках технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности

Данная методическая разработка на примере конкретного урока рассмативает основные приемы формирования навыков решения коммуникативной задачи учащимися и выработки ими индивидуального алгорит...

Выступление на конференции по теме "Социальные аспекты изучения ИЯ в эпоху глобализации образования"

В статье автор делится опытом по использованию на занятиях  потенциала кино и видео...